Темперамент как генетическая данность доминирующего типа нервной системы малыша
Темперамент – генетический код энергетической активности нервных клеток - врожденная данность, наследуемая крохой не только от непосредственных родителей, но в их лице – как минимум еще четырех (а раньше считали – семи!) поколений прародителей. Поэтому бессмысленно сокрушаться по поводу утомительно излишней веселости и активности вашего малыша или, напротив, его медлительности и плаксивости. «Перевоспитывать» его бесполезно и не нужно, даже вредно! Гораздо продуктивнее – разобраться в особенностях темперамента вашего малыша, учесть имеющиеся сильные свойства, затем подумать и поработать над накоплением такого индивидуального опыта, который позволит развить слабо выраженные особенности личности родившегося человека (см. Таблицу 6).
Таблица 6
Доминирую- щий тип темперамента младенца | Особенности проявления эмоциональной и моторной активности | Что делать родителю |
Флегматик | Сильный тип нервной системы обеспечивает ему (как и сангвинику) высокую степень природной выносливости. Но у флегматика процессы торможения доминирует над возбуждением. Поэтому младенец может у вас спать сутки напролет. Ему бывает трудно адаптироваться к резкой смене обстановки (он от таких контактов спасается погружением в сон). Родителям с таким малышом легко (не доставляет особых хлопот), хотя и настораживает его безразличие, отстраненность от участия в жизни. | Его надо активизировать во время бодрствования, не оставляя попыток его расшевелить. Ему надо дать почувствовать, что бодрствовать и узнавать что-то новое тоже приятно. |
Холерик | Легко возбудимый тип нервной системы, бурно реагирует на раздражители. Чувство голода или нечистые пеленки приводят его в отчаяние. Перевозбудившись, успокаивается с огромным трудом. Очень отзывчив на прикосновения (успокоить можно – ласково и мягко прижав к своему телу). | Ваша задача – сделать все возможное, чтобы возбудители были не сильные. Больше держите на руках в спокойном состоянии, уверенно транслируя ему свое ласковое отношение. Делайте все плавно и аккуратно, не спеша, бережно, избегая резких движений и воздействий. |
Продолжение табл.6
Меланхолик | Энергетическая активность нервных клеток – слабая, и поэтому такой ребенок легко раним, быстро устает, утомляется, истощается. Вместе с тем очень тонкая чувствительность меланхолика (ко всякой новизне, к любому, даже слабо выраженному воздействию извне) позволяет усваивать быстро и легко любую информацию. У него безграничные данные для развития интеллекта. Он очень восприимчив к любым воздействиям: прикосновениям (помните, кожа – главный канал для младенца!) и интонациям голоса. Поэтому меланхолика легко успокоить – подержите младенца на руках, ласково прижимая к груди и пойте ему спокойные песенки. Он реагирует адекватно эмоциональным воздействиям (этакий прирожденный эстет). Помните, что в силу своей быстрой утомляемости он склонен переживать негативные состояния, проявляя отрица-тельные эмоции. Родителям кажется при этом, что их ребенок чем-то недоволен, требует повышенного внимания, не любит изменений и т.п. А ему лишь чаще требуется отдых (малыш может полежать и один, как бы медитируя, получая удовлетворение от уединения), эмоционально теплые отношения родителей и смена «мягких» впечатлений. | 1. Радуйтесь (а не огорчайтесь) исключитель-ной чувствительности вашего малыша, так как это великолепная, подаренная Природой, основа развития умственных способностей, интеллекта. Если вы создадите для такого ребенка благоприятные условия для восприятия новых впечатлений – проблем с обучением и неразумностью поведения у него не будет никогда. 2. Подумайте о том, как вы его будете закалять (постепенно, но систематически), развивая выносливость, волю, работоспособность (это то, что меланхолику недодала природа). 3. Старайтесь не допускать его переутом-ления – исключите любые резкие воздействия (громкие звуки, внезапные появления в поле зрения крупных предметов, резкие запахи, резкие прикосно-вения). Первое время не стоит принимать родствен-ников и друзей, меньше бывайте в атмосфере множества беспорядочных воздействий, но позаботь-тесь о достаточном количестве и качестве новых впечатлений – они ему нужны для развития интеллекта. Коротко: берегите его тонкую натуру, нежность и тренируйте волю. |
Окончание табл.6
Сангвиник | Активность нервных процессов – сильная. Без сна он способен провести больше времени, чем другие. Просыпаясь, постоянно жаждет впечатлений (чем, собственно, и утомляет родителей), требует внимания весь день (а иногда и всю ночь). Всегда готов общаться (несмотря на то, что вы уже валитесь с ног). Он очень любопытен и это надо всячески поддерживать, предоставляя ему возможность слушать, смотреть, двигаться – впитывать информацию, так он развивается быстрее остальных. | 1. Лучшее, что вы можете для него сделать, носите всегда с собой, рассказывайте и коммен-тируйте окружающий мир, свои действия, давайте новые «игрушки» и «зрелища». 2. Сангвинику недостает тонкости восприятия. Ему «некогда» обращать внимание на детали и оттенки. А они бывают в жизни так нужны. Сангвинику полезно воспитывать свою «палитру» восприятия посредством занятий искусством. |
Необходимо понимать, что в каждом из нас наличествуют особенности всех четырех типов темперамента. Однако один – два типа являются доминирующими, ведущими, преобладающими. Это надо воспринимать как врожденную данность (родительское приданное, если угодно), которую не изменить в течение жизни, но можно терпеливо и увлеченно воспитывать другие необходимые для гармоничной жизнеспособности свойства характера, которые будут компенсировать слабо выраженные качества личности вашего сокровища.
Это и будет лучшим родительским творением продолжающейся жизни!
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ
Первый месяц жизни малыша называют периодом новорожденности.
Родителям необходимо постоянно помнить о том, что малыш воспринимает все впервые (!):
· видит (цвет, свет и линии, рождающие композиции);
· слышит (звуки громкие и тихие, высокие и низкие, короткие и долгие, разные по тембру – материальному источнику);
· ощущает кожно-мышечные прикосновения (теплые и прохладные, жестко-колючие и мягкие, гладкие и шершавые, а также активно напряженные и расслабленно спокойные состояния своих мышц);
· реагирует на запахи (свежие, естественно приятные или резкие, искусственно-неприятные, сперто-душные);
· переживает вкусовые ощущения (сладкие и горькие, соленые, кислые и пресные).
Поэтому главная задача родителей в первый месяц жизни – создание необходимых условий для успешной адаптации новорожденного к окружающим информационным потокам, к мировосприятию реальности.
Словарик. Адаптация – приспособление органов чувств к изменяющимся условиям окружающей действительности.
При этом необходимо постоянно помнить, что акт рождения малыша связан со стрессом (т.е. переживанием резко негативного эмоционального состояния), который необходимо компенсировать позитивными переживаниями в течение первых девяти месяцев, убеждая малыша, что здесь – в новых для него условиях жизни – так же безопасно, как было для него и в животике у мамы.
Никому из родителей еще не удавалось избежать негативных переживаний малыша, которыми он «извещает» родителей о неудовлетворенных своих потребностях. И это естественно. Негативные переживания, так же как и позитивные, необходимы для нормального психического развития, и здесь сама жизнь «заботится» о их предоставлении в достаточном объеме. Забота родителя как педагога состоит в том, чтобы обеспечить доминирование позитивных переживаний над негативными в соотношении 4:1. Только в таком случае у родившегося человека сохранится чувство безопасности и защищенности, доверия к окружающему миру.
Чувство безопасности является главной жизненной потребностью ребенка (да и взрослого человека) и означает субъективное ощущение защищенности. В свою очередь, чувство защищенности переживает любой человек только тогда, когда ясно ощущает, что его любят, что он не одинок в этом огромном Мире. Стало быть, именно ЛЮБОВЬ, как выражение эмоционально теплых отношений родителей, становится главным условием адаптивности ребенка и его счастливой дальнейшей жизни. При этом любовь должна проявляться не только на физическом (ласковые прикосновения, прижимания к своему телу, поглаживания) и материальном уровнях (некоторые родители проявляют свою «любовь» в демонстрации лишь материальных благ: мы и кроватку ему самую лучшую купили, и костюмчики у него самые престижные), но и на психоэмоциональном (посредством интонаций голоса, энергии взгляда), и духовном (искренности, подлинности, совестливости устремлений).
Психологически важно обеспечивать условия для удовлетворения врожденной потребности ребенка в познании окружающего мира и себя в нем. Для этого надо удовлетворять его чувственные (зрительные, слуховые, кожно-мышечные, обонятельные и вкусовые) потребности, постепенно «переводить» этот опыт на вербальный (словесный) уровень посредством удовлетворения потребности в общении. Другими словами, психика ребенка развивается полноценно только при удовлетворении его психоэмоциональных потребностей, сознания и общения.
Духовный же уровень ребенка проявляется в его простом неумении наносить вред другому, жить за счет другого. Появившись на свет по воле родителей, младенец может претендовать лишь на удовлетворение своих естественных потребностей Тела и Души. И в этом смысле его Дух, его Совесть кристально чисты. (Кто из взрослых мог бы так сказать о себе?) При этом он является поистине Ангелом, способным своими глазами передать (или инициировать вновь) духовное содержание жизни на Земле. Младенец запрограммирован на общение с теми, кто обеспечивает ему безопасность, защищенность, Любовь, кто способен на Созидание в этом мире. Он интуитивно понимает суть Добра, ощущение теплоты отношений и способен различать воздействия извне как созидательно-позитивные, радостные, так и разрушительно-негативные, агрессивные.
Словарик. Любовь есть жертвенность или целенаправленная способность любящего (здесь – родителя) удовлетворять созидательные потребности своего любимого (в нашем случае – ребенка).
Необходимо помнить: чем младше ребенок, тем активнее происходит усвоение, запечатление и формирование представленного ему в условиях семьи эмоционально-социального опыта. Именно семья – первый социум, первое реальное и навсегда значимое общество ребенка.
Метаморфозы физического и психоэмоционального развития новорожденного столь существенны, что неонатологи, педиатры и педагоги-психологи делят первый месяц жизни на три микропериода: на первую, вторую и третью декады, различные по нормативам и задачам психоэмоционального (сенсорного) развития [Павлова Л., 2003]. Наш опыт показывает, что подразделение адаптивного периода действительно проходит три стадии, но не по декадам, а соответственно по дням – три, затем – девять и далее – 40 дней.
Первый период составляет первые три дня жизни после рождения, когда перестройка всех процессов организма столь существенна, что ребенок фактически весь сконцентрирован в проживании этих активных перестроечных процессов. Стремительные изменения, переживаемые ребенком интровертированно (т.е., в себе), по сути составляют активное приспособление, адаптирование ребенка как Духовного существа к жизни в земном, материализованном мире. Это возможно заметить во время коротких минут бодрствования, когда его взгляд – это поистине пронзительно проницательный взгляд Ангела, взгляд Духа Святого, взгляд абсолютно еще внесоциальный. Он смотрит, как духовный «рентген»…
Второй период начинается примерно с четвертого дня жизни, когда вслед за психофизиологической адаптацией (если она прошла успешно) начинаются попытки малыша строить свои отношения с окружающим миром, начинается психологическая адаптация. Это первая улыбка маме, затем этап гуления – первые попытки отвечать на интонационное стимулирование общения с мамой и папой.
Словарик. Гуление - способность ребенка воспроизводить голосовыми связками отдельные гласные и согласные звуки. Познавательно-исследовательская потребность ребенка обнаруживается в апробации своих возможностей по воспроизведению звуков различной высоты и длительности как самих по себе, так и в качестве способа взаимодействия, общения со взрослым.
Воспринимая интонации (звуки - важнейшие земные оберегающие или разрушающие сигналы) голосов родителей, малыш пробует и сам выражать свои состояния с помощью звуков.
Ребенок научается впервые фиксировать взгляд на лицах взрослого или игрушках и даже следить за их передвижением. Особый и важнейший опыт – двигательный, который определяется ощущениями малыша от различных положений тела и обусловливает развитие структур головного мозга. Наиболее полезная поза при этом – лежа на животике.
Третий период – с девятого по сороковой день – определяется стремительным развитием адаптивных реакций крохи: первичного опыта эмоциональной регуляции.
Каковы же задачи родителей по адаптации малютки?
Эти задачи архиважны и очень ответственны, так как именно в это время (потом будет просто поздно!) необходимо помочь приспособиться малышу к абсолютно новой для него системе жизнеобеспечения. Акт рождения и первый месяц жизни связан с переходом на самостоятельное (автономное) легочное дыхание и перестройкой кровообращения; ему надо приспособиться к новым способам питания посредством сосательного рефлекса и работы пищеварительного тракта (выделительной системы организма).
Новорожденный окружен разнообразным миром социальной стимуляции со стороны родителей, в отношениях с которыми происходит его развитие. Психофизиологические исследования младенцев определили, что слуховая система функционирует задолго до рождения и в период новорожденности является значительно более зрелой по сравнению со зрительной и моторной системами. Так, сразу после рождения сигналом, вызывающим поворот головы ребенка, является человеческая речь. Обнаружено также, что дети готовы к ответу и на зрительные сигналы сразу после рождения. Отзывчивость на зрительную стимуляцию зависит от количества времени бодрствования: чем больше бодрствуют, тем более способны к зрительному восприятию.
Нормативные показатели сенсорного (психоэмоционального) развития малыша в этот период жизни представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка первого месяца жизни
Каналы восприятия | Нормативные признаки развития (к концу 1-го месяца) | Педагогические (родительские) действия |
Вкусовой | Основная потребность рецепторов языка – ощущать вкус материнского молока - удовлетворяется посредством безусловного рефлекса сосания. Воспринимается как идентификация с организмом матери и удовлетворения органического питания с помощью приобретаемого условного рефлекса в «положении ребенка под грудью». | Позаботиться о том, чтобы питание мамы было экологически чистым и природосообразным, так как вкус грудного молока меняется в зависимости от употребляемой пищи кормящей мамочкой. Формирование позы «положение ребенка под грудью» при кормлении как условия формирования условного рефлекса приема пищи. |
Визуальный | Позитивно реагирует при восприятии синего, желтого и красного оттенков цвета, на крупные орнаменты и узоры (плавные, волнистые линии). Плавно следит глазами за предметом при изменении траектории его движения (влево – вправо; вверх – вниз). Сосредоточивает взгляд на лице взрослого (на глазах и линии лба) и копирует простейшие движения (высовывает язычок, выпячи-вает губки). Концентрирует свой взгляд на неподвижных и привлекательных для него предметах. | Создать условия (обои в комнате, цвет игрушек, одежды и т.д.) для восприятия малышом преимущест-венно следующих оттенков цвета: красного, желтого и синего на фоне белого. А также позаботиться о преобладании линий в поле зрения малыша не прямого и угловато-острого, а волнистого, плавного соотношения (узоров, орнаментов и т.п.). Эти цвета и линии несут позитивную эмоциональную инфор-мацию. |
Продолжение табл. 7
Обонятельный | Переживает позитивные состояния при восприятии естественных запахов тела родителей и домашней обстановки. Реагирует негативно – морщится или плачет - при восприятии резких запахов (особенно химического происхождения). | Доминирующим фактором является обеспечение доступа свежего воздуха. Естественно возникающие домаш-ние запахи будут только способст-вовать развитию обоняния. Избегать резких, особенно химических запахов. |
Тактильно-кинестетический | Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Приподнимает и удерживает головку в таком положении до 5 секунд. Хватательный рефлекс срабатывает на всякое прикосновение к его ладошке или ступне. Потребность в свободе моторно-двигательных реакций и постоянном ощущении физической защищенности посредством близости тела матери и отца. | В ситуациях естественного ухода за ребенком (кормление, купание, пеленание и т.д.) формировать первичный опыт удовлетворения двигательных реакций: хватательно-го и переступательного. Побуждать малыша приподнимать головку в положении лежа на животике (спустя некоторое время после кормления, когда настроение малыша еще хорошее). Затем аккуратно поворачивают на спинку, давая возможность почувствовать смену положения тела. Смена положений тела – отдых от предыдущего положения и накопление нового опыта мышечных ощущений. Желательно ребеночка постоянно держать рядом с родителями, чтобы он мог чувствовать энергетику от прикосновения к их телу. Поэтому на прогулке желательно пользоваться не коляской, а «кенгурушкой» и спать ребеночку надо рядом с мамочкой, а не в отдельной кроватке. |
Окончание табл. 7
Аудиальный | Способен к слуховому сосредоточению на звуке – голосе взрослого или игрушки. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним (гортанные звуки типа «гу», «га», «г-г-гы», «кх»). Радуется копированию родителями его интонаций голоса и стремится копировать некоторые интонации взрослых сам. Издает разнообразные звуки в такт интонациям речи взрослого (по типу «синхронного взаимодействия»). | Побуждать малыша к речевым интонациям «гукания». Повторять вслед за ребенком его интонации («поговорить» на его языке). Важно, чтобы общались с ребенком оба родителя. В значимых ситуациях (пробуждение и засыпание, корм-ление и купание) включать для прослушивания специальные детские музыкотерапевтические программы (напр., «Моцарт для малышей», «Колыбельные» и др.) Не допускать резко и громко звучащих (особенно металлического происхождения) звуков. |
За каждое новое действие малыша хвалите его искренне (желательно по-разному!) как за значимое достижение.
К концу периода новорожденности у малыша закрепляются адаптивные ориентировочные реакции, которые дают ему возможность узнавать и транслировать свои биологические потребности (плачем, если не удовлетворены, и улыбкой, если все в организме функционирует нормально), а также узнавать ваши прикосновения, интонации голоса, запахи, зрительные образы.
Результатом (или продуктом) воспитания первого месяца (до 40-го дня) жизни является успешная адаптация малыша в окружающем его социуме. Важнейшим признаком такой адаптации будет позитивное эмоциональное состояние (ощущение внутреннего комфорта) малыша, которое зависит в свою очередь от двух показателей:
1) физиологического приспособления организма ребенка к удовлетворению основных биологических потребностей (приема пищи, сна, движения и работы выделительной системы);
2) психологического удовлетворения потребностей в позитивной невербальной информации извне через каналы восприятия (вкусовых ощущений; звуков естественного и искусственного происхождения; оттенков цвета и яркости света, характера линий и композиций; прикосновений и моторно-двигательных потребностей; запахов).
Другими словами, родителям необходимо создать такие условия, которые позволили бы малышу почувствовать защищенность в каждой ситуации его жизни после рождения, ощутить физический и психологический комфорт. Физический (или материальный) комфорт ему нужен не в богатстве быта, а в удовлетворении физически здоровых потребностей. Психологический комфорт опирается на удовлетворение физических (базовых) потребностей, но по содержанию определяется степенью удовлетворения потребности в любви, внимании и принятии его родителями и окружающим социумом – земным Миром.
ВТОРОЙ МЕСЯЦ
На втором месяце ребенок, адаптировавшись к новым для себя условиям жизни, активно овладевает средствами общения: мимикой, улыбками (ученые различают до 70 видов улыбок) и интонациями голоса (смысл коих каждый любящий родитель, и в первую очередь мать, различает и умеет понимать множество). Именно визуальный, аудиальный и моторно-двигательный (тактильно-кинестетический) каналы начинают приобретать с этого времени ведущую роль в развитии познавательных (интеллектуальных) способностей ребенка (см. табл.8).
Таблица 8
Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка второго месяца жизни
Каналы восприя- тия | Нормативные признаки развития 2-го месяца | Педагогические (родительские) действия | |
Визуальный | Длительно сосредоточивается на неподвижном предмете или лице взрослого, а также движущемся объекте. Он видит на расстоянии 90 см. Активно копирует простые выражения мимики лица взрослого. | Ребенок испытывает огромное удовольствие, когда видит радостным ваше лицо. Пробуйте менять выражение лица, издавая разные звуки: пойте песенки и читайте стишки, моргайте глазами, высовывайте язык, делайте различные движения губами, зевайте, подкашливайте, улыбайтесь и т.д. | |
Тактильно-кинестетический | Сопровождает общение со взрослым «реакциями оживления» (быстрые движения ручек, ножек, глубокие вздохи). Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. При поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого. | Нежно массируйте тельце, глядя ребенку в глаза и называя его имя. Чаще и больше держите младенца на руках: качайте, обнимайте, целуйте. От этого он становится спокойнее, увереннее, самостоятель-нее, ощущая себя любимым, принятым, защищенным. Носите его на руках спиной к себе, так, чтобы он мог видеть все вокруг. | |
Окончание табл.8
Аудиальный | Поворачивается к источни-ку звука при его длитель-ном предъявлении. | Подойдя к кроватке малыша, называйте его имя с разными оттенками, нюансами интонаций до тех пор, пока он не начнет поворачивать на звук голову или глаза. Разговаривайте с малышом, подражая его гулению и проговаривая, какой он славный и замечательный ребенок. Читайте малышу стихотворные сказки классиков (или народные прибаутки). Для него важен смысл интонаций и ритма вашей речи. Добавьте к музыкальным программам для слушания еще одну - новую. |
Вкусо-вой | Те же, что и в первом месяце. | Старайтесь во что бы то ни стало сохранить только грудное вскармливание - залог здоровья вашего малыша. |
Обонятель-ный | Готовность к восприятию новых приятных запахов. | Дайте возможность почувствовать разнообразные запахи, расширяя постепенно его опыт обоняния: новые приятные запахи с кухни при приготовлении пищи, новые запахи на улице (фруктов, цветов и т.п.) |
Напомним, что первый год жизни является самым активным периодом накопления первичной информации эмоционально-чувственного содержания, которая становится основным источником, своеобразным «резервуаром» в дальнейшем развитии сознания и интеллектуальных способностей личности.
Буквально каждая ситуацияжизни является первично актуальной для развития психических свойств и интеллектуальных способностей маленького человека. Ответственность родителей в этом смысле без преувеличения колоссальна!
И известная обывательская поговорка о том, что «маленькие дети – маленькие заботы, а большие – большие заботы», фактически пригодна только для родителей, которые беззаботно и лениво (или безграмотно) относятся к воспитанию младенцев. Такая беззаботность и беспечность родителей порождает невоспитанность отпрысков в геометрической прогрессии, что, конечно, порождает массу проблем в старшем возрасте. По сути, все прямо наоборот: чем младше ребенок, тем большую заботу о его воспитании он востребует. Могу утверждать, что не бывает плохих детей, но очень часто встречаются неразумно-беспечные или тревожно-мнительные родители. Самое печальное в этом то, что негативный опыт, накопленный человеком в ранний период жизни, никуда не исчезает и накопить другой, позитивный (на фоне имеющегося отрицательного) становится в старшем возрасте крайне сложно. Многие родители пытаются возложить ответственность за воспитание их детей на педагогов детского сада и школы. Это вдвойне грустно: во-первых, потому, что педагоги могут быть полезны лишь в профессиональном консультировании родителей в тех вопросах, которые оказываются для последних затруднительными, а во-вторых, это опять же позиция родителя-эгоцентрика, стремящегося жить за чужой счет. Перевоспитание всегда сложнее и гораздо дороже оказывается для родителя и общества, чем своевременное правильное воспитание. А дальше, как в известной песенке: думайте сами, решайте сами…
Немаленькое примечание. Можно предположить, что будущие террористы и агрессивные политики (владельцы каких-либо газовых и нефтяных месторождений, казино и публично-игорных домов, стремящиеся лишь к безграничному материальному обогащению и активно жаждущие власти) накапливают негативные переживания и обиду на всех в этом мире именно в младенческое время в ситуациях безответственно равнодушного или откровенно безграмотного и бездуховного отношения генетических родителей к своему ребенку.
За свою многолетнюю практику детского психолога мне пришлось диагностировать у сотен детей неудовлетворенную потребность в эмоционально теплых отношениях с родителями, компенсировать которую другими социально-педагогическими институтами возможно лишь только отчасти.
Поэтому я все больше убеждаюсь, что родительским функциям надо обучать, так как обществу позитивно воспитанного ребенка экономически выгоднее взрастить затем в дошкольном, школьном и студенческом возрасте, чем тратить баснословные деньги на содержание множества детских домов и приютов, тюрем и огромного штата сотрудников МВД, которые могут выполнять лишь карательные функции - задержать преступника и наказать его. Парадокс социально-педагогических институтов заключается именно в этом: мы не заботимся о своевременном здоровом воспитании (органическом, психологическом и духовном), которое получают будущие граждане в первичном институте семьи, а затем лишь пытаемся разгребать завалы результатов такой невоспитанности (по типу либералов) или диктуем свои законы жизни, пытаясь заставить значительную часть общества жить по правилам (по принципу авторитарных диктаторов). Ни то, ни другое, как известно из тысячелетней истории государственного обустройства, не приносит ожидаемых плодов общественного благосостояния.
В самом деле, приведем маленький сравнительный пример из практики образования. С одной стороны, общество запрещает выезжать на проезжую часть дороги водителю, не сдавшему экзамен на право вождения автомобиля, поскольку общество понимает негативные последствия этого. Другими словами, учиться на водителя – обязательное условие для всех! А с другой стороны, то же общество позволяет родителю творить с ребенком что заблагорассудится (по принципу мещанина – «все равно вырастет, как трава, я же вырос и ничего…»), относиться к ребенку как к собственности. При этом общество смутно представляет себе последствия такого творения. Это безумная социальная практика отношения к практике воспитания и педагогике как науке. Психолого-педагогическая безграмотность, лукавство и лицемерие родителя или просто равнодушное отношение к тому, что он – малыш – есть, порождает аналогичный первичный опыт ребенка, формируя недоверие и негативно-подозрительное отношение к этой жизни, способствуя развитию капризности, упрямства, а затем либо агрессивности, озлобленности, либо либеральной инфантильности (или, как говорят современные подростки, «пофигизма»).
Доверие к миру возрастает у ребенка тогда, когда он подолгу может смотреть глаза в глаза своим родителям – и маме и папе, непосредственно питая и питаясь духовностью, совестливостью, любовью. Исследования показывают, что именно позитивный сенсорный опыт и общение с родителями способствуют развитию познавательных процессов и нравственных качеств (сопереживания, отзывчивости, терпения, сотрудничества) ребенка.
Истоки формирования будущей эмоциональной отзывчивости ребенка и его доверия к миру находятся именно в этом периоде первичных духовно-добрых отношений родителей с младенцем. И, наоборот, агрессивность и недоверие к окружающему миру закладываются в этот же период в случае неудовлетворения базовой психологической потребности ребенка в родительской любви и доброжелательном общении с ним.
Вместе с тем недоверие, негативное отношение малыша в виде усталости, плаксивости и капризности могут возникнуть из-за отсутствия новых впечатлений (его желанием переключиться на какое-либо другое занятие или общение с другим субъектом).
Помните! Только за счет новых положительных впечатлений мозг превращается в эмоционально-мыслительный орган. Негативные эмоции малыша (плач, крик) свидетельствуют о дискомфорте малыша (он может испытывать голод, его мучают газы, он перевозбужден, утомлен и т.п.).
Но независимо от причины возьмите малыша на руки, прижмите ласково к себе, скажите ласковые и нежные слова, чтобы он почувствовал, что его любят и он защищен.
В этот период начинает активно проявляться феномен эмоциональной синтонии, когда ребенок непосредственно заражается той эмоцией, которую переживаете вы сами.
Словарик. Эмоциональная синтония – буквальное, непосредственное заражение эмоциями других.
Подарите ему свои добрые, ласковые и радостно-нежные прикосновения, интонации и улыбки. И только вместе с этими действиями пытайтесь ликвидировать причину плача.
Не забывайте хвалить малыша за каждый новый для него шаг в этой жизни. Конечно, он еще не понимает слов, но прекрасно понимает суть интонаций, позитивных восклицаний типа «Молодец!», «Браво!», «Ты мое Чудо!», «Умница!», «Солнышко мое!» и т.п.
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ
На третьем месяце жизни одним из важнейших нормативных признаков развития ребенка является проявлениекомплекса оживления в ответ на эмоциональное общение с нимвзрослых. Только система поэтапных действий взрослого способна привести к этому первому новообразованию эмоционального развития малыша - способности концентрировать внимание на привлекательном для него объекте (зрительное и слуховое сосредоточение) и активно выражать свое состояние посредством движения рук и ног, позитивной мимики (улыбки) и гуления.
Словарик. Комплексом оживления называют совокупность активных интонационно-мимических и двигательных проявлений малыша как выражение его эмоционально-позитивного отношения к привлекательному объекту воздействия.
Это серьезное достижение в развитии крохи, с помощью которого малыш демонстрирует взрослому своё желание (потребность!) и готовность общаться, взаимодействовать, сотрудничать, психологи называют основой (зародышем) всех в дальнейшем формирующихся высших чувств, прежде всего нравственных и интеллектуальных. Исследователи (А.В.Запорожец, П.М.Якобсон, В.П.Юсупов, А.Д.Кошелева и др.) доказали, что выразительно-позитивное общение с ребенком способствует соединению в головном мозге нейронов, ответственных за развитие мышления и речи.
Самое главное – этот контакт возможен только в результате эмоционально-радостного взаимодействия родителей с крохой. Комплекс оживления никогда не возникнет сам собой, спонтанно, без участия взрослого. Развитие эмоциональной сферы ребенка первоначально определяет появление механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации.
Эмоциональная синтония начинает проявляться уже с периода новорожденности и имеет важное значении в формировании коммуникативных и интеллектуальных качеств личности в период младенчества. Вначале младенец переживает безотносительно субъекта переживаний (т.е. непосредственно заражается той эмоцией, которую транслируют значимые взрослые и другие средства информационного обмена - телевидение, радио) и не может им противостоять, не различая, кто испытывает эмоциональное переживание – он или кто-то другой. Но постепенно он накапливает опыт дифференцированного сопереживания объектам общения и к шести месяцам начинает отделять свое переживание от переживаний окружающих людей. Это и есть педагогика младенчества – формирование потребности общения и получения новых впечатлений – социальных по своей сути потребностей человека. Такое взаимодействие с ребенком способствует развитию эмоциональной децентрации – важнейшему механизму преодоления эгоцентризма личности.
Словарик. Эмоциональная децентрация – способность сопереживать, сочувствовать, содействовать другим субъектам.
Переживание чужих радостей и печалей как своих собственных является основой (центральной характеристикой) нравственности и способствует преодолению границ интеллектуального развития, интеллектуальной децентрации.
Другое новое достижение малыша третьего месяца жизни – появление направленных движений руки. Сначала дитя как бы случайно пытается схватить «подвернувшуюся под руку» игрушку, но уже в ближайшем будущем (если родители будут подвешивать игрушки на расстоянии вытянутой руки) ребенок научится целенаправленно схватывать игрушку из удобного положения.