Путаница в отношении выражения «не дышать»
Спонтанность – это центральная тема в мистицизме как в отношении философского аспекта, так и сексуального. В мистической литературе спонтанность иногда была представлена советом, что необходимо остановить, задержать, удержать, установить, прекратить, сдерживать или ограничивать дыхание.
Из трёх аспектов мистического секса предписание сдерживать дыхание чаще всего неправильно понималось переводчиками и комментаторами мистической литературы. Многие авторы принимали указание «сдерживайте ваше дыхание» более или менее буквально, вероятно под впечатлением, что мистики пытались поглощать воздух без участия лёгких.
Может быть, они думали, что нехватка кислорода должна оказать какое-то влияние на мистицизм или мистический секс, или что каким-то образом мистики добивались снижения потребности в кислороде, или что прекращение дыхания обеспечивает трансцендентность, или что в ходе мистического опыта не возникает необходимости дышать. Всё это не просто смешно – это типичный пример обращения к чудодейственным и магическим силам для объяснения непонятных явлений, так часто предпринимаемого массовыми конфессиями и настойчиво отвергаемого мистицизмом.
Например, Джун Сингер (June Singer), последовательница Юнга, аналитик и автор двух хороших книг о сексуальности «Androgerny» и «Energies of Love», старалась установить, как понятие мистиков «не дышать» включается в трансцендентный мистический опыт:
«Оттого, что они преступили пределы своего земного способа существования, остановка дыхания, соответственно, не составляет для них трудности... Возвращение (к мистическому опыту) усугубляется остановкой дыхания».
Это типичный пример сентиментального, псевдорационального описания, предложенного многими авторами, работающими над темой мистицизма. Но это в действительности даже не описание. Это просто неправильное заявление, основанное на неправильном понимании того, что такое на самом деле понятие «сдерживание дыхания», которое означает: позволь всем своим действиям быть такими же естественными, как и твоё дыхание.
Более глубокой и распространённой ошибкой, касающейся остановки дыхания и встречающейся во многих книгах по мистицизму, является идея, что некоторые виды строгих дыхательных упражнений и последующий контроль дыхания могут каким-то образом способствовать мистическому сексу.
Читателям говорят: не приступайте к упражнению, тяжело дыша... дышите медленно... от диафрагмы... вдыхайте через нос... выдыхайте через рот... тихо произносите «Ом»... в такой-то и такой-то последовательности: вдох, задержка, выдох... выдерживайте определённый ритм... и кроме всего, занимайтесь, занимайтесь, занимайтесь!
Мы также находим бесчисленные трактаты по поводу типов дыхания, моделей, синхронизмов, техник, ритмов, регулирования, фазирования, тренировки и анализа, и все они полностью упускают следующий момент: дыхание – это всего-навсего хороший пример, чтобы продемонстрировать мистическое изречение: «Всё, что является спонтанным, лучше, чем умышленное».
Если мы просто расслабимся и посмотрим на своё собственное дыхание без усилий или попыток повлиять на него тем или иным способом, то заметим, что оно происходит естественно и единственно возможным правильным способом. Точно так же и с сексуальностью, и со всей нашей жизнью.
Техники и советы, касающиеся дыхания, страдают от того же недостатка, что и сексуальные рекомендации (и все они стремятся поучать). А именно: следуя советам, касающимся корректировки дыхания, человек обязательно предпринимает вынужденные действия, исключающие спонтанность, и препятствует тому, чтобы оно происходило естественно, от сердца (или, в данном случае, от лёгких).
Если мы представим себе жизнь как великую реку, которая несёт человечество, и не имеет значения, плывём мы по или против течения, спонтанность в этом случае означает следование неповторимому глубинному потоку, который струится изнутри каждого из нас. Мы продолжаем дышать, даже если мы принуждаем, влияем или препятствуем дыханию каким-либо образом; но будет лучше, если мы просто позволим ему происходить естественно. Чем меньше действий мы предпринимаем, чем меньше мы действуем намеренно, тем лучше.
Ещё важнее понимать, что лучший способ дышать или заниматься любовью интуитивно известен каждому из нас и что мы будем естественным образом проведены по правильному пути, если позволим себе сделать это, и тогда мы сможем увидеть «специалистов» и советчиков в новом свете. Ведь они стремятся установить внешние, официальные указания, правила и директивы для поведения, которое всё равно изначально существует в человеке на уровне инстинктов, они обучают людей тому, что им и без того известно. Их усилия, предпринимаемые, чтобы создать иллюзию авторитета, являются намерением политическим, методом для массового контроля поведения – а это уже принципиальная функция популярной теологии.
К таким широко распространённым ошибкам, касающимся прекращения дыхания, относится миф о мистической власти различных слогов, звуков и вибраций, иногда называемых мантрами. Традиционный мистицизм интересовался природой музыкального звука. Возможно, благодаря глубинным отношениям между арифметикой, геометрией и гармонической пропорцией, этот интерес также отразился в мистической архитектуре (именно поэтому Гёте называл геометрию «застывшей музыкой»).
Но мистический интерес к звуку и гармонии был неправильно интерпретирован многими исследователями. Вера в особые звуки, слова или фразы, которые даруют определённые предпочтительные результаты или силы тому, кто декламирует или поёт их, – это тип фонической магии, за которую хватаются массовые конфессии мира и которую мистические традиции категорически осуждают.
Такое использование мантр часто ассоциировалось с дыхательными упражнениями и с непосредственным регулированием дыхания. Даже заслуживающий доверия С.Б. Дасгупта (S.В. Dasgupta), ведущий авторитет в области индийской философии и религии, написал, что использование звуков или слогов
«не обозначает просто молитву или произнесение мантры; это обозначает, как и в школе мантра-йоги, йогический процесс контроля жизненного ветра (дыхания) с помощью мантр».
Но если дыхание в этом контексте не имеет ничего общего с произведением вдоха и выдоха, – увы, так же и использование слов или звуков в магическом смысле, будь то простое повторение их или определённым образом согласованное с вдохами и выдохами – это всего лишь суеверная фантазия, которая содействует общему неверному пониманию мистицизма. Аминь.
Существует множество достойных поводов для молитв, пения, бормотания или высвистывания мантр, песен, арий, прибауток, стихотворений или ассонантного джазового пения, такого, как «скэт». Кто-то может пожелать делать это для достижения успокаивающего, расслабляющего эффекта; для увеселения или развлечений; просто ты чувствуешь, что хочешь это делать, или по любой другой причине или комбинации причин, или без причины – иногда это просто начинает с тобой происходить.
Есть своё место и для дыхательных упражнений, будь то аэробика, диафрагматика, гипер-, гипо- или любой другой режим вентиляции дыхательных путей. Человек может решить заниматься дыхательными упражнениями для того, чтобы лучше петь, уменьшить вес, снять стресс, усилить свою сердечно-сосудистую систему – и я сердечно рекомендую для этого все виды упражнений и физического тренинга. Но в звуках и в дыхании нет ничего такого, что способствует мистическому сексу или изменённому состоянию сознания.