По специальности (030300) ПСИХОЛОГИЯ
(специалитет)
Составитель: доктор психол.наук, профессор
Кафедры социальной психологии Рюмшина Л.И.
Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие «Гуманистически ориентированная психотерапия» разработано с учетом требований, предъявляемых к написанию подобного типа работ. В нем поднимаются важные вопросы, связанные с гуманистически ориентированной психотерапией как практическом приложении основных идей гуманистической психологии. Особое внимание уделяется основным принципам и положениям гуманистически ориентированной психотерапии. На примере психосинтеза как одного из видов гуманистически ориентированной психотерапии рассматриваются роль руководителя группы, методы применяемые в ней.
Учебно-методическое пособие «Гуманистически ориентированная психотерапия» предназначено для изучения студентами спецкурса «Гуманистическая психология». Поэтому содержание методического пособия соответствует целям и задачам данного спецкурса. Оно может быть также рекомендовано для студентов обучающихся социальной психологии и специализирующихся в других психологических отраслях (психологии личности и др.). В связи с междисциплинарностью рассматриваемого феномена, данный спецкурс может быть рекомендован и для студентов смежных наук (философии, культурологии и др.).
Состоит учебно-методическое пособие из введения, общих положений, двух учебных модулей, заключения, итоговых контрольных вопросов и практических заданий, списка основной и дополнительной литературы.
Введение
В учебно-методическом пособии «Гуманистически ориентированная психотерапия» поднимаются важные вопросы, связанные с практическим применением идей гуманистической психологии. Учитывая это, в учебно-методическом пособии даются основные принципы и положения гуманистически ориентированной психотерапии, отличие ее от психоанализа и бихевиоральной психотерапии. Особое внимание уделяется психосинтезу как наиболее раннему виду гуманистически ориентированной психотерапии. Рассматриваются основные понятия данного вида психотерапии, принципы на которых он строится. На примере психосинтеза анализируется роль руководителя психотерапевтической группой.
Все это должно способствовать лучшему пониманию студентами специфики и особенностей гуманистической психологии как третьего пути психологии,применению на практике знаний об основных видах гуманистически ориентированной психотерапии, а также использованию основных методов и приемов работы над собой, самокоррекции и коррекции межличностных отношений.
Общие положения
При изучении спецкурса студентам следует обратить внимание, прежде всего, на специфику и особенности гуманистической психологии как третьего пути психологии, осмысление причин ее возникновения в истории науки. Внимание студентов обращается на то, что гуманистическая психология известна как собственно теория и система психотерапий. Гуманистически ориентированная психотерапия является реализацией основных принципов гуманистической психологии. Поэтому усвоение теоретико-методологических основ гуманистической психологии – залог понимания и хорошего усвоения материала, связанного с гуманистически ориентированной психотерапией, как практическом приложении этих теоретических воззрений. Гуманистической психологией был провозглашен лозунг – «каждый может стать сам себе психотерапевтом». Ни психоанализ, ни бихевиоризм не предполагали этого, т.к. исключали равенство психотерапевта и клиента, либо ограничивались конкретными советами пациенту, что, опять-таки, предполагало определенное превосходство психолога над обычным человеком.
К видам гуманистически ориентированной психотерапии могут быть отнесены психосинтез, гештальттерапия, экзистенциальная психотерапия, логотерапия, клиент-центрированная терапия и их производные, т.е. современные их варианты.
Каждая из данных психотерапий – своеобразна, оригинальна, поэтому можно говорить не о гуманистической психотерапии, а о совокупности различных видов психотерапий, объединенных одним духом.
При этом внимание студентов обращается на то, что практически все ученые этой ориентации занимались психологической практикой, многие из них создали свой вид психотерапии. Одно из исключений - А. Маслоу. Он не был практикующим психотерапевтом, даже не любил слово «терапия» и «пациент», т.к. это подразумевало, что человек болен. Маслоу не создал своего вида психотерапии, но разработанные им пути самоактуализации являются одним из вариантов «как стать собственным психотерапевтом».
В связи с задачами учебно-методического пособия внимание в нем будет уделяться, прежде всего, общим положениям, принципам, специфики гуманистически ориентированной психотерапии.
Содержание