По теме: «Периода «молочных зубов».
1. Какой период возраста называется преддошкольным?
2. Какой период возраста называется дошкольным?
3. Как нарастаете масса и рост в период «молочных зубов»?
Лекция № 12
ТЕМА: «Период «молочных зубов»
Рост и развитие ребенка от 1 года до 3 лет-
Оценка физического и нервно-психического развития.
Физическое развитие ребенка медицинская сестра оценивает по следующим показателям:
масса тела: 10 + п, где п — число лет жизни;
длина тела: 75 + 5см;
окружность головы: за 2 года жизни увеличивается на 2 см;
за 3 года — еще на 1 см;
окружность грудной клетки: за 2 года увеличивается на 2,5-
3 см, за 3 года — еще на 1,5-2 см.
Более достоверные данные о физическом развитии (соматотипе, гар моничности) ребенка можно получить, оценив его по центильным таблицам.
Нервно-психическое развитие ребенка медицинская сестра оценивает по следующим показателям:
интенсивность нервно-психического развития;
интерес к окружающему миру;
эмоциональность;
потребность в общении со взрослыми и другими детьми;
интерес к играм;
развитие речи и мышления: к 3 годам ребенок использует уже все части речи, активный словарный запас составляет 1200-1500 слов;
развитие чувств (симпатии, стыдливости, иронии, ревности и т. д.)
динамика улучшения качества и объема общих движений;
формирование основ поведения;
навыки самообслуживания;
начальные этапы изобразительной деятельности.
Медицинская сестра в беседе с родителями должна убеждать их,
что важным условием успешного развития ребенка в первые годы жизни является формирование «базового доверия к жизни» - ребенок должен ощущать, что «жизнь хороша», что он любим. Состояние страха, тревоги одиночества несовместимы с нормальным развитием. Внутренний психологический комфорт влияет в первую очередь на состояние эндокринной системы, а значит и на весь организм в целом. И чем в меньшем возрасте ребенок чего-то недополучил, тем сложнее это восполнить в дальнейшем.
Организация рационального питания.
После 1-го года у ребенка активно развивается жевательный аппарат; растет активность пищеварительных соков, развивается вкусовое восприятие, что позволяет разнообразить питание.
Рацион ребенка в это время приближается к рациону взрослого и должен включать не менее 14-15 наименований продуктов, обеспечивающих не только восполнение энергозатрат, но и успешное развитие всего организма.
Важно помнить: максимально интенсивный рост головного мозга происходит в первые 3 года жизни, а значит, дефицит какого-либо питательного компонента в первую очередь отразится на нервно-психическом развитии ребенка. Кроме того, при отсутствии в питании необходимых компонентов организм обходится без них или срабатывает «феномен замены» (например, вместо лактозы — галактоза), что, конечно, оказывает неблагоприятное влияние на незрелый мозг ребенка. При недостатке кальция в организме ребенка в кости поступает стронций, кадмий, что тоже крайне неблагоприятно для растущего организма.
Основные рекомендации по кормлению.
Следует, приучать ребенка есть самостоятельно, прививая ему культурные навыки.
Не кормить ребенка насильно, поскольку при принудительном кормлении у него вырабатывается стойкий отрицательный рефлекс к еде, порой трудно устранимый.
До 1,5 лет ребенок должен питаться 5 раз в день, старше, как правило,
4 раза.
Суточный объем пищи у ребенка в возрасте 1,5 года должен
быть примерно равен 1-1,2 л, в 3 года — 1,5 л.
Следует исключать из рациона острые закуски, соусы, натуральный кофе, шоколад, высококалорийные сладости, газированные сладкие напитки, орехи, жевательную резинку.
Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть равно 1:1:4, т. е. на 1 кг массы тела ребенка в сутки белка — 4 г, жиров — 4 г,
углеводов — 15-16 г.
Суточное количество молока должно быть не менее 600 мл.
Детям до 1,5 лет дают белый хлеб, далее предпочтительнее давать черный (всего 100-150 г в сутки).
Детям до 1,5 лет следует давать протертую пищу (пюре),
котлеты, приготовленные на пару, старше — мясо, овощи, нарезанные кусочками.
Проблемы, иногда возникающие при кормлении.
Снижение аппетита в возрасте примерно 18 месяцев (физиологическая анорексия); дети становятся привередливыми в еде.
Молочная анемия — дефицит железа из-за чрезмерного потребления молочной пищи.
Запоры, обусловленные дефицитом грубой пищи в рационе ребенка.
Режим, дня.
Режим дня медицинская сестра контролирует с учетом следующих рекомендаций: полноценный ночной и дневной сон;
прогулки в холодное время года 2 раза в день по 1,5-2 летом без ограничения; массаж, гимнастика ежедневно; занятия по развитию ребенка 2 раза в день по 10-15 мин.
Воспитание— одна из важнейших задач, которые помогает решать медицинская сестра. Воспитание — одна из важнейших задач, которые помогает решать медицинская сестра.
Физическое воспитание: утренняя гимнастика, подвижные игры и т. д.
1. Воспитание навыков самообслуживания: учиться есть самостоятельно ложкой и вилкой, уметь пользоваться туалетом (под контролем взрослых), самостоятельно умываться, причесываться, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком, все делать аккуратно.
2. Умственное воспитание: занятия по развитию речи, совершенствование внимания, памяти, мышления.
3. Нравственное воспитание: прививать ребенку нормы и правила поведения во взаимоотношениях с другими людьми, умение терпеливо ждать, когда потребуется, и не мешать другим, благодарить не только взрослых, но и других детей.
4. Эстетическое воспитание: воспитание чувства прекрасного, посещение детских театров, цирка, музеев, чтение стихов, рассказов, музыкальные занятия.
5. Трудовое воспитание: помощь взрослым по дому в совместном деле, наличие своих обязанностей по дому, воспитание уважения к своему труду и труду других людей.
6. Экологическое воспитание: прививать чувство ответственности за окружающий мир, природу, их чистоту и красоту.
Внимание! Наибольший эффект в воспитании достигается в процессе основной деятельности ребенка — в игре.
Профилактика травматизма.
Состоит, прежде всего, в беседах с родителями о выполнении следующих правил: не оставлять ребенка без присмотра взрослых, даже под присмотром других детей; соблюдать правила техники безопасности при обращении с бытовыми электроприборами; проводить беседы с ребенком для обретения основных навыков безопасной жизни — «нож острый», «утюг горячий» и т. д.;
обучать правилам поведения с домашними животными и с животными во дворе;
проводить занятия с ребенком по правилам поведения на улице;
показывать собственный пример (родителей) дома и на улице;
обучать родителей оказывать первую помощь ребенку при ушибах, переломах, порезах.