Социально-педагогическая профилактика детских краж
В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу "как хочется", на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.
Принимая во внимание, что возраст до четырнадцати лет освобождает от уголовной ответственности, число подростков, совершающих кражи, быстро растет. Общее число несовершеннолетних нарушителей, признаваемых виновными в уголовных преступлениях, составляет более 300 тысяч в год. Детское воровство – один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. Некоторые дети воруют многократно. Среди них есть те, кто не чувствует ни любви, ни даже симпатии со стороны окружающих людей и уже не надеется их когда-либо ощутить. Они полагают, что в глазах им нечего терять. В этом случае неразоблаченная кража – чистый выигрыш. Такие воруют обдуманно и осторожно, принимают меры, чтобы не быть застигнутыми на месте преступления, придумывают правдоподобные легенды, оправдывающие появление у них новых вещей. Из-за "пустяков" стараются не рисковать.
Таким образом, воровство это правонарушение, но уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетием. До совершеннолетия ребенка ставят на учет в детскую комнату милиции с последующими профилактическими беседами со стороны работников милиции или социальных педагогов. Это вполне оправданно, если ребенок с помощью воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или в группе детей. Ведь сверстники влияют на личность и социальное поведение ребенка, его ценности и систему отношений. Ребенку действительно необходимо расширение социальных контактов, создание увлечений.
Причины возникновения детских краж.Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным – все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к отклоняющемуся поведению.
Проблема детского воровства очень сложна, и однозначно ответить на вопрос "почему ребенок ворует?" нельзя. Существует несколько причин, по которым ребенок начинает брать чужие вещи или деньги. Самая очевидная и наименее часто встречающаяся причина – отсутствие денег в семье. Некоторые дети воруют, чтобы "отомстить" родителям, "заставить их изменить отношение к себе. Это может происходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях свои родительские чувства, на самом деле игнорируют ребенка, отдавая все свои силы и время карьере – "светской" жизни. Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они "все врут", помогите мне. Одновременно этот сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители.
Кража может быть способом мести не только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь, которую он просил на время, но получил отказ: "Я у тебя просил, и ты не дал. Так вот тебе!". Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто свои обиды, негодования и т.п. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика).
Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка, и свидетельствовать, что в обычной жизни он не находит применения своим силам. Для подростков-правонарушителей характерно совершение воровства в группе, так как некоторые из них, участвуя в действиях своего сообщества, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом. Криминальную направленность группы характеризуют следующие качественные характеристики: участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, наличие в группе осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.).
Групповое совершение воровства, по сравнению с индивидуальным, имеет более высокую общественную опасность. Как правило, группой совершаются более масштабные и дерзкие правонарушения. В процессе совместной противоправной деятельности происходит объединение индивидуальных способностей, знаний, умений, криминальных навыков. В результате взаимовлияния, подражания у членов группы нередко появляются новые, совершенно не свойственные им ранее черты – жестокость, агрессивность, мстительность.
О причинах детского воровства известный детский педиатр Бенждамин Спок пишет следующее: "В большинстве случаев такой ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Может быть, ему не хватает родительской ласки или он не может найти друзей среди своих сверстников (это чувство покинутости может возникнуть даже у ребенка, который пользуется любовью и уважением товарищей). Я думаю, тот факт, что воруют чаще всего семилетние дети, говорит о том, что в этом возрасте дети особенно остро чувствуют, как они отдаляются от родителей. Если они не находят настоящих друзей, то чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. В любом возрасте одна из причин воровства – неудовлетворенная потребность в любви и ласке. Другие причины индивидуальны: страх, ревность, недовольство.
Таким образом, детское воровство – это преступление, в основе которого лежит агрессия. Но, имея в виду того, что появление детских краж может быть в более раннем возрасте, необходимо производить профилактическую работу, начиная с дошкольного или младшего школьного возраста.
Направления профилактики детских краж.Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т. п.).
Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей,
2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т. п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей, система образования – это решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т. п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (её своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т. п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого поступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. В качестве примера может быть приведена существующая ныне в системе уголовного наказания несовершеннолетних мера – отсрочка исполнения приговора, т. е. использование воспитательно-профилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствии с УК РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1 – 3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.
Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования и т. д.
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это – четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий ("праздничных огоньков", дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).
Чтобы преодолеть или предупредить детские кражи, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).
Таким образом, обобщая, можно выделить направления социально-педагогической профилактики детских краж:
организация профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста; смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы; учет позиции ребенка как активного субъекта организации профилактической работы; целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и стимулирующих развитие положительных; организация работы с семьей; организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.
Молодежные субкультуры
Субкультура (лат. Sub – под.; первая составная часть слов, обозначающая: расположенный внизу, под чем-либо или около чего-либо; подчиненный, подначальный; не основной, не главный).
Следовательно, любая субкультура – это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от неё. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре. Мы будем говорить о молодежных субкультурах. Поколение «Отцов» всегда относилось к молодежной субкультуре в лучшем случае настороженно, в худшем – агрессивно-неприязненно. Отвергая «родительское» мироощущение, неформалы предлагают свое, альтернативное, тем самым намекая старшим на их мировоззренческую и житейскую несостоятельность. Те, со своей стороны, как могут защищаются, объявляя новое мировоззрение деструктивным, идеалы – извращенными и упадническими, манеру поведения – неприличной. Нередки и прозрачные намеки на моральную ущербность и даже душевное нездоровье приверженцев этой или иной субкультуры. Тем самым конфликт поколений обостряется до крайности. И тогда и родители и педагоги начинают лихорадочно искать выход из тупика: Как иметь дело с приверженцами той или иной субкультуры? Спасать? Игнорировать? Перевоспитывать? Можно ли избежать конфликтов?
Конечно, можно. Если мы признаем, что молодежная субкультура – объективная реальность, которую необходимо изучать и знать.Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении не только молодежной субкультуры, но и подростковой и молодежной преступности. Для того, чтобы понять и молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать историю и причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия.
Причины участия молодежи в неформальных групп:
– непонимание в семье, вызов семье;
– неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;
– нежелание быть как все;
– желание утвердиться, привлечь к себе внимание;
– дань моде;
– влияние криминальных структур;
– копирование образцов западной культуры, структур и течений;
– отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни;
– неразвитая сфера организации досуга в стране;
– возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях;
– идейные убеждения;
– вызов обществу, возможность проявить протест.
Первостепенные причины ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания. Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре. Как правило, в любые времена молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её готовили в процессе цивилизации. И эта неопределенность и становится почвой для зарождения неформальных сообществ. Классификация неформалов многими специалистами оценивается как сложное явление, т.к. процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.
По социально-правовому критерию они подразделяются на:
1. просоциальные (положительной направленности), способствующие позитивной, социальной активности молодежи («зелёные», «пацифисты», клубы самодеятельной песни, коллекционеры, фонды молодежных инициатив, творческие ассоциации, объединения воинов запаса «афганцы», «чеченцы» и др.);
2. асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга («панки», «металлисты», «рокеры», «ролевики», «байкеры», «скейтеры», «геймеры», «готы», «рэперы», и др.)
3. антисоциальные (отрицательной направленности) («гопники», «скинхеды», «фашики», «чистильщики», «люберы» и др.)
У неформальных объединений есть ряд признаков, которыми они отличаются от других самодеятельных организаций: отсутствие официального статуса, отсутствие какой-либо программы деятельности, четкой идеологической основы, слабо выраженная внутренняя структура, сложность выделения лидера объединения.
Неформальные объединения, вопреки распространенному мнению, не является изобретением наших дней, а имеют богатую историю. Разумеется, современные формирования существенно отличаются от своих предшественников, однако природа их во все времена была одинакова. Объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, установки общества, с общим типом поведения известны с глубокой древности: философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д.
Эмо-панки. Субкультура эмо (англ. emo: от emotional – эмоциональный) имеет свою небезынтересную историю. Она возникла на Западе в конце 80-х в связи с возникновением одноименного музыкального стиля. Ее представителей называют эмо-киды или, в зависимости от пола, эмо-бой, эмо-гёрл. Эта субкультура напрямую связана с движением Straight Edge («четкая черта) или с движением sXe, пропагандирующим здоровый образ жизни. Изначально, по своей сути, эмо-киды являются стрэйтэйджерами – противниками не только наркотиков, но и нецеломудрия, алкоголя и курения. Их девиз, актуальный и сейчас: «Скажи «нет!» алкоголю, сигаретам, наркотикам и беспорядочным половым связям». Очевидно, что идеи суицида никак не могли быть свойственны эмо, и хотя со временем эта субкультура стала менее серьезной и более поверхностной, тем не менее, никаких негативных идей в субкультуре нет и сейчас, и как таковая, она пропагандирует идеи, противоположные суициду. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что и в этой, менее опасной, чем готы, среде имеются отдельные представители, романтизирующие суицид. По свидетельству источников, внешняя атрибутика эмо со временем сильно изменилась – яркие краски, розовый цвет в одежде, значки, сумки в шахматную клетку были привнесены в нее позже.
Нужно отметить, что, придя в Россию спустя около двадцати лет после своего возникновения, эмо-культура приобрела исключительно подростковый, полудетский характер, вероятно, привлекая молодежь красивой атрибутикой, трогательным имиджем и яркой эмоциональной окраской. Поэтому мы можем встретиться с совершенно наивными и детскими ее проявлениями. В общем субкультура эмо прямо проповедует позитивные эмоции и выступает против разнообразного зла и насилия. Но, тем не менее, несмотря на общие позитивные установки, воплощение представителями субкультуры эмо в своей жизни идей эмоциональной несдержанности, ранимости и инфантилизма, искусственное генерирование внутренних переживаний и наличие экзальтированных тенденций может таить в себе определенные опасности.
«Выражение эмоций» – главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Зачастую эмо-кид – ранимый и депрессивный человек. Он выделяется ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Но позитивные эмоции, также как и индивидуальность, не забываются, а ценятся. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Большое значение придается таким ценностям, как дружба и любовь. Они ставятся на пьедестал среди прочих явлений жизни. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у готов, так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определенное родство.
Для эмо характерна одежда в розово-черных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются черный и розовый (пурпурный), хотя и другие яркие сочетания допустимы. Розовый цвет отражает радостные моменты. Это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к «поп-панку». Эмо-субкультура в России еще очень молода, охватывает самых юных и, по сути, до конца еще не сформировалась.
Готы – панки. Существенные отличия готичной субкультуры – стремление к романтике, но не слащавой, а мрачной, печальной, всегда экзальтированной и глубокой. Готов отличает пристрастие к тематике смерти, стремление пофилософствовать на эту тему: «жизнь – это очередь за смертью, но некоторые люди влезают без очереди», «жизнь-наказание, смерть – освобождение» и т.д. Готы нередко пишут стихи и рассказы о смерти, даже о своей собственной. Более опасны их суицидальные настроения, тенденции к нанесению себе физических травм. Внешний облик готов соответствует их мироощущению: мрачные (чаще черные) тона одежды, яркая косметика, отстраненная манера поведения. Подростков привлекает мрачный мир готической культуры (музыка, литература, архитектура, дизайн одежды), достаточно глубокой, но тяжелой для восприятия. Притягательность данной субкультуры состоит в том, что готы постоянно ищут то, что стимулирует разнообразные чувства, позволяя погружаться во внутренний мир. Английский культуролог утверждает, что готика – субкультура, чуждая насилию. «Они вроде хиппи. Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек», – говорит культуролог. Чтобы охарактеризовать движение готов, нужно, прежде всего, заметить, что любая субкультура крайне неоднородна, а к готам это относится в высшей степени. Их представители свидетельствуют, что каждый из них имеет свое собственное понимание и толкование ее идеологии. Все характеристики тех или иных движений в литературе и сети Интернет всегда относительны и применимы к их адептам лишь в той или иной степени. Более того, любая субкультура закрыта, достоверно о ней могут рассказать лишь ее представители, а пишущие о ней часто ошибаются, руководствуясь лишь внешними эпатажными проявлениями.
Готическая субкультура появилась на Западе в конце 70-х годов и была связана с возникновением нового (развившегося из пост-панка) стиля в музыке, названного позже «готикой». Однако затем субкультура вбирает в себя интерес к мировому готическому наследию – архитектуре готической и барокко, художественной литературе и искусству эпохи Ренессанса и Викторианской, живописи – начиная от прерафаэлитов и кончая современным модерном, некоторыми современными триллерами и фильмами ужасов.
В литературе описан целый ряд направлений в движении готов. Есть разные классификации, но в каждой из них выделяют тех готов, которые относятся к «готическому» мировоззрению со всей серьезностью (тру-готы), и тех, кто понимает его более свободно; далее – тех, кому нравится чисто внешняя атрибутика, а интеллектуальная сторона и знания готической культуры отсутствуют (псевдо-готы, херки), и просто «начинающих» (бэби-готы). Возможно существование обычных хулиганов, которым просто нравится готический имидж, но они, ни в коей мере не являются выразителями идей субкультуры. Кроме того, готы различаются по культурологическим пристрастиям и стилю одежды, притом, что черные цвета в одежде и «тяжелый» черный грим преобладают в любом случае.
Наиболее интеллектуальной частью готов (возможно, это чисто российское явление) являются декаданс-готы – эрудированные знатоки, имеющие готические черты культуры различных веков. Общепринятое описание мировоззрения готов таково: это «мрачное», декадентское восприятие мира, «особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), индивидуализм. Естественно, все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам, но, по крайней мере, позволяет понять, что обычно подразумевается под готическим мировоззрением. Неизменной чертой этого мировоззрения является большой интерес к смерти, ее эстетике, всему, что с ней связано, и, увы, к суициду. Один из девизов готов – «готы бессмертны». Характерна также «артистичность», стремление к самовыражению, проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов искусства.
Готов порой путают с сатанистами, но это совершенно разные явления. Готы – это не религия, готом может быть человек любого вероисповедания, об этом говорят все готические сайты и сами представителя движения. Если отдельные готы и интересуются сатанизмом, то лишь на уровне внешней атрибутики. Настоящих «идейных» сатанистов среди готов нет.
В литературе о данной субкультуры, прежде всего на Западе, имеется немало нездоровых явлений, порой извращений.
В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное движение – киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккер назвал его «синтезом человека и машины». Киберпанкизм часто характеризуют как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невромантик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими глазами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности.Имеются две категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, которые страстно влюблены в компьютеры. В новой субкультуре панков персональный компьютер ценится значительно выше, чем любые грампластинки. Выполненные средствами компьютерной графики, они уже выставляются в картинных галереях. Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет киберпанков выходить в пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы.
Криминальная молодежная субкультура
Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, – это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга. Верно, замечено, что преступники – часть общества, порождены обществом, проблему преступности бессмысленно изучать в отрыве от других социальных проблем, да и жизнь общества в целом надо изучать, помня о преступности. Преступный мир имеет свои ценности, нормы, законы. Исследуя субкультуру сообщества, мы можем более глубоко понять внутреннюю сущность преступного мира.Организованная основа преступного мира не может существовать без уголовных традиций, норм, ценностей, атрибутов, подчиняющих поведение людей, втянутых в преступную деятельность, своим законам. Игнорировать криминальную субкультуру, считая, что единственной целью для людей, совершающих преступления, является жажда обогащения – не только заблуждение, но и опасная ошибка. В этом заключается актуальность рассматриваемой проблемы.
Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. В условиях всеобщей неудовлетворенности жизнью приобщение к криминальной субкультуре проходит сравнительно быстро и является способом компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе.
Криминальная молодежная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи и получивших на них жаргонные названия «тусовки».
Важнейшие характеристики криминальной субкультуры:
− криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные криминальные группы, в значительной степени скрыта от глаз педагогов. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только, если нет им противодействия;
− место функционирования – «тусовки». «Тусовка», как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, выпивки, «любовь в очередь», антиобщественное поведение;
− наиболее значимые ценности – деньги, порнография, секс, «тачка»(автомашина),посещение ресторанов, отдых на престижных курортах, работа в охране у банкиров, рэкет;
− в криминальной субкультуре постоянно обновляются и совершенствуются ценности преступной среды (традиционные заменяются новыми или трансформируются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня).
Важнейшие признаки криминальной субкультуры, свидетельствующие о ее наличии в среде несовершеннолетних в учреждении: наличие враждующих группировок; групповая стратификация, иерархия ролей; психологическая, а нередко физическая «изоляция» «отверженных»; факты вымогательства денег, пищи, личных вещей; распространенность «тюремной» лирики, поделок, способов проведения досуга; распространенность воровского жаргона; появление случаев токсикомании и употребления наркотиков; татуировки тюремного содержания; уклонение от определенного вида хозяйственных и других «грязных» и непрестижных видов работ; факты насилия; порча общественного имущества (вандализм).
Чтобы не спутать возрастные проявления с проявлениями криминальной субкультуры необходимо глубоко анализировать каждый критерий в отдельности, каждый факт многократно проверять путем наблюдения, бесед, расшифровки настенной живописи на кварталах, столах, надписей в книгах. Следует помнить, что многократная проверка результатов – аксиома социально-психологических исследований.
Деление людей на иерархические группы (стратификация) существует в обществе в целом и внутри разных сообществ. Основания, по которым стратифицируются люди различны: социальное происхождение (деление людей на классы), возраст (возрастная классификация), образование, профессия и т.п. Каждая из этих групп живет своими законами, своей моралью. Преступные группы относятся к сообществам, стратификация в которых подчинена характеру и особенностям преступной деятельности. Стратификация несовершеннолетних и молодежи в криминальной субкультуре, налагающая отпечаток на психологию личности, обладает следующими свойствами: жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей несовершеннолетних и молодежи в учебных заведениях и в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено и что «не положено».
Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор, «барин» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще – оскорбительные термины («шавка», «обиженный» и др.)
Автономность существования каждой «касты», затрудненность, а чаще невозможность дружеских контактов между их представителями из-за угрозы остракизма и снижения социального статуса для тех представителей «верхов», кто пошел на непосредственные контакты с представителями «низов», например, «блатной» подал руку «помойке», прикоснулся к нему, докурил папиросу после него и т.п. Затрудненность мобильности вверх при одновременной облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий несовершеннолетних и молодежи («стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена социальных ролей с высших на низшие облегчена. Чтобы стать неофициальным «начальством» в группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет» или особые заслуги в криминальной деятельности.
Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами» – непременное условие стратификации. Обращение с представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации людей в асоциальной, преступной среде.
Наличие у «верхов» определенных обычаев, условных знаков, табу, ценностей, привилегий весьма притягательна для “низов» и вызывает яростное сопротивление «верхов», если на нее кто-то посягает. Следует помнить об устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде несовершеннолетнего на новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу. И это несмотря на то, что, как отмечалось выше, в последние годы наметилась тенденция купли-продажи социального статуса в преступной среде, и особенно среди несовершеннолетних и молодежи.
Факторы, определяющие положение несовершеннолетних и молодежи в криминальной среде. Статус подростка и молодого человека в криминальной структуре, его позиция в среде несовершеннолетних (группе, микрорайоне, специальном учебно-воспитательном учреждении, ВТК и т.п.) складывается под влиянием целого ряда факторов. Из всех индивидуально-личностных факторов несовершеннолетние и молодежь прежде всего ценят «бывалость», т.е. жизненный, преступный опыт, умение использовать его для подчинения себе других.
Большое влияние на статус и роль подростка и молодого человека в криминальной среде оказ