Роль отряда дружины юных спасателей «На страже безопасности агенты 01» в формировании основ противопожарной безопасности у учащихся школы

Программа обучения учащихся начальной школы правилам пожарной безопасности.

Тема 1. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.

Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям.

Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.

Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе.

Человек сильнее огня.

Демонстрация видеофильмов.

Тема 2. С огнем не шути.

Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.

Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.

Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.

Тема 3. Единая служба спасения 112

Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных.

Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон01, или ЕДДС 112

Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.

Экскурсии в пожарную часть.

Тема 4. Чтобы ёлка принесла только радость.

Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.

Тема 5. Творчество на противопожарную тематику.

Для закрепления приобретённых на предыдущих занятиях знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала детям предлагается выполнить творческую работу на противопожарную тему.

Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее. Работы должны иметь противопожарную направленность.

Занятия проводятся в виде конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию и быть выставлены в школьном музее для показа.

Тема 6. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.

Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.

Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах.

Тема 7. Дым над лесом.

Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.

Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.

Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.

Лесные пожары в Русском заказнике: запрет на разведение кострищ в Русском заказнике.

Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место разведения кострищ.

Тема 8. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации.

Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара.

Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.

Тематический учебный план проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися начальной школы

№ п/п Тема занятий Кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практики Кол-во часов экскурсий
Тайны огня. Огонь- друг, огонь - враг.  
С огнем не шути  
Служба “01” «112»  
Чтобы ёлка принесла только радость  
Творчество на противопожарную тематику  
Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге  
Дым над лесом  
Главное- самообладание. Практические занятия по эвакуации  
  Итого

Программа обучения учащихся основной школы правилам пожарной безопасности.

Тема 3. Сигарета - яд и пожар.

Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

Программа обучение учащихся средней школы правилам пожарной безопасности.

Тема 5. Знаки пожарной безопасности. План эвакуации.

Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему.

Глава 1. Понятие почвы.

Почвой называют верхний, темный, рыхлый слой земли. В ее образовании участвуют растения, животные, лишайники и микроорганизмы. Она не может появиться без живых существ. В почве находится кислород, который необходим для жизни многих микроорганизмов. В ней накапливаются питательные вещества и вода. (1.Ковда В. А. Основы учения о почвах. — М.: Наука, 1983.)

Проблемы лесов

К сожалению, у лесов нашей страны много проблем, которые возникают по вине человека: вырубка, загрязнение, истребление растений и животных, пожары. Лесные ресурсы в России пока используются очень нерационально. Половина срубленного леса идёт в отходы, теряется при заготовке и переработке. За счёт же более полного использования древесины можно почти вдвое уменьшить площади вырубаемого леса. К полному уничтожению леса приводят лесные пожары, которые в России достигают огромных размеров.

Можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад. Ежегодно их происходит около 300 тысяч. Пожарами наносится значительный экономический ущерб, который часто становится катастрофическим (пожары на нефтяных месторождениях, химических предприятиях, атомных электростанциях и др.)

Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь Японии в 3,5 раза, Великобритании - в 4,5 раза, США - в 3 раза.

Леса Ставропольского края.

Ставропольский край находится в степи. Во все времена зона отличалась бедностью леса. Приурочены они к влажным понижениям и западинам. Здесь преобладают дубовые злаковые с ивовым подлеском и березняки осоковые, тоже с ивовым подлеском неосмотрительная вырубка привела к тому, что березовые колки исчезают. Лесистость равна 3,4 %. (5. Учебное пособие «Физическая география Ставропольского края» 2002 г)

На основании распоряжения СМ СССР от 11.10.1949 г. все леса Ставропольского края отнесены к 1 группе.

В связи с многообразным целевым назначением леса лесхоза разделены на следующие категории защитности:

- защитные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб (70 га, 0,9 %);

- защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог федерального и областного значения (47га, 0,6%);

- защитные полосы лесов вдоль ж/д дорог (42га, 0,5%);

- леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий (495га, 6,2 %);

- степные колки (7290,0 га, 91,8 %);

- всего по лесхозу 7944,0 га, 100%.

Роль отряда дружины юных спасателей «На страже безопасности агенты 01» в формировании основ противопожарной безопасности у учащихся школы - student2.ru

В лесничестве преобладают дубовые (70,4%) и осиновые (3,9%) насаждения. Хвойные насаждения представлены в основном лесными культурами, занимающими 18% лесопокрытой площади, в том числе 17,7% сосна. В основном это молодняки, средневозрастные и приспевающие насаждения.

Роль отряда дружины юных спасателей «На страже безопасности агенты 01» в формировании основ противопожарной безопасности у учащихся школы - student2.ru

В лесхозе встречаются насаждения от Iа – IV классов бонитета. В лесхозе преобладают насаждения с полнотой 0,6 - 0,7, занимающие 60,3 % площади лесопокрытых земель, высокополнотные (0,8-1,0) насаждения занимают 35,7% низкополнотные (0,3-0,5) - 4,0%. Распределение насаждений по типам леса как в целом по лесничеству, так и в пределах преобладающих пород неравномерное. Наиболее распространенными типами леса являются: разнотравный (43,7%), злаковый (30,3 %). Костяничниковый и осоковый тип леса занимает 13,3% и 7,4% площади лесопокрытых земель. Производительность насаждений разнотравной и злаковой групп типов леса составляет 135 ц/га. (5. Учебное пособие «Физическая география Ставропольского края» 2002 г)

Роль отряда дружины юных спасателей «На страже безопасности агенты 01» в формировании основ противопожарной безопасности у учащихся школы

Крюкова Ксения, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» Шпаковского муниципального района Ставропольского края, 8 В класс

Руководитель:

Ипатова Надежда Семеновна,

заместитель директора по УВР,

учитель высшей категории

с.Верхнерусское, 2017 г.

Вводная часть.

Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил противопожарной безопасности или халатности.

Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Обучение проводиться во внеурочное время. Форма проведения занятий - беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями.

При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку.

Характеристика участников образовательного процесса.

В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД-ОВД, юристов.

В МБОУ СОШ № 19 создана Дружина юных пожарных «На страже безопасности агенты 01», которая осуществляют свою деятельность в соответствии со ст. 25 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 4.2. Устава Всероссийского добровольного пожарного общества, а также Положением о ДЮП.

Учащиеся 4-11 классов объединяются в группы по 10 человек в каждой группе на основе добровольного объединения в Дружину Юных Пожарных (ДЮП) «На страже безопасности агенты 01»:

1-я группа - учащиеся 4 классов,

2-я группа - учащиеся 5-8 классов,

3-я группа - учащиеся 9-11 классов.

Цель и задачи программы.

1.1. Цель - совершенствование системы обучения детей мерам противопожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре; привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.

Основные задачи:

1.Обучение правилам пожарной безопасности.

2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара.

3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

4.Улучшения правовой подготовки.

5.Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Профилактическая работа по привитию воспитанникам навыков противопожарной безопасности проводилась с целью: сохранение жизни и здоровья детей, повышение уровня знаний воспитанников по пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди воспитанников и населения в с.Верхнерусском. Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят основные задачи:

Обучающие:

1. Обучение основам пожарной безопасности.

2. Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.

3. Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.

4. Ознакомление с особенностями применения специальных средств пожаротушения.

Развивающие:

1. Развитие организаторских способностей детей в процессе профилактической работы по противопожарной безопасности.

2. Развитие способности предвидеть и избегать возможности возникновения пожара.

3. Развитие памяти, внимания и творческих способностей.

Воспитывающие:

1. Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.

2. Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

3. Воспитание толерантных отношений.

4. Осуществление профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

Целенаправленная и систематически проводимая работа способствовала разностороннему развитию личности воспитанников, вовлечение ребят в социально значимую деятельность.

Наши рекомендации