Одинаково мягко относится ко всем
Третий признак доброго человека — по своей природе он одинаково мягок со всеми. Это не значит, что он не любит своего ребенка больше, чем чужого. Но если в дом придут два ребенка — свой и чужой, он подумает: «Чужой ребенок обидится, если я буду больше заботиться о своем». Поэтому в присутствии чужого ребенка он старается одинаково заботиться о них обоих. Это и есть одинаково доброе отношение. Вполне естественно, что своего ребенка мы любим больше, однако в присутствии чужого ребенка нужно искренне, изо всех сил стараться одинаково и по-доброму относиться к ним обоим.
Очень добрые люди в таких случаях даже больше заботятся о чужом ребенке, чем о своем. Делают они это для собственного воспитания и ради воспитания своего ребенка. Для того чтобы привить своему ребенку хорошие качества характера, они подают ему пример, как надо относиться к людям.
В результате их ребенок думает: «У меня родители хорошие, они добры к моему другу».
А как воспитывают детей злые люди? Невежественные люди говорят: «Пора садиться есть. Почему ты пришел с другом? Отправь его поскорее и садись за стол». Такие родители останутся «без штанов», потому что подобным образом они учат детей заботиться только о членах своей семьи.
В чем же тут проблема? Проблема придет чуть позже. Когда дети уйдут из дома, родители окажутся вне «своей» семьи, для детей они станут «чужой» семьей. В результате точно так же, как родители относились к тем, кто был вне их семьи, дети в дальнейшем будут относиться и к своим родителям. Более того, они будут у них клянчить: «Знаешь, мама, у нас денет нет. Мы же молодые, нам надо, давай!» Когда мама станет немощной, ей скажут: «У нас денег нет, но ведь тебе и сухариков достаточно. Тебе же много не надо, ты уже старая».
Поскольку в корыстных семьях нет доброты, дети вырастают в них жестокими, несмотря на то, что родители всю жизнь посвятили им. Результат корыстных отношений: жалей детей или не жалей — они потом хлопнут дверью перед тобой. Итак, добрые люди одинаково мягки со всеми, но со своими близкими часто бывают строги. Тем не менее эта строгость лишь внешняя, так как в их голосе всегда звучит доброта. Добрый человек имеет твердый разум и тогда, когда этого требует долг, старается выглядеть строго, но даже во время наказания голос его все равно остается добрым. Только так следует воспитывать своих детей. Однако злым людям такой стиль воспитания недоступен.
Добр в любых обстоятельствах
Четвертый признак доброго человека — его доброта проявляется всегда, даже когда это чревато для него неприятностью. К примеру, кого-то недолюбливает весь коллектив; этому человеку стало плохо, и все радуются: «О, замечательно! Загибается наш голубчик». Но добрый человек смело начнет помогать изгою. Ему безразлично, что его действия не одобряет коллектив. Тому, кто его укоряет, добрый человек по-доброму скажет: «Я бы и тебе помог, если бы тебе было плохо. Я всем помогаю». Так добрый человек приобретает неподдельное уважение со стороны всех окружающих.
Доброго человека плохим отношением не испугаешь, потому что он ко всем относится по-доброму, и его конфликт с коллективом естественным образом затухает. Добрый человек по-настоящему свободен от сплетен и недовольств со стороны сослуживцев, его уважают все. Однако то же самое не скажешь о слабохарактерном человеке, на котором все ездят.
Признаки слабости сердца или слабохарактерности
Человека, который желает прослыть добрым или добрым становится в силу жизненных обстоятельств, называют слабохарактерным.
Первый признак
Человек делает что-то, не отдавая себе отчета в том, плохо ли это или хорошо, делает это только для того, чтобы его считали хорошим человеком. Он делает все только ради того, чтобы снискать признание, но такой «добрый» человек даже не отдает себе в этом отчета. Когда этого уже не требуют обстоятельства жизни, он, естественно, перестает быть добрым. Например, когда он идет по улице один, то милостыню нищим не подает. Но если он идет с кем-то, то достает копеечку, вручает нищему и обращается к человеку, идущему вместе с ним: «Мне нравится жертвовать деньги нищим, я люблю это делать». Так поступает человек со слабым сердцем, и те, кто не умеет определять настоящую доброту, покупаются на это и говорят: «Вот хороший человек».
Но если человек добрый на самом деле, то он не станет фокусировать внимание на своей благотворительности. Он просто даст нищему, что может; более того, ему будет неловко, если это станет известно другим. Он не любит афишировать свою благотворительность. Его счастье заключается в том, чтобы делать приятное кому-то другому, а не себе. Делая это, он испытывает счастье. А если слабохарактерный человек сделал доброе дело и никто об этом не узнал, то он думает: «Ну и какой прок в этом добром деле? Надо, чтобы о нем кто-то узнал». Поэтому такие люди часто рассказывают о своих добрых делах. Самовосхваление проистекает не от доброты, а от слабости сердца.
Второй признак
Человек идет на поводу у плохого человека, не может ему отказать. Его легко уговорить. Он часто говорит: «Я добрый человек, поэтому все в коллективе ездят на мне, пользуются моей добротой». На людях, добрых по-настоящему, не ездят, потому что питают к ним истинное уважение. Мягкосердечный человек постоянно злится. Он вроде бы делает какие-то дела, но недоволен тем, что его «эксплуатируют». Слабость сердца является проявлением жестокости, а отнюдь не доброты. Такой человек, жестокий по природе, тем не менее не позволяет себе проявлять внешнюю жестокость, потому что боится испортить отношения с окружающими, опасается, что о нем плохо подумают, и затем это ему икнется: «А вдруг, если я откажусь, начальник выгонит меня с работы».
Третий признак
Слабохарактерный человек отказывается от выполнения своего долга, ссылаясь на то, что это принесет кому-то страдания. Например, учительница закрывает глаза на то, что ученики неправильно выполнили задание. Она думает: «Поставлю двойку — они начнут плакать». Если тот, кто обязан делать замечания, избегает их делать, то о доброте не может идти речи. Поступив однажды неправильно и не получив замечания, человек развивает в себе склонность поступать таким же образом и в будущем. В следующий раз он совершит такой же поступок уже автоматически, само собой. Если, например, человек поспал как-то днем, то на следующий день ему опять захочется поспать в то же время. Почему так? Дело в том, что закон кармы действует тремя способами:
1) Плохой поступок, совершенный впервые, постепенно входит в наш характер, закрепляется привычка. Поэтому, нарушив режим дня, захочется сделать это вновь.
2) За совершенный плохой поступок нам придется пострадать в будущем.
3) Плохой поступок меняет наше восприятие мира. Например, человек, обманувший раз, невольно начинает думать, что все вокруг обманщики.
Поэтому, если человек, наделенный специальными полномочиями, не наказывает другого за проступок и не выполняет тем самым свой долг, он обрекает этого человека сразу на три вида страданий. В связи с этим Веды говорят, что начальник, не наказывающий своих подчиненных, будет страдать за совершенные ими грехи. Слабохарактерный начальник может недоумевать: «Я же такой хороший. Почему теперь я страдаю? Я всех любил, никого не наказывал. У меня на работе все делали, что хотели: выпивали, когда надо, воровали... Отчего же у меня такая плохая жизнь?» Ответ простой: своей слабостью сердца он накопил плохую карму.
Рассмотрим еще один пример, связанный с невыполнением долга. Мать, которая к своему ребенку питает не доброту, а слабость сердца, называет его «роднулечкой», то есть кусочком ее плоти, который должен ее наслаждать. Это свойственно любой матери. Матери, чрезмерно балующей своего ребенка, следует подумать о том, что следует быть сдержанней в проявлениях своей любви, иначе ребенок начнет думать, что все должны ублажать его чувства, и может стать эгоистом. Ей кажется, что ею движет любовь, но это не любовь, а слабость сердца. Она при этом наслаждает саму себя, а не ребенка. Иногда ребенку интуитивно это не нравится, он противится ее ласкам и заботе, но ей даже в этом случае нравится наслаждаться его телом.
Если женщина считает ребенка своей «роднулечкой», то есть своей собственностью, которая должна приносить ей счастье и удовольствие, то стоит только этой «роднулечке» завизжать, потому что она хочет конфетку или мороженое, как у матери разрывается сердце: «Ну как же так? Нет никакого счастья: ребенок орет, нужно срочно купить сладости, иначе никакой жизни не будет». При этом она на самом деле думает не о ребенке и не о том, что у него характер портится, а о своем эгоистичном счастье рядом с ним. А со временем, в будущем, этого счастья становится все меньше, потому что ребенок понял, стоит ему покричать, как мама сразу купит конфету. У матери, которая проявляет слабохарактерность (слабость сердца), ребенок становится капризным и вырастает эгоистом.
Подлинная материнская доброта проявляется тогда, когда мать, почувствовав, что ребенок становится эгоистичным, старается ограничить проявления своих чувств к ребенку, но неукоснительно выполняет свой долг по отношению к нему. Например, ребенок просит конфетку, и она говорит: «Утром и днем конфетку есть можно, вечером нельзя, заболеть можно». Когда в ответ на ее «нет» ребенок начинает плакать, она успокаивает его и сама при этом не тревожится, так как знает, что придерживается правильной, доброй позиции.
Почему же слабохарактерная мать не действует таким образом? Потому что плач ребенка вызывает у нее сильные страдания. Мать, которая привыкла выполнять свой долг, а не наслаждаться, от плача ребенка страдает не сильно, она не испытывает никакого душераздирающего состояния. В то же время это не означает, что она холодна к ребенку. Сдерживая свои чувства, она тем самым пытается помочь ему в его будущей нелегкой жизни.
Теперь, дорогой читатель, если вы не возражаете, мне хотелось бы рассмотреть, как проявляется доброта и как — слабость сердца в поведении людей во время похорон. Приготовьтесь узнать нечто серьезное. Как ведут себя разумные люди во время похорон?
Мудрый человек, зная, что душа не умирает, а вместе с тонким телом покидает грубое тело, во время его смерти (то есть душа в тонком теле какое-то время находится здесь же, рядом с присутствующими) старается сдерживать свои чувства, нахлынувшие от разлуки с близким человеком. Он поступает так даже в том случае, когда другие родственники начинают бурно проявлять свои эмоции, желая показать друг другу, как они любили умершего. Его спрашивают: «А почему ты не плачешь, ты его не любил? Тебе все равно, что его больше нет с нами?» Ответ мудрого человека будет таким: «Он на самом деле не умер, а в тонком теле находится рядом с нами. Я не хочу доставлять ему беспокойство».
Веды говорят, что человек, который стонет, не контролируя своих чувств: «Зачем ты меня оставил?», — вызывает у оставившего тело жуткие страдания. Поймите, ведь он, находясь в тонком теле, не может предпринять никаких действий, так как уже оставил физическое тело. Но он еще ощущает связь с родственниками. Вызывая У него жуткие страдания, родственники впоследствии будут сильно страдать за это.
Веды считают, что вести себя подобным образом перед умершим очень греховно. Если же люди плачут, но сдерживают себя, то это не грех. Это вызывает у того, кто оставил тело, уважение. Он видит тех, кого поневоле оставил, и тоже чувствует разлуку с ними. Но если они не хотят себя сдерживать, а, наоборот, разжигают свои чувства, это вызывает очень сильные страдания у оставившего тело. За такое поведение родственники впоследствии могут заболеть, вплоть до возникновения раковых опухолей.
В своей жизни я встречал и другие примеры. Так, на мои лекции в Риге ходила семья: муж с женой. Они были очень интеллигентными людьми. Муж был доктором наук. Он пришел ко мне на консультацию и начал задавать очень серьезные вопросы, связанный с духовной жизнью. Эта тема очень волновала его, он пытался решить для себя наиболее важные вопросы. В тот момент время его жизни закончилось и с ним случился инсульт. Мы, конечно, сразу же вызвали скорую помощь, но было уже поздно.
Видя, что человек умирает, я смотрел на его жену и был поражен тем, как она действительно по-доброму вела себя по отношению к своему мужу, который на ее глазах оставлял тело. Конечно, она была очень потрясена, но пыталась даже в этой ситуации любить его по-на-стоящему, не доставлять ему беспокойств. Истерик не было, она была спокойна и старалась дать мужу счастье даже в этой ситуации. Испытывая страдания, она не демонстрировала их. Я был потрясен. Подобным образом относиться к дорогому, единственному человеку можно, только испытывая по отношению к нему истинную доброту.
Четвертый признак
Человек оставляет другого в беде, фальшиво причитая при этом и думая, что проявляет тем самым сострадание.
К примеру, мужчина идет вдоль реки и видит: кто-то тонет, взывая о помощи. Мужчина уже накупался, ему не хочется лезть в воду, и он начинает истошно орать: «Помогите, спасите! Человек тонет!» Тем временем человек идет на дно, а мужчина всем говорит: «Ой, так плохо, что человек погиб». Другой пример: идет крепкий мужчина и видит, что кто-то пытается изнасиловать женщину. Что он должен сделать? Он ведь мужчина и по идее должен защищать ее. Но он бежит вызывать милицию, а за это время с ней происходит непоправимое. Этот мужчина проявил слабость сердца. По-настоящему добрый человек не будет стоять смотреть или бежать куда-то, если у него есть силы помочь. Конечно, женщина не может защитить себя — она должна звать на помощь. А что будет делать женщина со слабым сердцем, ставшая свидетельницей такой ситуации? Она будет причитать: «Ой, как плохо, ой, как плохо!» — и убежит. Она, возможно, и милицию не позовет, хотя добрая женщина в такой ситуации должна звать милицию. Она не может встать на защиту, потому что для этого у нее не хватает сил.
Из-за слабости сердца человек, никак не пришедший на помощь, вынужден будет страдать. В нашем законодательстве есть, например, пункт о преступной бездеятельности. Поэтому в некоторых случаях власти привлекают к ответственности лиц, которые вовремя не оказали помощь.
Прогресс и деградация
Люди, которые стремятся делать добрые дела, прогрессируют в своем развитии. Люди, которые не могут или не хотят делать добрые дела в силу плохих качеств своего характера, — деградируют. Есть признаки, по которым можно отличить прогрессирующих людей от людей, которые не способны прогрессировать.