В каких случаях обращаться к врачу по поводу высокой температуры
Ваша собственная, основанная на наблюдениях оценка состояния здоровья ребенка для врача важнее, чем его температура. За исключением тех случаев, когда малыш очевидно серьезно болен, немедленный вызов врача (как только вы обнаружили у ребенка горячий лоб) редко бывает необходимым. Постарайтесь сначала воспользоваться одним из методов, с помощью которых вы сможете самостоятельно понизить температуру и составить температурную карту, поскольку врачу нужно знать, что вы уже предприняли и какой была реакция ребенка на лечение. После измерения температуры у вашего ребенка и попыток снизить ее вызывайте врача в следующих ситуациях:
– При любом повышении температуры у ребенка младше 3 месяцев, сохраняющемся более 8 ч. Если ребенок этого возраста выглядит заболевшим (сонлив, бледен, апатичен, отсутствует аппетит, упорная рвота), вам следует вызвать врача немедленно, невзирая на время суток. Однако если малыш не кажется настолько заболевшим, а температура быстро понижается после того, как вы его распеленали и начали усиленно поить, можно подождать несколько часов, проводя самостоятельное лечение заболевания и меры по снижению температуры, а затем рассказать об этом врачу. Помните, что повышение температуры у ребенка младше 3 месяцев – серьезный симптом.
– Если ваш ребенок становится исключительно сонливым, бледным и апатичным и у него отсутствует реакция на жаропонижающие препараты.
– Если у вашего ребенка наблюдаются такие очевидные признаки бактериальной инфекции, как боль в ухе, сильный кашель, воспаленное горло или болезненное мочеиспускание в сочетании с высокой температурой.
ВНИМАНИЕ ! Решайте вопрос о том, нужно ли вызвать врача, в зависимости от тяжести состояния вашего ребенка, а не от его температуры.
Расскажите врачу о повышенной температуре у ребенка
Во время общения с врачом по телефону или в его кабинете сообщите ему следующую информацию:
– Как повысилась температура: внезапно у прежде здорового ребенка или постепенно, увеличиваясь немного каждый день, по мере того, как ребенок все больше заболевал?
– По какой схеме повышалась температура: покажите врачу температурную карту или расскажите.
– Каким образом развивалось заболевание: выглядит ребенок более или менее больным, или его состояние не изменилось.
– Каковы прочие симптомы и есть ли они у ребенка (плач от боли, понос, воспаленное горло, рвота и т. п.)?
– Насколько вы обеспокоены состоянием ребенка.
Врачебный подход
Ребенок с повышенной температурой, обеспокоенные родители и озабоченный доктор – обычная картина в кабинете врача. Поставьте себя на место врача и взгляните на высокую температуру с медицинской точки зрения. Такая температура – только симптом, по поводу которого вы обратились за помощью. Предстоит выяснить причину ее повышения.
Во-первых, врач старается решить, насколько серьезна проблема. Пройдет ли это заболевание через несколько дней при применении лишь жаропонижающих средств? Или это бактериальная инфекция, при которой необходимы антибиотики? И, во-вторых, если это бактериальная инфекция, то до какой степени она тяжела?
Осматривая горячего ребенка, врач слушает ваш рассказ и знакомится с температурной картой, которую вы принесли с собой. Затем он пытается найти детали, которые могли бы прояснить причину повышения температуры. В одних случаях он может поставить диагноз, опираясь на ваш рассказ и результаты осмотра. В других, затруднительных, случаях постановка диагноза требует больше времени и проведения анализов. Если врач подозревает всего лишь вирус, он может отослать вас и ребенка домой, дав следующее указание: «Обязательно сообщите, если ребенку станет хуже». Иногда при первом осмотре сложно сделать окончательное заключение, но по мере прогрессирования заболевания у ребенка появляется все больше отличительных его черт (например, характерные пятна в горле или специфическая сыпь). В основном вирусные заболевания не лечат антибиотиками, но в некоторых случаях их применяют, чтобы предотвратить развитие вторичной бактериальной инфекции.
Если ваш врач подозревает поддающуюся лечению бактериальную инфекцию, но осмотр не позволил выявить место ее локализации, он может направить ребенка на лабораторные тесты, например, культивирование (при котором микробы из горла, крови или мочи, помещенные в определенную питательную среду, вырастают), анализы крови или мочи. Выяснить тип и степень тяжести инфекции зачастую можно по уровню лейкоцитов, который определяют с помощью подсчета форменных элементов крови.