Характерные признаки алкоголизма на второй стадии

ПСЕВДОЗАПОЙНЫЙ

На очередной стадии алкоголизма пьющий уже осознает свою психологическую зависимость от спиртного. У него сохраняется неустойчивое стремление не пить. Но результата это не приносит. При умеренном опьянении сохраняется желание поработать. Тяга к спиртному возрастает и поднимается до индивидуально верхнего предела. Доза возрастает в разы и может достигнуть 10-кратной отметки по сравнению со среднестатистическим здоровым человеком. Пьянство становится обязательным финалом дня. Медики называют такое состояние псевдозапойным. Больной чаще пьет, чем работает. Засыпает только после чарки. Эпизоды, запомнившиеся после попойки, становятся все короче или безвозвратно исчезают из памяти, особенно, если это касается отрицательных эмоций в поведении самого псевдогероя.

Психическая зависимость от алкоголя обретает еще одну спутницу – физическую. Обнуляется контроль над количеством выпитого, человек постоянно перебирает, а на утро его даже «посещает» похмелье, но с более сложными, триедиными сопутствующими:

· алкогольным отравлением;

· энергетической зависимостью;

· психической зависимостью.

КОМПУЛЬСИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

При нем тяга к спиртному возникает при любом состоянии – и опьянения, и на трезвую голову. Уже не существует колебаний при выборе пить или не пить. Он уже и не собирается бороться с вредной привычкой. Больной стремится найти собутыльников с большим «стажем пития».

Верхние пределы выпитого, покоренные на первой стадии алкоголизма, становятся нормой. Поэтому это время еще называют периодом устойчивой толерантности. Еще больше меняется состояние алкогольного дурмана: умиротворение исчезает и алкоголь подталкивает к действиям. Заснуть удается только с помощью солидной дозы спиртного. Увеселительные нотки сменяются раздражительностью, недовольством и беспричинной агрессией.

ДИСФОРИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

Медики его называют противоположным тому, что было на первой стадии алкоголизма. Больной может беспричинно наброситься с кулаками на родственников и даже на незнакомых людей. Может ударить собутыльника. Этот тот самый момент, о котором в народе говорят «пьяному – море до колена»: он может смело наброситься на физически более сильного, чем сам, соперника и бессмысленно сопротивляться сотрудникам внутренних органов.

Подростки стремятся, во что бы то ни стало, «напиться до краёв»: если есть деньги, то пьют до потери сознания, если денег нет, переходят на дешевые «дурманящие» напитки. Предчувствие утренней головной боли во время застолья не волнует. Задача – покутить вечером, даже, не смотря на риск потерять здоровье из-за суррогатов сомнительного качества.

ПОХМЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Суррогаты и алкогольное отравление могут привести к трагическим последствиям. На этой стадии проявляется похмельный синдром, возникает неуемная жажда похмелья. Организм, адаптированный к продолжительным запоям, уже не может существовать без «дозы», т.е. появляется физическая потребность в алкоголе. Организм бурно требует пополнения «запасов».

Состояние синдрома физической зависимости характеризуется характерными симптомами и синдромами:

· непреодолимая тяга к алкоголю;

· необходимость физического комфорта;

· алкогольный (абстинентный) синдром похмелья.

Поведение алкоголика становится зависимым от стремления напиться. Больной не способен остановиться ни при каких обстоятельствах. Он может выйти «под хмельком» и на работу, и «в люди».

Выпивка воспринимается алкоголиком, как колыбельная для малыша. Сон тяжелый и крепкий, который трудно прервать. Но, чем ближе рассвет, сон становится не таким глубоким, а все больше – кошмарным и тревожным. В предрассветных сумерках алкоголик воспринимает тени от света, как образы, которые пришли забрать его. Неспокойный предрассветный сон заканчивается тревожной пробудкой с тяжелой головной болью. Человеку трудно нащупать «шатающийся» пол, избавиться от черных кругов в глазах, его не вдохновляет традиционный завтрак: хочется влить в себя побольше рассольчика или хотя бы минералочки.

Такое состояние не стимулирует к плодотворной работе. Кажется, что весь организм, как взбунтовавшаяся толпа, скандирует «Налить! Налить!». Если налить нечего или нет денег, начинаются активные поиски спиртного: на это сил еще хватает.

Стакан с пояском сверху, иногда – чуть меньшая доза (все зависит от качества напитка, тяжести похмелья и некоторых других условий) способен либо ослабить похмельные симптомы, либо пустить алкоголика по очередному кругу до полной «отключки».

ЗАПОИ

Эта тяжелая форма алкоголизма опускает на «ноль» индикатор количественного и ситуационного контроля. В случае прекращения «поставок в организм» алкоголя могут возникнуть тяжелейшие психические расстройства в форме галлюцинаций и алкогольного делирия, который народ прозвал «белой горячкой». Причиной неожиданного прерывания запоев становятся внешние причины:

· нехватка денег на покупку спиртного;

· изоляция в квартире или в спецучреждених органов внутренних дел;

· отсутствие физической возможности больного «лечиться» с помощью бутылки.

Первый делирий обычно наступает через несколько дней после принудительного прекращения запоя. Впоследствии, приступы могут появляться даже после непродолжительных запоев.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА, ОНА ЖЕ…

Прелюдия длится несколько часов, иногда несколько суток. Как правило, на исходе дня появляются тревога и депрессия. Тревожное состояние сменяется апатией, возникают галлюцинации. Сон непродолжительный, сопровождающийся кошмарами с «участием» различных химер и переходящий в бессонницу. Больной начинает «бороться» со «страшилищами» и делает характерные движения. Видения «озвучиваются» слуховыми галлюцинациями и соответствующими собственными криками. Самое тяжелое время суток – когда темно. Утром и днем приступы ослабевают, иногда совсем исчезают. Эти промежутки между приступами называют люцидными и врачи используют их, чтобы узнать о видениях больного.

Во время приступа озноб чередуется с потливостью, учащается сердцебиение, повышается температура и артериальное давление, появляется желтушность глаз и бледность кожи. Из-за этого приступы получили народное прозвище «белая горячка». Тяжелейшая форма делирия – мусситирующая, когда больной невнятно бормочет. При относительно благоприятном течении заболевания оно может длиться от нескольких до пяти дней или нескольких недель.

Ясное сознание может вернуть человеку длительный сон. Только слабость и подавленность будут напоминать о недавних приступах. В этом состоянии больной может все вспомнить и рассказать свои страшные видения.

Это, пожалуй, единственное, что можно выслушать с определенной степенью доверия. В остальном изменения характера проявляются и внешне: алкоголик начинает постоянно врать. Он становится эгоистичным и грубым, порой жестоким. Из состояния апатии может вывести ожидание выпивки. Со стороны наблюдается деградация личности: ослабевают интеллектуальные способности и память, больной не способен к интеллектуальным нагрузкам и обучению.

Вторая стадия алкоголизма может продолжаться от восьми до 13 лет у взрослых и не более пяти лет у подростков.

Это при удачном течении болезни, если слово «удачном» уместно в такой ситуации. Потому что вторая стадия может поставить точку в биографии алкоголика. Если алкоголику «повезет», ему предстоит еще одно испытание.

Наши рекомендации