О стартовых возможностях малыша
Необходимо различать врожденные психофизиологические возможности каждого малыша, которые являются стартовыми. Так, например, «доношенный» (по срокам беременности) ребенок может быть не всегда «физиологически зрелым». Это разные понятия. Поэтому родителям будет полезным знать нормативные признаки развития своего ребенка, чтобы создавать условия для позитивного развития врожденных свойств малыша, а не ждать, что все само собой обойдется. Как показывает современная медико-психолого-педагогическая практика, к сожалению, не обходится. А надеяться на то, что наши предки тоже так делали (а если разобраться, то делали не так) и все обходилось – глубокое заблуждение.
Итак, родителям (а тем более педагогам, психологам и, конечно, педиатрам) необходимо знать следующее.
Физиологические особенности новорожденного: сердце бьется намного быстрее – 135-140 ударов в минуту (пульс у взрослого – 65 – 70); давление в сосудах – 85/45 мм ртутного столба (у взрослого – 120/80); дыхание – 35 – 42 раза в минуту (у взрослого – 16-18). Это лишний раз подчеркивает, что обменные процессы в ранний период младенчества протекают с невиданной скоростью, обеспечивая физиологические условия для потенциально не менее скоростного развития психики новорожденного. Далее лишь остается «не зевать» родителям, если они хотят, чтобы их Чадо выросло хотя бы чуточку лучше их самих.
Нормативными признаками физиологической зрелости малыша принято считать:
· установление нормальной температуры тела (измерение осуществляется только через прямую кишку);
· высокий тонус мышц, который выражается хватательным рефлексом пальцев рук, подошвенным рефлексом и рефлексом ползания.
Хватательный рефлекс проявляется в цепкости хватания пальца родителя, если вложить его в руку новорожденного. Такая же хватательная реакция будет проявляться у малыша, если несильно надавить пальцем на подошву его ножки, - подошвенный рефлекс. Рефлекс ползания проявляется у новорожденного в положении лежа на животике: взрослый приставляет свою ладонь к его подошвам - малыш будет пытаться отталкиваться.
В адаптации ребенка родителям будет помогать сам малыш (он далеко не такой уж и беспомощный, как полагают некоторые «непродвинутые» родители). Его самостоятельность обусловлена целым арсеналом средств, которым наградила его мудрая Природа, - безусловными рефлексами:
· пищевым - его не нужно учить сосать грудь матери;
· защитным - он уже умеет сам выразительно сообщать родителям своими интонациями голоса (плачем), мимикой лица (гримасами негативного или позитивного выражения) и движениями тела о восприятии им ситуации как негативной, небезопасной (вздрагиванием, отстранением от неприятного явления), так и позитивной, защитно-безопасной для себя (активными движениями рук, ног и радостными интонациями голоса – «комплексом оживления»);
· моторно-двигательным - хватательный рефлекс (цепко сжимает кулачки, схватив то, что оказывается в ладони – «держусь за жизнь!»), рефлекс «ползания», рефлекс «ходьбы» (при касании пола ножками ребенок начинает двигать ими, как при ходьбе);
· поисково-познавательным - эмоциональным реагированием - удивлением на любую новизну невербальных воздействий, доставляющих ему новые впечатления.
Наличие или отсутствие важнейших врожденных рефлексов свидетельствует о степени развития нервной системы и мозга ребенка. Это и есть стартовые возможности вашей малютки. Роль рефлексов трудно переоценить в развитии психики ребенка. Каждый рефлекс необходимо не только сохранить, но и развивать, интегрировать, тогда они становятся условными рефлексами, умениями - сознательными и целенаправленными действиями и навыками.
Напомним, что даже при самых благополучных родах ребенок испытывает колоссальные перегрузки, сравнимые с теми, которые приходится выносить космонавту при выходе на орбиту. При этом, самая сильная нагрузка ложится на позвоночник крохи - средоточие всех нервных центров. Рефлекторная гимнастика поможет малышу быстрее адаптироваться и восстановиться после родов.
Рецепторы кожи малыша – главный канал, который связывает его нервную систему с внешним миром, так как к коже человека вплотную подходят окончания нервных клеток. Особенно много их в конечностях: пальцах рук и ног (ладонях и стопах). У новорожденного эти места обладают особой чувствительностью.
В ответ на раздражение кожи возникают двигательные реакции, которые помогли малышу выкарабкаться на свет из маминого лона - вселенной. Двигательное возбуждение передается в кору головного мозга, активизируя процесс формирования связей между нейронами клеток мозга, что помогает развиваться головному мозгу.
Чем больше импульсов извне, тем больше таких связей и тем больший нейропсихологический потенциал интеллектуального развития обеспечивается ребенку.
Далее мы кратко рассмотрим, как стимулирование рефлексов влияет на развитие заднего, среднего и больших полушарий мозга – биологической основы интеллекта (см. табл. 3, 4, 5).
Таблица 3