Взаимное согласие предполагает взаимные усилия

В любой ситуации, где один человек помогает другому, неизбежно образуется временное неравенство сил. Од­нако человек, которому помогают, каким бы беспомощ­ным он ни казался, всегда имеет возможность участво­вать в собственном спасении тем или иным путем. В те­рапии, для того чтобы помощь оказалась эффективной, клиент должен содействовать движению вперед всеми своими силами. Например, знакомый нам мистер Джонс взял на себя обязательства приходить на встречи вовре­мя и трезвым, включаться в работу, выполнять домашние задания (см. «Домашнее задание») — в общем, он обязал­ся вносить свой вклад в процесс наравне в терапевтом. Если он перестанет в нем участвовать, усилие переста­нет быть взаимным и терапия превратится в игру «Спа­сение». То же верно для любой ситуации, в которой один человек оказывает помощь другому, даже для тех случа­ев, когда жертва кажется абсолютно беспомощной. Возьмем, к примеру, человека, которого переехала машина и который тяжело ранен. Пока он лежит без сознания он, конечно, не может внести вклад в свое излечение на­равне с водителем «скорой помощи», фельдшером, сест­рами и т. д., но, как только ему станет лучше, он тоже смо­жет участвовать в лечении, а если он так не поступит лечение станет односто-ронним процессом помощи, то есть спасением.

Вознаграждение

Так как помогающее лицо вкладывает свои силы и вре­мя, чтобы избежать ситуации спасения, лицо, которому помогают, должно что-то отдать взамен. Юристы назы­вают это вознаграждением.

В любом договоре указывается необходимость возна­граждения или взаимного удовлетворения. В ситуации терапии это значит, что как терапевт, так и клиент извле­кают некую выгоду из совместной работы, причем вид этой выгоды можно оговорить заранее. Выгода, которую получает клиент от терапевта, — это квалифицированная помощь в избавлении от указанного в договоре симпто­ма. Перед началом лечения терапевт и клиент описыва­ют проблему, над которой будет идти работа, в терминах наблюдаемого поведения, и если на определенном этапе терапевт, клиент и большинство членов группы подтвер­ждают, что описанное поведение исчезло и больше не по­является, значит, терапевт выполнил свою часть работы. Обратите внимание, что без точного определения про­блемы невозможно узнать, была ли работа терапевта эф­фективной. Вознаграждение со стороны клиента мо­жет варьироваться. Рассмотрим пример, но на этот раз не терапевтического договора, а договора об обучении.

Мистер Смит — превосходный пианист. Чарли прихо­дит к мистеру Смиту и просит научить его играть на фор­тепиано. Мистер Смит может назначить цену в три дол­лара за часовой урок, а может учить Чарли за то, что тот будет работать у него в саду. Мистеру Смиту раньше да­вал уроки другой пианист, который понял, что Смит очень талантлив, и согласился учить его бесплатно. При этом он дал понять, что хочет, чтобы данные им знания позже были переданы другому молодому дарованию. Поэтому мистер Смит может учить Чарли за то, что его учитель в свое время учил его бесплатно. Мистер Смит также может учить Чарли в обмен на преимущества, ко­торые ему дает их общение: удовольствие от самого про­цесса преподавания, удовольствие от общения с Чарли (так как он талантливый молодой человек или по причи­не каких-то других свойств его характера, приятных ми­стеру Смиту). Чарли, со своей стороны, в обмен на уроки музыки может чему-либо научить мистера Смита.

Любые альтернативные варианты вознаграждения допустимы, если они устраивают обе договаривающиеся стороны. Когда вознаграждение не имеет места, ситуация превращается в игру «Спасение».

Наиболее распространенное вознаграждение за про­веденную терапию — это оговоренная заранее сумма де­нег. Однако любой из приведенных выше вариантов воз­награждения также является возможным для терапевти­ческого договора.

Вопрос правомочности

Способность заключать терапевтический договор огра­ничена в следующих случаях.

1. Несовершеннолетние. По закону несовершеннолетние не имеют права подписывать договор, поэтому лучше, если контракт подпишет, например, и сам подросток, и его родители. Это необходимо, так как родители по той или иной причине могут решить прервать тера­пию — особенно если в поведении ребенка произошли заметные изменения. Часто решение оправдывается тем, что «ребенку стало хуже, а не лучше». Истинная же причина в том, что человек на определенном этапе терапии освобождается от действия родительских за­претов и предписаний, которые вредили ему, и эта «неуправляемость» воспринимается родителями как негативный эффект терапии. Таким образом, когда речь идет о несовершеннолетнем пациенте, ему следу­ет подписать терапевтический контракт наравне с ро­дителями. Указанную же трудность можно решить если заранее оговорить, что терапия может быть пре­рвана только в том случае, если между родителями и самим несовершеннолетним достигнуто согласие по этому вопросу.

2.Недееспособность. Лица, чьи умственные способности нарушены настолько, что они не в состоянии осознать смысл и последствия заключения терапевтического договора, не могут заключать такой контракт и, следо­вательно, пользоваться видами терапии, требующими заключения такого договора. Лица, которые не распо­лагают мало-мальски полноценной взрослой частью (в состоянии острого психотического приступа или с большим отставанием в психическом развитии), так­же включаются в данную группу.

3.Лица в состоянии алкогольной или другой интоксика­ции. Лица в состоянии интоксикации, то есть лица, чья взрослая часть в результате воздействия веществ, из­меняющих сознание, стала не способна к достижению терапев-тического соглашения, являются подгруппой недееспособных лиц. Контракт, заключенный лицом в таком состоянии, является недействительным; и лю­бое лицо, которое находится под воздействием алко­голя, транквилизаторов, стимуляторов и т. д., не мо­жет заключать терапевтический договор, пока не вер­нется в «трезвое» состояние.

Однако лица, которые не могут по тем или иным при­чинам заключить терапевтический контракт, могут воспользоваться другими формами терапии, не требующи­ми заключения специального договора. Названные усло­вия применимы только к контрактной форме терапии, которая является всего лишь одной из разновидностей помощи людям, которые хотят облегчить свою жизнь.

Вопрос законности

Ни сам терапевтический договор, ни вознаграждение не должны нарушать существующие законы, наносить ущерб общественному благу или нравам. Это ограничение ред­ко применяется на практике, но о нем не следует забы­вать, имея дело с лицом, которое использует запрещен­ные законом наркотики или находится не в ладах с зако­ном.

Транзактный анализ сценариев не может быть эффек­тивным без заключения соответствующего договора, так как одностороннее терапевтическое воздействие проти­воречит принципам транзактного анализа, изложенным во «Введении». Наличие (отсутствие) договора — глав­ный признак, который отличает транзактный анализ от других форм терапии, особенно от психоанализа, где до­говор хотя и применяется, но по содержанию в корне от­личается от описанного выше, так как, в частности, свя­зывает обязательствами клиента, но не аналитика.

Наши рекомендации