Гуманистически ориентированная психотерапия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры социальной психологии Протокол № ________ «___»__________ 2010 г. Зав. кафедрой _________ | УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) ___________________ ___________________ «___»_________ 2010 г. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
учебной дисциплины «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Гуманистически ориентированная психотерапия
По специальности (030300) ПСИХОЛОГИЯ
(специалитет)
Составитель: доктор психол.наук, профессор
Кафедры социальной психологии Рюмшина Л.И.
Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие «Гуманистически ориентированная психотерапия» разработано с учетом требований, предъявляемых к написанию подобного типа работ. В нем поднимаются важные вопросы, связанные с гуманистически ориентированной психотерапией как практическом приложении основных идей гуманистической психологии. Особое внимание уделяется основным принципам и положениям гуманистически ориентированной психотерапии. На примере психосинтеза как одного из видов гуманистически ориентированной психотерапии рассматриваются роль руководителя группы, методы применяемые в ней.
Учебно-методическое пособие «Гуманистически ориентированная психотерапия» предназначено для изучения студентами спецкурса «Гуманистическая психология». Поэтому содержание методического пособия соответствует целям и задачам данного спецкурса. Оно может быть также рекомендовано для студентов обучающихся социальной психологии и специализирующихся в других психологических отраслях (психологии личности и др.). В связи с междисциплинарностью рассматриваемого феномена, данный спецкурс может быть рекомендован и для студентов смежных наук (философии, культурологии и др.).
Состоит учебно-методическое пособие из введения, общих положений, двух учебных модулей, заключения, итоговых контрольных вопросов и практических заданий, списка основной и дополнительной литературы.
Введение
В учебно-методическом пособии «Гуманистически ориентированная психотерапия» поднимаются важные вопросы, связанные с практическим применением идей гуманистической психологии. Учитывая это, в учебно-методическом пособии даются основные принципы и положения гуманистически ориентированной психотерапии, отличие ее от психоанализа и бихевиоральной психотерапии. Особое внимание уделяется психосинтезу как наиболее раннему виду гуманистически ориентированной психотерапии. Рассматриваются основные понятия данного вида психотерапии, принципы на которых он строится. На примере психосинтеза анализируется роль руководителя психотерапевтической группой.
Все это должно способствовать лучшему пониманию студентами специфики и особенностей гуманистической психологии как третьего пути психологии,применению на практике знаний об основных видах гуманистически ориентированной психотерапии, а также использованию основных методов и приемов работы над собой, самокоррекции и коррекции межличностных отношений.
Общие положения
При изучении спецкурса студентам следует обратить внимание, прежде всего, на специфику и особенности гуманистической психологии как третьего пути психологии, осмысление причин ее возникновения в истории науки. Внимание студентов обращается на то, что гуманистическая психология известна как собственно теория и система психотерапий. Гуманистически ориентированная психотерапия является реализацией основных принципов гуманистической психологии. Поэтому усвоение теоретико-методологических основ гуманистической психологии – залог понимания и хорошего усвоения материала, связанного с гуманистически ориентированной психотерапией, как практическом приложении этих теоретических воззрений. Гуманистической психологией был провозглашен лозунг – «каждый может стать сам себе психотерапевтом». Ни психоанализ, ни бихевиоризм не предполагали этого, т.к. исключали равенство психотерапевта и клиента, либо ограничивались конкретными советами пациенту, что, опять-таки, предполагало определенное превосходство психолога над обычным человеком.
К видам гуманистически ориентированной психотерапии могут быть отнесены психосинтез, гештальттерапия, экзистенциальная психотерапия, логотерапия, клиент-центрированная терапия и их производные, т.е. современные их варианты.
Каждая из данных психотерапий – своеобразна, оригинальна, поэтому можно говорить не о гуманистической психотерапии, а о совокупности различных видов психотерапий, объединенных одним духом.
При этом внимание студентов обращается на то, что практически все ученые этой ориентации занимались психологической практикой, многие из них создали свой вид психотерапии. Одно из исключений - А. Маслоу. Он не был практикующим психотерапевтом, даже не любил слово «терапия» и «пациент», т.к. это подразумевало, что человек болен. Маслоу не создал своего вида психотерапии, но разработанные им пути самоактуализации являются одним из вариантов «как стать собственным психотерапевтом».
В связи с задачами учебно-методического пособия внимание в нем будет уделяться, прежде всего, общим положениям, принципам, специфики гуманистически ориентированной психотерапии.
Содержание
Модуль 2. Психосинтез
2.1 Краткая история
2.2 Значения понятия «синтез»
2.3 Принципы психосинтеза
2.4 Теория субличностей
2.5 Роль руководителя психосинтеза
2.6 Методическое оснащение психосинтеза
2.7 Литература к модулю
2.8 Контрольные вопросы к модулю
2.9 Практические задания к модулю
Заключение
Итоговые контрольные вопросы и практические занятия
Литература
Модуль 2. Психосинтез
2.1. Краткая история.
Начинается знакомство студентов с гуманистически ориентированной психотерапией с психосинтеза, как самого «древнего» вида этой психотерапии.
Каждая психотерапия «несет» отпечаток автора. Основоположник психосинтеза – Роберто Ассаджоли начал его создавать с 10-х годов двадцатого столетия. Он современник Фрейда и Жане. Первоначально учился психоанализу, и Фрейд считал его своим последователем в Италии. Сам Ассаджоли считал психоанализ полезным, но недостаточным для понимания целого спектра трудностей, сопровождающих человеческое существование. Он подчеркивает важность опыта и личностного «трансперсонального» развития.
Внимание студентов обращается на то, что Ассаджоли начинает создавать психосинтез еще до появления экзистенциально-гуманистической психологии. В 50-60-ы годах он начал находить подтверждение своей позиции в логотерапии, трансперсональной психологии, в идеях Маслоу, хотя в отличие от него Ассаджоли, как и другие представители экзистенциального крыла гуманистической психологии, считал, что личность от природы не является гармоничной и целостной. Но, как и Маслоу, верил, что социальные и групповые конфликты можно разрешать мирным путем.
Следует отметить, что процесс синтеза – повсеместное явление в природе и в мире людей. Термин психосинтез тоже не принадлежит Ассаджоли. Уже Жане говорил о «ментальном синтезе», о синтезе пишет и Фрейд, Юнг, Кречмер и др. В представлении Ассаджоли психосинтез носит всеобъемлющий характер, и это понятие у него встречается в нескольких значениях.
2.2 Значения понятия «синтез»
Научный синтез. Внимание студентов обращается на то, что Ассаджоли создавал психосинтез все время ассимилируя идеи различных наук и теорий, которые с его точки зрения могли понять человеческое существование и помочь человеку приобрести «совершенство в несовершенстве». Поэтому цель психосинтеза – помочь человеку научиться жить более полно и глубоко. Иными словами, Ассаджоли объединил все достижения того времени в области образования, психотерапии и медицины. Поэтому этот вид психотерапии основывается на:
психосоматической медицине, согласно которой любые заболевания, в т.ч. и органические, в большой мере обусловлены влиянием психологических факторов;
психологии религии, которая изучает различные проявления религиозного сознания и мистических состояний;
исследованиях сверхсознательного и его проявлений (типа интуиции и озарения), гениальности, творческой деятельности (в т.ч. на работах Маслоу);
парапсихологии, засвидетельствовавшей существование телепатии, телекинеза, жизни после смерти;
восточной психологии (особенно индийской), как древней, так и современной;
холистическом подходе в психологии личности (Голдстейн, Маслоу, Мерфе, Перлз, Штерн и др.);
социальной психологии и психиатрии (Салливан, К. Левин и др.);
активных методах лечения и развития личности (аутогенная тренировка Шульца, медитативный подход, психодрама Морено, Берне и др.).
Индивидуальный психосинтез. Второе значение термина «психосинтез» связывается Ассаджиоли с жизнью каждого человека. Психосинтез – это, прежде всего, динамическая, даже драматическая концепция психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.
В психосинтезе применяется множество методических приемов, нацеленных в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем – гармонизацию ее отношений с «Я» и все более полное объединение с ним. Эти две фазы – «личностный» и «духовный» психосинтез.
Психосинтез, согласно Ассаджоли, может служить:
1. методом психического развития и самопостижения для тех, кто хочет стать хозяином жизни;
2. методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым конфликтом сознательного и бессознательного, либо глубинными кризисами, которые нередко предшествуют фазе самопостижения;
3. методом интегрального воспитания и развития не только различных способностей ребенка, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить гармоничную личность.
Межиндивидный синтез. Большое влияние на Ассаджоли оказали экзистенциализм и трансперсональное движение, получившие широкое распространение в двадцатом столетии. Двадцатое столетие – необычное время: экологического разрушения, насилия и смерти, неустойчивой экономики, ядерной угрозы. Все это угрожало культуре и цивилизации. В тоже время в этом глобальном кризисе шла мобилизация человеческих сил, и во всем мире искались пути сопротивления, смягчения, трансформации этих деструктивных тенденций. Таким образом, это время упадка и прорыва. Никто не может устраниться от коллективного контекста, а это предполагает ответственность каждого человека «как части» общего. Иными словами, каждый человек – часть «безнадежно» запутанной части жизни другого, никому не избежать этой судьбы, считал Ассаджоли. Нужно усилить чувство, что люди одна семья, уникальная, способная жить в мире. В связи с этим индивидуальный психосинтез – частный случай более широкого принципа всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза. Все индивиды взаимосвязаны и включены в духовную реальность, каждый является ее частью. Поэтому вся жизнь Вселенной – борьба между множеством и единством, усилием и стремлением к единению. Высший синтез – узы любви всех.
2.3 Принципы психосинтеза
1. Открытость и всесторонность. Психосинтез показывает, как большое количество так называемых подходов к личностному развитию взаимосвязаны и как в этой системе они могут быть использованы альтернативно или одновременно от случая к случаю, чтобы поддержать процессы личностного роста. Психосинтез – попытка не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках, но и придать им новое значение.
2. Наличие внутренней мудрости. Внимание студентов обращается, что этот принцип ничем не отличается от его применения в других видах гуманистически ориентированной психотерапии. Данный принцип гласит, что каждая личность имеет внутреннюю силу и понимание, необходимое для жизни, чтобы обходить препятствия и реализовать собственные таланты и дарования. В личности есть все необходимые для этого ресурсы. Личность просто может сначала не знать этого, или не иметь доступа к этим ресурсам, но каждый человек лучше других знает, что он хочет. Мы открываем себя через других, пишет Ассаджиоли, но имеем внутри нас все необходимое для этого открытия. В этом психосинтез родственен логотерапии и трансперсональной психологии.
3. Ответственность. Человек способен брать ответственность за свою жизнь, стать все меньше и меньше зависимыми от внешнего руководства. В этом психосинтез родственен экзистенциальной психологии с ее подчеркиванием личной ответственности и свободного выбора.
4. Целостность. Студентам объясняется, что этот вполне традиционный принцип для экзистенционально-гуманистических теорий, в психосинтезе приобретает свою специфику. Согласно Ассаджоли, существуют как бы два «Я» на различных уровнях сознания: личное и высшее. Личное Я (self) – центр организации жизни. Высшее Я (высшая self) – область чистого сознания, понимаемая в пределах внутреннего опыта. Каждый способен к обнаружению и познания селф, т.е. может исцелить себя и управлять саморазвитием. Основная цель – освободить или помочь освободить энергию Высшего self. Для этого нужно составить целое, синтезировать индивидуальность вокруг Личного self, а затем совершить синтез между Личным и Высшим self. Анализ и синтез открывают бесконечный процесс посредством чего self познается и выражается наиболее полно.
5. Развитие. Оно идет по направлению к синтезу различных аспектов организма и полного расцвета физического, эмоционального, ментального и духовного существования. Психосинтез – единство тела, души, духа. Существует много препятствий этому процессу, но они лишь фон, способствующий для мобилизации ресурсов, необходимых для их преодоления. Это может быть обращение к неосознанным препятствиям, что делает сходным психосинтез с психоанализом, но студентам напоминается, что эти психотерапии различаются, т.к. первая из них не фокусируется на патологии, а имеет дело с внутренними тенденциями организма, ориентированными на путь целостности и гармонии.
6. Отождествление. Существуют принципы, которые в тоже время являются и средствами, с помощью которых селф исцеляется. К ним относится и отождествление, которое происходит постоянно и неосознанно в человеческом опыте и является большой составной частью личностного роста и изменения. Для лучшего понимания этого, студентам предлагается пример. Водитель не может починить автомобиль, он прерывает эту деятельность, а затем возвращается к ней и быстро обнаруживает неисправность. Это происходит благодаря тому, что он разотождествился с проблемой.
7. Практика новых паттернов. Результатом развивающегося самосознания являются поведенческие и отношенческие изменения. Хотя само осознание помогает, но обычно этого недостаточно, чтобы вызвать длительные личностные изменения. Для того, чтобы новые паттерны, обнаруженные в сознании, были полно выражены, они должны практиковаться в многочисленных новых отношениях до тех пор пока не станут обычными на уровне автоматизма. Только тогда селф полностью реализуется. В этом психосинтез родственен бихевиоризму, однако, есть важное отличие: в психосинтезе селф активно видоизменяется под влиянием внутренней работы, а не внешнего окружения.
Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры социальной психологии Протокол № ________ «___»__________ 2010 г. Зав. кафедрой _________ | УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) ___________________ ___________________ «___»_________ 2010 г. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
учебной дисциплины «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Гуманистически ориентированная психотерапия