Методы поведенческой коррекции

Показания для применения метода систематической десенсибилизации

1. У клиента отмечаются монофобии, которые не мо­гут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за слож­ности или невозможности найти реальный стимул, напри­мер страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случаях множественных фобий десенсибилизация осу­ществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Методика десенсибилизации с большим успехом применя­ется при лечении таких состояний, как фобия животных, страх воды, школьная фобия, страх еды.

2.Повышенная тревожность, возникающая в ситуаци­ях, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности клиента, характе­ризуется достаточной продолжительностью или интенсив­ностью настолько, что доставляет клиенту тяжелые аффек­тивные переживания и субъективные страдания.

3.Реакции повышенной тревожности приобретают спе­цифичность, вызывая психофизиологические и психосома­тические расстройства: мигрени, головную боль, бессонни­цу, желудочно-кишечные расстройства и т.д.

4. Высокая интенсивность тревожности и страхи при­водят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения. Примером может служить неспособность ученика, прекрас­но знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или провал на утреннике в детском саду малыша,
выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекла­мировать в нужный момент.

Ситуативные срывы в поведении ребенка в более тяжелых случаях могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Поэтому еще до начала исполь­зования метода систематической десенсибилизации необходи­мо снять или уменьшить воздействие стрессора и дать ребенку отдых, оградив его от повторения проблемных ситуаций.

5.Сильное желаниеклиента избежать тяжелых аффектив­ных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты. Например, уче­ник прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и конт­рольных работ при объективно-высокой степени усвоения учебного материала. Или, например, в тех ситуациях, когда ребенок постоянно говорит неправду, даже отвечая на вопрос о его вполне безупречных поступках, потому что испы­тывает страх и тревожность потерять расположение родите­лей. Здесь ребенок уже начинает испытывать страх перед си­туацией возможного возникновения страха. Длительное
сохранение такого состояния может привести к депрессии.

6.Реакция избегания замещается дезадаптивными форма­ми поведения. Так, при возникновении страха и тревожнос­ти ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подро­стковом возрасте могут наблюдаться обращения подростков к алкоголю, наркотикам, токсикомании, к побегам из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливо-эксцентричного поведения, направленного на то, чтобы стать центром вни­мания и получить необходимую социальную поддержку.

ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ

Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угаса­ния, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъяв­ление условного стимула без подкрепления ведет к исчез­новению безусловной реакции. Эта группа методов называ­ется иммерсионными. Если в методике систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в иммерсионных методи­ках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкнове­ние сситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это стол­кновение, тем в большей степени процедуру можно назвать иммерсионной.

В практической работе отнесение той или иной процеду­ры к иммерсионной или десенсибилизирующей во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находится метод систематической десенсибилиза­ции, на другом— иммерсионные методы. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие: 1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх; 2) возникновение интенсивного или слабого страха; 3) длительность или кратковременность стол­кновения со стимулом, вызывающим страх. К иммерсион­ным методам относят: метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.

Метод наводнения

Метод наводнения заключается в том, что клиента по­буждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время иубедиться в том, что возможные негативные последствия (например, смерть от сердечного приступа у клиента скардиофобией или отсутствие обморока у клиента с агорафобией) отсут­ствуют. Для достижения желаемого результата клиент дол­жен находиться в этой реальной ситуации как можно доль­ше, чаще и испытывать как можно более сильный страх.

Методика эффективна при соблюдении ряда условий.

1. Высокая активность самого клиента.

Клиент должен являться активным участником коррекционного процесса. Для этого необходимо, чтобы перед началом работы он получил от психолога информацию о ме­ханизмах действия метода, причинах страха и т.д. Заранее обсуждаются конкретные задачи (для разрешения которых используется метод), интенсивность конфронтации со сти­мулом, вызывающим страх, преимущества быстрой или постепенной конфронтации.

Метод имплозии

Имплозия — методика наводнения в воображении. Цель имплозии — вызвать интенсивный страх в воображении, ко­торый приведет к уменьшению страха в реальной ситуации. Изменение происходит в результате длительного пребыва­ния в ситуации, ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь она не приводит к последствиям, вызывающим страх. В общих чертах повторяется методика систематической десенсибилизации, но без сопутствующей релаксации. Че­ловека погружают в воображаемую ситуацию в ее наиболее устрашающей форме — в воображении клиента активизиру­ется стимул (или его символический заменитель) и осуще­ствляется длительный контакт с ним. Поместив, таким об­разом, клиента в наихудшее, для него условие, психолог пытается вызвать у него внутренний взрыв тревоги, к ко­торой организм (после повторных столкновений с ситуаци­ями, вызывающими панику) должен привыкнуть вплоть до полного ее исчезновения.

Методика имплозии осуществляется в два этапа.

L Составляется схема иерархии страхов. Клиенту объяс­няется механизм действия метода, подчеркивается важность максимального эмоционального вовлечения в воображае­мые сцены. Он должен как можно более точно представить ситуацию (или предмет) зрительно, почувствовать осяза­тельно, вспомнить звуковые, запаховые и другие характе­ристики ситуации (предмета), вызывающие страх.

2. Собственно имплозия. Клиент моделирует в воображе­нии ситуацию, вызывающую страх.

Уровень вовлеченности клиента и интенсивность испы­тываемого страха психолог оценивает по поведению клиен­та (по двигательной активности, напряжению мышц, ми­мике, вегетативным реакциям). Основная задача психолога заключается в том, чтобы поддерживать достаточно высо­кий уровень страха.

Если уровень тревоги у клиента снижается, то психолог вводит дополнительное описание ситуации, чтобы усилить страх. Вмешательство психолога повторяется в течение заня­тия несколько раз, пока уровень тревоги не будет суще­ственно снижен. Например, клиента, испытывающего силь­ный страх перед змеей, просят вообразить, что он берет ее в руки. По мере снижения уровня страха клиента можно попросить представить себе, что змея кусает его в палец, в лицо и т.д. Фантазия психолога здесь может быть безгранич­на. Необходимо стремиться к тому, чтобы поддерживать до­статочно высокий уровень страха в течение 40—45 мин. Пос­ле окончания процедуры с клиентом обсуждаются помехи, препятствовавшие значительной эмоциональной вовлечен­ности, и он получает домашнее задание: проводить самосто­ятельно тренировки 1 раз в день в период между встречами с психологом.

На последующих занятиях используются другие ситуа­ции, поскольку угашение уже проигранных в воображении ситуаций происходит ускоренным темпом.

Иногда методику имплозии используют в качестве тре­нировочной перед применением метода наводнения.

Метод парадоксальной интенции

Метод предложен В. Франклом (1966). Одним из суще­ственных факторов в возникновении неврозов В. Франкл считал так называемую опережающую тревогу. Последняя часто вызывает именно ту ситуацию, которую опасается клиент. Другим фактором выступает чрезмерное интенсив­ное стремление — интенция, затрудняющее осуществление цели. На этих фактах В. Франкл основывает технику пара­доксальной интенции. Клиенту предлагается прекратить борь­бу с симптомом и вместо этого умышленно вызывать его и даже стараться усиливать его.

Методика предполагает кардинальные изменения установки клиента по отношению к своему страху. Включает не только перевертывание отношения клиента к своему страху, но и юмористическую установку. Попросту говоря, клиент дол­жен отстраниться от своего невроза, посмеявшись над ним.

МЕТОД МОРИТА

Метод Морита был изложен его основателем в книге, изданной в Японии в 1921 г. Направленность метода-— кор­рекция личностных проявлений. Исходные теоретические положения этого метода связаны с Пониманием всеобщей зависимости людей. Условием целесообразного поведения считалась необходимость производить хорошее впечатление на окружающих. В таких обстоятельствах у человека может возникнуть боязнь отношений с людьми.

Морита описывает личность, названную им «шин-кей-шит-цу». Для личности этого типа характерны эгоцентри­ческие черты, интеллектуальные тенденции в сочетании с большими жизненными силами. Личность «шин-кей-шит-цу» — это человек, наделенный достаточными жизненными силами, направленными на самосохранение (и не всегда на саморазвитие), со стремлением к физическому и духовному совершенству. Для личности «шин-кей-шит-цу» характерны следующие особенности:

> большая жизненная сила и воля (зачастую неосознаваемые человеком, поскольку направлены в основном на самосохранение);

> дихотомическое мышление («или-или», «все или ни­чего»);

> высокая сензитивность как следствие концентрации на своих психических и физических качествах;

> сильное стремление к основным стандартам жизнен­ных ценностей (к «абсолютной безопасности», «безупречному состоянию здоровья»);

> стремление к абсолютам — через поиски совершенно­го, наилучшего;

> эгоистические тенденции (чрезмерная занятость самим собой).

Однако этот тип личности стремится не к саморазвитию и совершенству, а к самосохранению, которое человек дол­жен достигнуть, чтобы сохранить ощущение безопасности. Перед лицом реальности такая личность неустойчива — лю­бое событие, нарушающее ее состояние, воспринимается как угроза. Фиксация на тревожащем событии приводит к тревоге, тревога — к еще большему вниманию к угрожающему обстоятельству, и так формируется механизм «по­рочной спирали» (ипохондрическая личностная предраспо­ложенность-» благодатная почва-> неправильная перера­ботка психофизиологических функций-» возникновение страха-> фиксация на симптомах страха-» отсутствие по­пыток ликвидировать симптомы-» гиперсензитивное со­стояние хронический страх-> фиксация на симптомах и т.д.). При этом происходят изменения на соматическом уров­не: возникают головные боли, нарушения сна, астения, тревожные состояния, тахикардия, различного рода фо­бии: главным образом страх перед взаимоотношениями с людьми и производный страх — «боязнь чужого взгляда», а также нозофобия, патофобия, танатофобия, клаустро­фобия и другие страхи.

Принципы Морита-терапии полагают, что эти симпто­мы исчезнут, если снять излишний искусственный конт­роль над «Я» со стороны интеллекта. В процессе взаимодей­ствия клиенту с личностью «шин-кей-шит-цу» помогают относиться к своим опасениям как к приходящим явлени­ям и дают шанс почувствовать себя естественным спонтан­ным существом, свободным от подавляющих оков ума, ко­торые постоянно настаивают на невозможных стремлениях и изменяют течение жизни. Морита-терапия направлена на выработку у клиента нового отношения к болезненным сим­птомам и развивает желание активной деятельности, выра­батывает реалистическое понимание жизни, создает новое «Я» человека, основанное на фактическом опыте. Эти изме­нения достигаются не с помощью вербального общения, а путем использования личного опыта в процессе действий.

Коррекционный процесс осуществляется в стационарных условиях в четыре этапа, по 5—10 дней каждый.

Первая стадия (4—8 дней)— период абсолютного по­коя, отдыха, изоляции при постельном режиме. Клиент ле­жит один в комнате, встает только для еды, в туалет. Не разрешается ни с кем разговаривать, читать, писать, ку­рить, петь и т.д.

Вначале клиент испытывает некоторое улучшение состо­яния, потому что находится под контролем психолога и вне ситуации, вызывающей беспокойство. Но вскоре, через 2— 3 дня, его симптомы обостряются с новой силой. В специ­фической «ситуации пациента» у него не остается другого выхода, как только принимать свои психологические и бо­лезненные физиологические расстройства в качестве неиз­бежной реальности и жить с ними.

методы поведенческой коррекции - student2.ru Это ощущение является для клиентановым, поскольку раньше ему не представлялась возможность непосредствен­но сталкиваться со своими симптомами и переносить их. Новым является и то, что вслед за борьбой с максималь­ным проявлением расстройств наступает улучшение, и кли­ент приходит к мысли, что сумел пережить самое худшее. На основании нового опыта он начинает понимать, что даже самые неприятные болезненные проявления, казав­шиеся ему непереносимыми, проходят, если дать им воз­можность идти своим естественным путем, не отрицая их как нечто чуждое, а принимая их как часть собственной жизни.

Восстанавливаются силы, которые клиент тратил на от­рицание или избегание своих симптомов. Он становится бо­лее целостной личностью. В этой стадии клиент испытывает вспышки духовных жизненных сил, просветление. Он осоз­нает, как долго он находился в состоянии пассивности, и возникает желание действовать. И психолог должен быть готов к появлению этой потребности.

Вторая стадия (5—10 дней) — легкая работа в саду, на уборке и т.д. Возможность после затворничества покинуть свою комнату — приятная перемена для клиента. Работать он должен без передышки, чтобы осознать свое рабочее «Я». По-прежнему существует запрет на разговоры. Выполняемая работа занимает все внимание клиента, он поглощен ею. Психолог говорит ему: «Удовольствие есть удовольствие, боль есть боль, действительность нужно воспринимать, как она есть, как реальность». Интроспективная тенденция и застенчивость уменьшаются. В дневнике, который разреша­ют вести клиенту, психолог несколькими фразами отмечает изменение состояния своего клиента.

Третья стадия (5—14 дней) — умеренные и даже тяже­лые работы, которые требуют больше сил и терпения. По­теря интереса к работе закономерна, тем не менее, вос­принимая ее как вызов, он испытывает также чувство удов­летворения после ее выполнения. Укрепляются физические и психические силы клиента, повышается уверенность в себе. Он меньше занимается собой. Появляется установка делать все настолько хорошо, насколько это возможно, насколько позволяют обстоятельства. Клиент не должен стремиться к безупречной работе, достижению недосягае­мых идеалов.

Четвертая стадия (14—21-й день) — клиент начинает сталкиваться с реальной повседневной жизнью. Клиенту поручаются задания, за которые он несет ответственность и которые он должен выполнять независимо от своего отно­шения к ним. Можно читать, но только немного и только о конкретных практических предметах. Разрешается говорить с другими клиентами, но только не о своих болезненных симптомах. Если раньше (на предыдущих этапах) воздей­ствие было направлено на создание у клиента нового отно­шения к своим симптомам и на развитие спонтанного инте­реса и стремления к деятельности, то цель последнего эта­па — подготовка его к жизни, к возвращению в реальное общество. В дневнике появляются записи о положительных эмоциях.

После завершения курса Морита-терапии у клиента вы­рабатывается реалистическое спонтанное отношение к жиз­ни. Новый опыт, полученный во время работы, позволяет ему преодолеть стремление к максимализму, создает новое «Я», основанное на полученном опыте. Личность становится более динамичной и продуктивной.

ХОЛДИНГ

Метод холдинга (от англ. «hold» — держать) использует­ся в коррекции широкого спектра эмоциональных рас­стройств, но первоначально он был разработан для работы с детьми, страдающим ранним детским аутизмом. Автор метода доктор М. Велш является руководителем материнс­кого центра в Нью-Йорке.

Холдинг успешно применяется в Англии, Финляндии, Японии, Италии, ФРГ. В России холдингтерапию исполь­зовала О.С. Никольская(1987).

Критики холдингтерапии называют метод доктора Велш шоковым, сравнивают его с отрицательным подкреплени­ем при оперантном обучении. Высказывается опасение, что холдинг может вызвать у ребенка дискомфорт, боль, деп­рессию, усилить тревогу и страх. Поэтому холдинг относит­ся к разряду острых методов, но его можно скорее сравни­вать с психодрамой, чем с электрошоком. Как и во время психодрамы, в холдингтерапии драматическая борьба при­водит клиента к катарсису, вслед за которым наступает эмо­циональное и физическое расслабление. Ситуация, когда мать насильно удерживает ребенка на руках, не является противоестественной. Так как в ситуации опасности, когда ребе­нок болен и испуган, мать всегда стремится обнять ребенка, прижать его к себе и успокоить.

Некоторым матерям аутичных детей не хватает материн­ского инстинкта. Поэтому ситуация холдинга растормажи­вает естественное инстинктивное поведение матери, дает ей веру в свои силы. Для здорового ребенка также является естественным искать защиты, утешения на руках матери. Особенно важен для ребенка тесный, тактильный, эмоцио­нальный контакт с матерью в младенческом возрасте, ког­да ребенок буквально висит на ней. Исследования эмоцио­нальной депривации в детском возрасте показывают огром­ную важность такого контакта с матерью для психического развития ребенка.

Процедура холдинга заключается в том, что мать при­влекает к себе ребенка, обнимает и крепко держит его лицом к лицу. Аутичный ребенок непременно окажет сопро­тивление. Он будет вырываться, может драться, кусаться, плеваться. Мать должна не сдаваться, держать ребенка, пы­таться установить с ним контакт глазами.

Интересно, что сила сопротивления ребенка, как прави­ло, не превышает силу матери. Если вдруг это происходит и ребенок вырвется из материнских объятий, то он не убега­ет, а стоит и ждет продолжения сражения. Матери надо дер­жаться до тех пор, пока ребенок не расслабится, не при­жмется к; ней, не посмотрит ей в глаза. Обычно это проис­ходит после одного часа холдинга. Ребенок начинает контактировать не только с матерью, но и с другими взрос­лыми, активнее пользуется речью.

Холдинг действует на мать и на ребенка одновременно, и в этом одно из его главных преимуществ. Практика док­тора Велш подтвердила, что во всех случаях, когда при раннем детском аутизме применялся холдинг, он дал поло­жительные результаты.

Холдинг способствует прорыву, а со временем и полно­му устранению аутизма, снижению тревоги, помогает ку­пировать страхи, преодолеть агрессию. Улучшая эмоциональ­ное состояние ребенка, холдинг дает толчок его дальнейше­му развитию, и во многих случаях глубоко аутичные в 4—5 лет дети, имеющие серьезное отставание в психическом раз­витии, не только соответствовали сверстникам по уровню речевого и интеллектуального развития, но и постепенно приобретали необходимые социальные навыки.

У мутичных детей нередко именно на холдинге происхо­дит прорыв мутизма. Расслабившись, ребенок может зас­нуть, это считается также одним из благоприятных исходов ситуаций холдинга.

Доктор Велш рекомендует проводить холдинг один раз ежедневно, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо. Желательно подключить к процедуре всех членов семьи. При этом мать прижимает к себе ребенка, а отец, бабушка и другие члены семьи поддерживают мать.

Доктор Велш подчеркивает, что сам психолог ни в коем случае не должен осуществлять процедуру холдинга. Он дол­жен содействовать укреплению связей ребенка с матерью и другими членами семьи. Задачи психолога во время холдин­га заключаются в следующем:

—вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребенка;

—наблюдать, фиксировать свои наблюдения и переда­вать матери сигнал от ребенка, который она не понимает или не замечает;

—анализировать семейные конфликты, которые неред­ко выливаются наружу в ситуации холдинга;

—сдерживать гнев и отчаяние матери, поддерживать ее во время терапии;

—организовывать помощь отца и других членов семьи.

Результат холдинга бывает более эффективным, а про­гресс в психическом состоянии ребенка более заметным, когда к холдингтерапии подключаются отец или другие чле­ны семьи. И наоборот, в одиночку матери сложнее выдер­жать огромную физическую и эмоциональную нагрузку, которой требует холдинг.

Очень существенно также предостережение о том, что нельзя прерывать как холдингтерапию в целом (она должна проводиться ежедневно), так и сам сеанс холдинга. Более того, если мать прервет холдинг, то результат может быть обратным желаемому.

МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

( доработать)

МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ

В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольне «Психотерапия реципрокным торможением». В те­ории реципрокного торможения Вольпе речь идет о тормо­жении тревожных реакций с помощью одновременного вы­зывания других реакций, которые с физиологической точ­ки зрения являются антагонистическими по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если несовместимая с трево­гой реакция вызывается одновременно с импульсом, кото­рый до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между импульсом и тревогой ослабевает. Такими антагонистичес­кими реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и со­стояние релаксации. Самым действенным стимулом в устра­нении тревоги оказалась мышечная релаксация.

Экспериментируя с животными, Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, по­давляющей полезные адаптивные реакции субъекта, можно объяснить с позиции теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Вольпе, основано на механизме ус­ловно-рефлекторной связи, а угасание тревожности — на механизме контробусловливания в соответствии с принци­пом реципрокного подавления: если реакцию, противопо­ложную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, приводящих к возникновению тревожности, то это приведет к полному или частичному подавлению реак­ции тревожности.

Вольпе определял невротическое поведение как закре­пившуюся привычку неадаптивного поведения, приобре­тенного в результате научения. Принципиальное значение отводится тревоге, являющейся составной частью ситуации, в которой происходит невротическое научение, а также со­ставной частью невротического синдрома. Тревога, согласно Вольпе, представляет собой «стойкий ответ автономной нервной системы, приобретенный в процессе классического обусловли­вания». Вольпе разработал специальную технику, предназна­ченную для погашения этих условных автономных реакций — систематическую десенсибилизацию.

Он считал, что неадаптивное поведение человека (в том числе невротическое) в значительной своей части опреде­ляется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антаго­нистичные страху. Произойдет противаобусловливание: не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. На основании такого предположения Вольпе разработал один из наиболее распространенных в настоящее время методов поведенческой коррекции — метод систематической десен­сибилизации.

В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить клиента глубокой ре­лаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в вооб­ражении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация клиента и к реаль­ным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода.

Метод систематической десенсибилизации, разработанный Вольпе для преодоления состояния повышенной тревожнос­ти и фобических реакций, приобрел известность и широко используется в психологической практике. Вольпе реализо­вал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испы­тывающими страхи и фобии, посредством сочетания состоя­ния глубокой релаксации клиента и предъявления ему сти­мула, в обычной ситуации вызывающего страх, при этом подбирая стимулы по интенсивности так, чтобы реакция тре­вожности была подавлена предшествующей релаксацией. Та­ким образом конструировалась иерархия стимулов, вызыва­ющих тревожность, — от стимулов минимальной интенсив­ности, вызывающих у клиентов лишь легкое беспокойство и тревогу, до стимулов, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип — систематического градуи­рования стимулов, вызывающих тревожность, и дал назва­ние методу систематической десенсибилизации.

Метод систематической десенсибилизации — метод сие -тематического постепенного уменьшения сензитивности (те чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и сис­тематическое последовательное уменьшение уровня тревож­ности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда ос­новной причиной выступает неуместная неадекватная тре­вожность.

Сама методика относительно проста: у человека, находя­щегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается пред­ставление о ситуациях, приводящих к возникновению страха Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются раз­личные ситуации: от самых легких — к трудным, вызываю­щим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда са­мый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх

Наши рекомендации