В пункте 5 раздела II Стратегии указано о принятии программ, предусматривающих «приоритет ответственного родительства».
Внедрением в обществе неадекватных установок «ответственного родительства» занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В исследовании, проведенном по заказу этого Фонда, «Родителями становятся? Ответственное родительство» (2015)[25] сообщается: «Целесообразно разработать систему показателей, позволяющую диагностировать ситуацию в семье, состояние детско-родительских отношений. Как полагают эксперты, подобная диагностика может и должна включать в себя а) уровень материальной обеспеченности семьи, ее экономический и потребительский статус, б) степень напряжения в отношениях между родителями и детьми и в) частоту использования родителями физических наказаний»[26].
Таким образом, главным признаком «ответственного родительства», по Фонду, является материальная составляющая.
Какой процент родителей окажется безответственным также можно понять из данного «исследования». В нем приведены угрожающие цифры доли безответственных родителей, предложенные неизвестными общественности экспертами: «Наверное, можно назвать процентов 30–40 безответственными смело…» (Санкт-Петербург); «Мне кажется, 50 на 50. Я не склонна как-то особо драматизировать ситуацию…» (Ростов-на-Дону)». «Я думаю, что процентов 30 ближе к ответственным родителям. Но 70% – безответственные» (Иваново)».
Что касается законодательной сферы, Закон «Об ответственном родительстве» в пилотном порядке принят в Якутии. Этот закон следует оценить как антиконституционный.
В законе сказано: «Ответственное родительство – … создание условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться» (статья 2 закона). Обращает на себя внимание копирование неопределенного положения о «полной мере развития» ребенка с Рекомендаций КМ СЕ № 19 (2006) о политике в поддержку позитивного воспитания детей.
Якутский закон фиксирует широчайший и неопределенный круг обязанностей родителей, многие их которых относятся к сфере внутрисемейных неправовых отношений, представляют собой вопросы морального выбора родителей.
Так, пункт 5 статьи 6 Закона Якутии «Об ответственном родительстве» гласит: «Родители обязаны создать условия для жизни ребенка и воспитывать его в духе этнопедагогики, семейных традиций, уважения к традициям и обычаям предков, родному языку и культуре; учить бережному отношению к государственной, муниципальной и частной собственности, прививать уважение к правам, свободе и достоинству других людей, гуманное отношение к природе и всему живому, терпимости; научить его управлять своими поступками и критически их оценивать; формировать законопослушное поведение».
(1) Что такое этнопедагогика? Каждый ли родитель имеет представление об этом, чтобы его обязывать юридически к воспитанию «в духе этнопедагогики»? Ведь неисполнение юридической обязанности влечет применение санкций. А если родитель планирует воспитывать ребенка в духе «иной педагогики», нарушает ли он закон? Исходя из текста закона – да.
(2) Что значит «родитель обязан научить ребенка управлять поступками»? Если ребенок позволяет себе хамские действия по отношению к учителям, значит, родитель «не исполнил свою обязанность по наущению ребенка управлению поступками»? Исходя из текста закона – да.
(3) Что включает в себя обязанность «научить ребенка критически оценивать свои поступки»? Если ребенок не признает свою вину в конфликте с учителем, значит ли это, что родитель не исполнил свою обязанность? Вновь – да.
Подобные вопросы можно множить бесконечно. В принципе внедрение в закон конструкции «ответственного» родительства противоречит Конституции РФ и Семейному кодексу РФ.
Даже если признать допустимым включение в законодательство неопределенного понятия «родительство» (такого слова нет в русском языке), некорректным является введение в законодательное поле понятия «ответственное» родительство.
Понятие «родителя» по российскому законодательству тесно связано лишь с одним фактом – фактом происхождения детей от родителей (статья 47 Семейного кодекса РФ). По статье 17 ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» «отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями …».
Федеральный законодатель не делит родителей на «ответственных» и «безответственных». Вместе с тем, включение в закон конструкции «ответственное родительство» означает, что лица, которые ведут себя с отклонением от широкого спектра обязанностей, предусмотренных Законом Якутии, признаются «безответственными» родителями. Такой подход приведет к клеймению родителей терминами унижающего характера («безответственный»), что (1) предполагает дискриминационное отношение к родителям, которые иначе смотрят на воспитание, чем якутский законодатель, (2) является способом унижения человека, и, соответственно, нарушением части 1 статьи. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Законы должны регулировать правоотношения через установление мер «ответственности» за конкретные правонарушения субъектов права, а не через фиксацию сущностных характеристик субъектов.
К сожалению, аналогичный нормативный акт разрабатывается теперь в Бурятии, и согласно сообщениям, готовится внесение подобного законопроекта на федеральном уровне[27].
9. В соответствии с пунктом 5 раздела II Стратегии запланированы акции, пропагандирующие «нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания детей».
Для этого «Фонд поддержки детей…» проводил конкурсы, победителями в которых стали плакаты «Мама, я тебя боюсь», «Папа, я тебя боюсь»[28], психологически настраивающие детей против родителей.
Истинные цели борьбы «Фонда поддержки детей…» с «насилием» очевидны из книги «Родителями становятся?..»[29]:
- «Мужчины готовы наказывать за грубость, невоздержанность ребенка по отношению к самому родителю, чаще, чем женщины. Можно предположить, что реакция мужчин формируется под влиянием остаточных влияний патриархального комплекса: мужчина – глава семьи,дети не имеют права быть с ним неуважительным».
Итак, наши российские традиции по уважению отца – это «комплекс» неполноценности.
- Трехпоколенные семьи нужно рассматривать «как проблемные, с точки зрения наследования семейной культуры. В семьях этого типа наблюдается прямая трансмиссия семейных ценностей напрямую от поколения «бабушек» поколениям внуков и, вследствие этого, консервация многих из практик, которые осуждаются современным обществом».
Итак, семьи с бабушками и дедушками «опасны» из-за сохранения традиций.
- «Немаловажную роль играет культура, в которой лояльность в отношении физических воздействий, приемлемость и нормированность подобных воспитательных методов соседствует с иерархизированностью детско-родительских отношений. Подобный культурный комплекс делает допустимым в отношении детей ряд действий и поступков, неприемлемых по отношению к взрослым».
Вот цель - отменить всякую иерархию в семье, а также семейные традиции России карательными методами.