ЧАСТЬ IV. Поведение и развитие ребенкаю
Какие же изменения происходят с малышом при его развитии и что приносит ему каждый новый прожитый месяц? Что нужно, чтобы ребенок рос здоровым и жизнерадостным? Можем ли мы оказать какое-то существенное влияние на процесс становления его как личности? Эти вопросы всегда волновали и продолжают волновать родителей.
Огромное воздействие родителей на формирование ребенка – одно из наиболее потрясающих открытий последних лет.
Развитие малыша – это поступательное движение. Как в лифте: открываются двери на следующем этаже, где ребенка ждут новые навыки и умения. Освоив их, он поднимается выше. Скорость, с которой он будет подниматься с одного этажа на другой, в первую очередь определяется его наследственными генами и темпераментом.
Такое сравнение справедливо. В общем, все так и есть, только нужно добавить к этому кое-что еще. Каждый ребенок приходит в мир со своим собственным потенциалом, который можно представить себе в виде сосуда, хранящего самые различные способности. У одних их больше, у других – меньше. Насколько удается ребенку реализовать этот внутренний потенциал, в значительной степени зависит от вашего таланта как воспитателя. Именно вы можете повлиять на то, чтобы заложенные природой способности раскрылись в полной мере. Как это сделать, мы расскажем на следующих страницах.
Глава 19. Растем вместе: радоваться каждому этапу развития ребенка
Давайте вернемся к образу поднимающейся кабины лифта. На каждый новый этаж (этап своего развития) ребенок поступает с неким набором способностей. То, как эти способности будут превращаться в навыки и умения, зависит от взаимодействия малыша с воспитательной средой, которую он обнаружит на этом этаже. Если среда окажется благодатной и обогащающей, ребенок приобретет больше навыков и умений, а значит, гораздо увереннее будет чувствовать себя на следующем этаже. Поскольку нового этажа развития он достигнет с большим набором навыков и умений, взаимодействие его со средой на этом, следующем, этаже окажется более плодотворным.
Растем вместе
В центре нашего внимания в этой главе будет развитие не только самого ребенка, но и его родителей – иначе говоря, углубление взаимодействия в паре – «ребенок – родители». Понятие «развитие ребенка», или более современный его вариант «стимуляция», включает в себя не только то, что делают сами дети или родители для них, но и то, как они влияют друг на друга. Ведь они развиваются вместе – всей семьей. Вот как это происходит.
Взаимоощущение . Проходя вместе с малышом первые два года его жизни, и вы, и ваш ребенок претерпеваете определенные изменения. Вы лучше начинаете понимать и чувствовать друг друга.
Взаимное формирование . Когда вы и ваш ребенок становитесь более восприимчивыми по отношению друг к другу, вы начинаете взаимно формировать свое поведение. Лучше всего это проиллюстрировать на примере того, как ребенок и родители формируют язык друг друга. На первый взгляд кажется, что родители, разговаривая с младенцем, как бы регрессируют до его уровня. На самом же деле родители уподобляются ребенку, чтобы он быстрее приблизился к ним. Так развиваются особые коммуникативные навыки, которыми вы прежде не обладали. Представление о взаимном формировании – одно из важнейших во взаимоотношениях родителей и детей, позволяющих им добиться лучшего контакта.
Взаимопонимание . Все лучше понимая друг друга и взаимно формируя свое поведение, вы всячески способствуете развитию вашего взаимопонимания. Ребенок подает какой-то сигнал. Вы наблюдаете, слушаете, учитесь и, наконец, отвечаете. Ваше чуткое восприятие и быстрый ответ стимулируют ребенка и в следующий раз, когда у него возникает какая-нибудь потребность, вновь подать вам сигнал.
С первых дней, даже часов жизни ребенок, плачем привлекая к себе внимание, добивается удовлетворения каких-то своих потребностей. Родители откликаются на зов. Со временем ребенок начинает общаться с родителями языком мимики и жестов, постепенно совершенствуя и оттачивая его. Родители воспринимают и этот новый язык и выполняют просьбы малыша. Именно под воздействием такой отзывчивой социальной среды ребенок учится овладевать языком как средством общения, а родители совершенствуют свои способности, занимаясь расшифровкой получаемых сигналов.
Ребенок вовсе не является, как считалось раньше, всего лишь пассивным участником предлагаемого родителями стиля взаимоотношений. Он принимает самое активное участие в формировании поведения родителей, налаживании взаимопонимания с ними, – но только в том случае, если родители избирают такой стиль поведения, который позволяет ребенку делать это.