Минимальная мозговая дисфункция.

Минимальная мозговая дисфункция – биологически обусловленная недостаточность функций НС, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости. Относится к перинатальным энцефалопатиям. Причины: тяжелое течение беременности, особенно первой ее половины: токсикозы, угроза выкидыша, вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов, преждевременные и переношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавления пуповины, после родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного рода осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления. Симптомы: повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно. Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом. В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы.

А.И. Захаров описывает ММД как следующий комплекс нарушенного поведения: повышенную возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, постоянно отвлекаются, мешают другим. легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Эпилепсия.

Эпилепсия — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.

Является хроническим расстройством мозга. характерны повторяющиеся припадки, проявляющиеся в виде кратковременных непроизвольных судорог в какой-либо части тела (парциальные судороги) или по всему телу (генерализованные судороги) и иногда сопровождаются потерей сознания и утратой контроля над функциями кишечника или мочевого пузыря. Эти эпизоды являются результатом избыточных электрических разрядов в группе клеток мозга. могут возникать в различных участках мозга. могут иметь форму как незначительных провалов в памяти или мышечных спазмов, так и тяжелых, продолжительных конвульсий. по частоте как менее одного раза в год и до нескольких раз в день. признаки изменчивы и зависят от того, в каком участке мозга начинается нарушение и как далеко оно распространяется. Могут иметь место временные симптомы, такие как, например, потеря ориентации или сознания, а также нарушения движения, ощущений (включая зрение, слух и вкус), настроения или психических функций.

Наиболее общим типом является идиопатическая эпилепсия, которая не имеет установленных причин. Во многих случаях здесь имеют место генетические причины.

Эпилепсия, причина которой известна, именуется вторичной эпилепсией, или симптоматической эпилепсией. Причины вторичной эпилепсии:

• 1.повреждение мозга в предродовой или перинатальный период (гипоксия или родовая травма, низкая масса тела при рождении);

• 2.врожденные отклонения от нормы или генетические состояния при наличии пороков развития головного мозга, которые обусловлены этими факторами;

• 3.сильный удар по голове;

• 4.инсульт, вызывающий гипоксию;

• 5.инфекция мозга, например менингит, энцефалит, нейроцистицеркоз;

• 6.некоторые генетические синдромы;

• 7.опухоль мозга.

можно успешно лечить (то есть полностью контролировать припадки) при помощи антиэпилептических лекарственных средств (АЭЛС). Через два года — пять лет успешного лечения примерно 70% детей и 60% взрослых людей могут прекратить прием лекарств без риска рецидива.

первично-генерализованные приступы - двусторонние симметричные, без очаговых проявлений в момент возникновения. К ним относятся два вида: 1.тонико-клонические приступы; 2.абсансы - короткие периоды потери сознания.

Парциальные или фокальные приступы - наиболее частое проявление эпилепсии. возникают при повреждении нервных клеток в специфической зоне одного из полушарий мозга и подразделяются на:

Простые парциальные - не происходит нарушения сознания

Сложные парциальные - приступы с нарушением/изменением сознания, обусловлены разнообразными по локализации участками перевозбуждения и часто переходят в генерализованные.

вторично-генерализованные приступы - характерно начало в виде судорожного или бессудорожного парциального приступа или абсанса с последующим двусторонним распространением судорожной двигательной активности на все группы мышц.

Эпилептические синдромы.

В основе патогенеза этого заболевания лежат пароксизмальные разряды в нейронах головного мозга.

Международная классификация эпилепсий и эпилептических синдромов

1. Парциальные (фокальные) эпилепсии и эпилептические синдромы

1.1 Идиопатические (с возрастзависимым дебютом)

Доброкачественная парциальная эпилепсия детского возраста с центрально- темпоральными спайками

Доброкачественная парциальная эпилепсия с затылочными пароксизмами

Первичная эпилепсия чтения

1.2 Симптоматические

Хроническая прогрессирующая epilepsia partialis continua

Эпилепсии с приступами, провоцируемыми специфическими факторами

Другие формы эпилепсии с известной этиологией или органическими изменениями в мозге (лобная, височная, теменная, затылочная)

1.3 Криптогенные

2. Генерализованные эпилепсии и эпилептические синдромы

2.1 Идиопатические (с возрастзависимым дебютом)

Доброкачественные семейные неонатальные судороги

Доброкачественные идиопатические неонатальные судороги

Доброкачественная миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста

Детская абсансная эпилепсия

Ювенильная абсансная эпилепсия

Ювенильная миоклоническая эпилепсия

Эпилепсия с приступами grand mal пробуждения

Другие идиопатические генерализованные эпилепсии

Эпилепсии с приступами, провоцируемыми специфическими факторами

2.2 Криптогенные и/или симптоматические (с возраст зависимым дебютом)

Инфантильные спазмы (синдром Веста)

Синдром Леннокса - Гасто

Эпилепсия с миоклонически-астатическими приступами

Эпилепсия с миоклоническими абсансами

2.3 Симптоматические

2.3.1 Неспецифической этиологии

Ранняя миоклоническая энцефалопатия

Ранняя инфантильная эпилептическая энцефалопатия

Другие симптоматические генерализованные эпилепсии

2.3.2 Специфические синдромы

3. Эпилепсии и эпилептические синдромы, имеющие признаки парциальных и генерализованных

Неонатальные судороги

Тяжелая миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста

Эпилепсия с продолжительными комплексами “спайк - волна” в фазу

медленного сна

Приобретенная эпилептическая афазия

3.2 Эпилептические синдромы без четких признаков генерализованности или фокальности

4. Специфические синдромы

4.1 Ситуационно-обусловленные приступы

Фебрильные судороги

Судороги при острых метаболических нарушениях

4.2 Изолированные приступы или изолированный эпилептический статус

При симптоматических формах эпилепсии причиной развития заболевания является повреждение головного мозга вследствие различных факторов, действующих в перинатальном и постнатальном периодах:

• пороков развития головного мозга (пороки развития коры большого мозга — кортикальные дисплазии)

• внутриутробных инфекций

• хромосомных синдромов

• наследственных болезней обмена веществ

• пре- и перинальных гипоксически-ишемических энцефалопатий

• инфекций нервной системы (менингитов, менингоэнцефалитов)

• черепно-мозговой травмы

• опухолей

Расстройства речи

Расстройства речи известны с глубокой древностиЭто достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, невнятная речь, заикание и др.

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

-трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);

-повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;

-дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;

-недостаточная подвижность губ и языка;

-задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;

-неграмотная речь в семье и др.

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный и пассивный словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком.

Дизартрия — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено.

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма.

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов.

Дизлексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Обусловлено нарушением или несформированностью ВПФ, проявляется в стойких ошибках письменной речи. Причины: 1. генетическая отягощенность травмы черепа в раннем детском возрасте и ММД. 2. функциональные расстройства – нарушение произношения у родителей, двуязычие. Признаками явл. следующая группа ошибок:

1.Замены и смешение звуков при чтении, а т.ж. замена графически сходных букв.

2.Побуквенное чтение

3.Пропуск гласных и согласных, перестановка слогов

4.Нарушение понимания прочитанного

5.Аграмматизм при чтении

Дискалькулия – специфическое нарушении навыков счета, связанное с недостаточным развитием пространственного гнозиса. Нарушение понимания числа, а точнее его структуры. Патопсихологическое обследование: затрудненное понимание лексикограмматических конструкций, неловкость мелкой моторики. Компенсируемы при хорошей работе.

Наши рекомендации