Правила использования метода холдинга
1.Холдинг должен проводиться ежедневно, по крайней мере в течение первых двух месяцев.
2.Необходимо участие в холдинге двоих взрослых не только с тем, чтобы распределить нагрузку во время сеансов, но также затем, чтобы гарантировать отсутствие перерыва в случае болезни или отъезда одного из родителей.
3.Первые 3—4 сеанса холдинга необходимо проводить в присутствии психолога.
4.Необходимо добиваться полного расслабления ребенка, по крайней мере на 3—4-м сеансе.
Существует опасность превращения ситуации холдинга в стереотип. В своей классической форме холдинг очень скоро изживает себя, так как сопротивление ребенка от сеанса к сеансу уменьшается. На смену борьбы должны приходить самые разные способы взаимодействия: совместная игра, пение, чтение ребенку стихов и сказок. Когда сопротивление ребенка пропадает, мать сталкивается с новой, не менее сложной задачей: удерживать ребенка возле себя как можно дольше, внося все больше разнообразия в свой эмоциональный контакт с ним.
О.С. Никольская использовала холдинг в работе с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Сеанс длился в среднем 1 ч (от получаса до 1 ч 30 мин). Ребенок не сразу оказывал активное сопротивление, оно нарастало в течение получаса. К третьему сеансу сопротивление усиливалось, обычно в третий раз ребенок сопротивлялся сразу же и очень сильно. Это сопротивление редуцируется по силе, по времени или совсем исчезает за 6—8 сеансов.
Длительность сопротивления зависела в основном от того, насколько мать была изобретательна в попытках успокоить своего ребенка. При этом наиболее эффективным оказалось объяснение ситуации холдинга, когда мать говорила ребенку, почему она держит его так крепко и не отпускает. Казалось, что понимание происходящего (когда мать объясняла ребенку, что крепко держит его потому, что крепко любит и очень по нему соскучилась) давало ребенку полное расслабление и успокоение. Несколько менее эффективными были попытки матери убаюкать ребенка, переключить его внимание.
Сопротивление ребенка никогда не было непрерывным, периоды сопротивления чередовались паузами, во время которых ребенок внимательно слушал то, что говорила мать, и во время сопротивления все дети активно пользовались речью на том уровне, на каком она была им доступна, при этом они демонстрировали максимум своих возможностей в этом плане.
Дети, речь которых полностью исчерпывалась аффективными восклицаниями, не связанными с ситуацией, начинали строить развернутые предложения, нередко используя первое лицо, пытаясь выяснить, что происходит, и придумывали различные предлоги для того, чтобы вырваться из материнских объятий.
Сопротивление исчезало быстрее, если в холдинге участвовали двое взрослых: мать и отец или мать и бабушка. С исчезновением сопротивления ребенок начинал смотреть в глаза матери, на ее рот, если она говорила или пела, иногда ощупывал ее лицо, повторял за ней отдельные слоги или слова, отвечал на ее вопросы. В итоге холдинга ребенок оказывался полностью расслабленным, прижимался к матери всем телом, обнимал ее.
Во всех случаях после сеанса холдинга отмечалось его эмоциональное и тонизирующее воздействие. Несмотря на то что через час холдинга ребенок был на руках у матери совершенно расслабленным, даже сонливым, он затем охотно включался во взаимодействие с матерью и другими взрослыми и в течение 1—2 ч после холдинга мог развивать нестереотипную активность.
В первые 10—15 мин после процедуры холдинга отмечается появление прямого спокойного взгляда ребенка. Он с интересом разглядывает всех присутствующих, подходит, заглядывает в глаза. Отмечается отсутствие двигательных стереотипии. Отчетливо выражен поиск контакта. Если взрослые не общаются с ним, ребенок активно старается привлечь их внимание. После холдинга (играя или читая) ребенок способен к подражанию. Он принимает элементы сюжета в игре, не стремится уйти в рамки обычного стереотипа, проявляет большую речевую активность.
Холдинг никогда не оказывал психотравмирующего действия, не ухудшал эмоционального состояния ребенка, не приводил к срыву, регрессу поведения. Как сразу после холдинга, так и в течение всего дня ребенок был спокойным, ласковым, менее аутичным, чем обычно.
Длился он в течение полугода. У всех детей, участвовавших в холдинге, появились изменения в поведении, в психическом состоянии. Они стали охотнее контактировать не только с матерью, но и с другими людьми. Появился поиск тактильного контакта: ребенок стремился на руки к матери и вне ситуации холдинга.
Дети стали больше реагировать на окружающее в целом, больше стали проявлять интереса к реальности. Улучшилось эмоциональное состояние детей, поднялся общий фон настроения, стало меньше тревоги, больше радости. Ребенок, который раньше всегда просыпался в плохом настроении, теперь вставал спокойным и веселым. Существенно уменьшились страхи, сгладились агрессивные проявления.
Все дети, в отношении которых применялся холдинг, стали активнее пользоваться речью. У всех появился (а у кого был — усилился) интерес к другим детям. Играя во дворе, ребенок теперь стремился быть рядом с другими детьми, подражал им в играх, хотя вступать с ними в контакт не был способен.