Кинетозы, перегрузки. Этиология и патогенез

Ускорение — векторная величина, харак­теризующая быстроту изменений скорости движения или направления движения. Ве­личина ускорения выражается в метрах в секунду в квадрате (м/с2). При движении с ускорением в противоположном направлении действует сила инерции. Для ее обозна­чения применяется термин «перегрузка». Величины перегрузок, как и величины ус­корений, выражаются также в относительных единицах, обозначающих, во сколько раз при данном ускорении возрастает вес тела по сравнению с весом в условиях обычной земной гравитации (в условиях статичес­кого покоя или равномерного прямолиней­ного движения). Величины ускорений и пере­грузок обозначают буквой С — начальная буква слова «гравитация» (притяжение, тя­готение). Величина земной гравитации при­нимается за относительную единицу. При свободном падении тела в безвоздушном про­странстве она вызывает ускорение 9,8 м/с2. При этом в условиях земного притяжения сила, с которой тело давит на опору и испытывает противодействие со стороны ее, обозначается как вес. В авиационной и космической медици­не перегрузки различают по ряду показа­телей, в том числе по величине и длитель­ности (длительные — более 1 с, ударные — менее 1 с), скорости и характеру нараста­ния (равномерные, пикообразные и т. д.). По соотношению вектора перегрузки к про­дольной оси тела человека различают про­дольные положительные (в направлении от головы к ногам), продольные отрицатель­ные (от ног к голове), поперечные поло­жительные (грудь—спина), поперечные отри­цательные (спина— грудь), боковые положи­тельные (справа налево) и боковые отрица­тельные (слева направо). Значительные по величине перегрузки обусловливают перераспределение массы крови в сосудистом русле, нарушение отто­ка лимфы, смещение органов и мягких тканей, что в первую очередь отражается на кровообращении, дыхании, состоянии центральной нервной системы. Переме­щение значительной массы крови сопро­вождается пеполненим юсудрв одних ре­гионов организма и обескровливанием» ДРТ" гих. Соответственно изменяются возврат кро­ви к сердцу и величина сердечного выброса, реализуются рефлексы с барорецепторных зон, принимающих участие в регуляции работы сердца и тонуса сосудов. Здоровый человек наиболее легко переносит... попереч­ные положительные перегрузки (в направ­лении грудь-1—спина). Большинство здоровых лиц свободно переносят в течение одной ми­нуты равномерные перегрузки в этом на­правлении величиной до. 6—8 единиц. При кратковременных пиковых перегрузках их переносимость значительно возрастает.

При поперечных перегрузках, превы­шающих Ъредел индивидуальной пере­носимости, нарушается функция внешнего дыхания, изменяется кровообращение в со­судах легких, резко учащаются сокращения сердца. При возрастании величины попереч­ных перегрузок возможно механическое сжа-_тие отдельных участков легких, нарушение кровообращения в малом круге" снижение • "рксигенации крови. При этом в связи с уг­лублением гипоксии учащение сокращений сердца сменяется замедлением.

Более тяжело по сравнению с попереч­ными переносятся продольное перегрузки. При положительных продольных перегруз­ках (в направлении от головы к ногам) затрудняется рзврат крови к сердцу, умень­шается кровенаполнение полостей сер,ща~и, соответственно" сердечный выброс! снижает­ся кровенаполнение сосудов краниальных от­делов тела и головного мозга. На сниже­ние артериального давления в сонных ар­териях реагирует рецепторный аппарат си-нокаротидныхзон. В результате возникает тахикардия, в ряде случаев появляются нарушения ритма сердца. При превышении предела индивидуальной устойчивости на­блюдаются выраженные аритмии сердца, на­рушения зрения в виде пелены, нарушения дыхания, появляются боли б этгигастральной области. Переносимость продольных поло­жительных перегрузок в большинстве случа­ев находится в пределах 4—5 единиц. Одна­ко уже при перегрузке 3 единицы в неко­торых случаях возникают выраженные арит­мии сердца.

Еще брдее тяжело переносятся продоль­ные отрицательные перегрузки (в направ­лении таз — голова). В этих случаях про­исходит переполнение кррвырсрсудов голо-вы._ Повышение артериального давления в области рефлексогенных зон сонных ар­терий вызывает рефлекторное замедление сокращений сердца. При" этом виде Пере­грузок аритмии сердца в некоторых случаях отмечены уже при ускорениях величиной %_елиницы., а продолжительная асистолия — при ускорении величиной 3 единицы. При превышении пределов индивидуальной устрйчивости возникают головная боль, рас­стройства зрения в виде пелены перед гла­зами, аритмии сердца, нарушается дыхание, возникает предобморочное состояние, а затем происходит потеря сознания.

Переносимость перегрузок зависит от мно-щх условий, включая величину, направ­ление и длительность ускорений, характер его нарастания, положение тела человека и его фиксацию, тренированность, индиви­дуальную реактивность и т. д. Условия по-детов современных космических кораблей, оптимальное положение космонавта по отно­шению к вектору ускорений позволяют из­бегать неблагоприятных влияний переГру-ч|ок, однако их воздействие возрастает в |а|арййных ситуациях и при так называемых внештатных условиях посадки.

Наши рекомендации