Как мистический секс порождает мистический опыт
В мистическом сексе естественным образом проявляется ещё один элемент: переход сознания на глубинный трансперсональный уровень.
Ранее я перечислил несколько способов, при помощи которых авторы пытались написать об этом невыразимом изменённом состоянии сознания, которое называется мистическим опытом. Его называют паранормальным сознанием, в отличие от других состояний, таких, как сон или блуждающее сознание, и описывают как вневремённость и даже как религиозный аспект опыта. Он имеет устойчивые параллели с чувством любви и влюблённости.
Но что «заставляет» мистический опыт проявляться? Ответы на этот вопрос одинаковы, независимо от того, даны они в микрокосмических, субперсональных – или макрокосмических, трансперсональных терминах. Символическое описание природы человека на обоих, микрокосмическом и макрокосмическом, уровнях – с точки зрения более маленьких элементов, которые составляют человека, и в более широком контексте, частью которого сам человек является, – типично для акцента мистической литературы на пропорциях и является наглядным примером мистического выражения «что наверху, то и внизу».
Мистическая философия включает микрокосмический и макрокосмический компоненты в отношении каждого явления, вместо обсуждения их в терминах причины и следствия. Давайте посмотрим на эти два способа описания того, как приходит мистический опыт.
Микрокосмический аспект
Сексуальные чувства были определены медициной как субперсональпые, а это значит, что они представляют собой биохимические и биоэлектрические субстанции или энергии, такие, как гормоны, магнетизм и электричество. Психиатр Вильгельм Рейх говорил о таинственной флюидической силе, названной им «оргон», которая представляет собой сущность сексуальных флюидов. Несколько медицинских и популярных писателей на рубеже веков говорили о животном и социальном магнетизме, например, в книге Маргарет Сэнджер «Магнетические методы контроля над рождаемостью».
Современные нам авторы, разрабатывавшие проблематику йоги, установили, что анализ (пункция) спинномозговой жидкости обнаруживает присутствие «сексуальной эссенции», которая начинает действовать во время секса.
Доктор Рудольф фон Урбан предположил, что, когда мужчина и женщина вступают в сексуальную связь, они порождают нечто близкое двум полям магнитной батареи, образовывающей поле электрической силы, это поле способствует проведению биоэлектрических потоков энергии между двумя телами – субперсональный механизм действия на двоих.
Такие теоретические предположения нужно ещё подтвердить, даже если мы предполагаем, что проверить их несложно.
В книге «Химия любви» Доктор Михаэл Лейбович (Michael Leibovitz) более реалистично предположил, что «естественным образом производимая амфетамино-подобная субстанция» и другие «наркотики внутри нас» могут оказаться в ответе за спокойные или возбуждённые ощущения – что-то вроде сексуальной версии аэробики, нейроэндокринное образование естественных опиатов, ассоциируемое с пластикой или медитативным бегом.
Следуя в том же направлении, Эдвард и Джереми Брекер (Fdward and Jeremy Brecker), летописцы современных сексуальных исследований, суммировали несколько учений, которые демонстрировали, как сексуальное возбуждение, даже без оргазма и даже без коитуса, ощутимым образом повышает уровень сексуальных гормонов, в том числе и тестостерона, в крови. Кроме того, исследователи отметили значительное повышение электрической активности в правом полушарии головного мозга в течение времени, предшествующего оргазму и ограниченного этой точкой.
Даже если некоторые из этих открытий могут показаться весьма уместными, они посвящают большую часть описания тому, что происходит, а не удовлетворительному объяснению, почему человек испытывает изменённое состояние сознания. Конечно же, мы могли бы ожидать, что при этом происходят некоторые изменения биологического порядка, ассоциируемые с изменением состояния сознания человека; и было бы удивительно, даже шокирующе, если бы не было никакого физического соответствия подобному изменению. Мистические традиции также предлагали символическое, псевдонейрохимическое описание процесса изменения сознания. Общепринятая трактовка, разделяемая всеми основными мистическими традициями Востока и Запада, описывала сознание как нечто стимулируемое, затем изменяемое и поднимаемое через различные планы или уровни в теле, наконец, даже возносящееся настолько, что оно покидает тело в точке над головой.
Даосизм, тантризм, гностицизм, алхимия и каббализм – все они имели в сущности одно и то же объяснение того, как действует мистический опыт, включая иллюстрации символических действий.
Рисунок 4 показывает, как каббалисты и тантристы изображали подъём сознания через определённое количество субперсональных уровней. В даосизме поднимается сущность, в тантризме восходит Кундалини, в гностицизме – Река Иордан течёт вспять, в каббалистике вспыхивает свет, а в алхимии Востока и Запада основной металл, свинец, превращается в высший, золото.
Рис.4 Один пример из искусства каббализма и один пример из тантризма символизируют различные уровни, через которые сознание должно пройти на пути к мистическому опыту. |
Такие рисунки и объяснения также использовались в качестве символических ключевых элементов мистической философии; таким образом они помогали запомнить основные мистические идеи, а одна из самых главных из них – это связь противоположностей.
К сожалению, многие авторы, писавшие о йогических медитациях, настолько неточно поняли этот мистический символизм возрастающего осознания, что создали что-то вроде медицинского трактата по анатомии и физиологии.
В результате они описывали и обсуждали между собой разнообразие «тонких» органов и субстанций, которого на самом деле просто не существует, точно так же, как золото нельзя получить из свинца.
Когда в третьем веке нашей эры даосский алхимик сказал: «Сделанное золото лучше, чем природное золото», он не имел в виду, что синтетическое золото чище ископаемого; он подразумевал, что трансцендентальное состояние ума лучше денег.
Макрокосмический аспект
Точно так же, как и с микрокосмическим компонентом мистического опыта, дело обстоит с макрокосмическим аспектом, трансперсональным объяснением, почему человек достигает трансцендентного в ходе мистического секса.
В соответствии с этой точкой зрения, мужчина и женщина в форме любви производят новый тип синергистической (энергия, которая производится двумя людьми, объединяющими свою энергию и идеи – прим. перев.) сущности. Это новое существо имеет качества космической сущности, которая не может быть предсказана, понята или рассчитана на основании простого прибавления характеристик каждого из влюблённых, взятого по отдельности, так же, как ни водород, ни кислород по отдельности не обладают качествами воды до тех пор, пока они не объединяются.
Таким продуктом сексуальной связи мужчины и женщины, как уже выяснилось по ходу нашего повествования, является мистическое сознание.
Греческая, еврейская, индийская и китайская мистическая литература дали макрокосмическое объяснение мистического опыта в мифах о гермафродитах, о расе существ, которые были одновременно и мужчинами, и женщинами. В версии Платона они были настолько могущественными, что боги решили разделить их на мужчин и женщин, сохранив в них смутное воспоминание об этом раннем состоянии и побуждение возвратиться к своему прежнему существованию.
Таким образом, в этом видении мужчина и женщина представляют собой всего лишь две ноловинки человеческого существа и достигают полноты только когда соединяются друг с другом. В книге «The Zohar» Ариель Бенсион (Ariel Bension) пересказывает каббалистическую версию этого принципа:
«Мир, – сказал Учитель, – основывается на принципе союза между мужчиной и женщиной. Та форма, в которой мы не находим обоих – мужского и женского принципа, – не является ни совершенной, ни высшей формой.
Прежде чем прийти на Землю, каждая душа и каждый дух состоят из мужчины и женщины, объединённых в одно единственное существо. Приходя же на Землю, две половинки разделяются и посылаются, чтобы воплотиться в двух различных телах».
Это макрокосмическое описание мистического секса было центральным в более широкой мистической теме единства противоположностей, каким бы образом единство всех вещей не понималось, несмотря на различия и разделения, на которых мы обычно сфокусированы.
Человеческая физическая близость символизирует космическое единение, единство различных сущностей при помощи средств, благодаря которым противоположности образуют форму большей целостности. Говоря словами Элиаде из «Йога: бессмертие и свобода»:
«Единство противоположностей составляет метафизическую константу всех тантрических ритуалов и медитаций».
В даосизме объединение инь и ян, мужского принципа и женского принципа, подтверждает тот же момент, суть которого во взаимозависимости и относительности противоположностей или, более правильно, дополнений. В гностицизме, как утверждает Марвин Мейер (Marvin Meyer) в «Древних мистериях»:
«Величайшая святыня – это свадебная палата, истинная мистерия, средствами которой человек постигает трансцендентность разделения, которое разграничивает Адама и Еву, мужчину от женщины и божественное от человеческого».
Алхимия использует тот же термин единства противоположностей. Станислаус де Рола пишет в «Алхимии»:
«Единство или совершенное единение: два тела образуют одно, когда они вступают в жидкое (мистическое) состояние».
Иллюстрация на рисунке 5 символизирует химическую свадьбу, или алхимический брак, в котором влюблённые представляют союз короля и королевы, Солнца и Луны, мужчины и женщины и любой другой вид пары, о котором можно говорить как о единстве противоположностей.
Рис. 5
Иллюстрация из алхимии представляет принцип единства противоположностей: алхимический брак.
Конечно же, все мы всегда соединены с космосом посредством дыхания, поглощения пищи, гравитации, давления воздуха и т.д., но, как никто иной, мы можем с лёгкостью ощутить нашу изоляцию от остальной Вселенной. Однако в занятиях любовью мы можем позволить себе понять и осознать нашу прямую транссубстантивную связь с внешним миром, с тем, о чём обычно думают, как о «не я».
Вероятно, с практической точки зрения мы можем сказать, что именно эта интимность, физическая и ментальная связь оказываются неизбежными при вневременных, спонтанных занятиях любовью, которые обеспечивают изменённое состояние сознания. В этом смысле, coitus reservatus позволяет влюблённым быть ближе друг другу на каждом уровне. Сексуальная любовь – это, фактически, объединение, союз, единство и йога (все четыре слова произошли от одного итого же корня [и в русском языке они тоже родственны!]), при помощи которых мужчина и женщина на самом деле становятся не только ближе, но и частью друг друга. Они могут испытать психологический подъём именно благодаря этому «парадоксальному, невыразимому опыту постижения Единства» и предельной близости друг другу.
Эта близость может выражаться через взаимоотношения вне сексуальности и в сфере любви. Так что, когда мужчина и женщина горячо и страстно любят друг друга, они проводят дни и ночи в потоке, трансцендентности, мечтах, потому что они связаны на психологическом, космическом уровне, они ощущают себя одним существом, даже если не находятся постоянно вместе.
Наконец мы привели или интерпретировали макрокосмическую версию мистического опыта, как и микрокосмическую, и это описание того, что происходит, в отличие от того, как и почему нужно понимать мистический опыт. И опять же, мистическая философия отвергает простую причинно-следственную схему описания природы.
Почему мы спросили, как мистический секс порождает мистический опыт? Но ведь мы не спрашивали, что является причиной официальных четырёх ступеней сексуальной реакции. Они просто приняли на себя роль иллюстрировать естественное развитие цикла сексуального соответствия человека, как это описано доктором Альбертом Моллом и другими где-то на рубеже веков и популяризовано Мастерсом и Джонсон в 1966 году.
В начале своей книги «Сексуальные реакции человека» Мастерс и Джонсон утверждают, что их техники, определения и описания сексуальных реакций были «выведены непосредственно на основании прямого наблюдения и физических измерений». К их чести, они описывали то, что происходит в действительности, не пытаясь повторно анализировать каждое изменение в зависимости от его причины и следствия.
Но мистический опыт не включён в классическое медицинское описание сексуальных реакций человека, так что мы пришли к вопросу о том, какие «необычные» факторы являются причиной мистической реакции, которая воспринимается как особенная или необычная. На самом деле, как и с другими элементами мистического секса, мистический опыт может быть естественной, нормальной частью сексуальной близости, которая произойдёт, если ей не препятствовать, не блокировать или не мешать своим отношением или подходом к сексу.
Ведь в действительности вопрос не в том, что является причиной мистического опыта, но в том, что ему препятствует. Мы определили эти обстоятельства: скрытый внутренний диалог с собой, преднамеренное поведение, ориентированное на определённую миссию, и другие факторы, которые ассоциируются с деятельностью левого полушария мозга. Просто избавившись от них, мы дадим возможность мистическому опыту произойти естественно.
Глава 5
МИСТИЧЕСКИЙ БРАК
«Сделайся привлекательным для другого пола, сделавшись противоположным ему». В чём трудность? Противоположности притягиваются; просто они не могут жить вместе. Разыгрывание сексуальных ролей превращается в подготовку к разводу.
Почему люди такие, какие они есть
Уоррен Фаррелл
В этом году мы уж не те люди, какими были в прошлом; не таковы уже и наши любимые. Это просто счастье, если мы, меняясь, продолжаем любить меняющегося человека.
Подведение итогов
У. Сомерсет Моэм
Свадебная церемония – это пережиток древних времён, когда священникам платили, чтобы получить от них благословение по поводу разнообразных общественных событий и случаев. Даже рутинный убой скота нуждался в выполнении священником обрядов, принесении им жертвы «на счастье», то есть в воображаемой дани, приношении, которое призвано продемонстрировать лояльность и всячески ублажить самодержавного и часто вспыльчивого небесного правителя.
Конечно, жертвоприношения вышли из моды у цивилизованных людей, но не потому, что этот обычай признали злым и неправильным, но потому, что заниматься этим – значит терять время; жертвоприношения не дают ожидаемых результатов. Но что касается заключения браков, то эта традиция столь прочно укоренилась, что любые отношения мужчина-женщина автоматически рассматриваются в церемониальном контексте. Два человека не могут быть просто парой; они либо женаты, либо нет.
Сегодняшние понятия брака и свадьбы развивались в течение долгого времени и основываются на массе культурных, политических и религиозных факторов. Несмотря на то что наши взгляды на роли половых партнёров, сексуальное поведение, мораль, взаимоотношения и семью претерпели некоторые изменения, мы всё ещё цепляемся за представление о браке, которое берёт своё начало в религиозно-правовом браке древности, в романтической любви, порождённой традициями рыцарства, а также в целом наборе традиций, которые сформировали нынешнее, довольно широкое понятие о браке. Эти традиции служат отличным контрастным фоном понятию мистический брак.
В мистицизме единство, равенство и моногамия между женщиной и мужчиной рассматривались как часть природного, а не искусственного или религиозного закона. В историческом плане символом этого служат, к примеру, андрогин мистиков, гермафродит у каббалистов и последователей Платона, а также, в алхимии, «химическая свадьба», или алхимический брак, в котором элементы природы сливаются, чтобы стать новыми синергистическими сущностями.
Мистический брак – это естественный союз мужского и женского аспектов двух личностей (точно так же, как вода – это мистический «брак» водорода и кислорода). Это слияние происходит совершенно независимо от обычаев общества или иных символов.
Двое естественным образом становятся частью единого целого, и не потому, что подписали бумагу или получили благословение профессионального священнослужителя или мирового судьи, но потому, что это наиболее естественное для них состояние.
И наоборот, если два человека не подходят друг другу, не помогут никакие клятвы, официальные заявления и церемонии. Союз их будет оставаться неустойчивым, часто угрожающе нестабильным всё то время, пока они будут вместе.
Мистический брак как таковой отвечает условиям настоящей, реальной действительности, в которой мужчина и женщина живут, чувствуют, совершают какие-либо поступки по отношению друг к другу, – реальности, такой отличной от того, чем являются отношения на бумаге и какими их провозглашают религиозные и политические власти.
Мистический брак по своей сути противоположен ролям, навязываемым браку извне религиозными и политическими институтами общества. И на самом деле, говоря о мистическом браке, мы вообще имеем в виду не формальный брачный союз, а любые моногамные продолжительные любовные отношения, будь то в рамках обычного брака или вне его. Мистический брак может даже включать в себя гомосексуальные отношения, хотя ниже речь пойдёт о партнёрстве мужчины и женщины.
Поскольку мистицизм придаёт особое значение способу мышления или сознания, пути его применения к любовным отношениям практически неисчислимы. Можно испытать и попробовать каждый аспект интимных отношений с мистической стороны разума, используя способ сознания, связанный с ощущениями, чувствами, творческой спонтанностью и правой стороной мозга.
Из практических соображений мы сосредоточимся на нескольких аспектах мистических женско-мужских отношений, чтобы попытаться составить более полное, всестороннее представление, применимое к моногамной любовной связи.
Учитывая все трудности брака, некоторые комментаторы удивляются, что так много браков всё же умудряется удержаться на плаву. Но с мистической точки зрения почти все эти успешные пары и семьи неизменно оставались бы вместе, независимо от того, женаты ли они формально. В сущности, поскольку почти все пары, собирающиеся пожениться, ощущают себя счастливыми и влюблёнными, но известно, что больше половины их впоследствии решат расстаться и разведутся, мы можем даже заключить, что женитьба служит причиной распада многих союзов мужчин и женщин.
Приверженцы религии утверждают, что общество призвано помочь мужчине и женщине остаться вместе при помощи символических уз брака, не будь которых пары естественным образом расставались бы. Объясняют это так: если бы у нас не было правил и законов, запрещающих добрачный секс, оральный секс, гомосексуализм, супружескую неверность, эксгибиционизм, разврат и инцест, люди непременно стали бы вести себя самым беспорядочным, неразборчивым и странным образом.
В таком случае единобрачие – это та же неразборчивость, только растянутая на долгое время, связь, которую удерживает страх перед правовым либо космическим наказанием. Иными словами, существующий религиозно-политический уклад как бы подразумевает, что есть в моногамии и семейном союзе нечто противное природе человека, и поэтому необходима направляющая рука официального брака.
Мистицизм отвергает такое представление и утверждает, что взрослые человеческие существа тогда более всего созвучны своей природе, когда соединяются в пары, и безразлично, состоят ли они в официальном, узаконенном браке. Заявляя, что именно брак держит семьи вместе, церковь и государство пытаются приписать себе заслугу в том, что происходит и так, автоматически, в любом случае.
Используем в качестве аналогии химическую реакцию: когда элементы натрия и хлора соединяются, они дают поваренную соль. Так происходит всегда, как бы мы это ни назвали: «женатыми», или «солью», да хоть «абракадаброй». Даже если выдать по этому поводу справку или сделать ещё что-нибудь на словесно-символическом уровне. С другой стороны, масло и вода не смешаются ни за что, хоть ты им читай указ или цитируй святое писание.
В мистическом же браке партнёры постоянно изучают себя самих и друг друга, сознательно и точно решают, каким они хотят сделать свой союз, и принимают полную ответственность за своё решение. Это всегда равноправное партнёрство, постоянно развивающееся, где целью и смыслом является неустанное персональное развитие каждого партнёра как личности.
То же первенство личности и персонального решения сформировали историческую связь мистицизма с демократией и свободой личности на общественно-политическом уровне. При демократическом укладе люди имеют возможность выбирать своё будущее правительство. В мистическом браке партнёры сами решают, каким ему быть.
Каждый такой брак есть только и именно то, чем его решила сделать для себя данная пара. Любовники принимают на себя ответственность за то, чтобы их союз развивался так, как они этого хотят, руководствуясь интуитивным, общим для них обоих на глубоко личном уровне творчеством, которое исходит из их сердец.
В таблице 3 мы можем сравнить четыре различных подхода к сексу: исторический религиозно-правовой брак, рыцарский стереотип романтической любви, сегодняшний усреднённый брак, основанный на столетних традициях, и, наконец, мистический брак. В таблице приводятся различные подходы к ухаживанию, юридическому договору, политическим отношениям, собственности, ролям, сексу, любви, заблуждениям, свойственные каждому из этих видов брака, их место в истории и природа свадебной церемонии в каждом виде отношений.
БРАК-СОГЛАШЕНИЕ
Даже при том, что большинство пар не задумывается над тем, чего они ждут от своих отношений, культура Запада довольно далеко продвинулась в направлении мистицизма хотя бы в том, как мужья и жёны сейчас выбирают друг друга. Этот процесс сейчас составляет заметный контраст с браком по соглашению, который был принят в Западном мире до недавних времён и который всё ещё действует в индуистской и мусульманской культурах.
Действительно, до сравнительно недавних времён любовь – особенно романтическая – и брак считались совершенно отдельными вещами.
Браки заключались семьями, целью которых часто являлось присвоение имущества семьи невесты – эта практика затем вошла в обиход под названием приданого. Любовь, если её вообще признавали, часто искали на стороне; обычно этим занимался муж. От супругов никто не требовал взаимной любви – если она возникала, то разве что по удивительной случайности.
Люди продолжали жить вместе, вынужденные к этому общественным укладом, да ещё потому, что развод чаще всего был делом трудным или невозможным и до сих пор остаётся таковым, несмотря на то, каким варварским, каким бесчеловечным порой бывает брак.
Однако нельзя сказать, чтобы только суровость закона о разводах удерживала людей вместе в рамках системы брака по соглашению. Бывало, что такие союзы превращались в счастливые, здоровые, любящие и успешные – такое преобразование свидетельствует, скорее всего, о гибкости и способности психически здоровых мужчин и женщин адаптироваться друг к другу.
Сегодня мы женимся на тех, кого выбрали сами. Частенько мы выбираем плохо, и, может быть, в некоторых случаях родители смогли бы сделать это за нас гораздо лучше. И хотя мы женимся по любви, мы часто не совсем ясно себе представляем, что такое любовь. »