Эротификация женоненавистничества

Сегодня даже в Америке, по самым консервативным подсчётам, от одной четверти до одной трети всех женщин подвергаются сексуальным притязаниям в несовершеннолетнем возрасте и (или) переживают по крайней мере одно изнасилование либо попытку изнасилования во взрослом возрасте, и (или) серьёзное насилие со стороны их мужей. Такие данные приводит Кэтрин Маккиннон. И лишь менее 10 процентов женщин сообщили, что не были объектом сексуальных нападений и тревог ни разу в жизни.

Никто не может точно сказать, как мы выбираем своего партнёра, как развиваются наши эротические чувства, что нас волнует и сексуально возбуждает. Что делает людей гетеро- или гомосексуальными, беспорядочными в связях или моногамными, что заставляет бояться секса или возбуждаться при виде каких-либо вещей, при определённых действиях или отношениях?

Мы знаем о существовании чувства, которое часто называют сексуальной химией. Оно отражает сексуальную ориентацию человека, или стиль его эротизма. Хотя оно, видимо, действует на физическом, биохимическом уровне, но связано и с отношениями, существующими между человеком и кем-то или чем-то, что его возбуждает.

Один широко распространённый тип отношений, часто ассоциируемый с эротическим чувством, подразумевает мужское превосходство и женскую покорность. Различные писатели, в том числе Кэтрин Маккиннон, предположили, что в этом заключён самый глубокий эротизм нашей культуры и отсюда берутся порнография, проституция, насилие, сексуальные приставания к детям, сексуальные притязания на работе, а также супружеские измены и зависимости.

Эти злоупотребления, одно или несколько из которых беспокоят почти каждую женщину в Америке, есть примеры нашей культурной эротификации женоненавистничества. Эти повсеместные формы давления на женщин ассоциируются с эротическим чувством и поэтому становятся постоянными.

Социальное порождает личное; личное укрепляет социальное. Маккиннон замечает: «Женщины учатся [сексуализировать] свою беспомощность, познавая свою сексуальность в условиях беспомощности».

Есть, однако, надежда, что исцелением для такого расстройства эротизма на личном и культурном уровне сможет стать практика мистического секса, всё равно, в браке или вне брака. Есть ли лучший способ привести в здоровое состояние любовь и возбуждение, чем бесконечная, стихийная интимность? Где легче любящим относиться друг к другу искренне и человечно, чем во вневременном единстве, похожем на транс?

Подлинная эмансипация и ликвидация эротической основы угнетения женщин могут потребовать огромных культурных сдвигов во всём мире. Эти изменения могли бы стать частью более грандиозного движения к принципам мистической гармонии с космосом. В их число вошёл бы демонтаж мировых организованных религий, в том числе и организованной псевдонауки, установление демократических режимов на всей Земле, использование технологии скорее для содействия, чем для извращения экологической эволюции, в том числе и эволюции человеческого сознания; а превыше всего – безоговорочная политическая эмансипация женщин в глобальном масштабе.

Разве будет у человечества лучшая возможность начать исторический космический поворот от цивилизации, основанной на доминировании левого полушария, к такой, которая культивирует равновесие, гармоничное единство двух сторон нашего мозга? Во всяком случае, каждый мистический брак является шагом вперёд в этом долгом путешествии, которое началось много тысяч лет назад и продлится ещё тысячи лет.

Развод

Происходящий в наше время повсеместный распад семьи и последующая социальная анархия – результат не столько традиционных понятий брака и сексуальных ролей, сколько нашего отрицания их. Цифры говорят – кричат! – сами за себя. Брак как общественный институт – это бедствие: более половины заключаемых браков кончаются разводом, и это число было бы ещё большим, если бы позволяла экономическая ситуация.

Пятьдесят процентов всех первых браков настолько невыносимы для партнёров, что оканчиваются разводом, а для вторых и третьих браков соотношение ещё выше. Мы говорим о таких браках, что они потерпели неудачу.

Но является ли брак успешным лишь потому, что он продолжает существовать?

Какую долю составляют счастливые и здоровые браки?

Является ли брак, в котором муж время от времени творит насилие, избивает или эмоционально подавляет жену и детей, успешным, если не приходит к разводу?

Можно ли назвать успешной пару, которая остаётся вместе только потому, что в случае развода один из супругов, не говоря уж о детях, может оказаться на грани нищеты, голода, холода и бесчисленных прочих страданий и унижений? А как насчёт семей, травмированных наркотиками и алкоголем?

Является ли брак, в котором у одного или у обоих супругов имеются любовники на стороне, успешным, если не заканчивается разводом?

А ведь есть ещё пары, которые почти или совсем не занимаются сексом.

Развод сам по себе есть просто крайний, явный симптом внутреннего краха и хаотического распада брака как общественного устройства, знак катастрофы, которую мы упорно отказываемся признать.

Не развод разбивает пары и семьи. Развод – это просто название, которое мы даём брачным отношениям, которые доказали свою полную несостоятельность. Развод – это симптом, конечный результат, а не причина развалившегося брака. Разведённые или неразведённые, неудачники или счастливцы – всё это лишь результаты всё того же института брака. Пагубные последствия, которые развод оказывает на семью, вызваны не тем, что пара развелась, но, если оглянуться чуть назад, тем, что она столь необдуманно поженилась, или тем, что не взялась на более реальном, чувственном уровне делать столь важную для брака работу.

Дети

Если пара хорошо воспитывает своих детей, это происходит не потому, что мужчина и женщина женаты, а потому, что они хорошие родители. В той степени, в какой они являются психически стабильными, зрелыми, любящими и психологически совместимыми, родители хороши или плохи, будь они женаты или нет.

Понятно, что разрыв отношений оказывает очень серьёзное воздействие на большинство детей, даже если жена и дети не теряют в материальном достатке. Несомненно и то, что во многих случаях дети чувствуют себя лучше после развода родителей. Тем не менее в общем и целом, при прочих равных условиях, родительская пара, живущая вместе, конечно же, предпочтительнее для эмоционального здоровья и развития детей.

Развал семьи всегда тяжелее переживается детьми, чем каждым из родителей. Но пары редко об этом задумываются до того, как пожениться. До брака пары полагают (по крайней мере для половины из них это иллюзия), что они будут преодолевать все разногласия и оставаться вместе в качестве мужа-отца и жены-матери.

Некоторые пары заходят ещё дальше и верят, что появление детей спасет уже несчастливый брак, как будто добавочные роли родителей изменят положение. А на самом деле любовь была потеряна именно потому, что они играли некие роли, вместо того чтобы быть реалистами по отношению к себе и друг к другу.

Прежде всего, неправильное воспитание, недостойный личный пример, связанный со злоупотреблением наркотиками и алкоголем, неспособность установить близкие отношения с детьми и другие эмоциональные неполадки в итоге ответственны за неблагополучное развитие личности ребёнка. При этом подвергается риску способность таких детей впоследствии стать стабильными супругами и родителями, а образцы поведения закладываются настолько глубоко и неосознанно, что затем они формируют всё общество в целом. Это в дальнейшем затрагивает каждое новое поколение в бесконечно повторяющемся цикле типов личностей и проблем брака, который повторяется вновь и вновь в течение всей истории, и большая заслуга в этом принадлежит институту брака.

Как и в других аспектах мистического брака, партнёры должны быть в высшей степени сознательны и открыты, определяя, чего они ждут от воспитания детей и какой должна быть их родительская ответственность, и даже учитывать и обсудить возможность того, что их партнёрство может со временем почему-либо развалиться.

Мистический брак

В отношениях, основанных на спонтанном единстве, мистические традиции взяли совершенно иной курс, чем исторический религиозно-правовой брак. Даосизм, тантризм, гностицизм, рыцарство, каббализм, алхимия, а также более поздние движения периода Просвещения – все они поощряли свободу личности и равенство женщин.

Вэн Джулик (Van Gulik), например, пояснял в своём очень ярком эссе «Китайский и индийский сексуальный мистицизм»:

«Тантризм в целом укрепил положение женщин в Индии, как и даосизм в Китае. В противоположность традиционному индуизму тантризм почитал женщину равной или даже превосходящей мужчину, и тантристы были одними из первых, кто противостоял «suttee» – сжиганию вдов.

...Тантризм презирал все религиозные и социальные традиции, он сознательно попирал все освящённые почитаемые табу. Он отказывался признавать кастовую систему и провозглашал равенство женщины с мужчиной».

На протяжении первых столетий христианской эры гностики обоих полов практиковали вещи, резко порицаемые отцами церкви, восставая против тирании брака: открыто жили, спали, занимались любовью и путешествовали вместе, при этом умышленно пренебрегая формальностью церковного или светского брака.

Они считали, что вместо формальностей их связывают настоящие чувства любви и мистического единства в духовном, как они его называли, браке. Отвергая роли супругов, они обращались друг к другу как духовные братья и сёстры.

Совершенно сознательно такие гностические пары были связаны друг с другом не по договорённости родителей, не с позволения официальной бумаги или магического заклинания религиозного ритуала, но добродетельными узами взаимных чувств и собственного решения свободных людей о том, как им относиться друг к другу.

Утверждение о том, что брак и жизнь вместе – разные вещи, потому что брак помогает супругам принять на себя обязательства друг перед другом, безосновательно, ибо подобные внутренние обязательства, искренние усилия и заявления о решимости вечно быть успешной парой можно делать так же уверенно вне брака, как и в нём.

Без формальной женитьбы мужчина и женщина принуждены признать, что именно их внутренние ресурсы принесут им успех или неудачу, а не свадебная церемония, не официальное разрешение или провозглашение их «мужем и женой» третьими лицами. Почему бы мужчине и женщине просто не объявить себя супругами самим?

Брак – это заявление миру, но заявление о чём? Пара может что угодно объявить миру громко и ясно, определённо, членораздельно, категорично – и совершенно, абсолютно вне брака. Двое могуг сделать заявление не только о любви и взаимных обязательствах, но и об уважении, преданности, честности, самопожертвовании, личном развитии, общности проблем и интересов, близости, которые все могут равно присутствовать и отсутствовать как в браке, так и вне его. То же можно сказать и в отношений сексуальной химии, эмоционального здоровья, накопления капитала, рождения и воспитания детей и о счастье вообще.

Наши рекомендации