Кафера – Стоматологии детского возраста

Кафера – Стоматологии детского возраста

Дисциплина - «Ортодонтия и детское и протезирование»

Специальность - 051302 «Стоматология

СИЛЛАБУС

по дисциплине

«Ортодонтия и детское и протезирование»

Объем учебных часов – 225 часов

Лекции – 18 часов

Практические занятия –132 часа

Самостоятельная работа студентов (СРС)- 75 часов

Курс – 5

Семестр – 7-8

Форма контроля - экзамен

Алматы, 2016 г.

Составили силлабус: д.м.н.,профессор Мамеков А.Д.

к.м.н., доцент Лукпанова Ш.З.Г.

ассистент Дурумбетова М.М.

магистр Оспан О.Б.

Обсуждено на заседании кафедры от «28» мая 2016 г., протокол №10

Утверждено:

Заведующая кафедрой Ермуханова Г.Т.

д.м.н., профессор

1. Общие сведения:

1.1Наименование вуза:Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.

Кафедра – Стоматологии детского возраста

1.3Дисциплина - «Ортодонтия и детское и протезирование»

1.4 Специальность - «Стоматология»

1.5 Объем учебных часов –225 часов

1.6 Курс – 5, семестр – 7-8

1.7 Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Должность Ученая степень язык преподавания электронный адрес
Мамеков А.Д. профессор д.м.н., профессор государственный, русский [email protected]
Лукпанова Ш.З. доцент к.м.н государственный, русский  
Дурумбетова М.М. ассистент   государственный, русский / [email protected]
Оспан О.Б. ассистент   государственный, русский  

1.8 Контактная информация:

Место нахождения кафедры: г. Алматы, пр. Сейфуллина 543; учебный корпус №3 КазНМУ, 3этаж, каб.304,303,306

Электронный адрес модуля: [email protected]

1.9 Политика дисциплины: заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.

1. Обязательное, регулярное посещение практических занятий.

2. Обязательное выполнение СРС по одной из избранных форм.

3. Обязательное регулярное посещение самостоятельной работы студента с преподавателем.

4. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практической работы, рисование в тетрадях, наблюдение за приемом больных, участие в консультациях, заполнение дневника и курация больных).

5. Оценка когнитивных навыков (знаний) проводится ежедневно.

6. Защита 13 тем СРС по одной из избранных форм в установленное время по тематическому плану 3,8,12,18 (не позднее недели, соответствующей данному разделу).

7.Оценка правовых знаний студентов проводится на 20 занятий.

8.Оценка коммуникативных навыков проводится дважды. (10,20)

9.Оценка операциональных навыков проводится на всех занятиях.

10. Сдача рубежного контроля на 3,8,12,16,20 занятиях.

11. Явка на занятие в соответствии с расписанием, без опоздания.

12. Наличие чистого, выглаженного белого халата, колпака и сменной обуви.

13. Уважительное отношение к ППС, вспомогательному персоналу, пациентам и студентам.

14. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием педагога, завуча и заведующего модуля.

15. Экзамен двух этапный -по расписанию ОПиКУП. Первый этап – тестирование,

2 этап экзамена- оценка операциональных навыков

Программа

Введение

Факторы, влияющие на развитие аномалий в эмбриональном и постэмбриональном периодах.

Методы диагностики аномалий развития зубов, зубных рядов, челюстных и лицевых костей у детей. Классификация зубочелюстных аномалий у детей по Энглю, Д.А. Калвелису, Л.В.Ильиной-Маркосян, Б.Н.Бынину, Х.А.Каламкарову, МГМСУ и ВОЗ. Использование этих классификаций в клинической диагностике. Клиническое обследование пациента. Антропометрические исследования лица и головы пациента. Измерения гипсовых моделей челюстей. Графические методы диагностики. Рентгенологические методы исследования. Методы лечения зубочелюстных аномалий у детей.

Прогнатический прикус. Этиологические факторы, различные формы, клиника, диагностика и методы лечения в зависимости от периода развития зубочелюстной системы.

Прогенический прикус. Этиологические факторы, различные формы, клиника, диагностика и методы лечения в зависимости от периода развития зубочелюстной системы.

Глубокой, открытый и перекрестный прикусы. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения Гимнастика мимических и жевательных мышц как метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий у детей.

Морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтических вмешательствах. Причины рецидивов зубочелюстных аномалий после ортодонтического лечения и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты. Зубное протезирование в детском возрасте. Профилактика зубочелюстных аномалий у детей. Выявление и устранение этиологических факторов, симптомов диспропорции в периоде временного прикуса, предрасполагающих факторов развития. Основные принципы устранения ранних признаков и диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями.

Миотерапии и миогимнастика. Показания к миотерапии, набор приспособлений для ортодонтической миотерапии, миогимнастика круговой мышцы рта, миогимнастика для нормализации глотания и дыхания, миогимнастика для профилактики и лечения дистального, мезиального, глубокого, открытого и перекрестного прикуса.

Пропедевтика стоматологии детского возраста – специальности сложные и многокомпонентные. Они включают детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области, хирургию новорожденных и грудных детей. Поэтому будущие врачи-стоматологи, посвящающие себя работе с детьми, должны знать все разделы этой дисциплины и понимать их органическую взаимосвязь с учетом морфофункциональных особенностей быстро развивающегося и растущего детского организма. Они должны иметь достаточные общие педиатрические знания для понимания закономерностей возникновения и развития основных стоматологических заболеваний, и их проявлений у детей различного возраста, влияние на детский организм, уметь применять свои знания во врачебной работе.

2.2. Цель дисциплины:

- формирование знаний и практических навыков по основам стоматологии детского возраста и ортодонтии для оказания помощи ребенку с заболеваниями зубов и зубочелюстными аномалиями с учетом закономерностей развития зубочелюстной системы в разные возрастные периоды.

- изучить особенности обследования ребенка со стоматологическими заболеваниями и их клиническими проявлениями, методы диагностики и лечения заболеваний зубов у детей и подростков.

2.3.Задачи обучения:

· сформировать знания по классификации ортодонтических устройств по Хорошилкиной-Малыгину

· изучить возрастные показание к изготовлению ортодонтических устройств

· сформировать знания ь представление о роли ортодонтических устройств механического действия при лечении ортодонтических больных

· изучить с методами и технологиями изготовления ортодонтических конструкции

· изучить с инструментами и материалами для изготовления ортодонтических конструкции

· изучить с технологическими процессами при изготовлении базиса ортодонтических конструкции

· демонстрировать порядок изгибания проволочных элементов ортодонтических конструкции

· ознакомить с видами конструкции проволочных элементов для перемещения зубов, формирование зубного ряда.

· ознакомить студентов с видами винтов

· ознакомить студентов с видами восков применяемых при изготовлении ортодонтических конструкции

· ознакомить студентов с видами пластмасс для изготовления ортодонтических конструкции

· ознакомить студентов с признаками ортогнатического прикуса на моделях у детей 3-6 лет, 7-12 лет, 14 лет и старше

· сформировать знания по законам биомеханики челюстно-лицевого аппарата

· ознакомить студентов с биомеханическими принципами конструирования ортодонтических конструкции

· сформировать знания основы конструирование ортодонтической конструкции

· сформировать знания список ортодонтической конструкции механического действия

· ознакомить студентов с видами ортодонтических устройств по конструкции, методу фиксации, принципу действия

· изучить с медикаментозной обработкой ортодонтических устройств

· изучить с заполнением алгоритмов:«Алгоритм описание диагностической модели», «Алгоритм описание ортодонтических конструкции».

· сформировать знания о принципах организации и работы клиники детской стоматологии;

· дать представление об основах врачебной деонтологии, семиологии, диагностики, обследования детей с заболеваниями зубов и зубочелюстными аномалиями;

· дать знания и практические навыки обследования ребенка в стоматологической клинике;

· обучить основным профессиональным мануальным навыкам врача-детского стоматолога и ортодонта (на фантоме).

· формировать у студентов представление о строении и функциях органов и систем челюстно – лицевой области в норме и при патологии зубов и челюстей у детей в различные возрастные периоды;

· изучить особенности обследования ребенка со стоматологическими заболеваниями в разные возрастные периоды;

· определять психоэмоциональное состояние ребенка при стоматологических вмешательствах;

· выявлять этиологические факторы развития некариозных поражений зубов;

· определять проявления гипоплазии, флюороза, наследственных поражений твердых тканей зубов;

2.4. Конечные результаты обучения:

Формирование когнитивного компонента (знаний) по:

· правильному выбору ортодонтических конструкции в зависимости от клинического проявлении зубочелюстных аномалии и деформации с учетом состояния твердых тканей зубов,парадонта,мышц и суставов

· классификация ортодонтических конструкции и устройств в клинике ортодонтии;

· заполнению «Алгоритм описание диагностической модели»

· заполнению «Алгоритм описание ортодонтических конструкции»;

· конструктивным элементам ортодонтических конструкции механического действия;

· правилам заполнения наряда заказа ;

· классификации зубочелюстных аномалий;

· особенности клиники и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций в детском возрасте;

· возрастные показания к лечению зубочелюстных аномалий и деформации у детей;

· виды ортодонтических аппаратов, применяемые у детей, принципы их действия;

· особенности конструирования и технологии изготовления различных ортодонтических аппаратов;

· морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом вмешательстве (перестройка тканей пародонта, костной ткани, изменения в височно-нижнечелюстном суставе);

· показания к зубному протезированию у детей разного возраста;

· особенности изготовления зубных протезов у детей;

· мероприятия по профилактике развития зубочелюстных аномалий и деформаций;

· историю развития стоматологии детского возраста в Республике Казахстан, приоритет отечественных ученых в ее развитии;

· организацию детской стоматологической службы, связь стоматологии детского возраста и педиатрии;

· анатомо–топографические и физиологические особенности челюстно–лицевой области в разные возрастные периоды у детей и подростков;

· психихофизиологические особенности детей в разные возрастные периоды;

Формирование операциональных навыков по:

· снятию оттиска с верхней и нижней челюсти

· отливке модели ,оформлению цоколя

· выбору конструкции ортодонтического устройства:

· по назначению;

· по принципу действия;

· по конструкции

· методу фиксации;

· месту расположения в зависимости от клинической картины аномалий и деформации ЗЧЛ аппарата и возраста ребенка

· рассчерчиванию элементов ортодонтического устройства на модели,

· выбору материалов и инструментов необходимых для изготовления ортодонтического устройства

· дать оценку технологически правильно изготовленному ортодонтическому устройству

· провести сдачу ортодонтического устройства,коррекцию,активацию,перебазировку

· дать совет по гигиеническому уходу за полостью рта и ортодонтического устройства

· собрать анамнез у ребенка и его родителей, выявить факторы. способствовавшие развитию кариеса, некариозных поражений зубов, зубочелюстных аномалий;

· выявить местные факторы риска развития заболеваний зубов, тканей пародонта, патологии прикуса;

· выбрать оптимальный метод визуального и инструментального метода обследования ребенка;

· определять диагностические индексы (гигиены полости рта, пародонтальные, распространённости и интенсивности кариеса);

· формировать диспансерные группы детей с учётом активности кариозного процесса и группы здоровья ребенка;

· составлять план лечебно-профилактических мер соответственно диспансер-

· ной группе ребенка;

· выполнять различные методы местного обезболивания при стоматологических вмешательствах у детей и подростков;

· выявлять ранние признаки зубочелюстных аномалий и деформаций у детей;

· снимать слепки с верхней и нижней челюсти у ребенка;

· вести учетно-отчетную документацию;

Формирование коммуникативных навыков:

· «Ортодонтическое устройство,конструкция»,

· «Классификация ортодонтических конструкции и устройств»,

· «Алгоритм описание ортодонтических конструкции»;

· «Алгоритм описания диагностических моделей»,

· «Конструктивные элементы ортодонтических конструкции механического действия», «Ортодонтические винты»

· «Ортодонтические проволочные элементы»,

· «Вестибулярная дуга»,

· «Ретракционная дуга»,

· «Кламмер ортодонтический»,

· «Ортодонтический базис»,

· определения индекса Изара;

· биометрического исследования диагностических моделей (по Тону, по Пону, по Герлаху, по Коркхаузу, по Хаусу-Снагиной, по Линдеру-Харту, диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста);

· припасовки ортодонтических аппаратов механического, функционального и комбинированного действия;

· снятия оттисков с челюстей у детей ( на фантоме);

· отливки моделей челюстей;

· активации винта ортодонтических аппаратов;

· обследования ребенка со стоматологическим заболеванием;

Формирование правовой компетенции по:

-инструкции по применению материалов при изготовлении ортодонтических конструкций и устройств;

-инструкции по применению инструментов при изготовлении ортодонтических конструкций и устройств

-инструкции по применению технологий при изготовлении ортодонтических конструкций и устройств

- санитарно-гигиеническим требованиям к организации работы ортодонтического кабинета;

- режимам предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария и оборудования;

- использованию на практике правовых основ регулирования ортодонтической деятельности;

- выбору путей решения индивидуальных, коллегиальных, коллективных, бригадных, административных и социальных проблем;

- критическому анализу вменяемых и не вменяемых в вину врачебных ошибок, поиску путей их профилактики и устранения;

- правовых вопросов при зубочелюстных аномалиях и пороков развития;

- правовых вопросов оказания медико-социальной помощи детям;

- кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» статья: 96 (Права и обязанности граждан в сфере охраны репродуктивных прав», 97 (Охрана здоровья женщин в период беременности, родов и после родов).

Формирование навыков самосовершенствования и развития, в том числе:

- работе с литературой, источниками Internet, электронными базами данных, компьютерными обучающими программами.

2.5. Пререквизиты дисциплины: клиническая анатомия головы и шеи, общая хирургия, физиология, фармакология, коммуникативные навыки, визуальная диагностика, профилактика стоматологических заболеваний, введение в клинику, детские болезни, технология изготовления зубных протезов.

2.6. Постреквизиты дисциплины: ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология, стоматология детского возраста, хирургическая стоматология.

2.6. Краткое содержания дисциплины:В пропедевтическом курсеортодонтии изучает этиологии и патогенеза зубочелюстных аномалий, методов их диагностики, разработкой способов профилактики и лечения аномалий положения зубов, формы зубных дуг, прикуса, устранением эстетических нарушений, изучением влияния зубочелюстных аномалий на развитие патологии органов и систем организма ребенка.

2.7. Тематический план лекций, практических занятий, СРС

Тематический план лекций

Темы лекций Продолжительность занятия в часах
Ортодонтия и детское и протезирование
1. Предмет и задачи ортодонтии. Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний. Лекция - презентация в мультимедийном формате  
2. Особенности строения челюстно-лицевой области ребенка в разные возрастные периоды Лекция заранее за зпланированной ошибкой
3. Организация работы ортодонтического отделения. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики. Организация работы врача-ортодонта. Лекция визуализация
4. Аномалии развития зубов, зубных рядов и челюстей у детей, обусловленные нарушениями эмбрионального периода и зубочелюстные аномалии в постэмбриональном периоде. Лекция пресс-конференция  
5. Классификация зубочелюстных аномалий у детей. Лекция - презентация в мультимедийном формате  
6. Основные и специальные методы диагностики зубочелюстных аномалий у детей. Лекция заранее за зпланированной ошибкой  
7. Цефалометрический анализ по Шварцу. Лекция - презентация в мультимедийном формате  
8. Основные принципы ортодонтического лечения. Аппаратурные методы лечения зубочелюстных аномалий у детей. Лекция визуализация  
9. Элементная база эджуайс-техники. Лекция пресс-конференция  
10. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения мезиального прикуса. Лекция - презентация в мультимедийном формате  
11. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения открытого прикуса. Лекция заранее за зпланированной ошибкой  
12. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения перекрестного прикуса. Лекция визуализация
13. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения глубокого прикуса. Лекция - презентация в мультимедийном формате  
14. Аномалии положения зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения Лекция пресс-конференция  
15. Аномалии зубных дуг. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения Лекция визуализация
16. Профилактика зубочелюстных аномалий у детей. Лекция заранее за зпланированной ошибкой  
17. Зубное протезирование в детском возрасте. Показания. Особенности изготовления зубных протезов. Лекция пресс-конференция  
18. Рецидивы и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты. Лекция - презентация в мультимедийном формате  
Всего часов
         

Тематический план практических занятий

№ п/п Тема Форма проведения Продолжительность в академических часах
Пропедевтика стоматологии детского возраста
1. Принципы организации ортодонтической помощи. Организация работы ортодонтического отделения. Методы клинической диагностики зубочелюстных аномалий и деформации у детей. Статическое и динамическое исследование. Кейс-стади, 6,5
2. Классификация зубочелюстных аномалии.Формулировка клинического диагноза. Методы функциональной диагностики зубочелюстных аномалий у детей. Исследование общих нарушений организма (осанки, дыхания, сердечнососудистой системы и пищеварения).. «Мозговой штурм», глоссарий 6,5
3. Методы антропометрической и фотометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей.Рубежный контроль. Измерение на фотографиях. 7,0
4. Методы биометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей: измерение размеров зубов, зубных рядов по Пону, Корхгаузу, индекс Тона, Долгополовой во временном и постоянном прикусе. Изучение сегментов зубных рядов Герлаху. Измерение на диагностических моделях. 6,5
5. Изучение формы зубных дуг – диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста. Измерение апикального базиса по Хаус-Снагиной. Измерение на диагностических моделях 6,5
6. Методы рентгенологической диагностики зубочелюстных аномалий у детей. (внутриротовая, панорамная, ортопантомография, 3D-исследование). Изучение ОПТГ 6,5
7. Телерентгенография (методика ТРГ, анализ ТРГ по Шварцу). Изучение ТРГ снимков 6,5
8. Морфологические и функциональные изменения в зубочелюстной системе (перестройка парадонта и костной ткани, изменения в ВНЧС) при ортодонтических вмешательствах.Рубежный контроль. Блиц-опрос, глоссарий 7,0
9. Ортодонтические аппараты механического действия. Показания к применению, принцип действия. Элементная база эджуайс-техники. Снятие слепков, изготовление диагностических моделей. 6,5
10. Ортодонтические аппараты функционального действия. Показания к применению, принцип действия. Снятие слепков, изготовление диагностических моделей. 6,5
11. Ортодонтические аппараты комбинированного действия. Принцип действия, показания к применению. Изгибание петель 6,5
12. Аномалии положения зубов в трансверзальном, сагиттальном и вертикальном направлениях. Аномалии развития зубов (прорезывания, структуры твердых тканей, формы, размеров, количества). Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения.Рубежный контроль. Мозговой штурм», глоссарий 7,0
13. Аномалии зубных дуг. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения Составить алгоритм диагностики и лечения, ситуационные задачи 6,5
14. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогнатисекого прикуса. Составить алгоритм диагностики и лечения, ситуационные задачи 6,5
15. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогенического прикуса.. Составить алгоритм диагностики и лечения, ситуационные задачи 6,5
16. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения глубокого прикуса.Рубежный контроль.. Составить алгоритм диагностики и лечения, ситуационные задачи 7,0
17. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения открытого прикуса. Снятие слепков 6,5
18. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения перекрестного прикуса. Ситуационные задачи 6,5
19. Методы лечения зубочелюстных аномалий у детей в период временного, сменного и постоянного прикуса. Профилактика зубочелюстных аномалий у детей. Ситуационные задачи 6,5
20. Причины рецидивов и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты.Зубное протезирование в детском возрасте. Показания. Особенности изготовления зубных протезов. Рубежный контроль. Блиц-опрос ситуационные задачи 7,0
  Итого:  

2.8 Темы для самостоятельной работы студента (СРС)

Темы СРС Продолжительность занятия в часах
Ортодонтия и детское и протезирование
1. 1. Профилактика зубочелюстных аномалий в детском возрасте Презентация.
2. Методы функциональной диагностики стоматологических заболеваний у детей. Эссе
3. 4 Материалы и аппараты, применяемые при ортодонтическом лечении детей Подготовить кроссворд.  
4. Инновационные технологии в ортодонтии Защита реферата.  
5. Основные принципы и методы лечения аномалий и деформации челюстно-лицевой области у детей. Возрастные показания к ортодонтическому лечению. Защита в виде презентации.
6. Миогимнастика как метод профилактики и лечения деформаций зубочелюстной системы ребенка. Подготовить кроссворд.  
7. Роль питания в развитии зубочелюстной системы и формировании ее деформаций. Защита в виде презентации.
8. Этапы развития прикуса ребенка. Подготовить кроссворд.
9. Невидимая ортодонтия Защита реферата.  
10. Современные методы диагностики, применяемые в ортодонтической практике. Подготовить кроссворд.  
11. Правила и методика фотографирования при ортодонтическом лечении. Защита в виде презентации.
12. Биомеханика перемещения зубов в сагитальном, вертикальном, трансверзальном направлениях Подготовить кроссворд.  
13. Рост лицевого скелета. Защита реферата.  
  Всего часов: 75 ч

Чек-листы по дисциплине

«Ортодонтия и детское и протезирование»

Чек-лист №1

Критерии оценки Уровень
Превос-ходно Прием-лемо Требует коррекции Неприем-лемо
1. Уровень понимания темы 11.25 7,5
2. Умение мыслить логически 11,25 7,5
3. Соответствие излагаемого материала поставленным вопросам
4. Наличие в ответе всех необходимых теоретических фактов 7,5 5,0
5. Иллюстрация ответа правильно подобранными примерами 7,5 5,0
6. Культура речи 7,5 5,0  
7. Владение профессиональной терминологией 7,5 5,0
8. Умение сделать обоснованные выводы 7,5 5,0
Итого  

ЧЕК-ЛИСТ №2

ЧЕК-ЛИСТ №3

ЧЕК-ЛИСТ №4

ЧЕК-ЛИСТ №5

ЧЕК-ЛИСТ №6

ЧЕК-ЛИСТ №7

ЧЕК-ЛИСТ №8

ЧЕК-ЛИСТ №9

ЧЕК-ЛИСТ №10

ЧЕК-ЛИСТ №11

ЧЕК-ЛИСТ №12

ЧЕК-ЛИСТ №13

Критерии оценки рисунка

№ п/п Критерии оценки Уровень, оценка в баллах
Превос-ходно Приемлемо Требует коррекции Неприемлемо
Соответствие рисунка заданной теме 7,5
Наличие в рисунке всех необходимых элементов 11,25 7,5
Наглядность рисунка 11,25 7,5
Красочность рисунка 11,25 7,5
Демонстрация творческого подхода 11,25 7,5
Умение ответить на вопросы по рисунку 11,25 7,5
Умение конструктивно реагировать на критику 11,25 7,5
Итого        

ЧЕК-ЛИСТ №20

Кафера – Стоматологии детского возраста

Дисциплина - «Ортодонтия и детское и протезирование»

Наши рекомендации