Кинетозы, перегрузки. Этиология и патогенез
Ускорение — векторная величина, характеризующая быстроту изменений скорости движения или направления движения. Величина ускорения выражается в метрах в секунду в квадрате (м/с2). При движении с ускорением в противоположном направлении действует сила инерции. Для ее обозначения применяется термин «перегрузка». Величины перегрузок, как и величины ускорений, выражаются также в относительных единицах, обозначающих, во сколько раз при данном ускорении возрастает вес тела по сравнению с весом в условиях обычной земной гравитации (в условиях статического покоя или равномерного прямолинейного движения). Величины ускорений и перегрузок обозначают буквой С — начальная буква слова «гравитация» (притяжение, тяготение). Величина земной гравитации принимается за относительную единицу. При свободном падении тела в безвоздушном пространстве она вызывает ускорение 9,8 м/с2. При этом в условиях земного притяжения сила, с которой тело давит на опору и испытывает противодействие со стороны ее, обозначается как вес. В авиационной и космической медицине перегрузки различают по ряду показателей, в том числе по величине и длительности (длительные — более 1 с, ударные — менее 1 с), скорости и характеру нарастания (равномерные, пикообразные и т. д.). По соотношению вектора перегрузки к продольной оси тела человека различают продольные положительные (в направлении от головы к ногам), продольные отрицательные (от ног к голове), поперечные положительные (грудь—спина), поперечные отрицательные (спина— грудь), боковые положительные (справа налево) и боковые отрицательные (слева направо). Значительные по величине перегрузки обусловливают перераспределение массы крови в сосудистом русле, нарушение оттока лимфы, смещение органов и мягких тканей, что в первую очередь отражается на кровообращении, дыхании, состоянии центральной нервной системы. Перемещение значительной массы крови сопровождается пеполненим юсудрв одних регионов организма и обескровливанием» ДРТ" гих. Соответственно изменяются возврат крови к сердцу и величина сердечного выброса, реализуются рефлексы с барорецепторных зон, принимающих участие в регуляции работы сердца и тонуса сосудов. Здоровый человек наиболее легко переносит... поперечные положительные перегрузки (в направлении грудь-1—спина). Большинство здоровых лиц свободно переносят в течение одной минуты равномерные перегрузки в этом направлении величиной до. 6—8 единиц. При кратковременных пиковых перегрузках их переносимость значительно возрастает.
При поперечных перегрузках, превышающих Ъредел индивидуальной переносимости, нарушается функция внешнего дыхания, изменяется кровообращение в сосудах легких, резко учащаются сокращения сердца. При возрастании величины поперечных перегрузок возможно механическое сжа-_тие отдельных участков легких, нарушение кровообращения в малом круге" снижение • "рксигенации крови. При этом в связи с углублением гипоксии учащение сокращений сердца сменяется замедлением.
Более тяжело по сравнению с поперечными переносятся продольное перегрузки. При положительных продольных перегрузках (в направлении от головы к ногам) затрудняется рзврат крови к сердцу, уменьшается кровенаполнение полостей сер,ща~и, соответственно" сердечный выброс! снижается кровенаполнение сосудов краниальных отделов тела и головного мозга. На снижение артериального давления в сонных артериях реагирует рецепторный аппарат си-нокаротидныхзон. В результате возникает тахикардия, в ряде случаев появляются нарушения ритма сердца. При превышении предела индивидуальной устойчивости наблюдаются выраженные аритмии сердца, нарушения зрения в виде пелены, нарушения дыхания, появляются боли б этгигастральной области. Переносимость продольных положительных перегрузок в большинстве случаев находится в пределах 4—5 единиц. Однако уже при перегрузке 3 единицы в некоторых случаях возникают выраженные аритмии сердца.
Еще брдее тяжело переносятся продольные отрицательные перегрузки (в направлении таз — голова). В этих случаях происходит переполнение кррвырсрсудов голо-вы._ Повышение артериального давления в области рефлексогенных зон сонных артерий вызывает рефлекторное замедление сокращений сердца. При" этом виде Перегрузок аритмии сердца в некоторых случаях отмечены уже при ускорениях величиной %_елиницы., а продолжительная асистолия — при ускорении величиной 3 единицы. При превышении пределов индивидуальной устрйчивости возникают головная боль, расстройства зрения в виде пелены перед глазами, аритмии сердца, нарушается дыхание, возникает предобморочное состояние, а затем происходит потеря сознания.
Переносимость перегрузок зависит от мно-щх условий, включая величину, направление и длительность ускорений, характер его нарастания, положение тела человека и его фиксацию, тренированность, индивидуальную реактивность и т. д. Условия по-детов современных космических кораблей, оптимальное положение космонавта по отношению к вектору ускорений позволяют избегать неблагоприятных влияний переГру-ч|ок, однако их воздействие возрастает в |а|арййных ситуациях и при так называемых внештатных условиях посадки.