Причины возникновения, особенности проявления

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Привычная позиция будущих родителей надеяться в родах только на помощь врачей и стремление избежать собственной ответственности за рождение здорового (без патологий) малыша переживается ребенком как одинокий (вне Любви!), самый трудный период его жизни, ассоциативная память о котором будет преследовать его всю жизнь и передаваться по наследству…

Желая упредить столь распространенные в современной практике родов поражения мозговых структур новорожденных, мы преследуем цель сознательного и ответственного отношения к каждой ситуации вынашивания и рождения малыша, с которым необходимо постоянно быть вместе чувствами и мыслями. Для этого надо готовиться к родам не только физически (в соответствии с медицинскими рекомендациями), но и психологически, и духовно.

Как следствие безответственного отношения родителей к рождению своего малыша в современной психофизиологической практике известны весьма часто встречающиеся нарушения структур головного мозга, называемые «минимальными мозговыми дисфункциями».

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) –наиболее легкие (и поэтому «малозаметные») формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин и имеющие однотипную, невыраженную (т.е. внешне никак не проявляющуюся), стертую неврологическую симптоматику.

Необходимо сразу отметить, что указанные функциональные нарушения обратимы и нормализуемы по мере роста и созревания мозга. Своевременно (обычно родители опаздывают) изменив социальную ситуацию, можно осуществлять воспитание и обучение «в обход» основного дефекта с опорой на сохранные функции мозга и достигать полноценного развития психики и конструктивной социальной адаптивности растущего человека.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ММД

Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться следующими причинами:

· негативное влияние на развивающегося ребенка в утробе матери ухудшение экологической ситуации;

· физически ослабленные, часто болеющие матери;

· инфекции во время беременности и лекарства, которые при этом принимает мать во время беременности;

· пищевые отравлениябудущей матери;

· принятие алкоголя, наркотиков, курение, травмы и ушибыв области живота;

· иммунологическая несовместимость по резус-фактору (угроза выкидыша);

· многие хронические заболевания(гипотония и гипертония, сердечная и легочная недостаточность, токсикоз второй половины беременности и др.);

· преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляцияродовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении;

· родовые осложнения, связанные с неправильным предлежанием плода, обвитие пуповиной;

· плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков;

· любые заболевания в младенчестве,сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств;

· сотрясения, сильные ушибы и травмы головы;

· различные заболевания (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, нарушения обмена веществ).

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ММД

При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга, задержка электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и установления координации в их деятельности. Это проявляется в дисбалансе между процессами возбуждения и торможения, приводящем к явному преобладанию одного из них. Нарушаются регуляторные функции мозга, и много энергии затрачивается непроизводительно. Общая работоспособность мозга оказывается низкой. В результате при ММД можно ожидать следующие отклонения по сравнению с нормой:

· быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);

· значительно сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности;

· эмоциональная иррегуляция (расбалансированность) поведения;

· сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, проблемы с переключением и распределением внимания;

· снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления;

· проблемы перехода информациииз кратковременной в долговременную память.

Таким образом, основной дефект детей с ММД – рассогласованность в деятельности мозга и повышенная умственная истощаемость, что проявляется в цикличности функционирования мозга.

Дошкольная жизнь ребенка с ММД может протекать внешне вполне благополучно (так чаще всего и бывает). При этом ни родители, ни окружающие могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребенка (если они наблюдаются) к недостаткам воспитания.

Ситуация резко меняется с момента поступления в школу, где требования соблюдения режима школьного обучения провоцируют проявление симптомов ММД: недостатка внимания, памяти, повышенной отвлекаемости и умственной утомляемости, слабости самоуправления.

Специфика интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности умственной деятельности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых ребенок теряет контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут. Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха – пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон.

В то время, когда мозг «отключается» и «отдыхает», ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. Таким образом, в школе в течение 40-минутного урока цикличность работы мозга может проявиться несколько раз и ребенок многое может выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге он либо перестает понимать, о чем идет речь, либо эти сведения комбинируются случайно, «обрывочно» и, самое ужасное, что ребенок руководствуется такими абсурдными правилами и алгоритмами действия и в дальнейшем. А родители и учителя остаются озадаченными абсолютно непонятными, «дикими» ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Современная катастрофическая ситуация в начальной школе связана, в том числе, и с резко возросшим числом именно таких детей. Так, например, в Твери практические психологи обнаруживают 20-25% учащихся начальной школы с симптомами ММД, а в Санкт-Петербурге – 30-60% детей. Важно заметить, что причины плохой обучаемости детей не в ММД, а в косности системы образования, чрезвычайно трудно перестраивающейся с традиционно репродуктивных, «знаниевых» технологий образования на личностно-ориентированные.

Что же делать родителям и педагогам, если у ребенка обнаружены симптомы ММД?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Психолого-педагогическая практика с такими детьми показала, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие ребенкаи предположения о том, что дети с ММД не успевают в школе из-за большого объема и высокого уровня сложности общеобразовательных программ, несостоятельны.

Именно незнание родителями и педагогами того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга, и неумение создать ему соответствующие условия обучения и жизни в целом порождают обвальное нарастание проблем в начальной школе и приводят к задержке психического развития ученика.

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить этот дефект.

Если иметь в виду, что работоспособность мозга нормализуется и наращивается при отсутствии переутомления и по мере взросления ребенка, то необходимо:

1) обеспечить «мягкое», замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу (например, с восьми лет, но ни в коем случае не с шести). Оптимально начинать обучение по четырехлетней (а не трехлетней) программе начальной школы, в которой программа именно первого класса облегчена, растянута на два года;

2) избегать переутомления ребенка в течение учебного дня. Лучше, когда в 1-м классе уроки длятся 30 минут и предусмотрен после второго (или третьего) урока большой перерыв с прогулками. Хорошо, если выделено и оборудовано специальное помещение для отдыха во время перемен, где дети могут полежать и поиграть. При сильных функциональных нарушениях лучше переводить детей на неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем;

3) обеспечить отдых от группового общения, поэтому не рекомендуется оставлять этих детей в группе продленного дня. Им необходимо после нахождения среди людей относительное одиночество - спокойные, без внешних воздействий, условия;

4)родителям необходимо помнить,чтоосновную роль в обучении детей с ММД играют домашние занятия.Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно и не осталось ли пропущенным что-либо существенное. Кроме того, очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе и вынужденные «отключения» мозга не нарушали бы общего понимания того, что объясняет учитель;

5) мелкую моторику, необходимую для выработки хорошего почерка, лучше развивать раскрашиванием по методу Марии Монтессори;

6) обучение чтению должно значительно опережать обучение письму.Единицей информации обязательно должен быть целостный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта. При обучении чтению – это целое слово, вернее его графическое изображение, обозначающее известный ребенку предмет. (Обучение по методу слухового анализа Д.Б.Эльконина не годится.) После того как сформируется устойчивый графический образ слова, ребенок становится способным быстро схватывать смысл написанного, т.е. читать. Далее он легко обучается разложению целого на части - различным методам анализа слова, т.е. готов изучать грамматику и правописание. В том случае, когда сформирован комплексный визуальный образ слова и ребенок понимает, что именно он анализирует, ему интересно наблюдать за превращением или образованием слов. Но если таких комплексных образов еще нет и ребенку с ММД приходится изо дня в день тренироваться в разборе-озвучивании бессмысленных слогов в процессе логопедической подготовки к чтению, то это исключительно тупое, непонятное и потому вдвойне утомительное занятие обычно навсегда отвращает его от чтения.

Основная цель при обучении чтению – понимание смысла, а не формальное проговаривание вслух. Поэтому надо дать сначала возможность понять текст, разобрав его про себя, и только потом предлагать прочитать его вслух. Когда ребенка заставляют сразу читать вслух, то ему приходится одновременно выполнять две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у детей с ММД требует значительных психоэнергетических затрат. Поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут ни пересказать текст, ни ответить на вопросы. В итоге постоянные неприятности превращают чтение в особо ненавистную деятельность;

7) избегать отрицательных эмоций в учебных ситуациях.Излишняя требовательность в воспроизведении учебной информации заранее ставит ребенка в ситуацию неуспеха и разрушает учебную мотивацию. Отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого ребенка, тем более у ребенка с ММД;

8) строить урок необходимо так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания. Это необходимо потому, что при построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности учащихся с ММД.

Одним из препятствий в обучении детей с ММД является довольно быстро формирующаяся у них защитная форма деятельности. Она выражается в том, что ребенок старается делать хоть что-нибудь (все равно что), даже если не понимает, что и как надо делать. (Их опыт реакции на ситуации подсказывает им, что когда хоть что-то сделано, пусть даже неправильно, их ругают меньше, чем когда не сделано ничего.) Дети быстро привыкают «заполнять пустоты» этой бессмысленной деятельностью. Но было бы гораздо лучше, если бы в этих случаях (незнания, непонимания) они не делали ничего, так как в результате бессмысленной деятельности в памяти детей застревают какие-то абсурдные сведения, которые еще больше дезорганизуют их мышление.

У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной в долговременную память. Поэтому когда варьируется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок не работал, он все равно будет «встречаться» только с ней. Таким образом, повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.

Учет цикличности интеллектуальной деятельности может быть полностью обеспечен и в домашней работе. Дома у ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. (Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-надевать тапки или «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятие, даже если он позанимался 10 минут). Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернутьсяк урокам. Очень важно родителям при этом сохранять спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка.

Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. Поэтому нелепо надеяться, что он сохранит работоспособность до позднего вечера. Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения – не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны. Настойчивые, последовательные родители, видя, что не справляются сами, нанимают репетиторов. И уже репетиторы доводят ребенка до полного переутомления и нервного истощения, так как обязаны добросовестно отрабатывать время, за которое им платят;

9) не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно – он все равно не сможет. Работа ребенка должна быть продумана так, чтобы представлять из себя четкую организацию взрослыми последовательных конкретных действий ребенка, между которыми можно было бы отдохнуть. Каждую деятельность необходимо представить четкой и короткой инструкцией (желательно с опорой на схему, находящуюся перед глазами ребенка), чтобы не происходило выпадания или «замены» и перестановки отдельных частей информации, последовательности действий. Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности, делают работу осмысленной. Когда ребенок устает, то в его рассуждениях появляются повторы, «зацикливания». Услышав это, взрослый может остановить занятие и дать ребенку отдохнуть;

10)детям с ММД необходимо внешняя фиксация промежуточных результатов мышления ребенка с ММД - опора на наглядность,что может оказать существенную помощь в усвоении материала. Это позволяет ребенку «совместить» промежуточные данные и оценить итоговый результат. Если промежуточный результат не фиксируется, а остается «на потом», то фактически он пропадает совсем и больше не фигурирует. А общий вывод ребенок делает только по последнему результату.

Эмоционально-позитивное педагогическое сопровождение ребенка с ММД показывает, что даже без лечения по мере взросления у него происходит нормализация работы мозга: сглаживается цикличность мышления, реже происходят «отключения», общее время, в течение которого он может продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика вероятность сотрясения мозга.

Не имеет смысла тренировать у ребенка внимание или память: это не дает результатов. В первую очередь необходимо развивать «внешнюю» речь, учить ребенка рассуждать буквально вслух, что будет стимулировать стабильность межфункциональных взаимоотношений различных регуляторных уровней психики. Так как переход от одного этапа развития мозговых структур к следующему обусловлен объективными нейробиологическими законами, то задачи дидактического типа должны предъявляться в соответствии с уровнем развития функциональных систем мозга. Поэтому, как справедливо отмечают ученые А.Л.Сиротюк, Семенович А.В. и др., если задача, предлагаемая ребенку, значительно опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит резкое психоэнергетическое истощение, искажающее нормальное психическое развитие ребенка, что в дальнейшем проявляется в его склонности к заболеваниям, аллергическим реакциям, психоэмоциональным отклонениям, заиканию, нарушениям речи и т.д.

Здесь мы представили характеристику лишь одного из распространенных ныне отклонений (ММД) в психофизиологическом развитии малыша как следствия безответственного отношения родителей к процессу вынашивания и рождения ребенка. Психологам известны и многие другие распространенные нарушения врожденного характера, такие, как «синдром дефицита внимания», «гиперактивность», «синдром эмоционального выгорания», аутизм, множественная симптоматика дефектов речи и др.

Поэтому родителям следует четко понимать, что к родам надо готовиться с радостью и серьезно, ибо последствия русского «авось» оказываются слишком дорогостоящими для последующего исправления, коррекции и развития.

Глава 2

Наши рекомендации