Хронические формы алкогольной энцефалопатии
Корсаковский психоз. Одной из форм хронической алкогольной энцефалопатии является корсаковский психоз.
Основными признаками этого заболевания являются амнестический синдром (фиксационная и ретроградная амнезия в сочетании с парамнезиями — конфабуляциями и псевдореминисценциями) и полиневрит.
За 100-летний период с момента описания корсаковский психоз претерпел определенный патоморфоз и к настоящему времени редко сопровождается выраженными явлениями полиневрита.
Корсаковский психоз, как правило, возникает в конечной стадии алкоголизма. Доминирующим при нем симптомом является фиксационная амнезия. Больной не может усвоить, зафиксировать новую информацию, например, как зовут врача, который с ним говорит, какое сегодня число, месяц и т. д. Часто имеют место парамнезии. При ответах на поставленные вопросы больной сообщает вымышленную, часто фантастического характера информацию (конфабуляции) или переносит в настоящее события, факты, имевшие место в прошлом (псевдореминисценции).
течение психоза при продолжающейся алкогольной интоксикации прогредиентное, при прекращении употребления алко-ля — без выраженных признаков прогрессирования или даже тенденцией к регредиентности. течение. Существует точка зрения, что при корсаковском
ихозе наблюдаются явления авитаминоза (главным образом
298 Раздел III. Отдельные формы психических заболеваний
группы В), поэтому большое место уделяется витаминотерапии. При этом дозы витамина В доходят до 1 г и более в сутки. Витамины вводят внутривенно (до 5 мл 6%-го раствора витамина В1 на 40%-ном растворе глюкозы, 3 мл 5%-го раствора аскорбиновой кислоты и 1 мл 1%-го раствора витамина РР). Внутримышечно вводят до 3 раз в сутки комплекс витаминов В6, В12 и РР.
Рекомендуется назначение препаратов, нормализующих метаболические процессы в мозге: аминалон в суточной дозе 2 г до 1000 таблеток на курс, пирацетал по 1,2-2,4 г в сутки несколько курсов по 3 месяца каждый.
Алкогольный псевдопаралич. Это сравнительно редко встречающаяся тяжелая форма хронической алкогольной энцефалопатии. По клинической картине она имеет сходство с прогрессивным параличом. В основе развития этого заболевания лежит также дефицит витаминов группы В.
В психическом состоянии таких больных отмечаются нарушения концентрации внимания, истощаемость, выраженная фиксационная гипомнезия, конфабуляции. Могут иметь место фрагментарные бредовые идеи величия.
Как правило, отмечаются неврологические расстройства: дизартрия, патологические рефлексы, парезы конечностей. Эти нарушения довольно стабильны и мало поддаются лечению и обратному развитию даже при прекращении интоксикации.
Энцефалопатия Гайе-Вернике. Это также довольно редкая форма хронической алкогольной энцефалопатии. Острая форма этого заболевания сходна с тяжелой формой алкогольного делирия. Лечение ее такое же, как и при тяжелом алкогольном делирии.
При подострой и хронической формах энцефалопатии Гайе-Вернике наблюдаются изменение сознания со спутанностью, речедвигательным возбуждением, абортивные делириозные явления, эпилептиформные припадки, изменения памяти по корсаковскому типу и неврологические расстройства: атаксия, экстрапирамидная симптоматика, нарушение глазодвигательной функции.
Дипсомания. По клиническим проявлениям особая форма употребления алкоголя лицами, не страдающими алкоголизмом, — дипсомания примыкает к алкогольным психозам. Некоторыми авторами оценивается как вторичная алкоголизация, возникающая на фоне какого-либо психического заболевания (шизофрения, эпилепсия и т. д.) или выраженных проявлений психопатии, эндокринопатии с различными импульсивными состояниями, в том числе с дипсоманией.
299 Глава 22. Алкоголизм
Клинические проявления отличаются приступообразным (чаше в течение нескольких дней) течением, с внезапным началом с употребления больших доз алкоголя и заканчивается резким его прекращением, после чего возникает полное отвращение к алкоголю.
Отграничивать дипсоманию от проявлений конечной (энце-фалопатической) стадии алкоголизма — псевдодипсомании нелегко. Дифференцирование идет в основном по признакам внезапного, не связанного с внешними обстоятельствами начала дипсоманического приступа, обнаружения при этом какого-либо психического заболевания или выраженных психопатических черт личности. Терапию таких больных проводят стационарно, так как необходимо ликвидировать интоксикацию и одновременно предупредить возможные правонарушения.
Судебно-психиатрическая экспертиза. Лица, совершившие правонарушения в состоянии алкогольного психоза, при проведении судебно-психиатрической экспертизы признаются невменяемыми.
Лица, перенесшие ранее алкогольные психозы, при совершении правонарушения могут пытаться сознательно и преднамеренно с целью симуляции предъявлять симптоматику перенесенного в прошлом психоза. Тщательное изучение клиники настоящего и прошлого психического состояния, материалов уголовного дела позволяет разграничивать истинное психическое состояние от мнимого. Важно установить начало психоза, а также учитывать характер личности испытуемого и его изменения. Поведение испытуемого и его высказывания практически всегда находятся в единстве.
Учитывая особую опасность больных с алкогольными психозами (особенно галлюцинозом и параноидом), их выписывают из психиатрической больницы под диспансерное наблюдение психиатра по месту жительства.
Лиц, у которых алкогольный психоз развился после совершения правонарушения, в соответствии со ст. 81 УК РФ направляют на принудительное лечение до выздоровления, после чего они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию.