Другие расаройства личности и влечений
■ Нарциссическая личность(F60.8) (в отечественной психиатрии — вариант истерической психопатии с псевдологией — лживостью). Отличается от истерической личности тем, что не способна любить близких и заботиться о них. Нарцисс постоянно демонстрирует свое превосходство над «простыми смертными», безразличие к интересам и чувствам окружающих, воспринимая их лишь как апплодирующую публику. Такие люди нуждаются в восхищении и из-за этого производят впечатление зависимых, но на самом деле совершенно не способны зависеть от кого-то из-за своего глубокого недоверия и презрения к людям. Страсть к саморазрушению у нарцисса обычно скрыта или маскируется высшими, альтруистическими мотивами. При жизненных неудачах у них возможны расстройства настроения, кратковременные психозы, психосоматические расстройства с «уходом в болезнь» и зависимость от психоактивных веществ. ,
В раннем детстве у подобных пациентов отмечается недостаток материнской заботы, неприятие или утрата. В психодинамике основное значение имеет дихотомия — чувство собственной значительности/ранимость. Всемогущество защищает от страха, примитивной агрессии и переживания зависти. Убежденность в своей избранности и масштабности (хотя бы в постановке грандиозных целей или безмерного хвастовства) компенсирует скрытое чувство собственной неполноценности и трудности в формировании значимых привязанностей.
Г. Аммон (2000) выделяет деструктивный нарциссизм, который проявляется вовне как аутизм, изоляция, неспособность к контак-
там и отношениям, а изнутри — в виде бредовых идей, галлюцинаций, психосоматики. Дефицитарный нарциссизм характеризуется пониженной самооценкой, самоотверженностью и пуризмом (моральной чистотой).
Терапевтическая помощь включает индивидуальную психотерапию, поддерживающую или ориентированную на формирование адекватной самооценки; полезны ролевые игры, направленные на тренинг обратной связи и эмпатии; в тяжелых случаях необходима терапия средой. Важно сохранять самоуважение пациента, которое может пострадать от вмешательства терапевта, подчеркивать его права, избегать соперничества, обнадеживать. Когнитивная терапия фокусируется на коррекции следующих установок:
1) я особенный, уникальный, заслуживаю особых правил;
2) они восхищаются, соблазняемые;
3) я лучше других; люди должны служить мне или восхищаться мною; они не имеют права отрицать мои достоинства;
4) основная стратегия поведения — манипуляции.
Пассивно-агрессивная личность(F60.8) характеризуется стремлением к постоянным спорам и возражениям, откладыванием дел недолгий срок, упрямством и непродуктивностью. Когда скрытая агрессия становится неоправданной — например, в случае успеха в работе, — они теряются и испытывают выраженную тревогу. Часты жалобы на непонимание или недооценку окружающими, угрюмость, беспричинная критика по отношению к авторитетным лицам или презрение к ним, выраженная зависть или злоба к тому, кто более удачлив. Отмечается склонность к преувеличению своих неприятностей и постоянные жалобы на свои несчастья, чередование непокорности и раскаяния. Им трудно угодить, поскольку они говорят о своих желаниях намеками и чаще в форме запоздалых упреков, что их не угадали. Такие люди постоянно недовольны теми, от которых зависят, но претензии предпочитают высказывать за их спиной и не могут сформулировать свои пожелания позитивно. Негативные реакции окружающих на их поведение замыкают порочный круг. Большинство подобных больных со временем теряют работу. Данное расстройство часто осложняется депрессией, алкоголизмом, психосоматическими болезнями. Больные часто высказывают суицидальные угрозы и предпринимают демонстративно-шантажные попытки самоубийства.
Терапия. Проводится когнитивная терапия, направленная на осознание больным скрытой мотивации и социальных последствий
его неадаптивного поведения. Терапевтическими мишенями служат следующие установки:
1) я некомпетентный, самодостаточный, уязвим к контролю и вмешательству;
2) другие люди назойливые, требующие, вмешивающиеся, контролирующие, доминирующие;
3) другие ограничивают мою свободу действий; контроль со стороны других нетерпим; я должен делать все по-своему;
4) надо использовать пассивное сопротивление и поверхностное подчинение, избегать правил, уклоняться от следования им.
Эффективен ассертивный и социально-психологический тренинг.
При взаимодействии с такими пациентами важно неукоснительно соблюдать установленные правила относительно времени, оплаты и т. п. Полезно в начале каждой сессии вместе с пациентом планировать ее содержание, а в конце просить его предоставить обратную связь. Выраженное сопротивление терапии преодолевается с помощью парадоксальных предписаний, когда пациенту предлагают делать противоположное тому, чего от него добиваются. Невыполнение предписаний используется для выявления автоматических мыслей, препятствующих выполнению заданий. На суицидальные угрозы следует реагировать не как на депрессивную реакцию по поводу утраты любви, а как на скрытую агрессию.
Мазохистская личностьотличается саморазрушительным стилем жизни. Как правило, это женщина, для которой характерны следующие черты. Она выбирает людей или ситуации, которые приводят к разочарованию, неудаче или плохому обращению, хотя лучшие варианты были явно доступны. Отвергает или делает неэффективными попытки других помочь ей. На свой успех и другие положительные события в своей жизни реагирует подавленностью, чувством вины. Она провоцирует несчастные случаи или своим поведением вызывает злобные или отвергающие реакции со стороны окружающих, а затем чувствует себя оскорбленной, побежденной или униженной (например, публично высмеивает мужа, а когда он выходит из себя, чувствует себя обиженной). Ма-зохистсткая личность отвергает возможность получить удовольствие, разрушая такие возможности, или не желает признавать, что получила удовольствие, хотя имеет возможность наслаждаться жизнью. Не может выполнять трудные задания для себя, хотя делает что-то не менее трудное для других. Не интересуется теми, кто
хорошо обращается с ней, оставляет их без внимания и отвергает. Постоянно стремится принести себя в жертву вопреки противодействию и неодобрению партнеров. Вступаете связи, где заведомо будет только страдать.
Мазохисты склонны к виктимности (англ. victim — жертва), под которой понимают повышенную предрасположенность человека становиться жертвой правонарушений, несчастных случаев и т. п.
1 ситуаций. Обнаружено, что каждая четвертая жертва убийства ускоряла нападение агрессора. При исследовании автомобильных аварий было установлено, что на 3,9% попадавших в аварии води-
I телей приходилось 36,4% всех несчастных случаев.
Склонный к травмам человек импульсивен, часто действует под
, влиянием момента, любит приключения и не любит планировать и подготавливать будущее. Он мятежник и бунтует не только против
I внешнего диктата, но и против власти собственного разума и само-
' контроля. Однако кроме детского импульса к протесту у него сохраняется и чувство вины перед родителями, которое он искупает своей травмой, и тогда может рассчитывать на прощение и заботу. Одновременно он мстит родительским фигурам, которым теперь приходится заботиться о беспомощной жертве.
Мазохистские черты в ответ на жестокое обращение в детстве чаще развиваются у девочек, поскольку мальчики в этом случае
I идентифицируются с агрессором и впоследствии развиваются в
I садистическом направлении. В отличие от депрессивных личностей, мазохистские не примиряются со своей судьбой, а используют саморазрушительное поведение для морального превосходства. Как и депрессивные личности, мазохисты используют такие психологические защиты, как интроекция, обращение против себя и идеализация. Кроме того, они часто применяют морализацию и отреагирование вовне саморазрушительными действиями. Влечение мазохиста к страданию можно связать со стремлением повторить ранний болезненный опыт общения с матерью. Мазохист стремится к боли не ради боли самой по себе, а ради оживления бессознательного объекта любви, который когда-то причинял боль. Приведем пример из собственной практики.
43-летняя женщина собралась развестись с мужем. Он был старше ее на 12 лет, несколько лет красиво ухаживал — баловал, как в детстве отец, и в первые годы брака по-отечески заботился о ней. Затем муж начал выпивать и унижать ее. Обида боролась в ней с сохраняющейся привязанностью к мужу и страхом одиночества. Кроме того, женщина опаса-
29 — 5184 449
лась осуждения отца, который был против второго замужества дочери и забрал у нее сына от первого брака, заявив, что она плохая мать, раз не хочет посвятить себя только ребенку. Накануне сдачи документов в суд женщина поскользнулась и сломала ногу.
После того, как она сломала ногу, поведение второго мужа резко улучшилось, и несколько лет они прожили хорошо, пока он снова не начал пить. Чтобы разорвать отношения, на этот раз женщина «поломала» свою сексуальную жизнь: она начала отказывать мужу в сексе, и однажды он изнасиловал ее. У женщины исчез оргазм. После этого она стала спать отдельно, а когда муж пришел к ней в постель, с силой ударила его ногой в пах. Вскоре у мужа появилась любовница, к которой он ушел.
Пьяное хамство и тяжелый характер мужа напоминали женщине поведение отца в ее детстве. Девочка была очень привязана к отцу и в три года тяжело пережила его попытку оставить семью. Когда она стала девушкой, отец начал ограничивать ее свободу. Она рано вышла замуж без любви, чтобы обрести самостоятельность. Родив ребенка, не смогла простить мужу его недостаточного внимания к сыну и развелась с ним. После развода она тяжело переживала свое одиночество. В новогоднюю ночь, чтобы заснуть, приняла несколько снотворных таблеток, затем машинально добавляла еще, пока не опустошила весь запас. Почувствовав себя плохо, успела вызвать «Скорую помощь» и была спасена.
Затем она отправила мужу свою библиотеку классической литературы, чтобы устыдить его, так как он увлекался детективами. Однако сама с тех пор не прочла ни одной книги, так как потеряла интерес к художественной литературе.
Затем женщина обратилась к психотерапевту, получала антидепрессанты, транквилизаторы и поддерживающую психотерапию, однако эффект лечения был недостаточный. Из-за стойкой астении и вегетативных расстройств она вынуждена была оставить работу.
Вскоре она вышла замуж за мужчину на 12 лет старше себя. Больше она не работала, «убивала время» лежа на диване, днем решала кроссворды, вечером допоздна смотрела детективы по телевизору. Избегала сексуальных контактов, ссылаясь на нездоровье (продолжались соматоформные расстройства). Стала раздражительной, обидчивой, без повода устраивала сцены ревности мужу, ссорилась по пустякам.
Несколько лет отказывалась зарегистрировать брак. Неоднократно доводила отношения до разрыва, затем возвращала мужа. Часто случайно резала себе руки кухонным ножом, получала ожоги. Покупала дорогие вещи, которыми не пользовалась. Многим в жизни жертвовала ради сына, но когда тот вырос и повел себя эгоистично, своей резкой критикой привела к тому, что он полностью прекратил все отношения с ней — так же, как в свое время поступил с ней отец.
Психотерапия. Укладывание пациента на кушетку при проведении динамической терапии подчеркивает доминирование терапевта. Предпочтительнее положение лицом к лицу. Следует избегать проявлений как всемогущества и превосходства, так и готовности к самопожертвованию, и делать акцент на реальных отношениях и способности пациента улучшить свое положение. Если терапевт принимает на себя ответственность за несчастье такого пациента и пытается найти решение его проблем, он угрожает лишить пациента выгод от его обычной стратегии. В этом случае «отвергающий помощь жалобщик» развивает негативную терапевтическую реакцию: «Только попробуй помочь мне — станет хуже и мне, и тебе». Следует игнорировать попытки пациента добиться внимания к себе за счет своих страданий и поддерживать его, когда он открыто отстаивает свои права.
В анализе невроза переноса акцент делается на осознании склонности пациента к подчинению и провоцированию партнера, пассивному сопротивлению контролю, использованию партнера, для того чтобы поддержать собственное депрессивное состояние, скрытому бунту, агрессии и упадку духа, маневрам, позволяющим избежать личной ответственности.
В работе с чувствами основное внимание уделяется таким запрещенным для пациента эмоциям, как чувство гнева и удовольствия. Указанные чувства обычно прячутся за маской апатии или саботажа терапии. Блокируют же переживания гнева и удовольствия страх наказания и чувство вины. Терапевт должен вначале вскрыть факт блокировки и разрешить пациенту испытывать и выражать открыто чувства страха и вины, а затем — гнева и удовольствия. На заключительном этапе терапии акцент перемещается на работу с чувством печали по поводу первоначальной трагедии и упущенных возможностей в связи с ее последствием — мазохистским стилем жизни. В это время необходимо поощрять отказ пациента от желания отомстить за перенесенные в прошлом потери.
29+
© Встречаются садист и мазохист. Мазохист: «Мучай же меня, мучай!» Садист: «А вот и не буду!»
Трихотилломания(F63.3) встречается у девочек и девушек, нередко с отставанием в умственном развитии, пограничным расстройством личности или больных шизофренией. Она заключается в интенсивном побуждении тянуть и даже выдергивать волосы и облегчении после реализации импульса. Это приводит к облысению различных участков головы. Реже выщипываются брови, ресницы и лобковые волосы. Патологическое поведение обычно скрывается, может сочетаться с поеданием волос (трихофагией от греч. trichos — волос) с соответствующими расстройствами пищеварения, онихофагией (от греч. опух — ноготь) — обгрызанием ногтей «до мяса», самоповреждениями кожи (царапаньем с удалением образующихся корочек).
Больная обычно является единственным или старшим ребенком в семье, находится в конфликтных отношениях с родителями, которые нередко страдают облысением. Расстройство, как правило, начинается после стресса, ему могут предшествовать депрессия и употребление психоактивных веществ. Определенное значение придается страху разлуки, недавно перенесенной утрате, нарушению контакта с матерью. Вырывание волос рассматривается как мазохистская самостимуляция («рвать на себе волосы в отчаянии»). Обгрызание ногтей ассоциируется с сосанием пальца и мастурбацией, за которыми следует искупительная самокастрация.
Эффективно применение антидепрессантов и транквилизаторов в сочетании с гипнотерапией и семейной терапией, направленной на гармонизацию внутрисемейных отношений и повышение эмпатии к ребенку.
Синдром Мюнхгаузена(F68.1) (симулированное, искусственное расстройство) характеризуется патологической лживостью (мифо-манией), периодическим вызыванием или симуляцией болезней и бродяжничеством. Им страдают пограничные или антисоциальные личности из низших социальных слоев, кочующие из одной клиники в другую, каждый раз сообщая разный анамнез. Они симулируют лихорадку, манипулируя термометром; вскрывают вены, добиваясь анемии; используют слабительные, чтобы вызвать понос, инсулин для понижения уровня сахара крови, антикоагулянты (препараты, понижающие свертываемость крови) для провока-
ции кровотечений. В половине случаев среди требуемых больными лекарств — анальгетики и наркотики, в особенности при симуляции почечной колики.
В стационаре больные конфликтуют с врачами, с возмущением объясняют отрицательные результаты обследований некомпетентностью или небрежностью специалистов. Многие из них с легкостью пользуются медицинской терминологией, злоупотребляют психоактивными веществами и имеют криминальное прошлое. У больных можно обнаружить многочисленные рубцы после предшествующих хирургических вмешательств. Они могут охотно симулировать психотическое расстройство и получать большие дозы психотропных средств, подвергаться электросудорожной терапии, однако категорически отказываются признать наличие у них синдрома Мюнхгаузена. Нередко больные умирают вследствие осложнений от ненужных медицинских вмешательств.
Симулянты отличаются от больных симулированным расстройством своей хитростью и подозрительностью; они говорят о своих симптомах медленно, опасаясь разоблачения; неохотно соглашаются на обследование и при обнаружении обмана усиливают защитные меры. Больные синдромом Мюнхгаузена, как и все больные конверсионными расстройствами, демонстрируют театральные манеры и проявляют наивность. Они озабочены главным образом симптомами и обсуждают их охотно, с мучительными и яркими подробностями. Указание на противоречие в их поведении оставляют их невозмутимыми (диссоциативная защита «прекрасным равнодушием»).
Наиболее уродливой формой синдрома Мюнхгаузена является приписывание несуществующего заболевания своим детям, которое обрекает их на роль мнимого больного поневоле {делегированный синдром Мюнхгаузена, синдром Полле, назван так по имени дочери барона Мюнхгаузена, умершей на первом году жизни). Патологическое поведение обычно демонстрируют матери, которых называют «наркоманками медицины». Ими всецело владеет желание лечить несуществующие болезни у своих детей, их невозможно убедить в отсутствии заболевания. Они часто истолковывают диагностические данные так, как будто ослышались, или делают нелогичные выводы из полученной информации.
Мать, как правило, сообщает длинную историю болезни, изобилующую драматическими событиями: судорожные приступы и остановки дыхания, состояния клинической смерти и т. п. Мать преподносит себя как образец заботливости, отказывается оста-
вить ребенка одного и предлагает свои услуги по медицинскому уходу за ним, включая сбор материалов для лабораторного анализа. Таким женщинам удается получить разрешение на это, поскольку нередко они являются медицинскими работниками. Обнаружив отсутствие патологии в результатах исследования, они могут требовать внутриполостных методов исследования; могут подделывать данные лабораторных анализов и обращаться с жалобами на врачей или добиваться перевода ребенка в другую больницу.
Больные, страдающие синдромом Мюнхгаузена, обычно воспитываются без отца жестокой, отвергающей матерью. В анамнезе у них часто обнаруживается тяжелая соматическая болезнь, во время которой они получали недостающее им тепло от медицинского персонала. Общение с медиками возрождает эту ситуацию, причем результаты лечения всегда обесцениваются, чтобы испытать триумф и начать сначала. Нередко симулируются болезни родственников с целью идентификации с ними.
Карл Меннингер (2000) считает симуляцию, связанную с членовредительством, локализованной формой самоуничтожения, которая подразумевает внешнюю направленность агрессии. Последняя включает два аспекта: обман и провокация наказания. Оба аспекта рассчитаны на получение извращенного эротического удовлетворения, свойственного мазохистам.
Эрик Берн (1997) анализирует данное расстройство как игру «Подумайте, какой ужас!» Оперированное тело сулит больному первичную выгоду, медицинская помощь и последующее социальное обеспечение — вторичную выгоду. Игра дает возможность потребовать возмещения ущерба и становится способом заработать себе на жизнь. Психологический смысл выигрыша заключается в том, что игрок на словах испытывает отчаяние, а в глубине души ликует, предвидя, сколько удовольствия он сможет извлечь из своего несчастья.
Терапевтически важной является максимально ранняя диагностика синдрома, чтобы предотвратить дальнейшую соматическую терапию. Следует избегать ненужных лабораторных исследований или лечебных процедур. Чуткое отношение к больному предпочтительнее любого медикаментозного лечения. Однако психотерапевтическое вмешательство малоэффективно из-за недостаточной мотивации.
Приведем пример (по Комеру, 2002).
Девятилетняя Дженифер лежала в больнице 200 раз и перенесла 40 операций. Врачи удалили ей желчный пузырь,
аппендикс и часть кишечника, вставили специальные трубки в ее грудную клетку, желудок и кишечник. Над девочкой взяла шефство благотворительная организация штата. Во время одного из краткосрочных улучшений она фотографировалась вместе с Хилари Клинтон в Белом Доме и стала ребенком-символом реформы здравоохранения.
Потом полиция информировала мать девочки, что она находится под следствием по подозрению в жестоком обращении с ребенком. Внезапно состояние Дженифер резко улучшилось. В течение следующих 9 месяцев она лежала в больнице только один раз — с вирусной инфекцией. Эксперты заявили, что множественные загадочные инфекции Дженифер «могли происходить из-за того, что кто-то подмешивал фекальные вещества в ее пищу и вводил их в ее уринарный катетер».
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
Лекарственная терапия больных с проявлениями аффективного дисбаланса (пограничные, истерические, эмоционально неустойчивые, антисоциальные, нарциссические личности) включает такие тимолептики, как прозак, флуоксетин, циталопрам, флувок-самин, сетралин. Для купирования расстройств личностей тревожного и сенситивного круга (обсессивно-компульсивных, избегающих и зависимых) используются в первую очередь транквилизаторы (алпрозолам, лоразепам, клоназепам). При этом следует учитывать склонность к формированию у этой группы лиц лекарственной зависимости и строго лимитировать суточную дозу транквилизаторов и длительность их приема.
Психодинамическая терапия, проводимая с шизоидными, пограничными и нарциссическими пациентами, особенно трудна и специфична (Аммон, Кернберг, Кохут). Психотерапевт должен обеспечить психологическую безопасность больным этой чрезвычайно хрупкой группы, в конечном счете — интегрировать расщепленные негативные и позитивные аспекты «Я-образа» объектов. Для этого ему следует работать с примитивными защитами (расщепление, проекция, проективная идентификация, всемогущество, девальвация, примитивная идеализация), искаженным восприятием реальности и негативным переносом. Важнейшее значение имеют эмпатическое сопереживание и точное распределение терапевтических приемов во времени. Следует быть готовым к очень
сильным контртрансферентным чувствам, которые необходимо контейнировать и исследовать в интересах пациента. Самое важное в лечении таких больных — это способность психотерапевта понять, сдержать, интегрировать и, отразив, направить обратно пациенту его интенсивные и болезненные чувства.
В аналитической группе нарциссических пациентов лучше не уклоняться от идеализированного переноса, чтобы они могли воспитать в себе чувство собственного достоинства. В подобной группе, а также в группе больных с пограничными расстройствами и наркотической зависимостью необходимо, особенно на начальных стадиях терапии, помогать пациентам формулировать мысли. Требуется длительный курс терапии без продолжительных перерывов между сессиями, неформальная, доверительная атмосфера, которая позволяет пациентам почувствовать столь необходимую им заботу и нежность. Подобная атмосфера поддержит их потом в моменты преодоления фрустрации, играющей существенную роль в психоаналитическом методе.
Промежуточное положение между классическим групп-анали-зом, поведенческим и психодраматическим подходами занимает методика интеракционной психотерапии, разработанная Аннелизе и Францем Хайгл-Эверс (2001) для лечения доэдиповых расстройств. Теоретической основой метода является принцип селективной аутентичности Р. Кон (Conn, 1975), фокусом терапии — коммуникативное поведение. К техническим новшествам метода относится избирательное (селективное) обращение с реакциями контрпереноса и формирование «принципа ответа» вместо принципа интерпретации. В процессе работы пациенты устанавливают связь актуальных конфликтов и их собственных ролей в них с прошлыми ситуациями.
Психотерапевт вначале выполняет контейнерную функцию по Байону (Bion, 1961), обогащая сообщения каждого пациента собственными ассоциациями. Он действует избирательно, учитывая, что в состоянии воспринять пациент. При этом он подчеркивает свою отдельность как личности и готовность быть объектом для коммуникативных экспериментов, которые пациенту (по прежнему опыту) представляются опасными. Одновременно терапевт является образцом вербализации коммуникативных переживаний. Постепенно терапевт из роли вспомогательного «Я» переходит в позицию автономной и равной личности.
Марша Лайнхен (цит. по: Карсон и др., 2004, с. 560 — 589) разработала программу диалектической поведенческой терапии пограничных больных, состоящую из нескольких этапов:
1)постепенное устранение суицидального поведения;
2) постепенное устранение моделей поведения, препятствующих терапии, например, пропусков сессий, лжи и госпитализации в стационар;
3) постепенное устранение избегающих стереотипов поведения, препятствующих ведению стабильного образа жизни, например, отход от злоупотребления психоактивными веществами;
4) улучшение поведенческих навыков с целью регуляции эмоций, улучшения навыков межличностных отношений и повышения выносливости к стрессу;
5) другие цели по выбору пациента.
Когнитивно-поведенческая терапия антисоциальных личностей направлена на решение следующих задач: повышение самоконтроля, развитие самокритичности, сочувствие жертве, контроль над гневом, лечение химической зависимости, изменение асоциальных установок, исключение контактов с асоциальным окружением, улучшение взаимоотношений с нормальным окружением, решение межличностных проблем, учет социальной перспективы, улучшение социальных навыков, повышение профессиональной компетенции.
Литература
Аммон Г. Психосоматическая терапия. — СПб., 2000.
БалинтМ. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. — М, 2002.
Бек А., Фримен А.(ред.) Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб., 2002.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М., 1997.
Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. — М., 2000.
ВолковВ. Г. Личность пациента и болезнь. — Томск, 1995.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. — Ростов, 1998.
ГиндикинВ. Я., Гурьева В. А. Личностная патология. — М., 1999.
Грин А. Истерия // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. — М., 1998.
Грушевский Н. П. О психотерапевтическом поведении с соматическими пациентами в зависимости от их характерологических особенностей//Моск. психотер. журнал. — 1994. — №4.
Волков В. Т. и др. Личность пациента и болезнь. — Томск, 1995.
Джонсон Ст. Психотерапия характера. — М.,2001.
Карсон Р., БатчерДж., Минет С. Анормальная психология. — СПб., 2004.
КвасенкоА. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. — Л., 1980.
КернбергО. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. — М., 2000.
Комер Р. Патопсихология поведения: Нарушения и патологии психики. - СПб, 2002.
Кондаков В. С, Золотухина О. Н. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства: Учебное пособие. — Ижевск, 1999.
Коржова Е. Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. - СПб., 1994.
Коркина М. В., Лакосина Н. Д., ЛичкоА. Е. Психиатрия: Учебник. — М, 1995.
Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. — М. - Екатеринбург, 2000.
Кохут X. Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: Опыт систематического подхода//Антология современного психоанализа. Т. 1. — М.,2000. — С. 409 —429.
Кочюнас Р. Психологическое консультирование: Групповая психотерапия. — М, 2002.
ЛеонгардК. Акцентуированные личности. — М.,2002..
ЛичкоА. Е. Типы акцентуации характера и психопатии у подростков. - М., 1999.
МацановА. Личность и болезнь //Психология, 2000. — №2.
Меннингер К. Война с самим собой. — М., 2000.
Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. — СПб., 2000.
Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях: Учебное пособие. — М., 1995.
Гелле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. — Минск, 1999.
Хайгл-ЭверсА. и др. Базисное руководство по психотерапии. — СПб., 2001.