Мистический опыт как свобода или соединение
Кроме того, мистический опыт описан с точки зрения обособленности и взаимосвязанности, иногда как единство, иногда как свобода. Например, его уподобляли поглощению, погружению, настоящему слиянию, считали, что он соединён со Вселенной (или с Богом), что он обладает космическим сознанием, связан, как «младенец и грудь у его рта» или как «чашка и губы».
Или это, напротив, освобождённое, неограниченное, обособленное, внеличностное, где устранены все условные свойства. Французский романист Стендаль писал: «Высшая сила, которой я страшусь, вынула меня из себя и рассудка». (Первоначально слово «экстаз» восходит к выражению «находиться вне» тела.) Как объединяющая сила, разрушая барьеры обыденности, мистический опыт позволяет комбинировать противоположные термины, как понятия в выражении «ослепительная тьма».
В своей «Метафизике секса» Юлиус Эвола, возможно ведущий итальянский писатель этого века, интересующийся мистицизмом, утверждает: «Вот ключ ко всей метафизике секса: От Двойственности к Единству». Слияние противоположностей, ещё одна важная тема мистицизма, означает, что противоположное, даже «ты» и «я», объединяются, сочетаются и соединяются, потому что мысленные различия, разделяющие понятия, испаряются, когда перестаёшь думать и оценивать, погружаясь в трансцендентальное состояние.
Через такое совершенно непосредственное восприятие во время любви происходит бесспорное, несомненное слияние с сексуальным партнёром, имеющее не только символическое значение единства человека со Вселенной, но и буквальное. Нас заставляют осознать, что мы есть одно с космосом. Отсюда комментарий Эриха Фромма в его «Искусстве любви»: «Эротическая любовь начинается с разделённости и заканчивается единством».
Мистический опыт как религиозный
Ещё мистический опыт выражался посредством того, что мы считаем религиозным в обычном смысле, – состояния святого, священного, экзальтированного, высшего; состояния некоего астрального света, общности с Господом, предвидения абсолютного; молитвы или поклонения. Психолог Абрахам Маслоу в книге «Религии, ценности и высший опыт» пишет: «Моменты высшего опыта, какими бы натуралистичными они ни были, можно перечислить под заглавием «Религиозные события». Во всяком случае, в прошлом они считались только религиозным опытом». В таком случае, мистический секс есть глубоко любовный религиозный опыт.
Это описание не соответствует фрейдистскому представлению о том, что религия – это просто подавленная сексуальность. Скорее, говоря словами Алана Уотса, американского философа 60-х годов нашего века, «мифология не сексуальна, но сексуальность мифологична, поскольку союз полов предвосхищает преодоление двойственности, раскола, при котором опыт человека делится на предмет и объект, себя и других».
Мистический опыт и любовь
И наконец, о мистическом опыте говорили словами любви. А влюблённость описывалась часто теми же словами, что и мистический опыт. Когда человек влюблён, он «не ходит, а летает», налагаемые эго ограничения растворяются, двое любовников ощущают себя как единое целое, как если бы их союз был заключён на Небесах. Их состояние ума абсолютно не походит на ежедневное сознание, которое, кажется, знакомо каждому. «Некоторые считают это безумием», – сказал Плутарх. Для Платона влюблённость была «божественным бредом». К тому же, влюблённость практически всегда сексуальна или имеет доминирующий сексуальный компонент.
Автор книг по психиатрии М. Скотт Пек пошёл ещё далее в книге «Самая нехоженая дорога» и смело заявил: «Опыт влюблённости – это особым образом сопряжённый с сексом эротический опыт... сознательно или несознательно мотивируемый сексуально».
Влюблённые провозглашают: «Я тебя люблю! Я очарован тобой. Я хочу с тобой соединиться, обладать тобой, хочу вечно пребывать в твоих объятиях». Как романтично! Отнюдь не случайно совпадение: рыцарство и литература о романтической любви, созданная трубадурами на юге средневековой Франции, отражала неогностический мистицизм, который использовал традиционные мистические темы.
Таким образом, сейчас уже можно сказать, что любовники, участвующие в мистическом сексе, влюбляются друг в друга, по крайней мере на время. Они могут и не любить друг друга до или после того, как были близки. Они могут быть почти не знакомы или знать друг друга слишком хорошо. Но, поскольку они постигают мистический опыт вместе, во всяком случае в эту минуту – или этот час – они могут познать чувства любви.
Конечно, существует разница между влюблённостью и мистическим сексом. Пара может быть влюблена друг в друга и иметь посредственную половую жизнь. Пара может заниматься мистическим сексом, но в другом отношении не быть влюблённой. Более того, хронические, частые, неуправляемые влюблённости могут служить симптомом расположенной в их основе эмоциональной проблемы. Таким же симптомом является сексуальная неразборчивость, идёт ли речь о мистическом сексе или нет. Однако связь между мистическим сексом и влюблённостью глубока и может иметь далеко идущие последствия для брака или отношений.
И наконец, эти категории и различные способы, которыми стараются передать мистический опыт, перепутываются и употребляются несколько неразборчиво, часто подменяя друг друга. Можно услышать о состоянии «свободы от ограничений и запретов», «вне физического мира», «в глубинной вибрации и экзальтации», и всё это одновременно. Джулано Креммерц во «Введении в магию» использовал разнообразные описания, говоря о мистическом опыте, применяемом к половой любви:
«Любить и желать друг друга... в состоянии экзальтации, которое продолжается без опасения перед возможными головокружительными зонами. Вы испытаете чувство настоящего слияния; вы чувствуете свою партнёршу на всём протяжении вашего тела, это не физический контакт, но таинственный союз, который помогает вам ощутить каждую её точку и пронизывает её, словно опьянение, овладевающее вашей кровью. В конце концов вы оказываетесь у порога экстаза».
На практике мистический опыт имеет отношение к целому спектру чувств, как и сексуальное возбуждение. Он может быть слабым или интенсивным и каждый раз кажется другим. Но, хотя мы только учимся наблюдать и изучать его объективно, для каждого из нас он остаётся единственно мерной личной реальностью. Это состояние сознания реально и достижимо, и наилучшим образом постигается, как утверждают многие мистические традиции, через сексуальную близость.
Но как приходят к мистическому сексу, к любви, приводящей к этому изменённому состоянию сознания? Никакое описание музыки не сможет помочь нам услышать настоящие звуки; но нотная запись музыкального произведения поможет воспроизвести звуки, и тогда мы услышим. Точно так же, хотя никакое описание мистического опыта не передаёт настоящего чувства, мистическая литература обеспечила нас тремя основными, указаниями относительно того, как достигать трансцендентальных ощущений: «Удерживай семя, сдерживай мысль, затаи дыхание». Эти предписания, рекомендующие вневремённость, медитативное состояние разума и спонтанность, характеризуют мистический секс. Указания, которые позволят нам получить мистический опыт через секс, являются предметом разговора в последующих трёх главах.