Приобретенная умственная отсталость.
Умственная отсталость - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Приобретённое слабоумие - снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту). Деменция (безумие) - приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция - это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто - в молодости в результате аддитивного поведения, а наиболее часто - в старости.
ОЛИГОФРЕНИИ=>Асфиксии, прямые механические травмы, олигофрении на почве перенесенных в раннем детстве менингитов, менингоэнцефалитов и энцефалитов. Помимо специальных возбудителей (менингококк, вирусы весенне-летнего, осеннего и других энцефалитов), поражения мозга и оболочек могут наблюдаться при многих инфекционных заболеваниях: гриппе, кори, паротите, краснухе, коклюше и т. д. Патогенные влияния могут обусловливаться как непосредственным воздействием инфекционного агента, так и токсикозом, нарушениями кровообращения, аллергическими механизмами. при олигофрениях вследствие острых инфекций наряду с различной степенью психического недоразвития очень выражены разнообразные локальные органические поражения (параличи, парезы). Характерны и судорожные состояния. Нередким следствием воспалительных поражений мозга бывает гидроцефалия. Олигофрении, являющиеся следствием отрицательных психосоциальных влияний, в том числе депривации. при социальной изоляции семьи, при расстройствах функции основных органов чувств и отсутствии специального обучения и воспитания, при очень низком культурном уровне семьи, невозможности привить маленькому ребенку самые необходимые навыки.
ДЕМЕНЦИИ По локализации:
1.корковая - с преимущественным поражением КГМ (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);
2.подкорковую - с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества));
3.корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция);
4.мультифокальную - с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта — Якоба).
Критерии:
1. Нарушение кратковременной и долговременной памяти (психиатрическе интервью, анамнезы, нейро- и патопсихологич. диагностика).
2. По меньшей мере, одно из следующего:
• Нарушение абстрактного мышления
• Нарушение критики, обнаруживаемое как неспособность строить реальные планы в отношении окружающих, родственников и вопросов, связанных с работой
• Нейропсихологические симптомы и синдромы: афазия, апраксия, агнозия («три А»), а т.ж. наруш. оптико-пространственных функций и конструктивной деятельности.
• Личностные изменения.
3. Социальная дезадаптация в семье и на работе.
4. Отсутствие проявлений делирия в период деменции.
5. Наличие органического фактора в истории болезни (по результатам лабораторных исследований, анализов и т. п.).
Степени тяж.:
1. Лёгкая. Хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к самостоятельной жизни сохраняется, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики.
2. Умеренная. Предоставлять больного самому себе рискованно, требуется определенный надзор.
3. Тяжёлая. Повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят и сам не говорит).
Классифик.позднего возр:
1. Сосудистые деменции (церебральный
атеросклероз).
2. Атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика).
3. Смешанные.
Синдромальная классифик:
• Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие. Больше всего страдает память: прогрессирующая и фиксационная амнезия. Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важное на бумаге и т. п. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность. Пример: болезнь Альцгеймера
• Тотальное слабоумие. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности). Причины: локальные атрофические и сосудистые поражения лобных долей мозга. Пример: болезнь Пика