Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Барнаул, 1999

Составители: Т.А. Асанова, Л.Г. Гуслякова, Н.И. Куликова, С.Н. Павлов, Л.К. Синцова, С.Г. Чудова

Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой. Барнаул, 1999. 98 с.

При составлении справочника были использованы материалы, подготовленные сотрудниками кафедры социальной работы Алтайского государственного университета, Алтайского отделения Ассоциации работников социальных служб, Алтайского отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, Алтайского филиала Института педагогики социальной работы РАО.

Словарь-справочник подготовлен Алтайской краевой женской общественной организацией "Отклик" в рамках проекта "Дом без одиночества". Поддержка данного проекта осуществлена Сибирским центром поддержки общественных инициатив.

© АКЖОО "Отклик", 1999

Содержание

1. Словарь...................................................................................................................... 4

2. Детская инвалидность в Алтайском крае.................................................. 65

3. Права инвалидов и членов их семей........................................................... 68

4. Рекомендуемая литература............................................................................ 86

5. Организации, занимающиеся проблемами детей с
ограниченными возможностями.................................................................... 89

Словарь

Абстиненция –комплекс соматических и нервно-психических расстройств, возникающих в период лишения человека веществ, к которым у него развилась психическая или физическая зависимость.

АБУЛИЯ – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от причины абулия может быть кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Тяжелая абулия – существенный признак кататонической формы шизофрении, циркулярного психоза. Абулия, как правило, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. Абулия может быть симптомом, указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и у детей. Нередко выраженная абулия иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях.

АГНОЗИЯ – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Агнозия связана с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных (проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной чувствительности, снижение слуха). При поражении вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению различных видов восприятия. Различают несколько основных видов агнозии: зрительные, тактильные, слуховые. Зрительные агнозии возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в том, что человек – при достаточной сохранности остроты зрения – не может узнать предметы и их изображения (предметная агнозия), различить пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная агнозия); у него нарушается процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (агнозия на лица, или прозопагнозия), нарушается способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая агнозия), утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия), резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов (симультанная агнозия). Характер зрительных агнозий определяется стороной поражения и локализацией очага в пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним теменных и височных областей. Тактильные агнозии возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь (астереоагнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, нарушении схемы тела (соматоагнозия). Слуховые агнозии возникают при поражении вторичных корковых полей височной доли. При поражении височной коры левого полушария слуховая или слухоречевая агнозия проявляется в виде нарушения фонематического слуха, т.е. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к расстройству речи; при поражении височной коры правого полушария (у правшей) возникает собственно слуховая агнозия – невозможность узнавания знакомых немузыкальных звуков и шумов (например, лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т. п.) или амузия– невозможность узнавания знакомых мелодий, расстройство музыкального слуха.





АГРАФИЯ - нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. Аграфия у детей – одно из проявлений алалии – следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов.

АГРЕССИЯ –мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). Выделяются следующие виды агрессии: 1) физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.); 5) инструментальная являющаяся средством достижения какой-либо цели; 6) враждебная – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Психологический аспект агрессии (частично перекрывается понятием социальной агрессии) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая агрессия осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению – общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления психологической агрессии – взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Особые трудности психологической агрессии испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.). В этих случаях адаптация способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

АЛАЛИЯ –отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами алалии бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Различают алалии моторную и сенсорную. При моторной ребенок вообще не может говорить, при сенсорной он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления алалии речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета.

АЛЕКСИЯ –нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.

АМИМИЯ –отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. Амимия возникает при различных заболеваниях нервной системы, локальных поражениях мозга, при некоторых психических заболеваниях как следствие парезов, параличей или расстройств координации движений лицевой мускулатуры.

АНАМНЕЗ – совокупность сведений об обследуемом (больном) и развитии его заболевания. В психиатрии анамнез выступает как средство исследования травмирующих конфликтов на жизненном пути человека и выявления на этой основе причин отклонений в его психическом развитии. Анамнез личности употребляется иногда как синоним понятия «история развития личности».

АНОМАЛИЯ - ненормальность, неправильность, отклонение от нормы, от общей закономерности развития.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. Такие условия в наиболее адекватной форме создаются в специальных учебно-воспитательных учебных учреждениях.

Наличие у ребенка того или иного нарушения (например, потеря слуха на одно ухо) еще не предопределяет аномального развития. В таких случаях физическое и психическое развитие детей не нарушается, и они не могут быть отнесены к категории аномальных.

За рубежом используются более широкие понятия, объединяющие детей с отклонениями в развитии. Например, понятие "дети с нарушениями" (англ. Handicapped children) объединяет всех аномальных детей, детей-инвалидов, а также детей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями и психическими расстройствами; понятие "исключительные дети" (англ. exceptional children) наряду с теми категориями, которые в отечественной науке обозначаются как "аномальные дети, включает также особо одаренных детей. Основанием для подобных определений служит более или менее выраженное отличие ребенка от массы сверстников.

Изучение общих закономерностей развития аномальных детей, разработка методов их обучения и воспитания составляют предмет дефектологии.

Лежащие в основе отклонений дефекты могут быть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных дефектов важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (интоксикация, в т.ч. алкогольная, внутриутробная инфекция, травма), а также асфиксия и родовая травма. Приобретенные аномалии в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных заболеваний (менингит, полиомиелит и др.), травм, интоксикаций и др.

Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии. Например, первичное поражение слуха искажает развитие устной речи, что в свою очередь приводит к нарушениям познавательного и личностного развития. При любом характере первичного нарушения наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и процессов и замедленный темп их развития. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметная, игровая, продуктивная. Существенные отклонения наблюдаются в развитии познавательной деятельности, нарушается процесс общения; аномальные дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции и т.п.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка; идет процесс естественной компенсации. Так, у детей, лишенных зрения, развивается способность к оценке расстояния при ходьбе, дистанционное чувство препятствия, слуховая память, способность с помощью осязания составлять представление о предмете. Позитивные проявления своеобразного развития аномальных детей являются одним из оснований для разработки системы специального обучения и воспитания.

Опорой приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные функции, т.е. функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием сохранных. Развитие аномальных детей в принципе подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения аномальных детей. Но для того, чтобы тенденции развития были реализованы, а само развитие было максимально приближено к нормальному, требуются специальные педагогические воздействия, имеющие коррекционную направленность и учитывающие специфику дефекта.

Педагогическое воздействие, в первую очередь, направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние в отличие от первичных нарушений, имеющих в своей основе органические повреждения, легче поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических и технических средств может быть достигнута также значительная компенсация - восстановление или замещение - нарушенной функции.

В дефектологии разработана теория обучения аномальных детей - специальная дидактика. В ее основе лежат общие дидактические принципы, которые приобретают определенную специфику в зависимости от характера дефекта у той или иной категории аномальных детей. Например, принцип наглядности соблюдается и применительно к детям с нарушениями зрения, однако при его реализации в учебную деятельность включается не пораженный зрительный анализатор, а органы осязания, слуха и др.

В ряде зарубежных стран широко используется так называемое интегрированное обучение аномальных детей в массовых школах. Нередко это приводит к тому, что аномальные дети оказываются в неравном положении с их нормально развивающимися сверстниками, поскольку усваивают учебный материал в более медленном темпе и нуждаются в специальных вспомогательных средствах.

Продуктивным и приемлемым, вероятно, следует считать такой подход, при котором наиболее способные дети с нарушениями слуха, зрения или двигательной системы (прежде всего с легко выраженными нарушениями) могут обучаться в обычных общеобразовательных школах, если они при наличии специальных средств индивидуального пользования успевают за темпом обучения остальных детей. Но и в этих случаях им необходима помощь педагога-дефектолога. Для большинства аномальных детей общеобразовательная, трудовая и профессиональная подготовка обеспечивающая социальную адаптацию и интеграцию, может быть эффективно осуществлена в условиях специальной школы, где возможны наиболее полная реализация в учебном процессе специальной методики, коррекционной направленности и сочетание учебно-воспитательной и лечебной работы.

В зависимости от вида аномалии выделяются основные категории аномальных детей: дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями интеллекта, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с эмоциональными нарушениями, а также дети со сложными видами нарушений; некоторые из основных категорий в зависимости от структуры дефекта, степени его выраженности и времени возникновения подразделяются на несколько типов.

АРТИКУЛЯЦИЯ –совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи. Разные языки при некоторых элементах сходства артикуляции имеют и свои характерные особенности, причем часто сходные звуки артикулируются в разных языках различно (русское "м", английское и немецкое "t"; русское "е", "э" и "е" в западноевропейских языках и т. д.). Формирование правильной артикуляции тесно связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной артикуляцией. Искажением произношение речевых звуков может быть обусловлено нарушением центральной нервной регуляции мышц органов речи, возникающим при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария, а также вследствие дефектов самого артикуляционного аппарата.

АРТТЕРАПИЯ- один из видов психотерапии, лечение приобщением к искусству. С этой целью с больным либо обсуждаются произведения искусства, либо используются переживания творца - искусство служит для больного возможностью самовыражения, от реагирования, отвлекающим средством. К арттерапии относятся библиотерапия, музыкотерапия, кинотерапия и т.д.

АСТЕНИЯ - болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями (например, острые инфекции, ревматизм), физические и психические перегрузки, а также функциональными или органическими нарушениями функций головного мозга (чаще вследствие перенесенного заболевания, черепно-мозговой травмы и др.).

Эмоциональные нарушения выражаются чертами "раздражительной слабости": повышенной чувствительностью с обидчивостью, ранимостью, плаксивостью (чаще у девочек) или раздражительностью, вспыльчивостью; иногда - властностью, пассивностью. Чаще наблюдается пониженное настроение с ощущением физического дискомфорта. Интеллектуальная истощаемость проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти, замедлении темпа интеллектуальной деятельности. Кроме того, дети страдающие церебрастенией, плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушаются аппетит и сон; к концу учебного дня (недели, четверти) падает работоспособность.

Длительная астения (церебрастения) может сопровождаться задержкой психического развития; в этих случаях дети нуждаются в специальных формах обучения.

Аутизм – отгороженность от окружающих, погружение больного в мир собственных переживаний. С больным трудно вступить в общение. Аутизм ("преобладание внутренней жизни") определяется группой необычных симптомов, проявляющихся в нескольких сферах жизни человека до достижения им трехлетнего возраста. При этой форме заболевания возникают нарушения познавательной способности. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, но ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Как правило, оказывается нарушенным и сенсорное восприятие. Иногда таким больным ставится диагноз нарушения слуха, однако на самом деле они могут воспринимать выборочные звуки, ничего не значащие для нормального человека, или пребывать в состоянии поглощенности созерцанием отдельного предмета. Речь может отсутствовать полностью или быть очень запоздалой, часто дети неосознанно повторяют услышанные слова или фразы. В результате перечисленных недостатков можно отметить плохую приспособляемость таких больных к окружающей обстановке. Дети живут как бы в своем собственном мире. Хотя аутизм является довольно редким заболеванием, его симптомы настолько тяжелы и проявляются в таком раннем возрасте, что таких детей очень часто помещают в специализированные клиники.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА – психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера. Применяется также как средство психологической саморегуляции состояний. Основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации / активизации протекания основных психофизиологических функций. Классический метод аутогенной тренировки разработан немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем (1932). Широкое внедрение аутогенной тренировки в клиническую практику началось в 50-х гг. прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. С конца 60-х гг. аутогенные тренировки используются для психологической профилактики и коррекции неблагоприятных состояний в разных видах профессиональной деятельности и в спорте. Существующие в настоящее время многочисленные модификации аутогенных тренировок разрабатывались в двух направлениях: 1) совершенствование классического варианта и 2) расширение набора средств саморегуляции, включаемых в комплекс релаксационных воздействий. Работы второго направления привели к своеобразной потере специфичности в научной трактовке аутогенных тренировок, которая часто оказывается синонимичной терминам «методы релаксации» или «методы психологической саморегуляции». В традиционном понимании главным элементом аутогенной тренировки является формирование способности вызывать желаемые органические и психические эффекты с помощью вербальных формулировок (формул самовнушения) и оперировать ими в соответствии с заранее заданной целью (расслабление, засыпание, активизация, снятие негативных эмоциональных переживаний и пр.). Необходимым условием этого является концентрация внимания на сфере собственных ощущений и переживаний, самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого изменения. В ходе курса занятий аутогенных тренировок формируются устойчивые связи между формулами самовнушения и возникновением определенных изменений в соответствующих психофизиологических системах. Действенность таких связей зависит от развития навыков самонаблюдения, индивидуально используемых систем образных представлений и идеомоторных актов.

АУТОТPЕHИHГ (аутогенная тренировка) - комплекс специальных упражнений, основанных на самоpегуляции поведения и самовнушении. Аутотpенинг используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

АФАЗИЯ – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.

АФФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ –дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения. Характеристика А.д зависит от содержания неудовлетворенной потребности и ее соотношения с другими потребностями ребенка и всей его личностью. Одни дети, пытаясь сохранить привычную самооценку, отвергают постигший их неуспех: причину его возникновения они приписывают не зависящим от них обстоятельствам, обвиняют окружающих и при этом не только не снижают, но могут даже и повышать уровень своих притязаний. У таких детей наблюдаются проявления бравады, заносчивости, фрондирование, агрессивное поведение, излишнее стремление к самоутверждению. Другие дети, напротив, стремятся достичь успеха за счет постановки более легких, заведомо достижимых для них целей. Эти дети характеризуются неуверенностью в себе, боязнью разочарования в своих возможностях. Они отличаются повышенной обидчивостью, подозрительностью, ранимостью и т.п. Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения приводит к тому, что последние закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами характера. Правильное с педагогической точки зрения разрешение внутреннего конфликта предполагает приведение в соответствие самооценки и уровня притязаний ребенка с его реальными способностями. Опыт педагогической работы с А.д. показывает, что, если педагогическое вмешательство осуществлено своевременно, оно предупреждает развитие у детей аффективных форм поведения. В противном случае даже снятие аффективных переживаний не уничтожает закрепившихся форм поведения, и теперь уже требуется длительная работа по перевоспитанию детей.

БИБЛИОТЕРАПИЯ - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения присущих больному конфликтных, неврозогенных ситуаций. Разработана классификационная схема психогенных реакций, в соответствии с которой составлены каталоги литературы. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - медицинское учебно-воспитательное учреждение для умственно-отсталых детей. В Российской Федерации школы этого типа относятся к государственным образовательным учебным заведениям и находятся в ведении органов образования. Основной тип вспомогательных школ - школы-интернаты.

Основной контингент учащихся вспомогательных школ - дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и другими нарушениями, перечень которых определен инструкцией о приеме детей во вспомогательные школы. Дети направляются во вспомогательные школы на основании заключения медико-педагогических комиссий (районной, областной, городской). Документы для медико-педагогического обследования представляются в комиссию органами народного образования.

Гемипарез – неполный паралич одной половины тела.

Гемиплегия – паралич половины тела.

Гидроцефалия – водянка головного мозга – одновременное или изолированное расширение желудочков и субарахноидальных пространств головного мозга. Причины – дефекты внутриутробного развития мозга, возникающие вследствие заболеваний матери во время беременности, родовая и внутриутробная травма, воспалительные изменения оболочек мозга во внутриутробном периоде, приводящие к нарушению проходимости ликворных коммуникаций и нарушению всасывания ликвора. Признаками заболевания является характерно быстрое нарастание размеров головы., напряжение родничков. Уже в первые месяцы появляются, а в дальнейшем нарастают явления спастического тетрапареза. В некоторых случаях головка ребенка увеличивается медленно и уже к году наступает спонтанное излечение, в других - процесс затягивается на более продолжительный срок.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ. Синонимы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Г. у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностъю. Г. Вейс (1991) считает наиболее характерными следующие нарушения при Г.д: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые появления Г.д. наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причины Г.д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения Ц.н.с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г.д. принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции нейронедиаторных систем мозга. В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г.д может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астеноневротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. Г.д. необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка.

Гиперкинезы – насильственные движения. Зависят от усиления деятельности подкорковой области.

ГОСПИТАЛИЗМ - синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые года жизни ребенка в условиях дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу, приют и т.п.).

Проявление госпитализма - запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т. п.), а также низкие антропометрические показатели, рахит и др. В особо тяжких случаях госпитализм приводит к психическим заболеваниям (младенческие маразмы), возрастанию частоты инфекционных заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.

Госпитализм является результатом отсутствия или прерывания главным образом социальных контактов ребенка со взрослыми, поскольку наблюдается даже тогда, когда осуществляется хороший уход и соблюдаются правила санитарии и гигиены.

ДЕБИЛЬНОСТЬ –задержка психического развития (слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения), относительно легкая степень олигофрении.

ДЕМЕНЦИЯ – приобретенное слабоумие, которое проявляется в ослаблении познавательной способности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта. Д. может быть глобальной или очаговой. Глобальная Д. охватывает все виды психической деятельности, включая и память. Больной перестает относиться к событиям и к себе критически, деградируя как личность. При очаговой Д. личность в основном не меняется, практическое отношение к действительности сохраняется Наблюдаются частичные дефекты: снижается сообразительность, память.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных.

Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Высокого развития у слепых достигает память, т.к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом.

У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней специальной подготовки - обучения детей навыкам учебной работы. Слепых обучают письму и чтению рельефного шрифта (а также рельефных карт и нот), рельефному рисованию и черчению. Многие сложные явления физики, химии и др. учебных предметов усваиваются слепыми учащимися с помощью лабораторных работ со специальными приборами.

Для развития зрительного восприятия у детей, имеющих остаточное зрение, используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, в том числе воспроизводимые специальными замкнутыми телевизионными системами. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации.

Ослепшие дети - дети, потерявшие зрение в результате перенесенного заболевания или травмы; зрение у них может быть потеряно полностью либо сохраниться в виде светоощущения или остаточного зрения (острота до 0,04). В памяти таких детей уже с возраста 3-4 лет сохраняются (иногда на протяжении всей жизни) зрительные образы окружающего мира, и в связи с этим объем представлений у них значительно шире и богаче, чем у слепых от рождения. Зрительная память помогает воссоздавать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего педагог использует яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует более эффективному усвоению детьми знаний и умений. Остаточное зрение помогает детям воспринимать световые и цветовые признаки, ориентироваться в пространстве. Однако основными новыми средствами познания становятся слух и осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым способам овладения знаниями. Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ре

Наши рекомендации