И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног.
Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя,
Пусть никогда его не коснется зло!»
Поэтому первый принцип буддизма гласит: «Не убивай, но сохраняй и оберегай все живое!» По мере распространения буддизма, вместе с ним по миру расходились ошибочные толкования касательно буддизма и вегетарианства.
Ярким примером могут служить обстоятельства смерти Будды. По одной из версий считается, что Будда умер, съев кусок тухлого мяса. Но это не согласуется ни с учением Будды, ни и самой его личностью, ибо он настолько сострадал к животным, что даже не пил молоко, если у коровы был маленький теленок.
Исследования, проведенные в XIX в., открыли, что в оригинале на языке пали в писании употребляется понятие sukara-maddava, которое часто ошибочно переводится как «мясо» или «свинина». Тем не менее «мясо свиньи» на языке пали обозначалось бы словом sukara-mamsa, а слово sukara-maddava, возникающее в связи со смертью Будды, означает «свиное лакомство», или – «свиной каштан» – местная разновидность трюфелей, которые любят свиньи и дети. Не мясо, а ядовитый трюфель (разновидность гриба) стал причиной смерти Будды.
С другой стороны, глупо даже предполагать, что упоминающийся в писании крестьянин, пригласивший Будду в свой дом на обед как почтенного гостя и прекрасно знавший о безграничном сострадании Просветленного, мог приготовить для него мясо – сама мысль об этом была бы тяжким оскорблением для того, кто пригласил себе в дом святого.
В этой связи важно отметить пророческое высказывание самого Будды на этот счет: «Чтобы не внушать ужас живым существам, пусть ученик воздерживается от мясной пищи... Пища мудреца – та, которую едят святые, она не содержит мяса. В будущем некоторые глупцы могут сказать, что я дозволял есть мясо и сам ел его, но... я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и не позволю никогда в будущем – ни в каком виде и ни в каком месте! Мясо запретно для всех, и никому не дано оспорить этот запрет!» (Будда, «Дхаммапада»).
Славяно-арийские Веды
«Не приносите на Алтарь жертвы кровавые, не гневите Богов ваших, ибо мерзко для Них принимать кровь невинную от созданий Божьих. Не питайтесь пищей с кровию, ибо будете яко звери дикие, и болезни многие поселятся в вас. Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, во лесах и садах ваших, обретете вы тогда силы многие, силы светлые, и не настигнут вас хвори болезни, да мучения со страданиями!» (Заповеди Бога Сварога)
«Почитайте память Предков своих жертвоприношениями безкровными – ибо, что пожертвуете вы им, то и возымеют они!» (Заповеди Бога Стрибога)
«В начале Зимы надобно приносить безкровные жертвы древним Богам за полученный урожай, в середине Зимы — за весеннее прорастание, а в середине Весны — за Победу.» (Заповеди Бога Одина)
«И спросил Перуна Один, воин из Рода Х’Арийского: «Скажи нам, почему молвят Волхвы, говоря, что, совершая жертвоприношения безкровные, люди могут достигнуть блаженных Миров Прави, чистейших, непреходящих?..».(Саньтии Веды Перуна)
«Боги Русские не принимают жертвы человеческой, ни животной, только плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, суру-питье, на травах настоянную, и мёд, никогда же живую птицу, ни рыбу. Это варяги и эллины Богам дают жертву иную и страшную – человеческую. И того мы не должны делать, так как мы — Даждьбожьи внуки и не должны ходить по чужим стопам!» (Велесова книга)
Веды в индийской традиции
«Лишь те благородные души, что усердны в медитации и других науках йоги, что оберегают всех животных и заботятся обо всех существах, – лишь они ответственно относятся к духовному совершенствованию» (Атхарва Веда, 19.48.5)
«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий — ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ!» (Яджур Веда, 12.32)
«Человек должен быть любим всеми, даже зверями» (Атхарва Веда, 17.1.4)
«Вот высший долг: не делай никому того, что причинило бы боль тебе» (Махабхарата, 5.1517)
«Учитывая происхождение мясных блюд и жестокость пленения и убийства живых существ, человеку лучше полностью отказаться от поедания животной плоти» (Манусмрити, 5.49)
«Покупающий мясо творит насилие своим богатством; тот, кто ест мясо, творит зло, наслаждаясь его вкусом; мясник творит насилие, связывая животное и убивая его. Тот, кто приносит мясо или посылает за ним, тот, кто расчленяет тело животного, и тот, кто покупает, продает или готовит мясо и ест его,— все они ответственны за грех убийства живых существ» (Махабхарата, Ану, 115:40)
«Человек должен воздерживаться от поедания любого мяса, ибо мясоедение влечет за собой убийства и ведет к кармическому рабству» (Манусмрити)
«Те, кто не знают истинной сути религии и считают себя праведными, хотя на деле они порочны и надменны, убивают животных, не раскаиваясь и не боясь наказания. Позже, в следующих воплощениях, эти грешники будут съедены теми же существами, которых они убивали в этом мире» (Шримад Бхагаватам, 11.5.14)
«Тот, кто желает укрепить собственную плоть, поедая плоть других существ, обречен влачить жалкое существование, в каком бы облике он ни воплотился» (Махабхарата, Ану, 115:47)
«Само имя коровы, агхнья, указывает, что ее нельзя убивать. Как же тогда назвать того, кто способен ее убить? Бесспорно, тот, кто убивает корову или быка, совершает отвратительное злодеяние» (Шанти-парва, 262.47)
«Мясо животных — то же самое, что плоть детей человека, и те безумцы, которые едят мясо, должны быть признаны худшими из всех людей. Только убийца животных не может внять посланию Великой Истины» (Махабхарата)
«Тому, кто вкушает плоти человека, лошади или другого животного и, убивая коров, лишает людей молока, о царь, если такого демона нельзя образумить другими мерами, ты должен, не дрогнув, отрубить ему голову!» (Риг Веда, 10.87.16)
«Избегая убийства живых существ, мы готовим себя к спасению» (Манусмрити», 6.60)
«Если ты чувствуешь неодолимое желание поесть мяса, сделай фигурку животного из очищенного масла или теста и съешь ее. Но никогда не посягай на жизнь живого существа!…» (Манусмрити, 5.37.174)