Глава 22. Второй год: от младенца к прямоходящему существу

Разрешите представить вам официально признанного пешехода. Три основных навыка, характеризующих этот возраст, – умение ходить, говорить и думать – являются серьезным основанием для признания вашего бывшего младенца прямоходящим существом.

Попрощайтесь с тем этапом развития, когда малыш был почти беспомощным или мог только сидеть. Теперь он научился передвигаться. В результате постепенного совершенствования этого навыка, характеризующего весь второй год жизни, малыш перейдет от ходьбы к бегу и восхождениям. Приготовьтесь к тому, что он будет носиться по всему дому, переходя от одного эксперимента к другому. Кажется, что у малыша на ногах колеса, и он постоянно рулит в разных направлениях, успевая схватить все, что подвернется под руку. Сейчас идет интенсивный процесс обучения – он извлекает полезную информацию из всего, до чего добирается. Все, что можно, будет отвинчено, пуговицы оборваны, ящики – выдвинуты. Это возраст исследований и экспериментов. Проходит то время, когда ребенок постоянно нуждался в вашей поддержке, и наступает период, когда самое главное – успеть углядеть за малышом.

Освоение языка дает новые возможности этому любопытному маленькому домашнему разбойнику. В этом возрасте ребенок способен выразить свое желание, а это сообщает ему дополнительную энергию для познания раскрывающегося перед ним мира. Развитие мыслительных способностей добавляет воодушевление во все авантюры малыша. Теперь он не пробует непосредственно и импульсивно решить возникшую проблему (методом проб и ошибок), а сначала обдумывает решение.

Но в этом возрасте есть как свои плюсы, так и минусы. Страх одиночества как бы уравновешивает все нарастающее стремление ребенка к путешествиям и исследованиям. Только что малыш искал у вас защиты, а в следующую минуту устремляется прочь, страстно преследуя какой-нибудь заинтриговавший его предмет. Эта двойственность (зависимость и самостоятельность) и желание изучать все новое и неизведанное приводят к ярким эмоциональным вспышкам восторга, смеха, страха, а также вспыльчивости и гнева, если ребенок слишком переутомляется. Малыш не только приобретает некоторый эмоциональный опыт, но и учится выражать собственные чувства. Он, как правило, хочет «все делать сам». Но в этом возрасте пока не в состоянии выполнить это.

В то время как умственные и двигательные навыки быстро нарастают, физический рост на втором году жизни постепенно замедляется. В течение первого года ребенок в среднем прибавляет приблизительно 14 фунтов и 10 дюймов (6,4 кг и 25 см), а за второй год – только 5 фунтов и 5 дюймов (2,3 кг и 13 см). Такое замедление роста совпадает с ослаблением аппетита – малышей этого возраста обычно называют «разборчивыми едоками». И дело не только в меньшем поступлении калорий с пищей, но и в том, что ребенок становится гораздо активнее, больше бегает и расходует больше энергии. Малыши в этом возрасте обычно кажутся слегка похудевшими.

С 12 по 15 месяц: уверенные шаги

Приготовьтесь: пешеходные экскурсии только начинаются. Если большинство детей в возрасте 15 месяцев могут пройти 50 футов (15 м), некоторые только делают свои первые шаги. Одни ребятишки уже расхаживают повсюду, другие – пересекают полкомнаты и для быстроты переходят на ползание, особенно если их целью становится погоня за игрушкой или домашним животным. И то, и другое поведение совершенно нормально для этого возраста.

Ходит увереннее и дольше

Первые шаги могут напоминать походку «подвыпившего морячка». Малыш раскачивается, ковыляет, пошатывается, переваливается с ноги на ногу, падает, перебирается ползком и вновь повторяет весь набор движений. Посмотрите, как направляет ребенок свои руки, ноги и туловище, напрягая мускулы в поисках равновесия, стараясь идти более-менее прямо. Когда он бегает иноходью по комнате, то слегка наклоняет туловище вперед, вытягивает перед собой руки и переваливается с ноги на ногу. Через 1–2 месяца практики от передвижения таким способом он перейдет к прямохождению. Походка с широко расставленными негнущимися ногами больше приблизится к общепринятой – с ритмичным сгибанием колен и опорой с пятки на носок.

«Встаю и иду» . Два основных навыка помогают малышу совершенствоваться в ходьбе, как бы правильно переключая сцепление. Прежде он переходил от ползания к ходьбе, используя, чтобы подняться, в качестве опоры стену или мебель. Теперь он минует этап карабканья вверх, выполняя движения в такой последовательности: «ползу – сажусь на корточки – встаю – иду». Малыш сидит с игрушкой в руках и вдруг решает пробежать по дому. Сначала он принимает позу медведя, вставая на четвереньки (стоит на руках и ногах). Затем, используя ноги как точку опоры, он переносит центр тяжести и усаживается на корточки (эта поза напоминает «квотербэка» в бейсболе в момент, когда он собирается сказать «марш»). После этого малыш выпрямляется, принимая стоячее положение, – все, можно идти. Сначала этот маневр выполняется не очень уверенно, он шатается, шаги тяжеловесны, но постепенно все наладится. Этот важнейший комплекс движений, позволяющий переходить от сидячего положения к ходьбе, шлифуется на протяжении всего второго года жизни. Этот же навык помогает малышу подняться на ноги после падения.

«Дивертисмент» шагов . Малыш уже может ходить вперед, назад, по кругу, поэтому начинаются всевозможные игры, связанные с ходьбой, тем более всегда есть восторженная публика. С хитрой улыбочкой малыш начинает демонстрировать свои выкрутасы. Наподобие вертолета он бегает по небольшому кругу с расставленными в стороны руками и вдруг шлепается – закружилась голова (надо сказать, что это одна из любимейших игр). Большое удовольствие доставляет малышу выглядывание из-под собственных ног. Стоя на четвереньках (поза медведя), он однажды обнаруживает, что если посмотреть из-под расставленных ног, мир, оказывается, перевертывается вверх тормашками. На некоторое время он замирает в этой позе, как бы говоря себе: «А ведь так все выглядит по-другому», потом продолжает прерванный переход в стойку и деловито топает по комнате.

Ходьба и игра

Чем увереннее становятся движения малыша, тем большее удовольствие они ему доставляют. Ему нравится расхаживать по дому с надувным мячом в руках. Еще одно излюбленное развлечение – пройтись под столом, почти задевая за крышку головой. Если с равновесием все в порядке, малыш остановится и нагнется за игрушкой, лежащей на полу, причем поднимать ее будет одной рукой, отведя другую в сторону – для поддержания равновесия.

В этом возрасте дети по-прежнему любят, когда им помогают ходить. Поиграйте с малышом в такую забавную игру. Встаньте лицом друг к другу, возьмите надувной мяч и дайте ребенку возможность схватиться за него со своей стороны. Начните пятиться, при этом малыш, держась за мяч, будет идти вперед. Постепенно ускоряйте темп, и вскоре малыш зальется счастливым смехом, стараясь поспеть за вами и не оторваться от мяча.

Игрушки для начинающих пешеходов . Первые строчки в списке любимых игрушек теперь уверенно занимают такие, которые условно можно отнести к группе «тяни – толкай» или на которых можно ездить верхом. Малыш уже может и вскарабкаться и усесться верхом на какомнибудь игрушечном приспособлении типа маленького велосипеда (не позволяйте детям проделывать такие упражнения на слишком жесткой поверхности, например на бетоне). Важным условием таких приспособлений должны быть значительная устойчивость и низкое сиденье.

Игрушки на полках . Многие дети с уравновешенным характером попрежнему иногда предпочитают постоять и поиграть с игрушками, расположенными на полках. Импульсивные же малыши, как правило, подходят к полкам, начинают расшвыривать игрушки в разные стороны и еще несколько месяцев не будут готовы к тому, чтобы нормально поиграть с ними. Если вы положите игрушки на полку на высоте 12–18 дюймов (30–45 см) от пола, ребенок сможет подходить к ней, учиться брать игрушки и класть их обратно. Эту же полку он может использовать для опоры – облокотиться на нее, занимаясь изучением какой-нибудь игрушки. А может (и не расстраивайтесь, пока это тоже нормально) пройтись по полке ручонками, сметая, как заправская уборщица, все подряд.

Ваш маленький помощник . К вашему удивлению, кухня вскоре станет излюбленным местом для игры – ведь именно здесь можно воспользоваться только что приобретенными навыками, чтобы помочь родителям. Одной из разновидностей такой игровой деятельности, возникающей у научившегося стоять ребенка, является желание разгрузить ящик со столовыми приборами или посудомоечную машину. Малыш изо всех сил старается дотянуться до ее дверцы, чтобы открыть, и бывает просто счастлив, обнаружив внутри огромное количество вилок и ложек. Поскольку эти блестящие предметы особенно привлекают ребенка, старайтесь убирать их подальше и, конечно же, внимательно наблюдайте за ним, когда он «занят такой важной работой».

Ходим вместе . Малыш по-прежнему любит ходить вместе с родителями (он – в центре и держится за вас обеими руками) или с одним из них (и держится одной рукой). В этом возрасте дети просто обожают спускаться и подниматься по ступенькам с помощью родителей, поскольку передвигаться по лестнице самостоятельно им еще трудновато.

Совместные занятия . Попутешествуйте вместе с малышом по всему дому, держа его за одну или за обе руки. Переходя из комнаты в комнату, показывайте ему, как лучше использовать при ходьбе те или иные предметы мебели (следите, чтобы ребенок имел дело только с абсолютно безопасными для себя), обращайте его внимание на другие интересные предметы, расположенные на его уровне.

Наши рекомендации