Способность быть непритязательным по отношению к другим
Другое важное проявление доброты — способность быть непритязательным к другим. Кто пользуется авторитетом у окружающих людей? Авторитетом обычно пользуется тот, кто не использует его в корыстных целях, например, не использует свое положение. Такой настрой всегда предполагает, что человек будет очень притязателен и требователен к себе самому. Это значит, что он себя не балует, что он избегает излишней чуткости к себе. Кто-то скажет, что жить так небезопасно: можно недоглядеть какие-то проблемы со здоровьем или, например, не заметить, как очерствеешь.
Однако речь идет не о том, чтобы перестать следить за собой. Нужно обязательно заботиться о своем здоровье и своей судьбе, но делать это нужно, не давая себе поблажек и не прибегая к излишествам. Только так можно накопить силу непритязательности по отношению к жизненной ситуации, к обстановке и чужому мнению. Затем склонность к непритязательности следует направить на других людей и, позитивно настроившись к ним, стать по-настоящему добрым. Добрым может быть только тот, кто понимает, как тяжело дается работа над собой. Такой человек не станет злиться на других из-за того, что они слишком медленно меняют свой характер. Он уже на себе проверил, как тяжело даются перемены в характере.
По судьбе каждому из нас положено жить в тех условиях, которые мы имеем: ничего лучшего мы не заслужили. Что нам досталось по судьбе, то нам и положено. Человек, непритязательный к своим жизненным условиям, всегда и везде будет счастлив. Представьте, что у кого-то длинный нос, и он думает: «Это невыносимо. Лучше умереть!» У некоторых действительно возникают такие мысли. Они начинают метаться, чуть ли не заканчивают жизнь самоубийством. Так проявляется притязательность к своей судьбе. Такой человек смотрит на себя как на тело и не понимает, что главное в нем совсем не это. Потому он и уверен, что с таким носом все к нему будут относиться плохо. Так он сам себе портит жизнь.
Он не задумывается над тем, что если кто-то смотрит на него как на тело и думает с отвращением о его носе, значит, этот человек сам по себе довольно примитивный. А раз так, то зачем с ним иметь какие-то отношения? Зачем нужен такой муж или такая жена? Однако если мы хотим развить в себе доброту, то и таким людям нужно желать счастья; только подумайте при этом, стоит ли с ними строить близкие отношения. Не для того ведь, чтобы всю жизнь копить злость на них.
Если человек смотрит более глубоко на качества в характере близких и не обращает слишком большого внимания на их внешность, значит, у него более тонкий и возвышенный уровень сознания. С таким человеком легче будет жить, потому что и себя он тоже с телом не отождествляет, по крайней мере с грубым телом. Он не думает, что строение тела — это самое главное, и довольствуется тем строением, которое дал ему Господь для отработки его кармы.
Осознание своих телесных недостатков — это не слишком высокий уровень понимания вещей. Животные осознают себя на уровне тела: бегают друг за другом на четырех лапах и обнюхиваются. Одни животные имеют больше телесных недостатков и выглядят печальными, другие имеют меньше телесных недостатков и выглядят довольно бодрыми. Мы смеемся над ними и думаем, чего они так печалятся и скулят?
Однако некоторые люди поступают точно так же. Это животный уровень сознания, когда мы принимаем и отвергаем человека по его внешности. Другие люди пытаются понять друг друга на уровне ума: они изучают качества характера друг друга. Третьи воспринимают друг друга на уровне разума. Они спрашивают: «Как живешь? Во что веришь?» В соответствии с этим они и относятся к человеку. Четвертые смотрят на людей как на душу. У этих людей во взаимоотношениях с другими вообще никогда не возникает проблем. В какие бы ситуации они ни попадали, они будут счастливы друг с другом, потому что человек, сознающий себя как душу, благоразумно понимает, что все страдания посылаются судьбой для учебы, очищения сознания и обретения счастья; других причин для страданий он не видит.
Чуткость к окружающим людям невозможна со стороны человека, который притязателен к ним. Непритязательность к другим необходимо серьезно и строго воспитывать в себе. Некоторые люди думают: «А почему это я должен воспитывать непритязательность к другим? Пусть сначала они начнут относиться ко мне непритязательно. К тому мне необходимы хорошие условия для жизни и работы над собой».
Настраивая себя таким образом, добрым никогда не станешь. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь хорошие условия. Но если человек не получает по судьбе этих условий, то ему не следует прилагать чрезмерных усилий для их обретения. Напротив, ему следует принять те условия жизни, которые он имеет, и понять, что ничего большего он не заслуживает. Так непритязательность к другим и притязательность к себе делают человека добрым по отношению к другим и строгим по отношению к себе.
Из-за чего нужно быть к себе строгим, разве это хорошо? Дело в том, что строгость к себе — это и есть истинная доброта к самому себе. Если же мы себя балуем, то на самом деле это наказание для нас. К тому же в результате этого мы требуем к себе излишнего внимания и одновременно становимся чрезмерно притязательными к другим.
Притязательность к другим приносит страдания. Так что если мы живем с кем-то, значит, по карме нам не положено жить с кем-то другим и иметь лучшие условия, чем у нас есть. Но человек зачастую готов «костьми лечь, чтобы свое доказать и свое взять». Он думает о своих близких: «Если я не научу их правильно вести себя со мной, то никогда не буду счастлив». Другой вариант притязательности: «Если я не куплю себе этот диванчик, значит, моя жизнь не удалась». Бывают разные виды притязательности.
Некоторые люди предпочитают в еде что-то изысканное, они могут исколесить весь город в поисках какого-то особенного продукта. Классический пример притязательности к обстоятельствам жизни приводится в сказке «Принцесса на горошине». Одна горошина под семью матрасами стала причиной того, что принцессе невозможно было уснуть. Это притязательность. Если человек чрезмерно беспокоится о себе, то он уже особенно не может беспокоиться о других. Притязательный человек не способен быть добрым. Он может быть добр только по отношению к себе, но это — ложная доброта, она его погубит.
Мягкое сердце
Мягкость сердца — это определенное состояние разума; ничего общего мягкость сердца с мягкостью характера не имеет. Мягкое сердце способно видеть в людях все, оно принимает удары от их характеров на себя, но не злится от этого, а терпит и делает правильные выводы. Мягкое сердце в полной мере способно продиагностировать характер любого человека.
Диагностика разума проводится по речи, а диагностика ума — по глазам. Глаза — зеркало ума, а речь — зеркало разума. Мягкость речи говорит о том, что у человека мягкое сердце и твердый разум. Мягкость глаз говорит о том, что у него нежный ум. У слабохарактерного человека, не имеющего твердости разума, сердце не бывает мягким. У него всего лишь мягкий и неустойчивый разум. Сердце же у него хитрое и злое.
Истинная мягкость сердца предполагает безгрешность. Грешный человек не в состоянии терпеть укоры в свой адрес. Как определить, насколько человек грешный? Количество грехов можно определить по тому, насколько груба речь человека, насколько жестко он разговаривает с другими. Речь может быть мягкой, а может быть слащавой, и это разные вещи. Слащавая речь говорит о склонности человека к обману, о мягкости в его разуме и характере. Мягкость речи должна быть естественной, честной — это признак непреклонного, позитивно направленного разума.
Человек, который хочет быть добрым, должен непреклонно стремиться к нежности в отношениях с окружающими людьми. Именно это необходимо в жизни всем нам для того, чтобы мы могли жить хорошо. Мы не должны тревожиться из-за того, что в жизни нам бывает слишком плохо; мы должны думать о том, несколько другим бывает плохо с нами. Тот, кто нежно заботится о других, в ответ получает нежную заботу и в результате — нежную судьбу. Благодаря заботе о других условия его жизни улучшатся как бы сами собой.
Каждому, кто стремится стать добрым, следует понять, что благополучие зависит не от квартиры, которую он имеет, не от обстановки в ней, не от количества денег. Оно зависит от того, как к нему относятся окружающие люди. Счастье человека находится в сфере глубокого, бескорыстного, любовного общения, а не в сфере удовлетворения своих потребностей за счет других. Понять это очень непросто — таков экзамен, предлагаемый нам судьбой.
Мы склонны думать, что основная проблема в нехватке денег. Нам кажется, что если денег у нас будет больше, то и жизнь наша наладится. Мы не понимаем, что если люди будут хорошо и с любовью относиться к нам, то счастье мы будем испытывать даже тогда, когда денег у нас будет совсем мало. Если человек поймет это, то прежде всего он попытается определить, что должен сам сделать для тех, кто его окружает. А для того, чтобы определить это, нужно иметь чуткое сердце, необходимо проникнуться тем, в чем нуждаются окружающие его люди.
Счастье можно обрести лишь в гармонии с окружающими. Если у человека появляются деньги, то на какое-то время он становится счастливым. Но как при этом воспринимают его окружающие? Они начинают завидовать ему. Им непременно хочется что-то получить от него, и искренность в отношениях пропадает. Чем больше денег, тем меньше становится бескорыстия. Деньги не приносят счастья и зачастую разрушают отношения между людьми. Безусловно, это не означает, что деньги не нужны.
Деньги необходимы хотя бы для того, чтобы поддерживать жизнь и способствовать прогрессу. И все-таки человек не должен думать, что деньги — это главное. Если он будет думать так, то счастье пройдет мимо. Главное — это его бескорыстное, теплое, жертвенное отношение к людям и Богу. Источником всего нашего богатства является Господь, и потому мы всегда и всем обязаны Ему. Не верите? Возможно, это трудно понять. Задумайтесь как следует и вы поймете, что каждому из нас всегда приходится выбирать: либо наша цель — деньги, либо наша цель — честные отношения с людьми и Богом.
Если человек не осознает, что из двух этих целей нужно выбрать только одну, то он вряд ли поймет, что происходит с ним в жизни. Если человек считает, что главное — это правильные отношения со своей совестью, с богом и окружающими людьми, а деньги следует поставить на второй план, значит, он находится в благости. Любопытно, что денег он в этом случае не лишается, они сами будут догонять его по жизни. Не верите? Проверьте, поэкспериментируйте: по-другому законы нравственности не изучишь.
Если человек думает, что главное в жизни — деньги, то он находится в страсти и, следовательно, в антагонизме с окружающими людьми. Если кто-то хочет иметь больше денег, значит, ему нужно где-то их взять или у кого-то вытянуть. Начинается конкуренция и борьба за выживание. В результате этого у человека остается меньше свободного времени, увеличивается занятость, растут перегрузки, его преследуют перенапряжения и подстерегают болезни.
Отношения с людьми постепенно рушатся, все больше и больше становится нервотрепки и суеты. Быть может, вы, дорогой читатель, скажете, что все так живут, а я смиренно отвечу: нет, не все. Мы должны пытаться понять, как жить правильно. Конечно, правильно живут лишь очень редкие люди. Давайте станем таким редкими людьми, и от этого все вокруг нас станут счастливы. Пытаться постичь это — вот проявление настоящей доброты.
Человек, находящийся в благости, считает, что главное — это хорошо относиться к людям, делать им добрые дела. Благодаря тому, что такой человек живет со всеми в мире, у него увеличивается количество свободного времени и больше становится друзей. Доходы его не уменьшаются, потому что к своему труду он относится с любовью. К тому же добрый человек всегда может рассчитывать на поддержку и защиту со стороны друзей, и вследствие этого — на жизненную стабильность.