Карта внутреннего мира личности

Карта внутреннего мира личности - student2.ru Карта внутреннего мира личности - student2.ru

Эта карта, как считал асаджиоли прмеряет два факта, на первый взгляд кажущимися взаимоисключающими: во-первых, видимую двойственность Я (личного и высшего), во-вторых единство и единственность Я.

Личный синтез проходит через шесть стадий. С целью лучшего понимания этого Асаджиоли создает теорию субличностей.

2.6.Теория субличностей

Согласно психосинтезу личность проявляется через субличности. Личности нужно принять их, раскрыть их энергию, которая «заперта» в конфликте частей. Субличностей столько, считал Ассаджиоли, сколько корней у дерева. Он представлял личность как пирог, состоящий из кусочков – субличностей. Целое (пирог) нужно «поделить» на кусочки, «поработать» с каждым из них, затем интегрировать все кусочки в целое. С этой целью нужно пройти шесть стадий:

1. – осознание

2. – знание

3. – принятие

4. – координация и трансформация

5. – интеграция

6. – синтез

Студентам напоминается, что цель психосинтеза – развитие целостной и гармоничной личности. Стадии достижения данной цели таковы:

1. Глубокое познание своей личности. Для этого сначала нужно «обратиться» к бессознательному, выявить темные силы с помощью методов психоанализа

2. Контроль над различными элементами личности. Наиболее эффективный метод – разотождествление (над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем, считал Ассаджиоли). Студентам предлагается попробовать данный метод на себе. Можно сказать «Я раздражен», либо «Мною пытается овладеть гнев». В этом случае внутреннее Я «не потерпит» вторжения гнева (человек поймет причины, предусмотрит последствия).

3. Постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра. Нужно объединить личное Я с высшим Я. Это сделать трудно. Можно создать идеальный образ с помощью активных методов и воплощать его. Это непрямой путь к объединению, но какое-то время может служить формой опосредованного самопостижения.

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Уже после третьей стадии можно построить новую личность – внутренне согласованную и объединенную в одно целое.

Еще одна важная составляющая данного вида психотерапии – соединение личного и высшего Я. Духовное Я – онтологическая реальность, обладающее собственным уровнем и составляющее Центр жизни, из которого оно излучает свою энергию.

Личное Я, осознанное Я – это отражение или проекция высшего Я на обычный, присущий человеку уровень.

Ассаджиоли приводит аналогию: солнце (духовное Я) и земля. Солнце – источник мощных излучений, которые оказывают влияние на планету, создавая необходимые условия для эволюции.

Точно также, высшее Я порождает искру, крошечный центр самосознания. Это маленькое Я ширится, приобретает ум и волю под влиянием окружающей среды, т.е. почвы, где оно произрастает и потоков энергии, излучаемых высшим Я.

Можно сказать, что высшее Я воспринимает информацию через личное Я, которое действует на физическом-эмоциональном-ментальном уровнях.

Личное Я познает высшее Я тремя путями

1. сознательным раскрытием и стремлением к излучению, исходящему от этого высшего Я.

2. Духовным ростом, контактом и частичным слиянием с высшим Я

3. Путем жизни в полной гармонии с опытом человечества и энергией, излучаемой высшим Я.

При этом студентам объясняется, что познание высшего Я вполне достижимо. К отдельным характеристикам высшего Я относятся: бескорыстие и свободная воля, творческий импульс, мудрость, беспредельная любовь, правдивость.

Высшее Я воспринимается как организующий фактор, превращающий в некий сплав все лучшее, что есть в человеке. Реализация высшего Я сопровождается ощущением присутствия внутреннего руководства, силы, целеустремленности, смирения, ответственности, сострадания, радости и др. Студентам предлагается сравнить данный подход с идеей Маслоу о бытийных ценностях и их переживаниях.

2.7. Роль руководителя психосинтеза

На примере психосинтеза студентам предлагается описание стадий прохождения психотерапии, в целом характерных для любого вида гуманистически ориентированной психотерапии. При этом отмечается, что на разных стадиях духовного развития могут быть психические расстройства. Всего можно выделить 4 критических стадии:

1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению. Он выражается недовольством жизнью, утратой психического равновесия, нравственным кризисом и т.д. При этом могут быть следующие физические симптомы (бессонница, пищеварение, кровообращение и т.д.). Но это кризис роста.

2. Кризис, обусловленный духовным пробуждением. На этой стадии нередко наступает облегчение, тогда духовное пробуждение равнозначно исцелению, но иногда человек не может усвоить исходящие «свет» и силу, может произойти смещение индивидуального Я и всеобщего Я, с религиозной точки зрения смешение Бога и души. В это время человек может даже создать секту. При этом может быть бесконтрольное, неуравновешенное, буйное поведение (крики, слезы, пение, эмоциональные вспышки), могут быть даже парапсихические формы восприятия (видения и т.д.). Задача психотерапевта – тактично указать на ошибку, связанную с таким смещением.

3. Реакции на духовное пробуждение. Сопровождаются чувством радости и интеллектуального прозрение, Отсюда осознание цели и смысла жизни, решение многих проблем. Но это преходящее настроение, и оно прекращается. Но все же человек уже не может вернуться к прежнему, но необратимости еще нет. Задача психотерапевта – объяснить это участникам группы.

4. Фазы процесса преображения. Это самая продолжительная и сложная стадия, и здесь наиболее велика роль психотерапевта. Оно сопровождается чередованием света и тьмы, радости и страдания. Может показаться со стороны, что человек стал менее дееспособным. У него может быть упадок сил, бессонница, повышенная эмоциональная подавленность, творческое бессилие, тревожность, возбудимость. Ассаджиоли приводит аналогию происходящего с гусеницей, которая превращается в бабочку. В целом это путь к гармонизации, целостности.

Студентам еще раз напоминается, что это преходящие реакции, побочные продукты внутреннего роста. Психотерапевт должен сообщать правду, учить мудро управлять влечением, помогать усваивать энергии, исходящие из высшего Я.

2.8. Методическое оснащение психосинтеза

Психосинтез может проходить как в индивидуальной, так и группой форме. Все методы подчинены гармонизации личного Я и синтезу личного Я с высшим Я.

В качестве методического оснащения могут быть активизация воображения, разотождествление, самовербализация, ролевая игра. В качестве средств может использоваться рисунок, музыка, движение.

Внимание студентов останавливается на одной из специфических методик, используемых в психосинтезе – методике двух стульев. Суть ее заключается в воссоздании конфликта между субличностями и установлении диалога между ними. При этом переживаются оба компонента своего Я, включая и тот, который обычно отрицается или не осознается из-за его неприятия. Когда две стороны осознаются проще их интегрировать в личности.

Работа с субличностями продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и «диалог» между ними не придет к своему завершению. Членам группы рекомендуется не выбирать что-то одно между этими двумя своими субличностями.

2.9. Литература к модулю

1.1. Ассаджоли Р. Психосинтез. М.: REFL- book, 1994. 314 с.

2.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб: Питер, 2001. 294 с.

2. Практика психосинтеза. Упражнения, направленные на развитие личности и достижения духовного роста. МНПО «Жизнь». 1992. 32 с.

3. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: «Прогресс», 1992. 240 с.

4. Руффлер М. Игры внутри нас. М.:Изд-во Института психотерапии, 1998. 208 с.

5. Хей Л. Как исцелить свою жизнь //Путь к себе. М. 1991. № 20 (23).

2.10. Контрольные вопросы к модулю

1. Понятие о психосинтезе.

2. Проблема личности и личностного роста в психосинтезе.

2.11. Практические задания к модулю

Заключение

Итоговые контрольные вопросы и практические занятия

Итоговые вопросы

Итоговые практические задания

Проектное задание к Модулю 2. Методы и приемы гуманистически ориентированной психотерапии

На примере самовербализации студентам нужно показать практическое применение обсуждаемых в процессе изучения спецкурса методов и приемов гуманистически ориентированной психотерапии.

Рекомендуемые приемы самовербализации:

1.Упражнение внутреннего «голоса».

Не задумываясь в правильности, нужно написать по три фразы «Я чувствую…; Я хочу…; Я собираюсь… ; Я люблю..») (Время выполнения 10 минут);

2.Упражнение «Я-Ты-высказывания».

Студентам предлагается составить 5 наиболее часто употребляемых ими «Ты-высказываний» и перевести их на язык «Я-высказываний». Обсудить полученный результат в парах и преимущества «Я-высказываний» в группе (45 минут);

3. Поменять «должен» на «хочу».

Студенты пишут три высказывания о том, что они должны сделать сегодня, читают их про себя, делая акцент на «должен». Затем меняют «должен» на «хочу», сохраняя остальные части неизменными, и также читают их. Например: «Я должен сегодня позвонить родителям»/ «Я хочу сегодня позвонить родителям». В группе анализируются внутренние ощущения в первом и во втором случае, разница между ними (20 минут);

4.Поменять «но» на «и».

Студентам нужно составить три предложения с союзом «но», затем заменить его союзом «и». Например, «Я хочу тебя понять, но мне трудно это сделать»/ «Я хочу тебя понять, и я постараюсь это сделать». При групповом обсуждении отмечается, что союз «но» способствует перекладыванию ответственности (20 минут);

5.Поменять «не могу» на «не хочу».

Работа проходит в парах. Студентам предлагается написать три фразы, начинающихся словами «Я не могу…». Затем заменить «Я не могу» на «Я не хочу», сохраняя остальные части неизменными. Поделиться с партнером ощущениями («не могу» олицетворяет беспомощность или некомпетентность, «не хочу» - способность отказаться от чего-либо) (20 минут);

6. Перевести отрицательные выражения в позитивные.

Студенты делят лист бумаги пополам по вертикали и слева пишут пять высказываний, начинающихся с «Я не хочу». Ведущий обращает их внимание на то, что чем больше отрицательных мыслей у человека, тем больше он создает отрицательного в своей жизни. Отрицательные утверждения только приумножают то, чего не хочет человек. Они акцентируют обратную сторону того, что на самом деле имеется в виду. Студентам предлагается справа написать то, что они действительно хотят. Например, «Я не хочу сегодня идти в гости»/«Я хочу побыть один (одна)». После этого в группе обсуждается значимость в жизни человека позитивности мышления, связь мышления, чувств, поступков (Время проведения 40 минут).

В заключение занятия студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и по очереди рассказывают о том, что с ними происходило на занятии, и что они при этом чувствовали. Остальные внимательно слушают, соблюдая оговоренные правила общения.

Основная литература

Дополнительная литература

Литература

Наши рекомендации