Миф предполагает, что среди смятения мы должны сохранять веру—
до тех пор, пока не углядим обе противоположности фазу. Это высвобождает Истину, Правду момента, а с нею и «дар сладкого Сталакума», олицетворяющий зрение, с помощью которого один может видеть другого и чувствовать истину, «найденную за собственными глазами».
Это представление о необходимости выстрадать расчленяющие и наводящие ужас состояния путем сознательного подчинения, а не пытаясь победить их логикой, лежит в корне многих мистериальных религий, в которых основным переживанием является мания. Таким образом, те, кто подчинялись мании культа Кибелы (см. главу десятую) излечивались как от переживаемой ими мании, так и от безумия, привносимого ими в ритуалы.
40 При аперспективной форме сознания человек наделяется способностью концентрировать и дифференцировать части, а также сохранять индивидуальное чувство идентичности, будучи пронизанным полем, тогда как магический уровень сознания ориентируется на архетипи-ческий и не-индивидуальный уровень, в котором идентичность — скорее групповое качество погруженности в культурное поле (см. Gebser, дающего глубокий анализ различных модусов сознания). При магическом уровне нет значимых характерных образов, и ничто, выходящее за пределы уже известного, не разрешено; всего нового следует избегать, поскольку любой опыт возвращается назад к смешению с пре-существующими мифическими структурами. Так, при магическом модусе два человека могут упорядочивать переживание, размышляя об астрологическом сходстве или разнице между ними, а не об уникальном для их взаимодействия в этот момент сознании.
41Булл(Вull,р.26)
42 Розен (Rosen, 2006, рр.33-34)
43 См. главу двенадцатую и идею Левинаса о «высказываемом и выска-
занном».
44 Этот акт воскрешает в памяти фразу «приостановка недоверия», из
начально найденную Сэмюэлом Кольриджем в его исследованиях
воображения.
45 На следующий вечер после этого сексуального опыта Кевину при-
снилось, будто он был со своей первой девушкой. Они гуляли и де-
ржались за руки, и чувство влюбленности окутывало их, и он ска-
зал: «Надеюсь, ты больше не с тем другим мужчиной». Услышав это,
она разозлилась и ушла.
Здесь сама суть его внутреннего состояния, разыгранного в опыте предыдущего вечера. У женщины из его сна «другой любовник». Сновидец хочет, чтобы она отделалась от того, другого, что разозлило ее. Сон показывает внутреннюю констелляцию психики сновидящего, пробужденную к жизни событиями предыдущего вечера. Именно он сам был тем, кому следовало проникнуть в хтоническую энергию, что мы и сделали позже на сессии, и обнаружить странную природу ее сообщения. Однако он отступил, и неявно хотел, чтобы она позаботилась о потенциально опасных силах, которые он чувствовал в ней, способных критиковать и ограничивать его самовыражение.
Сон замечателен тем, как женщина удаляется прочь. Ибо она еще и фигура Анимы, жаждущая, чтобы сновидец перерос свою пассивность, указывающая на внутреннее, автономное стремление психики справиться с комплексом слияния и вырасти из него.
В любом человеке переплетаются миф и личная история. Сны становятся связью с большим, архетипическим фоном, который может породить смысл личных стремлений, осветить личную жизнь и проиллюстрировать актуальные исторические события в метафорической форме.
46 В работе «Аутистические преграды невротических пациентов» (в на-
чале второй части, «Психотический аутизм невротических пациен-
тов», рассматривающей материал сродни комплексу слияния) Фран-
сиз Тастин (Frances Tustin) цитирует статью Сидни Кляйна (Sydney
Klein) 1980 года, в которой тот пишет: «Чем раньше аналитик осоз
нает существование скрытой части пациента, тем меньше опасность
того, что анализ превратится в бесконечный и бессмысленный ин-
теллектуальный диалог... Хотя аналитику приходится пережить
вместе с пациентом огромное количество тревоги, в конечном итоге,
как я чувствую, результат того стоит» (в Tustin, 1986, р.181). Без сом-
нения, таким же был и мой опыт.
47 Из его описания можно подумать, будто не предполагающее никаких
привязанностей к кому бы то ни было, эгоцентричное поведение его
друга было очевидным. Однако это не так; поле комплекса слияния
прячет подобные «очевидные» ощущения.
48 К.Г.Юнг описывает то, что он назвал соматическим бессознательным,
физиологическим бессознательным или тонким телом как пережи-
вания бессознательного, отличные от психического бессознательного.
Отношения с психическим бессознательным дают способность фор-
мулировать опыт концептуально и видеть причинную связь, в отличие
от отношений с соматическим бессознательным, которые дают массу
образов, не подчиненных причинности. Тонкое тело, говорил Юнг.
«...по ту сторону пространства и времени, за пределами нашей спо-
собности к восприятию по определению; тонкое тело это трансценден-
тная концепция, которая не может быть выражена в терминах нашего
языка или наших философских взглядов, потому что они все изложе-
ны в категориях времени и пространства. Так что, подходя к вопросу
о тонком теле, мы можем говорить на примитивном языке, и он какой
угодно, только не научный. Это означает говорить образами. Конечно,
мы можем пользоваться этим языком, но насколько он поддается по-
ниманию — это уже совершенно иной вопрос» (1988, стр.443-444)
На страницах этой книги я использую метафоры для описания промежуточного мира тонкого тела, что поднимает тот же самый вопрос, которым задавался Юнг, а именно — могут ли они быть поняты? Обладают ли образы, такие как «разодранное тонкое тело», «поврежденная душевная кожа» или «сенсорная ткань между нами» коммуникативной ценностью? Другие аналитики использовали специфические образы, такие, как «влажное, засоренное пространство»
(Кокил,цит. по Тастин, 1986, стр.143) между аналитиком и анализируемым для описания переживаний в работе с аутичными пациентами, феноменология которых родственна переживанию поля при комплексе слияния. Такие образы, хотя и очень субъективные, являются именно теми метафорами, которые необходимы, если имеешь дело с опытом соматического бессознательного. Как бы трудно это ни было, но когда мы работаем с комплексом слияния, я считаю, что мы должны выражаться образно, поскольку нарушения контейни-рования как раз и происходит в образной сфере тонкого тела. Образы передаются гораздо лучше, когда они исходят из воплощенного осознаваниясоматического бессознательного.
В частности, одна из работ Юнга о синхронистичности и не-при-чинных процессах формирует структурную базу таких ощущений и их значимости как для аналитика, так и для анализируемого. Синхронистические переживания, которые, на мой взгляд, суть формы аперспек-тивного осознания, являются результатом пересечения соматического бессознательного и присущего ему качества не-причинности с состоянием бытия, подвластным времени (фон Франц, 1974, стр.242). Последнее может происходить тогда, когда аналитик намеренно «осваивает» поле и, возможно, когда он (или она) размышляет о раннем детстве анализируемого и о факторах развития, участвовавших в формировании комплекса слияния, тогда как вневременное, не-причинное (акаузаль-ное) состояние будет задействовано в ощущении пребывания в поле. Две этих формы осознания, одна подвластная времени, а другая — за пределами линейного времени, переживаемые вместе с анализируемым как обоюдное поле, могут соединиться для создания большей вероятности проявления значимого совпадения — образа, наделенного подлинной ценностью для обоих людей.
49 Розен (Rosen, 1995, р.127)
50 Розен (Rosen, 2006, р.ЗЗ)
51Булл(Вull, р.31 ff)
52 см. Приложение А
53 В течение следующего месяца на наших сессиях роль внутренней
зависти в его жизни — инкорпорированной зависти его матери —
проявлялась в серии мощных примеров, следовавших один за дру-
гим. На каждой из сессий он подробно рассказывал, как нечто хоро-
шее в его жизни, например, новая вакансия или начало творческой
работы, тут же мгновенно разрушалось какими-то реальными физи-
ческими происшествиями, в некоторых случаях довольно серьезны-
ми. Кроме того, Кайл смог испытать свой негативный перенос, в ре-
зультате которого что бы я ни говорил на любой конкретной сессии,
разрушалось завистью, что вело к полнейшему «забыванию» сказан-
ного. Сам термин «зависть» многое изменил для Кайла, поскольку
стал контейнером целого ряда ужасных переживаний, появлявших-
ся, как только он начинал владеть собственной силой.
54 Когда я и Кайл испытали поле слияния-дистанцирования через то-
пологию бутыли Кляйна, мы почувствовали союз, по форме очень
мягкий, т.е. среди абсолютной дискретности противоположностей там парадоксальным образом присутствовало и переживание союза, осуществляемое чувственно-подобной тканью тонкого тела. Древние алхимики называли это объединяющее качество поля конъюнкцией (coniunctio). Такие состояния соединения сопровождаются полным беспорядком, который алхимики называют nigredo — «темнее темного», «источником безумия»; это ужасное состояние, от которого «погибли многие», но, тем не менее, оно есть основное условие» без которого любая трансформация не будет стабильной. На тот момент, когда мы с Кайлом пробирались по колеблющимся поверхностям бутыли Кляйна, он находился у меня в анализе уже около четырех лет. После этого несколько раз наступали состояния nigredo, некоторые из них были очень темными и хаотичными, и это было испытанием для нашего анализа и для процесса индивидуа-ции Кайла. В течение последующих двух лет проявилась структура самости, аутентичный центр существа Кайла, и он ощущал его как внутреннюю, таинственную силу, которая могла ориентировать его сознательное поведение неведомым ему дотоле образом.
55 В идеале человек должен, быть способен продолжать чувствовать
свое взрослое состояние и возраст, в то же время в воображении пе-
реживая гораздо более молодое внутреннее состояние. Но до такой
структуры надо еще добраться, и часто она бывает результатом на-
пряженной работы, поскольку обычно сила «молодых» эмоций тянет
взрослую личность к идентификации с ними. (Лидия Салант (Lydia
Salant), из личной беседы).
56 Странное состояние синдрома беспокойных ног [«Синдром беспо-
койных ног — неврологическое заболевание, проявляющееся в из-
быточной двигательной активности, сопровождающейся неприят-
ными ощущениями (парестазиями)». Подробнее см.: Бузунов Р.В.
Синдром беспокойных ног // http: //www/vedson.ru/win/ legturnl.
htm Прим. науч. ред.], помимо связи с недостатком допамина и не-
врологическим дефицитом, может иметь под собой в качестве пси-
хологической основы комплекс слияния. Как таковое физическое
поведение представляет собой «невозможную» дилемму слияния-се-
парации: неспособный отделиться или оставаться связанным с объ-
ектом, человек бесконтрольно бежит на месте.
57 Объектные отношения оказываются инкорпорированными, когда
они проглочены целиком, а не интернализованы при сопровожда-
ющем параллельном рефлексивном процессе, в некоторой степени
позволяющем сознавать сходства и различия с объектом. Инкорпо-
рирование лишено такой рефлексии и в лучшем случае видится как
бессознательное «заглатывание», например, безумия или депрессии
родительской фигуры с целью отрицания существования таких де-
стабилизирующих аффектов. Инкорпорирование может играть важ-
ную роль в генезисе комплекса слияния.