Сферы и направления психологической коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка.

Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогичес­кой помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес­ком развитии ребенка.

Расширение сфе­ры использования психологической коррекции в работе со здоро­выми детьми обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образова­тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь­ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу­ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси­холого-педагогической коррекции.

В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Широкий спектр применения понятия психологической коррекции вызывает много разногласий вокруг его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей. Другие видят в ней метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка или совокупность психологических приемов, используемых для исправления психологии или поведения психически здорового человека.

Основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.

§Принцип гуманистической направленности психологической помощи - признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.

§Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов - комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия.

§Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы - разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.

§Принцип оказания личностно - ориентированной помощи - психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его.

§Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии - формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.

§Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии - повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей.

§Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

Основным принципом отношения к детям с особыми потребностями в обучении является отношение к ним как к нормальным детям, т.к. они нуждаются в том же воспитании, что и обычные дети.

Стратегии и способы психокоррекционной работы по формированию системы социальных отношений ребенка с окружающим миром.

Психокоррекция - формирование отсутствующих психических функций, а также устранение отставаний, отклонений от нормального развития: совокупность психолого-педагогических мер по устранению отклонений,нарушений, дефектов.

Основная цель коррекционной работы - способствовать успешному психическому развитию ребенка.

5 основых групп ПК в работе с детьми:

Наши рекомендации