Тема 8. Химические зависимости, воздействие на здоровье и их профилактика.
Общие теоретические положения.Воздействие различных факторов окружающей среды, как физических, психологических, так и социальных, может вызвать формирование у человека разнообразных привычек. У каждого человека есть свой набор тех или иных привычек. Привычка– это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью. Привычки можно разделить на полезные, бесполезные и вредные. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера. Наиболее опасными для здоровья человека являются вредные привычки. Вредными привычками называются привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать свою генетическую программу и себя как личность, как представителя данного общества.
Особую группу вредных привычек представляют: употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсических веществ, которые вызывают у человека развитие пагубного пристрастия или химической зависимости. Специалистами определены и сформулированы многочисленные причины, вызывающие развитие химических зависимостей:
- проявление скрытого эмоционального расстройства, стремление получить мимолетное удовольствие независимо от последствий и ответственности;
- преступное или асоциальное поведение, когда имеет место погоня за удовольствием вопреки общественным традициям и законам;
- химическая зависимость как попытка самолечения;
- злоупотребление фарма-препаратами с целью «популярности» в определенной социальной группировке;
- при серьезных заболеваниях, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотика»;
- как социальный протест, вызов обществу;
- как результат обусловленных рефлексов, приобретаемых формой поведения в определенных слоях общества;
- как результат злоупотребления алкогольными напитками, никотином на различных социально-культурных мероприятиях (дискотеки, презентации, гала-концерты и т.д.).
Факторы, способствующие или препятствующие развитию химической зависимости, можно разделить на социальные, психологические и биологические.
К социальным факторамотносятся: доступность вещества, «мода» на него, степень грозящей ответственности и влияние окружения.
К психологическим факторам можно отнести: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и переживаний, отсутствие социальных интересов, страх причинить себе реальный вред самому себе, стремление к самоутверждению.
Среди биологических факторов выделяют: степень толерантности к действию вредных веществ, отягощенная алкоголизмом и наркоманией наследственность, органические поражения мозга, хронические заболевания печени с нарушением её детоксикационной функции и др.
Среди химических зависимостей выделяют следующие виды:
- никотиновая зависимость;
- алкогольная зависимость;
- наркотическая зависимость;
- лекарственная зависимость:
- зависимость от токсических бытовых веществ (токсикомания).
Задание 1. Подготовиться к семинарскому занятию по теме «Химические зависимости, виды и влияние на здоровье. Социальные последствия и профилактика».
Вопросы к семинарскому занятию:
- Никотиновая зависимость, влияние на здоровье, её социальные последствия;
- Алкогольная зависимость, влияние на здоровье, её социальные последствия;
- Наркотическая зависимость, влияние на здоровье, её социальные последствия;
- Принципы и методы профилактики химических зависимостей.
Задание 2. Оценить уровень биологического возраста у двух человек, один из которых не имеет никотиновой зависимости, а второй является курящим человеком, имеющих одинаковый паспортный возраст и не занимающихся регулярно физической культурой.
Оборудование: ростомер, весы, прибор для измерения артериального давления, секундомер, динамометр, калькулятор.
Ход работы: Определить биологический возраст у двух испытуемых, один из которых имеет никотиновой зависимости, а другой не имеет, с помощью следующих тестов.
Тест 1. Весоростовой показатель – разница между ростом и весом. Например, рост – 146 см, вес – 52 кг. Разница – 94, что соответствует биологическому возрасту 55 лет.
Тест 2 и 3. Необходимо 20 раз присесть за 30 с. Пульс подсчитывается сразу после приседаний в течение 30 с и спустя 1 мин после приседаний.
Тест 4 и 5. Измерить свое давление: верхнее – систолическое, нижнее – диастолическое.
Тест 6. Испытывается устойчивость к кислородному голоданию с помощью пробы Генче. Эта проба обязательна при отборе в космонавты. После быстрого вдоха задержать дыхание, определить время задержки дыхания.
Тест 7. Определить с помощью динамометра силу мышц правой кисти (у правшей) или левой (у левшей).
Тест 8. Определить количество отжиманий от пола.
Тест 9. Проверка на гибкость. Встаньте на скамеечку или ступеньку. Поверхность скамеечки или ступеньки будет служить нулевым уровнем. Стоя на прямых ногах, наклоните туловище вперед и как можно ниже опуская кончики пальцев рук. Задержитесь в этом положении на 3 с. для фиксации результата. Измеряется на сколько сантиметров ниже (со знаком минус) или выше (со знаком плюс) от поверхности скамеечки или ступеньки находится кончики пальцев рук.
Тест 10. Оценивается состояние нервной системы с помощью пробы Бондаревского. Стоя на левой ноге, правую пятку ставим на колено левой ноги, руки на поясе, глаза закрыты. Удерживаем эту позу, не опуская ноги и не сходя с места. Если нога опустилась или произошло перемещение с места, проба прекращается. Отмечается время удержания позы.
Результаты тестов заносятся в таблицу.
Номер теста | Результат | Биологический возраст |
Средний биологический возраст : |
С помощью нормативов, представленных в приложении 16, определить биологический возраст по каждому тесту и вычислить средний показатель
биологического возраста по всем тестам. Сравнить биологический возраст у двух испытуемых. Сделать вывод.
Литература:
1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ. – 2001 г.
2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия. – 2001г.
3. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002.
3. Малафеева С.Н., Сапельцева И.В. Школьная гигиена и здоровье школьников: Метод. рекомендации для студ. – Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – 2002 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2001 г.
2. Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь: Учебник. – М.: Медицина, 2000 г.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.:Флинта: Наука, 2005 г.
4. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002 г.
5. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.:Флинта: Наука, 2007 г.
6.
7. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2001г.
8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – 2-ое издание. – С.-Петербург, 2004 г.
9. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000 г.
10. Рыбаков В.П. Биоритмы на службе здоровья. – М.: Советский спорт, 2001.
11. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г.
Приложения
Приложение 1.