Трагические и банальные отношения
Трагические отношения, как и трагические сценарии, не так часты. Наиболее распространенный трагический сценарий отношений — «Ромео и Джульетта»: семьи влюбленных не дают им вступить в брак по расовым, религиозным или политическим причинам. Другой трагический сценарий отношений — «Отелло»: Отелло верит наговорам Яго на свою жену, Дездемону, и может даже убить ее. Мужчина отталкивает женщину, которую любит, чтобы удовлет-ворить людей, которые ее ненавидят.
«Одиссей (Улисс) и Пенелопа» на деле является сценарием не-отношений со стороны Одиссея, если только он не решит, что ему лучше жить дома, а не скитаться. Для Пенелопы ожидание мужа — разрушительный опыт. Такое течение характерно для отношений моряков, профессиональных военных, политиков и врачей с их женами.
Мужчина, который пользуется женщиной, которая любит его, и издевается над ней, или наоборот — односторонняя трагедия, но не такая уж и редкая. В своей книге «Секс в человеческой любви» Эрик Берн называет следующие типы браков: А, Н, I, О, S, V, X и Y. Все восемь названных разновидностей брака напоминают банальные сценарии.
«В случае "А" брак начинается как вынужденный, как средство для чего-то. Партнеры далеки друг от друга, но вскоре находят определенную общую связь, например родившегося ребенка. Это представлено горизонтальной чертой буквы "А". С течением времени они становятся все ближе и наконец сходятся, и заботы их становятся общими. Это представлено вершиной буквы "А".
Брак "Н" начинается подобным же образом, но партнеры так и не становятся ближе друг к другу, и брак поддерживается единственной связью. Во всем остальном партнеры движутся так, как они двигались до брака.
Брак "I" от начала до конца проходит в условиях, когда пара слита в нечто единое.
Брак "О" вертится и вертится по кругу, никогда ни к чему не приходя, повторяя те же шаблоны, пока не превращается из-за смерти или из-за развода.
Брак "S" блуждает кругом в поисках счастья и наконец приходит к точке несколько выше и правее той он начинался, но никогда не идет дальше этого. Это вызывает у партнеров разочарование и раздражение, делая их хорошими кандидатами для психотерапии, поскольку в этом браке есть много такого, из-за чего они не хотят развода.
Брак "У" начинается с близости партнеров, но они сразу же начинают расходиться, может быть, после медового месяца или даже после первой ночи.
Брак "X" начинается как "А", затем в некоторой точке возникает единственный момент блаженства. Партнеры ждут его повторения, но он никогда не возвращается вновь, и они вскоре начинают отдаляться друг от друга.
Брак "У" начинается хорошо, но трудности множатся, и постепенно каждый находит собственные отдельные интересы и идет своей дорогой»[16].
Отношения между мужчиной и мужчиной, когда партнеры сначала любят друг друга как братья, а потом ссорятся и убивают друг друга, — частое явление. В отношения может быть включено и третье лицо, которое становится причиной трагического исхода. Отношения двух женщин могут сложиться в соответствии с тем же сценарием (при участии мужчины в качестве третьего лица). Однако значительно чаще встречаются повседневные неудачи в отношениях между родителями и детьми, мужчинами и женщинами, женщинами и женщинами, мужчинами и мужчинами. Мне в большей степени знакомы отношения мужчин и женщин, поэтому я собираюсь говорить о них, хотя другие разновидности отношений тоже, несомненно, заслуживают изучения.
Три врага любви
На мой взгляд, три самые большие опасности, которые угрожают близким отношениям между мужчиной и жениной, — это сексизм, игра в спасение и силовые игры.
Сексизм
Сексизм — это предрассудок, основанный на факте половой принадлежности человека, который часто (хотя и не всегда) предполагает превосходство мужского пола над женским. Даже когда этот предрассудок не дает привилегий мужчине, он вредит отношениям (гл. 13).
В любом случае я хочу повторить то, что уже было сказано в этой книге. И мужчинам, и женщинам в детстве даются предписания и запреты, которые формируют половую роль, разрушительную для душевного здоровья и развития личности (у женщин в большей степени, чем у мужчин). Кроме того, сценарий, соответствующий роли, препятствует построению близких отношений между мужчиной и женщиной.
Конечно, миф о различии между мужчиной и женщиной содержит зерно истины: мы отличаемся строением гениталий, мы отличаемся физической силой, размерами тела и, возможно, эмоциональными особенностями, связанными с различием биохимического (гормонального) фона. Тем не менее эти различия не оправдывают ограничений, которые накладывает на мужчин и женщин наше сексистское общество.