Частные и общие нарушения в развитии
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер
Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д.(2 блок гм), а общие нарушения – с нарушением регуляторных систем. ( 1 и 3 блоки гм)
Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности. Если нарушение локализуется на перифериих, то это расстройство замечается относительно рано, и ребенок своевременно попадает под наблюдение специалиста. Психологу чаще приходится сталкиваться с дефектом анализаторов, имеющимся на уровне коры головного мозга. Локальные поражения коры головного мозга приводят к нарушениям функций отдельных психических процессов. Подробные исследования локализации проводились в работах А.Р. Лурии. Выявление четкого места поражения возможно при использовании специального нейропсихологического обследования, разработанного в детском варианте И.Ф. Марковской.
Причиной локального поражения головного мозга выступают травмы черепа, опухоли, дистрофические изменения мозгового субстрата, интоксикации и т. д. При локальных поражениях можно встретиться с такими наиболее типичными нарушениями.
1. Поражение лево-височных отделов коры головного мозга ведет к нарушению смысловой стороны речи.
2. Поражение право-височных отделов коры головного мозга вызывает нарушения интонационной структуры речи, недостаточности в восприятии ритма, тональности, эмоциональной окраски.
3. Поражение затылочных отделов приводит к недостаточности зрительного восприятия.
4. Поражение переднетеменных отделов приводит к нарушениям произвольных движений ребенка, замедлению формирования двигательных стереотипов и навыков.
Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем. Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному либо фазовому снижению работоспособности, могут вызывать нарушения простых влечений (усиление либо ослабление полового, пищевого рефлексов). На этом же (подкорковом) уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций – беспричинные вспышки ярости, чувства общей тоски, тревоги.
При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля.
Нарушения частных функций являются более парциальными, при благоприятных условиях могут компенсироваться.
Помимо нарушении функции головного мозга у ребенка может отмечаться неравномерность развития различных функций и систем.
Следующий параметр нарушений психического развития связан со временем поражения. Поскольку ребенок находится в процессе развития, то одинаковые повреждающие воздействия, но повлиявшие в разное время, оказывают различное влияние. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявления недоразвития психики. При более поздних поражениях характерны повреждения и распад ранее сформированных функций.
Следует учитывать также, что, помимо сенситивных периодов для развития отдельных функций, существуют этапы, значимые для психического развития ребенка в целом. В эти моменты большинство психофизических систем находится в сенситивном состоянии, и общий баланс является неустойчивым.
К основным сенситивным периодам детства относятся возрасты 0–3 года и 11 – 15 лет. В эти периоды особенно велика вероятность проявления психических нарушений.
+ возможна временная утрата интеллектуальных интересов, сформированных ранее навыков, возврат к более примитивным играм и формам проявления эмоций.
Стойкий регресс – это устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции
Явления регресса следует отличать от распада психических функции– грубой их дезорганизации и выпадения
Распад психических функций часто приводит к неравномерной глубокой утрате ранее сформированных навыков. Встречается это состояние при органических поражениях головного мозга.
Одной из задач патопсихологической диагностики является различение явлений распада и регресса психических функции Диагностическими критериями в данном случае являются параметры
1) возрастного соответствия данной функции Ее пи то, что в данный момент наблюдается у ребенка, было свойственно ему в более раннем возрасте – вероятнее регресс. Если сейчас данная функция не осуществляется ни на каком уровне – вероятнее распад,
2) равномерности нарушения регрессу подвергнутся более пли менее равномерно все недавно приобретенные функции, в случае распада– может быть полное разрушение одной-двух, при сохранности всех остальных