Скрининговых осмотров детского населения
11. Доврачебный этап скринингового осмотра проводится средним медицинским работником медицинского пункта, фельдшерско-акушерского пункта, доврачебного кабинета отделения (кабинета) профилактики и социально-психологической помощи врачебной амбулатории, сельской, районной, городской поликлиники, средним медицинским работником дошкольного учреждения, организации образования и включает в себя:
1) определение роста и массы тела;
2) измерение объема головы и грудной клетки у детей раннего возраста (до 3 лет);
3) оценка физического и психосоциального развития в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения;
4) измерение артериального давления (у детей 7 лет и старше);
5) проведение плантографии и ее оценка (у детей 5 лет и старше);
6) определение остроты зрения;
7) исследование остроты слуха. У детей 3 лет и старше исследование проводится с помощью шепотной речи на оба уха поочередно, в тихом помещении на расстоянии между средним медицинским работником и ребенком не менее 5 м.
8) оформление первичной медицинской документации по данным осмотра.
12. Педиатрический этап проводится врачом педиатром, подростковым врачом, врачом общей практики, семейным врачом и включает в себя оценку состояния здоровья ребенка, психофизического, полового развития, выявление признаков жестокого обращенияс учетом данных доврачебного обследования. В ходе этапа проводятся:
1) осмотр кожных покровов и волосистой части головы;
2) осмотр видимых слизистых оболочек: конъюнктивы глаз, полости рта, зева. Обращается внимание на состояние зубов, прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид небных миндалин, голосовую функцию (звучность голоса);
3) осмотр и пальпация области щитовидной железы;
4) пальпация периферических лимфоузлов: подчелюстных, паховых, подмышечных;
5) исследование органов кровообращения (осмотр, аускультация сердца), определение частоты, наполнения, ритма пульса. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях (стоя, лежа) и функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой;
6) исследование органов дыхания (аускультация легких);
7) исследование органов пищеварения (пальпация органов брюшной полости, области правого подреберья, печени, эпигастральной области, селезенки, правой и левой подвздошной областей, надлобковой области). Обращается внимание на состояние слизистых, обложенность языка, десен, верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы хронической интоксикации (бледность кожных покровов, орбитальные тени);
8) осмотр половых органов. При осмотре девочек старше 10 лет особое внимание уделяют гинекологическому анамнезу, жалобам, нарушению менструальной функции;
9) оценка нервно-психического развития (далее – НПР) с определением варианта группы развития: 1 - нормальный уровень НПР; 2 - незначительные отклонения в НПР; 3 - выраженные отклонения в НПР.
У детей до 3 лет оценка НПР проводится в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 января 2003 года № 83 «Об утверждении Правил организации скрининга психофизических нарушений у детей раннего возраста» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2159, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов Республики Казахстан, 2003 г., № 12, ст. 820).
В 4-6 лет определяются категории: мышление и речь, моторное развитие, внимание и память, социальные контакты. В 7-8 лет: психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие, эмоционально-вегетативная сфера. В 9-10 лет добавляется оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений.
В 11-17 лет определяются: эмоционально-вегетативная сфера, сомато-вегетативные проявления, вегето-диэнцефальные проявления;
10) оценка полового развития метод пубертограмм. Составляется половая формула: Ма+Р+Ах+Ме, вычисляется «балл полового развития», дается заключение (норма, опережение, отставание);
11) выявление признаков жестокого обращения путем выявления не характерных для данного возраста травм и их последствий, признаков побоев (линейные кровоподтеки после ударов палки или прутом, кровоподтеки в виде петли после ударов ремнем, веревкой, следу связывания, стягивания веревкой или ремнем, следы прижиганий сигаретой, кровоизлияния в сетчатку глаз, субдуральные гематомы). При подозрении на насилие необходимо уведомить органы по защите прав детей и направить на консультацию к психологу;
12) по завершении скринингового осмотра проводится комплексная оценка здоровья, оформляемая в форме заключения о состоянии здоровья ребёнка. Заключение о состоянии здоровья ребёнка включает в себя определение наличия факторов риска; оценку физического, нервно-психического развития, резистентности, определение группы динамического наблюдения. В заключении даются рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических правил, режиму, физическому воспитанию и закаливанию, психолого-педагогическим мероприятиям, по проведению профилактических прививок, по профилактике пограничных состояний и заболеваний.
13. Специализированный этап. Проводится врачами-специалистами с заполнением учетно-отчетной документации:
1) хирург/ортопед у детей раннего возраста обращает внимание на наличие расширения пупочного, паховых колец, грыжевых выпячиваний в области белой линии живота, крипторхизма, выпадения прямой кишки, деформацию конечностей, грудной клетки. У детей дошкольного и школьного возраста определяется наличие деформации позвоночника, нарушений осанки, функций крупных и мелких суставов. Проводится осмотр состояния сводов стоп, оценка плантограммы, оценка походки. У мальчиков определяется опущение яичек;
2) уролог исключает патологию мочеполовой системы;
3)отоларинголог проводит переднюю риноскопию и проверку дыхательной функции носа, заднюю риноскопию, фарингоскопию, пальпацию шейных лимфоузлов (подчелюстных, передних и задних шейных, заушных), отоскопию, исследование слуха;
4) невролог проводитобщий осмотр (определение наличия дермографических черт, сосудистого рисунка и др.), исследование состояния черепно-мозговых нервов, двигательных функций; сухожильных, периостальных, кожных рефлексов; оценку вегетативной регуляции;
5) стоматолог проводит комплексное обследование ребенка с оценкой состояния прикуса, пародонта, индексов гигиены, РМА, КПУ, степени активности кариеса, плана диспансеризации, реабилитации и профилактики
6) офтальмолог проводит определение остроты зрения, внешний осмотр органа зрения; осмотр с боковым освещением и в проходящем свете, офтальмоскопию;
7) эндокринолог проводитосмотр для исключения гинекомастии, задержки или преждевременного полового развития, задержки роста, ожирения, увеличения щитовидной железы, сахарного диабета, крипторхизма;
8) педагог-психолог дает рекомендации по режиму адаптации в дошкольном учреждении, в различные возрастные периоды оцениваетфункциональную готовность, адаптацию к обучению в школе, при переходе к предметному обучению, профессиональной ориентации.
Приложение к
Алгоритмам этапности проведения
скрининговых осмотров целевых групп населения