Этапы процедуры систематической десенсибилизации
1-й этап — овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации.
2-й этап — конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность и страх.
3-й этап. Этап собственно десенсибилизации — соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией.
1-й этап. Этот этап является подготовительным. Основной его задачей является обучение клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключительных случаях — гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.
2-й этап. Задача — конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы клиент должен составить список: от самых легких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е она не должна быть воображаемой).
Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы — стимулы, вызывающие тревожность, различают: пространственно-временные и тематические иерархии.
В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях. То есть при конструировании иерархии пространствен но-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.
В тематической иерархии стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению для того, чтобы сконструировать последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживаний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению умения клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.
Например, у клиента выявляется страх высоты — гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом— вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуальные для клиента детали.
В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:
1.Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.
2.Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.
3.Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.
4.Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.
5.Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.
6.Вы принимаете душ утром перед поездкой.
7.Вы в такси по пути в аэропорт.
8.Вы проходите регистрацию в аэропорту.
9.Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.
10.Вы стоите в очереди перед трапом самолета.
11.Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.
12.Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»
13.Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбегаться по дорожке.
14.Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собирается взлететь.
15.Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли-.
3 - й этап — это собственно десенсибилизация. Перед началом десенсибилизационной работы обсуждается методика обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее — поднятием пальца левой руки. Затем организуется последовательное предъявление клиенту (находящемуся в состоянии релаксации) стимулов из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и пocтепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.
При работе со взрослыми клиентами стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. Представление ситуации осуществляется согласно составленному списку. Клиент воображает ситуацию 5—7 с Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает, то переходят к следующей, более трудной ситуации.
При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерархической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из лаборатории в реальную действительность.
В течение одного занятия отрабатывается 3—4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего проводится 4—5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более.
Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с детьми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ранее страх.
Методика эмотивного воображения включает четыре стадии:
1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д. При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем реального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуаций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффективен, может применяться для клиентов с плохой способностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, научился переносить возрастающее ограничение до такой степени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на молнию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельствами в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от характера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.
Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности.
На втором этапе психолог сопровождает клиента, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусовливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.
Вариантом этой методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме побуждения психологом клиента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование— выполнение другим клиентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку.
Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.
Она состоит из двух этапов.
На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодействия.
На 2-м этапесоздается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда клиента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.
В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ребенка плавать, бросаю в воду в самом глубоком месте. Благодаря прямому столкновению с пугающим объектом клиент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу.
ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ
Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угасания, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъявление условного стимула без подкрепления ведет к исчезновению безусловной реакции. Эта группа методов называется иммерсионными. Если в методике систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в иммерсионных методиках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение сситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это столкновение, тем в большей степени процедуру можно назвать иммерсионной.
В практической работе отнесение той или иной процедуры к иммерсионной или десенсибилизирующей во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находится метод систематической десенсибилизации, на другом— иммерсионные методы. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие: 1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх; 2) возникновение интенсивного или слабого страха; 3) длительность или кратковременность столкновения со стимулом, вызывающим страх. К иммерсионным методам относят: метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.
Метод наводнения
Метод наводнения заключается в том, что клиента побуждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время иубедиться в том, что возможные негативные последствия (например, смерть от сердечного приступа у клиента скардиофобией или отсутствие обморока у клиента с агорафобией) отсутствуют. Для достижения желаемого результата клиент должен находиться в этой реальной ситуации как можно дольше, чаще и испытывать как можно более сильный страх.
Методика эффективна при соблюдении ряда условий.
1. Высокая активность самого клиента.
Клиент должен являться активным участником коррекционного процесса. Для этого необходимо, чтобы перед началом работы он получил от психолога информацию о механизмах действия метода, причинах страха и т.д. Заранее обсуждаются конкретные задачи (для разрешения которых используется метод), интенсивность конфронтации со стимулом, вызывающим страх, преимущества быстрой или постепенной конфронтации.