Особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом
Этиология:
1.внутриутробные инфекции;
2.интоксикации;
3.несовместимость крови по групповой или резусной принадлежности;
4.асфиксия;
5.внутричерепное кровоизлияние;
6. менингоэнцефалит.
Патогенез: корковые и подкорковые зоны –основное место повреждения премоторных зон.
Клиническая структура: среди симптомов органического поражения центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса. Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны.
Интеллектуальное недоразвитие не вытекает прямо из двигательных расстройств, а свидетельствует о массивности и большой распространенности поражения мозга. Но тяжесть недостаточности отдельных корковых функций делает клиническую картину олигофрении атипичной. С поражением двигательной сферы связаны нарушения развития речи, ее моторного компонента. Это дизартрия различного характера и разной степени выраженности. В более тяжелых случаях – моторная алалия, реже –сенсорная алалия.
Недостаточность пространственного гнозиса, связанная с поражением теменных отделов мозга - нарушения зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами. Формирование формы, соотнесение элементов в пространстве, восприятие пропорций и перспективы. Запаздывает формирование доминантности руки, пальцевая агнозия, невозможность обозначить элементы лица. Особенности рисунка: неумение правильно изобразить лицо и руки. Эти расстройства проявляются и в динамике психического развития детей с ДЦП.
В раннем возрасте из-за двигательных расстройств страдает формирование ориентировочной реакции, недоразвитие статокинетических рефлексов – нарушения, недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте – недоразвитие игровой деятельности. В младшем школьном возрасте – страдают учебные навыки, трудности в арифметике из-за недостаточности пространственных функций. Нечеткость распознавания графического изображения цифр, смешение арифметических знаков. Замедленность в усвоении числа и его
Дисграфия: зеркальность, сходные буквы смешивают. В нарушении работоспособности большое значение имеют церебрастенические расстройства, неточность фиксации взора, задержка интеллектуального развития.
В их эмоциональной сфере – склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь –страхам, повышенной пугливости в отношении к неожиданным раздражителям. Задержка эмоционального развития в целом, которая сочетается с интеллектуальной задержкой проявляется в «органическом инфантилизме» -недостаточная дифференцированность эмоций даже в игре, монотонность, слабость творчества, отсутствие инициативы и самостоятельности.
Отклонения в развитии личности.
Важное место принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. Пространственно ограниченный мир препятствует общению, нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности. Исследования психического насыщения (по Карстен): ведущий мотив –мотив подчинения взрослому (и в игре, и в учебе, и в жизни). Этот мотив оказывает тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок. Дальнейший прогноз развития личности зависит от того, насколько зафиксирован этот мотив в качестве ведущего. Тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с завышенной самооценкой амортизирует чувство собственной неполноценности.
Пассивно-защитная позиция, недостаточность опыта общения приводят к недоразвитию этических представлений. Оценка позитивного (ситуаций взаимопомощи) хуже, чем негативного (ситуация нарушения правила).
Выраженный дефицит положительного сотрудничества со взрослым. Ребенок лучше знает, что не надо, чем то, что надо. Хроническое переживание своей неполноценности. Вторичная аутизация, уход в мир фантазии. В подростковом возрасте – истерические черты, тревожно-мнительные состояния, склонность к навязчивым образованиям, ипохондричности. Депрессии, суицидальные мысли. Координата нарушений: «снизу-вверх» –«моторные –идея –личность». При отсутствии коррекции добавляется и «сверху-вниз», усугубляя первичный дефект при отсутствии коррекции вторичных. В коррекции «сверху-вниз»: ядро –психогенная реакция на свой дефект.