Три основных жизненных сценария

Чтобы разработать стратегию изменения, необходимо не только знать, из чего состоит сценарий, но и верно соот­нести сценарий пациента с одной из трех возможных раз­новидностей сценариев.

Жизненный путь человека искажается сценарным про­граммированием в трех отношениях. За то время, что я работаю психотерапевтом, я обнаружил, что все эмоцио­нальные нарушения можно разделить на три группы «случаев»: несчастливые люди либо страдают от депрес­сии, которая может довести их до самоубийства, либо «сходят с ума», либо у них формируется зависимость от одного из наркотических веществ. Поэтому я назвал три основных жизненных сценария, соответствующих этим нарушениям, — «Отсутствие любви», «Безумие» и «Без­радостность», или «Без любви», «Без разума» и «Без ра­дости».

Депрессия, или Сценарий «Без любви»

Огромное количество людей в этой стране находятся в постоянном безуспешном поиске близких отношений. С этой трудностью чаще сталкиваются женщины, что происходит по нескольким причинам: женщины более чувствительны к наличию (отсутствию) любви в их жиз­ни и потому хуже переносят одиночество и неудовлетво­рительные отношения. Недостаток необходимых погла­живаний, затем хронический голод по поглаживаниям, который завершается самоубийством, глубочайшей де­прессией или крайней ее формой (кататонией) — вот зна­комый многим путь страдания. Сценарий «Без любви» формируется в результате усвоения режима экономии поглаживаний, то есть набора запретов, ограничивающих свободный обмен поглаживаниями между людьми. Эко­номия поглаживаний подавляет у ребенка естественную способность любить и не дает ему развивать навыки близ­кого общения. Она обычно ведет к депрессии с домини­рующим чувством «меня никто не любит» или «я не до­стоин любви».

Сумасшествие, или Сценарий «Без разума»

Другая большая группа людей живет с постоянным стра­хом сойти с ума, и, если верить статистике, 1 % из них уже госпитализированы. В каждом городе есть своя психи­атрическая больница: в Энн Арбор — Ипсиланти, в Нью-Йорке — Бельвю, в Сан-Франциско — Напа и Эгнью, в Ме­хико — Ла Кастанеда и т. д. Страхом сумасшествия стра­дают больше людей, чем кажется; очень многих преследует образ местного «желтого дома», в который их отвезут, если они потеряют контроль над собой.

Сумасшествие — это крайнее выражение сценария «Без разума». Неспособность справиться с жизнью, чув­ство беспомощности — то, что в быту называется отсут­ствием силы воли, леностью, незнанием того, чего хо­чешь, легкомыслием, глупостью или сумасшествием, — формируются «благодаря» полученным в детстве запре­там мыслить и познавать мир. Взрослые учат ребенка не использовать свою взрослую часть, тем самым заклады­вая основу для сценария «Без разума»; причем основным их орудием является обесценивающая транзакция, или игнорирование.

Пристрастие к наркотическим веществам, или

Сценарий «Без радости»

Большинство жителей Америки имеют в той или иной форме пристрастие к наркотическим веществам. Я не имею в виду такие очевидные и разрушительные формы зависимости, как алкоголизм и зависимость от героина. Я имею в виду менее заметную и гораздо более распро­страненную привычку использовать химические веще­ства для того, чтобы вызвать желаемые телесные ощу­щения. Использование химических веществ для дости­жения телесного комфорта включает употребление кофе, курение, прием аспирина, конечно же, барбитуратов, амфетаминов и седативных препаратов, а также многих других веществ, изменяющих телесные ощущения. По их вине уже в детстве люди теряют контакт со своим телом и перестают чувствовать, что для него хорошо или плохо.

Когда болит голова, мы не спрашиваем себя, почему она болит, какое вредоносное воздействие вызвало го­ловную боль. Мы спрашиваем, где аспирин. На этом сте­реотипе основаны все проявления бытовой наркомании.

Люди не задаются вопросом, почему, придя домой с работы, они чувствуют потребность выпить, почему для того, чтобы заснуть, им нужно принять таблетку и поче­му для того, чтобы проснуться, им нужно принять другую таблетку. Если бы они задумались об этом, оставаясь при этом в контакте со своими телесными ощущениями, от­вет пришел бы сам собой. Вместо этого с малых лет нас учат игнорировать свои телесные ощущения, как прият­ные, так и неприятные. От неприятных телесных ощуще­ний избавляются с помощью медикаментов или терпят их, если нужное лекарство в данный момент недоступно. При­ятные телесные ощущения также искореняются. Взрос­лыми прилагается значительное давление, чтобы не дать детям переживать полноту телесного бытия. В результа­те многие люди не понимают, что они чувствуют, их тело отчуждено от своего Центра, они не владеют своим фи­зическим Я, а их жизнь безрадостна.

Большинство «цивилизованных» людей не ощущают ни боли, ни радости, которую могло бы доставить им тело. Крайняя степень отчуждения от своего тела — при­страстие к наркотикам, но обычные, не страдающие нар­команией люди (особенно мужчины) подвержены ему ничуть не меньше. Они не чувствуют ни любви, ни экста­за, они не умеют плакать, не в состоянии ненавидеть. Вся их жизнь проходит у них в голове. Голова считается цен­тром человеческого существа, умным компьютером, ко­торый управляет глупым телом. Тело рассматривается только в качестве машины, его предназначением счита­ется работа (или исполнение других приказов головы). Чувства, приятные или неприятные, считаются препят­ствием для его нормального функционирования.

Эти три жизненных сценария — «Без любви», «Без разума» и «Без радости» в крайнем варианте соответ­ственно проявляются как депрессия с кататонией, сума­сшествие и наркозависимость. Однако «умеренные» про­явления этих сценариев встречаются сплошь и рядом: хронические неудачи в любви, одинокая жизнь в каче­стве холостяка (старой девы); нечувствительность, не­способность и дня прожить без кофе, сигарет и спиртно­го; хронические кризисы от неспособности справиться с обыденными проблемами. Один человек может одновре­менно страдать от банальных проявлений сценариев «Без любви» и «Без радости», или «Без любви» и «Без разума», или от всех трех.

Каждый из этих сценариев, подавляющих естествен­ность, основан на специфических запретах и предписани­ях, наложенных на детей их родителями. К счастью, свой сценарий можно «вычислить», понять, откуда он взялся,

и избавиться от него в процессе групповой психотерапии (см. гл. 22-24).

В жизни каждого есть элементы всех сценариев, но проявляются они в разной степени. Вместе с тем у каж­дого есть шанс преодолеть родительские запреты и пред­писания и изменить свое решение, которое когда-то огра­ничило его способность любить, способность полностью переживать ощущения своего тела и способность эффек­тивно взаимодействовать с миром, то есть освободиться от власти вредоносного сценария.

Наши рекомендации