Значение и преимущества пранаямы
Иллюзорная сансарическая васана, которая образовалась за множество воплощений, исчезает только после длительных занятий йогой. Научиться контролировать ум можно только с помощью определенных, проверенных методов.
«Муктика-упанишада»
Как джняна, способная дать мокшу, может появиться без йоги? Йога, в свою очередь, становится бесполезной без джняны. Поэтому стремящийся к освобождению должен заниматься (усиленно) и йогой, и джняной.
«Йогататтва-упанишада» Так снимается покров со света.
«Йога-сутры», II: 52
Тамас и раджас образуют покров, или завесу. Эта завеса удаляется практикой пранаямы. После того как завеса удалена, приходит осознание истинной природы души. Чипгпга состоит из саттвических частиц, но окутана раджасом и тамасом, как огонь окутан дымом. Нет очищения эффективнее пранаямы. Пранаяма приносит чистоту и открывает сияние света знания. Карма йога, которая закрывает знание, уничтожается, когда он занимается пранаямой. Магическая панорама желания закрывает сверкающую по своей природе суть, и джива, или индивидуальная душа, сбивается с пути. Практика пранаямы постепенно истончает эту карму, закрывающую свет и заставляющую йога рождаться вновь и вновь, и в конце концов уничтожает ее совсем. Согласно Вачаспати, эту завесу образуют горести и грехи.
Ману говорит: «Да будет все неправильное сожжено пранаямой».
После того как покров будет удален, вы сможете отлично сконцентрировать ум. Он будет устойчив, словно пламя в безветренном месте. Слово пранаяма иногда используется для обозначения одновременно вдоха, задержки и выдоха, иногда — для любого из этих процессов в отдельности. Когда прана-вайю направляется в акаша-таттву, дыхание ослабляется. Б этот момент его легко остановить. Пранаяма медленно снижает скорость ума. Это пробуждает вайрагью
Если вы способны задержать дыхание внутри на один дюйм, у вас появляется способность предсказывать будущее; если вы способны задержать дыхание на два дюйма, у вас появляется способность читать чужие мысли; если вы способны задержать дыхание на три дюйма — левитация; на четыре дюйма — психометрия, сверхострота слуха и т. д., на пять дюймов — способность невидимо перемещаться; на шесть — кайя-сиддхи; на семь — способность входить в тело другого человека (паракайя-правеиш); на восемь — вечная молодость; на девять — способность заставлять дэват служить себе; на десять дюймов — анима, махима и другие сиддхи, на одиннадцать — единство с Параматманом. Когда благодаря длительной практике йог способен выполнять кумбхаку в течение трех часов без перерыва, он может балансировать на большом пальце руки и обретает все сиддхи. Как огонь уничтожает топливо, так и пранаяма уничтожает грехи Пратьяхара делает ум спокойным. Дхарана делает ум устойчивым. Дхьяна заставляет забыть о теле и мире. Самадхи приносит бесконечное Блаженство, Знание, Покой и Освобождение.
В йогическом самадхи пламя йогагни (огня йоги), расширяясь от пупка до головы, расплавляет амриту в брахмаран-Ььфрре. Йог пьет ее с радостью и в экстазе. На этом нектаре он может существовать много месяцев без воды и пищи.
Тело становится худощавым, сильным и здоровым. Лишний жир уходит. Лицо начинает светиться. Йог становится очень красивым. Его голос становится мягким и мелодичным Внутренние звуки анахата отчетливо слышны. Йог освобождается от всех болезней и утверждается в брахмачарье. Семя становится крепким и устойчивым. Усиливается джатхарагни (желудочный огонь). Йог настолько утверждается в брахма-чаръе, что даже объятия феи неспособны поколебать его. Вик-шепа удаляется, и ум становится однонаправленным. Раджас и тамас уничтожаются. Ум готов к дхаране и дхъяне. Объем выделений уменьшается. Регулярная практика усиливает внутренний духовный свет, приносит счастье и спокойствие ума. Она делает йога урдхваретасом. Перечисленные выше сиддхи достигаются только прилежными йогами и только на высших стадиях практики.
Ум может превзойти обычные состояния и существовать на более высоком плане, чем план рассудка, известном как сверхсознательное состояние концентрации, и даже выходить за пределы концентрации. Он сталкивается с фактами, которые недоступны обычному сознанию. Это достигается правильной тренировкой и манипулированием тонкими силами тела, которые должны вытолкнуть ум на высший план, в высшие сферы. Когда ум достигает этого сверхсознательного состояния, он начинает действовать там и воспринимать высшие факты и высшее знание. Это — конечная цель йоги, которая достигается практикой пранаямы. Контроль над вибрациями праны означает для йога разжигание огня высшего знания, реализацию себя.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Рано утром отправьте естественные потребности и займитесь йогическими практиками. Занимайтесь пранаямой в сухой, хорошо проветриваемой комнате. Пранаяма требует глубокой концентрации и внимания, поэтому заниматься следует в одиночестве.
2. Прежде чем начать выполнение упражнений пранаямы, тщательно очистите ноздри. До начала занятий вы можете выпить немного фруктового сока или небольшую чашку молока и даже кофе. Через 10 минут после завершения практики выпейте чашку молока или легко позавтракайте.
3. Летом занимайтесь один раз и только утром. Если вы ощущаете жар в мозгу или голове, перед купанием смажьте голову маслом амла или сливочным маслом. Приготовьте мисри-шербет, растворив леденец в воде. Это охладит ваш организм. Выполните также ситали-пранаяму, тогда жара вам будет не страшна.
4. Избегайте слишком много болтать, есть, спать, общаться с друзьями и напрягаться. «Воистину йога не для того, кто ест слишком много, и не для того, кто излишне сдерживает себя, не для того, кто слишком любит спать или кто слишком любит бодрствовать» («Гита», VI: 16). Каждый раз во время еды употребляйте немного топленого масла с рисом. Это смажет кишки и облегчит движение вайю вниз.
5. Митахарам вина ясту йогарамбхам ту карайет нанарога бхлветтасъя кинчид його на сиддхьяти —
«Без соблюдения умеренности в еде занятия йогой не приносят никакой пользы, а лишь различные заболевания».
«Гхеранда-самхита», V: 16
6. Совершенное воздержание в течение полугода или года без всяких сомнений значительно ускорит ваше духовное развитие и прогресс в йогических практиках. Не общайтесь с женщинами. Не смейтесь и не шутите с ними. Избегайте их общества. Без брахмачаръи и специальной диеты йогические упражнения будут не так эффективны, хотя и полезны для здоровья.
7. Занимайтесь регулярно и систематически, без перерывов.
Прекращайте занятия только во время серьезной болезни. Некоторые люди, выполняя кумбхаку, напрягают лицевые мышцы. Этого следует избегать. Это признак перенапряжения, а перенапрягаться не следует. Эти люди не могут управлять речакой и пуракай.
8. Препятствия в йоге: «Сон в дневное время, бодрствование ночью, избыточные моча и экскременты, плохое или неправильное питание, изнурительные ментальные операции с праной». Столкнувшись с болезнями, йог, который боится их, говорит: причина моих болезней — занятия йогой. Это серьезная ошибка.
9. Вставайте в 4 часа утра. Полчаса медитируйте или делайте джапу. Затем выполните асаны и мудры. После этого 15 минут отдохните. Затем выполните пранаяму. Физические упражнения удобно объединять с асанами. Если у вас достаточно времени, вы можете делать пранаяму по окончании всех упражнений йоги и медитации. Пранаяму можно делать и как только вы встанете с постели, перед медитацией и джапой. После пранаямы в вашем теле появится легкость и вам будет приятно медитировать. Вы должны отвести для занятий определенное время в соответствии с вашими возможностями и распорядком дня.
10. Наилучший эффект достигается в том случае, когда одновременно с асанами и пранаямой выполняется джапа.
11. Лучше начинать джапу и медитацию в 4 часа утра, сразу же после пробуждения. В это время ум достаточно спокоен и свеж, и вы можете хорошо сконцентрироваться.
12. Подавляющее большинство людей теряет драгоценное время ранним утром, сначала в течение получаса справляя свои естественные потребности, затем еще полчаса уделяя чистке зубов. Это плохо. Ученики должны научиться за пять минут опорожнять кишечник и за пять минут чистить зубы. Если вы страдаете от запора, в течение пяти минут после пробуждения выполняйте шалабхасану, бхуджанга-сану и дханурасану. Если вы привыкли отправлять свои естественные потребности позже, вы можете делать это после йогических упражнений.
13. Сначала выполните джапу и помедитируйте. Затем можете выполнить асаны и пранаяму. После этого снова немного помедитируйте.
14. Так как сразу после пробуждения вы обычно ощущаете некоторую сонливость, желательно в течение пяти минут
выполнить пару асан и пранаяму для того, чтобы окончательно проснуться и подготовить себя к медитации. Пранаяма позволит уму сосредоточиться. Наряду с дыханием она регулирует и функционирование всего организма в целом.
15. Общий порядок занятий таков: сначала все асаны, затем мудры, затем пранаяма, а затем дхьяна. Поскольку для медитации подходит раннее утро, вы можете выполнять упражнения в таком порядке: джапа, медитация, асаны, мудры и пранаяма. Это наилучший вариант. Но вы можете заниматься и в таком порядке, который удобен вам. Закончив выполнение асан, отдохните минут пять, прежде чем перейти к пранаяме.
16. Некоторые книги по хатха-йоге запрещают омовения холодной водой рано утром. Возможно, причина этого в том, что можно простудиться, моясь холодной водой в четыре утра, особенно в таких холодных районах, как Кашмир. В жарких районах такое ограничение можно не соблюдать. Я всегда выступаю за холодные омовения перед началом занятий, поскольку они освежают и стимулируют. Они прогоняют сонливость. Они уравновешивают кровообращение и обеспечивают хороший приток крови к головному мозгу.
17. Асаны и пранаяма излечивают все болезни, улучшают здоровье, улучшают пищеварение, тонизируют нервы, выпрямляют сушумна-нади, устраняют раджас и пробуждают кундалини. Практика асан и пранаямы обеспечивает хорошее здоровье и уравновешивает ум. Так как садхана невозможна без хорошего здоровья, а медитация — без равновесия ума, хатха-йога жизненно необходима дхьяна-йо-гам, карма-йогам, бхакти-йогам и даже ведантинам.
18. Поддержание физической формы невозможно без асан или каких-либо физических упражнений. Даже ортодоксальный ведантнн является хатха-йогом, сам того не осознавая. Он каждый день выполняет какой-то вид асан. Он бессознательно занимается и пранаямой, поскольку во время медитации пранаяма приходит сама собой.
19. Если вы ощущаете недомогание, если вы удручены и подавлены, займитесь пранаямой. Вы тут же почувствуете прилив сил, бодрости и энергии. Вы почувствуете подъем, обновление и радость. Попробуйте. Перед тем, как что-то писать: рассказ, статью или диссертацию, сделайте праная-му. Это вдохновит вас, наполнит вас оригинальными и умными мыслями.
20. Будьте постоянны в своих занятиях. Если человек хочет извлечь из занятий асанами и пранаямой максимальную пользу, постоянство занятий чрезвычайно важно. Те, кто занимаются с перерывами, время от времени, не извлекут большой пользы. Часто люди занимаются два месяца с большим энтузиазмом, после чего бросают занятия. Это печальная ошибка. Они хотят, чтобы рядом с ними всегда находился учитель-йог. У них изнеженный, зависимый характер. Они ленивы, апатичны и инертны.
21. Люди не хотят устранять молу (несовершенства) путем самоотречения и викшепы. Они хотят одним прыжком разбудить кундалини и брахмакара-вритти. Но так они лишь поломают себе ноги. Те, кто пытаются разбудить кундалини асанами и пранаямой, должны прежде всего иметь чистые помыслы, речи и деяния. Они должны соблюдать физическую и ментальную брахмачарью. Только
тогда они смогут разумно использовать пробуждение кундалини.
22. Посейте семена духовности в юном возрасте. Не тратьте вирью (семя) понапрасну. Дисциплинируйте свои чувства
и сознание. Делайте садхану. Когда вы постареете, вам трудно будет уверенно делать садхану. Поэтому займитесь ею с юных лет, и очень скоро вы почувствуете, какие преимущества это дает.
23. Каждый должен выбрать себе несколько упражнений из асан, пранаямы и медитации в соответствии со своими
возможностями, темпераментом, удобствами и запросами.
24. Мужчина вполне может соблюдать целибат, несмотря намногие соблазны и искушения. Дисциплинированная жизнь, изучение писаний, сатсанга, джапа, дхьяна, прана-яма, саттвическая и умеренная диета, ежедневное наблюдение за собой, самоанализ и самокоррекция, правильное поведение и практика ямы, ниямы, физический и вербальный тапас — все это вымостит долгую дорогу к достижению этой цели. Люди ведут неправедную, нерегулярную, неумеренную, недисциплинированную жизнь, забывая о вере. Поэтому они страдают и не могут достичь главной цели в жизни. Как слон осыпает песком свою собственную голову, так и эти люди своей глупостью навлекают на себя трудности и несчастья.
25. Не тряситесь и не дергайтесь. Резкие движения тела приводят ум в беспокойство. Не чешитесь. Когда вы выполняете пранаяму, Ьжапу и медитацию, асана должна быть устойчивой и твердой, как камень.
26. Вы должны сами подобрать себе диету и пранаяму в соответствии с вашим здоровьем и конституцией. Только тогда вы сможете безопасно и уверенно начать садхану. Сначала внимательно ознакомьтесь с указаниями по выполнению различных упражнений, приведенными в этой книге. Вы должны ясно представлять себе технику. Если у вас есть какие-то сомнения, попросите более опытного йога показать вам то или иное упражнение. Это наиболее безопасный метод. Иначе вы просто выберете первое попавшееся упражнение и будете делать его неправильно.
27. Во всех упражнениях я советую вам использовать в качестве единицы времени мантр}' ОМ. Вы также можете отсчитывать время, повторяя мантру вашего гуру, имена Рамы или Шивы, гаятри-мантру, просто числа или любым другим способом по вашему усмотрению. Для пранаямы лучше всего подходит гаятри-мантра и ОМ. На начальном этапе вы должны использовать временную формулу для пураки, кумбхаки и речаки. Эта формула и правильное соотношение приходят сами собой, когда выделаете пураку, кумбхаку и речаку максимально долго без напряжения. Когда у вас появится опыт, необходимость в счете или формулах отпадет. Вы естественным образом будете поддерживать нормальное соотношение.
28. В течение нескольких дней в начале практики вы должны считать и контролировать свой прогресс. В дальнейшем не следует отвлекать ум счетом. Легкие сами подскажут вам предел.
29. Не выполняйте пранаямуцо полного изнеможения. Во время занятий вы должны испытывать радость и духовный подъем, а после них — свежесть и воодушевление. Не ставьте себе слишком много ограничений (ниям).
30. Не принимайте ванну сразу же после пранаямы. Отдохните полчаса. Если вы вспотели во время практики, не вытирайтесь полотенцем. Вытрите пот рукой. Вспотев, старайтесь не попадать на сквозняки.
31. Всегда вдыхайте и выдыхайте очень медленно. Не издавайте никаких звуков. В таких пранаямах, как бхастрика и капа-лабхати, можете издавать тихий или максимально низкий звук.
32. Не ждите, что выполнение пранаямы в течение одного-двух дней по 2—3 минуты в день даст какие-то результаты. На начальном этапе вам следует заниматься ежедневно по 15 минут в день. Не следует каждый день перепрыгивать с одного упражнения на другое. Вы должны выбрать конкретное упражнение, которое вы будете делать ежедневно, добиваясь совершенства в его исполнении. Конечно, можно время от времени добавлять к нему и другие упражнения. Ежедневно вы должны выполнять бхастрику, капа-лабхати и «легкую удобную пранаяму», а ситали, ситкари и др. выполняйте лишь время от времени.
33. Пурака по-другому называется ниссвасой, ъречака —уччхва-сой. Ментальный процесс в кевала-кумбхаке называется шунъякой, форма управления дыханием. Упорная систематическая практика и постепенное увеличение протяженности кумбхаки называется абхъяса-йогой. Глотание воздуха и замена им пищи называется вайю-бхакшаной.
34. Автор «Шива-гюга-дипики» описывает три типа пранаямы: пракрита, вайкрита и кевала-кумбхака.
Если прана имеет форму вдоха и выдоха, в силу ее естественного свойства двигаться внутрь и наружу, эта пранаяма называется пракритой. Если прана сдерживается тройственным способом — выбрасыванием, принятием и остановкой дыхания в соответствии с правилами, описанными в шастрах, эта пранаяма называетсявайкритой, или искусственной. У тех великих, кто поднялся над этими двумя типами сдерживания дыхания, непосредственная (без вдоха и выдоха) внезапная остановка жизненных токов называется кевала-кумбхакой. Пракрита-пранаяма относится к мантра-йоге. Вайкрита относится к лайя-йоге.
35. Кумбхака (остановка дыхания) — это когда нет ни вдоха, ни выдоха, а тело неподвижно. Тогда он не видит форм, словно слепой, не слышит звуков, словно глухой, а телом подобен дереву. Таковы признаки того, кто достиг спокойствия.
36. Патанджали не делает особенного акцента на практике различных видов пранаямы. Он замечает: «Выдыхайте медленно, затем вдыхайте и задерживайте дыхание. Вы успокоите ум и сделаете его устойчивым». Это хатха-йоги развили пранаяму в целую науку и классифицировали упражнения.
37. Расстелите тигровую или оленью шкуру поверх сложенного вчетверо одеяла. Сверху расстелите белую ткань. Затем сядьте лицом к северу для занятий пранаямой.
38. Некоторые соблюдают такой порядок: выдох, вдох и задержка, другие такой: вдох, задержка и выдох. Последний более привычен. В «Яджнявалкъе» мы находим упоминания о многих формах управления дыханием в таком порядке: пурака, кумбхака и речака, в то время как в «Нарадийе» они присутствуют в таком порядке: речака, пурака и кумбхака. Вы можете выбрать любую из них по своему усмотрению.
39. Йог должен всегда избегать страха, злости, лени, излишнего количества сна и слишком долгого бодрствования, слишком обильной или излишне скудной еды. Если строго и ежедневно соблюдать это правило, через три месяца на вас прольется свет духовной мудрости, через четыре вы увидите дэвов, через пять месяцев вы утвердитесь в непосредственном осознании Брахмана, а через шесть месяцев вы по своей воле сможете достигать кайвальи. Это несомненно.
40. Неофит должен в течение нескольких дней выполнять только пураку и речаку, без кумбхаки. Выполняйте речаку медленно. Соотношение пураки и речаки — 1:2.
41. Пранаямуъ ее простой подготовительной форме могут выполнять все без исключения в любой позе, сидя или во время ходьбы; в любом случае польза от нее проявится. Если выполнять ее в соответствии с правилами, результаты не замедлят проявиться.
42. Постепенно увеличивайте длительность кумбхаки. В первую неделю задерживайте дыхание на 4 секунды, во вторую — на 8, в третью —на 12 и т. д. Пока не достигнете максимума. pSl В занятиях нужно руководствоваться здравым смыслом. Если какое-то упражнение вам не подходит, замените его, посоветовавшись с гуру или по собственному разумению. Это здравый смысл. Там где есть здравый смысл, будет удовольствие, совершенство и спасение. в. 44. Вы должны так точно определить длительность пураки, кумбхаки и речаки, чтобы не испытывать ни малейшего ощущения удушья или дискомфорта на любой стадии пранаямы. У вас никогда не должна возникать потребность перевести дыхание между двумя кругами пранаямы. Длительность пураки, кумбхаки и речаки должна быть правильно определена. Уделите этому особое внимание, и тогда все будет идти легко и успешно.
45. Вы не должны растягивать выдох. Если вы увеличиваете время речаки, следующий вдох будет поспешным и ритм
дыхания нарушится. Вы должны так отрегулировать длительности пураки, кумбкаки и речаки, чтобы не ощущать никаких неудобств во время пранаямы. Я не устану это повторять. Путь к совершенству лежит через опыт и практику. Будьте терпеливы и настойчивы. Другой важный момент заключается в том, что вы должны хорошо контролировать легкие в конце кумбхаки, чтобы выполнить реча-
ку плавно и в правильной пропорции к пураке.
46. При суръябхеде и уджджайи выделяется тепло. Ситкари и ситали охлаждают. Сурьябхеда уничтожает избыток газов, уджджайи — слизи, ситали — желчи, а бхастрика — все три нарушения.
47. Суръябхедой и уджджайи следует заниматься зимой. Ситкари и ситали нужно делать летом. Бхастрику можно делать в любое время года. Те, кому жарко даже зимой, могут делать ситали и ситкари зимой.
48. Главная цель жизни —познание, Реализация Высшего «Я».
Она достигается подчинением тела и чувств, служением хорошему гуру, изучением ведантической доктрины и постоянной медитацией на ней.
«Нираламбха-упанишада»
Если вы искренни в своем поиске и хотите быстро добиться результата, систематически выполняйте асаны, пранаяму, джапу, медитацию, свадхьяю it т. д. Вы должны тщательно соблюдать брахмачарью. Эффективными средствами управления сознанием являются получение духовных знаний, общение с мудрецами, полное оставление васан и контроль над праной.
«Муктика-упанишада» 49. Я вновь говорю вам, что асана, пранаяма, джапа, дхьяна, брахмачаръЯу сатсанга, уединение, мауна, нишкама-карма абсолютно необходимы для духовного развития. Невоз-можно достичь совершенства в раджа-йоге без хатха-йоги. В конце кумбхаки вы должны отключать ум от всех объектов. Постепенная практика утвердит вас в раджа-йоге.
50. Некоторые ученики, изучающие ведантическую литературу, считают себя джнянинами и игнорируют асаны, прана-
яму и т. д. Однако им также нужно выполнять эти упражнения до тех пор, пока они не достигнут совершенства в
предварительных этапах джняна-йоги.
51. Не следует колебаться. Не ждите, пока найдется гуру, который сядет рядом с вами и будет наблюдать вас изо дня в день в течение длительного времени. Если вы искренни, занимаясь постоянно и систематично, следуете правилам и указаниям, изложенным в этой книге, с вами не случится ничего плохого. Вначале могут быть небольшие ошибки, но это не страшно. Не тревожьтесь напрасно. Не бросайте занятия. Вы сами научитесь приспосабливаться. Здравый смысл, инстинкт и ясный внутренний голос вашей души подскажут вам, что делать, и укажут дорогу. Рано или поздно все у вас получится. Начните заниматься прямо с этой секунды, и станете настоящим йогом.
ОМ Шанти, Шанти, Шанти!
Приложение
КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СОЛНЕЧНОМ СПЛЕТЕНИИ
Солнечное сплетение часто называется «брюшным мозгом». Это важный нервный центр, связанный с симпатической нервной системой. Он расположен в надчревной области, позади желудка, по обе стороны позвоночного столба. Солнечное сплетение управляет основными внутренними органами и играет важную роль в управлении эмоциями и другими функциями тела. Оно играет куда более важную роль, чем многие полагают, и является одним из жизненно важных центров организма. Оно состоит из белого и серого мозгового вещества. Боксерам известно, что удар в солнечное сплетение может в полном смысле слова отключить человека или по крайней мере надолго вывести его из строя. Солнечное сплетение — это самая важная из 16адхар (опор) тела. Оно в буквальном смысле слова является Солнцем нервной системы. Когда Солнце светит мягко и гармонично, вся нервная система пребывает в гармонии. Она излучает силу и энергию во все части тела. Мысли и прана, направляемые в этот центр во время пранаямы, стимулируют его и пробуждают скрытый в нем солнечный свет.
Сядьте прямо, в падмасану или сиддхасану. Закройте глаза. Медленно и максимально долго вдохните через левую ноздрю. Правую ноздрю зажмите большим пальцем правой руки. Мысленно повторяйте ОМ. Задержите дыхание. Направьте внимание на солнечное сплетение. Сконцентрируйте на нем свой ум. Не перенапрягайте ум и вообще избегайте какого-либо напряжения. Во время задержки дыхания сознательно направьте прану в район солнечного сплетения. Думайте: «Я дышу пряном, счастьем, радостью, силой, бодростью, любовью». Затем медленно выдохните через правую ноздрю. После этого сделайте вдох через правую ноздрю, задержите дыхание и выдохните через левую. По утрам выполняйте 12 таких циклов. Страх, депрессия, слабость и другие нежелательные состояния, мешающие духовному развитию, исчезнут. Вы все более уверенно будете продвигаться к постижению себя.
ПАНЬЧА-ДХАРАНА
ПРИТХИВИ-ДХАРАНА
Существует пять [космогонических] элементов: npumxu-eu, anac, агни, вайю и акаша. Телу, состоящему из этих пяти элементов, соответствует пять дхаран. От стоп до колен простирается область притхиви. Она желтого цвета, имеет четырехгранную форму, ее варна — санскритская буква ЛАМ (c5), расположенная вдоль области земли, то есть от стоп до колен. Размышляя об этом, следует ежедневно в течение двух часов выполнять дхарану на этой области. Тогда йог обретает контроль над землей, то есть побеждает смерть.
АМБХАСИ-ДХАРАНА
Область апаса простирается от колен до ануса. Апас белого цвета и имеет форму полумесяца. Его биджакшара — буква-семя ВАМ (Ц). Направляя дыхание вверх с буквой ВАМ через область апаса, следует размышлять о четвероруком Боге Нара-яне, с короной на голове, в оранжевых одеждах и не подверженном разложению. Выполняя дхарану на этой области по два часа в день, йог освобождается от всех грехов и от страха воды.
АГНЕЙИ-ДХАРАНА
От ануса до сердца простирается область агни. Агни красного цвета, имеет треугольную форму, его биджа — Направляя дыхание вверх с буквой через область огня, йог должен размышлять о трехглазом Рудре цвета полуденного Солнца, который исполняет все желания. Тот, кто ежедневно в течение двух часов выполняет дхарану на этой области, не боится огня и не горит в нем.
ВАВАЙЯ-ДХАРАНА
От сердца до бровей простирается область вайю. Вайю черного цвета, ему соответствует буква ЙАМ (^Т). Направляя дыхание через область вайю, следует размышлять об Ишваре, Всезнающем. Овладев вайю, йог побеждает смерть.
АКАША-ДХАРАНА
От бровей до макушки головы простирается область ака-иш. Акаша дымчатого цвета, имеет круглую форму и проявляется как букв; Направляя дыхание вверх через область акаиш, следует размышлять о Садашиве. Тот, кто выполняет эту дхарану, обретает способность левитировать, а также все остальные сиддхи.
ВНУТРЕННЯЯ ФАБРИКА
Пища, которую вы едите, состоит из азотистых элементов, белков, жиров и углеводов. Белки — основной строительный материал для тканей и мышц. Углеводы обеспечивают организм энергией. Существует также множество различных солей. Различные пищеварительные соки, слюна во рту, желудочный сок, желчь, панкреатический и кишечный соки действуют на частицы пищи во время их прохождения по пищеварительному тракту. Слюна, воздействуя на крахмал, превращает его в сахар. В кишках этот процесс завершают панкреатический и кишечный соки. Желчь действует на жиры. Желудочный и панкреатический соки действуют на белки. Вся съеденная пища в результате превращается в млечный сок, или хилус. Этот сок абсорбируется кровеносными сосудами и смешивается с кровью. В правой половине сердца содержится нечистая кровь. Эта нечистая кровь направляется в легкие для очищения, после чего возвращается в левую половину сердца, откуда через аорту распространяется по всему телу. Через систему капилляров кровь омывает и питает ткани и клетки тела. Нечистая кровь возвращается по венам в правую половину сердца.
Отходы пищеварения направляются по толстой кишке, длина которой около двух метров, в прямую кишку, где накапливаются. Когда в прямую кишку поступает нервный импульс из центра в спинном мозге, отвечающего за дефекацию, она опорожняется через анус, конечное отверстие пищеварительного тракта.
Почки, расположенные справа и слева в районе поясницы, извлекают из крови мочу и направляют ее по двум трубкам, называемым мочеточниками, в особый резервуар, называемый мочевым пузырем. Из мочевого пузыря она выходит наружу через уретру.
Нервная система состоит из переднего мозга, мозжечка, или заднего мозга, спинного мозга и симпатических нервов. В мозгу существует множество центров, которые отвечают за слух, зрение, вкус, обоняние, речь и т. д. Импульсы, поступающие из рук, когда скорпион ужалит вас в палец, проходят по нервам в спинной мозг, а из него — в головной. Головной мозг реагирует, посылая по спинному мозгу импульс обратно в руку, и она отдергивается. Все это происходит за доли секунды. Симпатические нервы связаны с внутренними органами брюшной полости, печенью, селезенкой, сердцем и т. д.
Теперь я объясню, как образуется жизнетворящая жидкость — семя. Два яичка, расположенных в мошонке, относятся к железам внутренней секреции. Клетки яичек способны капля за каплей выделять семя из крови — точно так же, как пчелы собирают мед в улей. Затем собранная жидкость направляется по двум семенным канальцам в два небольших резервуара для семени — семенные пузырьки, по одному с каждой стороны. В момент наивысшего возбуждения семя выбрасывается из этих сумок через семявыводящие протоки в уретру, или мочеиспускательный канал, где смешивается с соком предстательной железы. Кто же управляет этими сложными внутренними органами? Кто создал эти тонкие и загадочные механизмы? Не может быть, мои дорогие друзья, чтобы вами не овладевали восторг и благоговение при мысли о Божественном Величии и Божественной Славе, которые проявляются в конструкции этих чудесных механизмов — сердца, легких, мозга и т. д.? Как гармонично они функционируют! Кто превращает еду в кровь? Кто качает кровь по артериям? Это Он. Ощутите Его присутствие. Молча отдайте Ему дань уважения. Слава, слава Господу, Создателю этого прекрасного тела, Его подобия, Его обители, Навадварапури, Города девяти врат!
ЙОГИЧЕСКАЯ ДИЕТА
Диету, которая способствует занятиям йогой и духовному развитию, можно назвать йогической. Диета непосредственно связана с умом. Ум формируется малейшей частицей пищи. Мудрец Удцалака наставлял своего сына Шветакету такими словами: «Съеденная пища делится на три: крупные частицы превращаются в экскременты, средние — в плоть, а мелкие — в ум». В «Чхандогъя-упанишаде» находим такие слова: «Чистая пища очищает природу человека; чистая природа приносит памятование о «Я», памятование о «Я» обрубает все связи и привязанности».
Существует три вида диеты: саттвическая, раджасическая и тамасическая. Молоко, фрукты, зерна, сливочное масло, помидоры, сыр, шпинат — саттвические продукты. Они очищают ум. Рыба, яйца, мясо и т. д. —раджасические продукты. Они возбуждают страсти в мужчине. Говядина, лук, чеснок и т. д. — тамасические продукты. Они наполняют ум инертностью и злобой. Господь Кришна говорит Арджуне в «Бхагавад-Гите» (XVIII: 8—10):
Пища, которая дорога каждому, делится на три вида. Эти виды таковы. Пища, которая повышает жизненную силу, дает бодрость, здоровье и радость, которая вкусна и питательна, дорога чистому человеку. Страстный человек желает горькую, кислую, соленую, слишком, острую, сухую и жгучую, которая вызывает боль, горе и болезнь. Несвежая, безвкусная, гнилая, вонючая пища дорога тамасическим людям.
Пища бывает четырех типов: жидкости, которые можно пить; твердые продукты, которые нужно разжевывать; некоторые твердые продукты, которые нужно лизать; мягкие продукты, которые проглатываются без жевания. Все твердые продукты необходимо тщательно пережевывать, только тогда они будут хорошо перевариваться и усваиваться.
Диета должна обеспечивать физическую силу и хорошее здоровье. Благополучие человека в наибольшей степени зависит от того, чем он питается. Различные кишечные болезни снижают устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, жизненную силу и иммунитет в целом. Рахит, цинга, малокровие, бери-бери и т. д. — все эти болезни вызваны плохим питанием. Следует запомнить, что именно питание, а вовсе не климат, играет решающую роль в формировании и функционировании человеческого организма. Знание основ диетологии необходимо всем, кто хочет сохранить здоровье и физическую силу. Каждый должен уметь составлять ддя себя и своей семьи хорошо сбалансированный и в то же время не требующий особых затрат рацион. Важна именно сбалансированность, а не широта рациона. Широкий рацион приводит к болезням печени, почек, поджелудочной железы. Хорошо сбалансированный рацион помогает человеку развиваться и работать без устали, увеличивает вес его тела и поддерживает на высоком уровне жизнеспособность и оптимизм. Человек — то, что он ест.
Пища нужна для двух целей: 1) поддержание температуры тела и 2) создание новых клеток для восполнения и замены износившихся. Продукты, которые мы употребляем в пишу, содержат белки, углеводы, углеводороды, фосфаты, соль, различные виды минеральных веществ, воду, витамины и т. д.
Белки — это азотистые соединения. Они являются основным строительным элементом человеческого тела. Белков много в доле, молоке и т. п. Их называют «строителями тканей». Белки — это сложные органические структуры, содержащие углерод, водород, кислород и азот, а иногда серу, фосфор и железо. Крахмал — углевод. Его очень много в рисе. Углеводы — «производители энергии», источники тепла. Углеводы — это субстанции типа крахмала или сахара, которые содержат углерод, водород и кислород. Углеводороды, или жиры, в избытке содержатся в топленом животном и растительном масле. Жиры входят в состав глицерина с жирными кислотами. Механизм человеческого тела нуждается в смазке. Для этого подходят сливочное масло, сливки, сыр, оливковое масло, масло земляных орехов и горчичное масло.
Хорошо сбалансированной можно назвать такую диету, в которой в правильной пропорции представлены все элементы, которые поддерживают тело и ум человека в отличной форме. Молоко — совершенная пища, так как оно содержит в правильных пропорциях все необходимые питательные элементы. Белки, жиры и углеводы должны входить в определенной пропорции. Необходимо также правильно подбирать их тип. Если в диете нарушена правильная пропорция этих трех основных компонентов, такая диета называется несбалансированной, или неправильной. Она приводит к недоеданию, замедлению роста организма, физической неполноценности и т. д. Многие болезни вызваны недоеданием. Если пища питательная, здоровая и сбалансированная, человек полон сил и оптимизма, то есть трудоспособен. Некоторые относят молоко к животной пище, тогда как другие считают яйца вегетарианской пищей. И те, и другие заблуждаются. Молоко —это вегетарианский продукт, а яйца — животный. Так считают все мудрецы. Те, кто изучает йогу, должны прекратить есть яйца. Все необходимые питательные элементы в достаточных количествах содержатся в молоке, сливочном масле, сыре, фруктах, миндале, помидорах, моркови и репе.
Важными пищеварительными соками являются слюна во рту, желудочный сок, панкреатический сок, желчь и кишечный сок.