Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

1. Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить.

2. Человек, не имеющий соответствующей эмоцио­нальной пищи, как автомобиль, который заправляется не тем горючим, быстро изнашивается, двигается с медленной скоростью по жизни, его часто приходится «ремонтировать» во время многочисленных болезней.

3. Каждый человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Руководители, педагоги, воспитатели, родители, можно ли кричать на своего подопечного? Можно. Но тогда не стоит ждать от него хорошей работы. Довольно час­то утренние производственные совещания проводятся на фоне ругани и оскорблений, в результате к работе люди могут приступить лишь через полтора-два часа после него.

4. Если вы все же не сдержались и обругали партне­ра, то для того, чтобы его работоспособность восстано­вилась, вам надо его похвалить. Сколько раз? Это не­трудно вычислить, вспомнив соотношение положитель­ных (35 %) и отрицательных (5 %) раздражителей. Итак, похвалить надо 7 раз! На это уходит много времени. Умные педагоги и начальники не кричат на подчинен­ных. Вы можете спросить: «А если я не буду ругать их, то где же они получат отрицательные эмоции?» Не вол­нуйтесь! Где-нибудь в другом месте. У нас еще не так много психологически подготовленных людей. Зато к вам начнут тянуться люди.

На одном из совещаний я как-то заметил, что волевой руководитель – глупый руководитель. Если бы он мог хорошо мыслить, он уговорил бы своего подчиненного, убедил бы и тем самым создал бы у него положитель­ную эмоцию.

А для чего нужны отрицательные эмоции? Если их не чрезмерно много, они стимулируют нас, заставляя искать новые решения, подходы, методы. Ведь отрицательные эмоции возникают тогда, когда наша деятель­ность не дает нужных результатов. Отрицательные эмо­ции играют такую же роль, как углекислый газ в про­цессе дыхания. Он стимулирует вдох. Для дыхания не­обходим кислород (положительные раздражители), уг­лекислый газ (отрицательные раздражители) и азот (эмо­ционально нейтральные раздражители). Но если доля углекислого газа становится больше, мы говорим об эко­логической катастрофе. Если же не соблюдено соотно­шение положительных и отрицательных эмоций, наблю­дается психологическая катастрофа. Изучая эмоцио­нальную жизнь больных неврозами, психосоматически­ми заболеваниями (инфаркт миокарда, гастрит, колит, язва желудка, бронхиальная астма и др.), я убедился, что все они задолго до развития заболевания жили в состо­янии психологической катастрофы, т. е. в их жизни было мало интереса и радости, зато в избытке – тре­воги, страха, раздражительности и тоски. Отрица­тельные эмоции необходимы, но, как перец в пище, в небольшой дозе.

Для чего же нужны эмоционально нейтральные раз­дражители? Если эта книга окажется для вас интерес­ной, ее относительная дороговизна придаст ей допол­нительную прелесть, усилив впечатление от ее содер­жания. Вы читали ее с большим вниманием, чем чита­ли бы копеечную брошюру. Итак, вы полностью погло­щены книгой, вы уже поняли, что навыки, которые в ней описаны, сделают вас счастливее и богаче. Но если окружающая обстановка нейтральной не является, воз­никает дискомфорт. Роль нейтральных раздражителей такая же, как балластных веществ в питании.

Если обычные раздражители повседневной жизни становятся эмоционально значимыми, развивается не­врастения. У меня наблюдалась одна женщина, которая не выносила даже малейшего беспорядка. Начать шить или читать книгу она могла лишь в том случае, если в доме идеальная чистота. Но когда она ее добивалась, на чтение или шитье сил уже не было. Через некоторое время у нее на этой почве возник сексуальный конфликт с мужем: она не могла лечь в постель до тех пор, пока не сделает все дела по дому.

Надеюсь, я убедил вас в том, что к эмоциональной диете следует отнестись серьезно. А теперь более по­дробно рассмотрим положительные эмоции.

Положительные эмоции

Интерес

Их всего две: интерес и радость. Они проявляются в выраженном виде в творческом труде и в любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость яв­ляется как бы наградой за успехи в труде. В любви же наоборот: для того, чтобы извлечь большую радость, надо немного потрудиться.

Интерес – наиболее часто испытываемая положитель­ная эмоция. Заинтересованный человек выглядит так, как будто он прислушивается или присматривается. Интерес, как указывает американский психолог К. Изард, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта.

Интерес способствует развитию последнего и по­зволяет индивиду заниматься какой-либо деятель­ностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овла­дел. Это единственная эмоция, которая позволяет вы­полнять повседневную работу должным образом. Ин­терес помогает завязывать и поддерживать дружеские отношения, а также сохранять брачный союз. Если супруги интересуют друг друга как личности и как сексуальные партнеры, то их брак счастливый. Но следует отметить, что интерес возбуждается незнако­мым. Поэтому муж и жена должны постоянно ме­няться, причем в лучшую сторону, т. е. необходим по­стоянный личностный рост.

Вот как оценивает значение интереса известный пси­холог Ф. Томкинс: «Интерес является необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятия, но и для поддержания бодрствования. Действительно, бессонница может возникнуть не только при беспокоящем отрицательном чувстве, но и устойчивом интенсивном возбуждении. Без интереса мышление было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так об­ширны, что отсутствие интереса угрожает развитию ин­теллекта не в меньшем мере, чем разрушение ткани мозга (выделено мною. – М.Л.). Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса».

Прочитайте эту цитату еще раз и запомните:отсутст­вие интереса разрушает мозг! Без постоянного интереса не может возникнуть представления об объекте со слож­ными свойствами.

Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Ребенок не может зани­маться предметом, которым не интересуется. «Он мо­жет запомнить факты, чтобы избежать позора пораже­ния, но такое обучение не будет эффективным. Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий под­ход в данной области, он должен быть глубоко захвачен ею, – пишет Изард, – а это может быть обеспечено силь­ным интересом. Если постижение глубин предмета ста­новится для ребенка жизненно необходимым, постоян­ное стремление выйти за пределы существующих знаний станет для него волнующим приключением». Продол­жительный прогресс возможен лишь там, где действия стимулируются интересом и поиском.

Интерес играет важную роль в развитии творчества. «Творческая личность в состоянии вдохновения утра­чивает прошлое и будущее, – писал психолог А. Маслоу, – живет только в настоящем. Она полностью погружена в предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий».

А. Маслоу говорит о двух фазах творчества: первич­ной и вторичной. Для первой характерны импровизация и воодушевление, а также интенсивный интерес. Вторая – разработка исходного вдохновения. Эта фаза требует дисциплины и тяжелой работы. Практически все люди пережили первую фазу, но не у всех хватило сил для вто­рой. Прошло время, и выяснилось, что кто-то другой воплотил его идею в жизнь, прославился и получил ма­териальные блага. Многие утешают себя тем, что они еще раньше пришли к этой идее. Не стоит этого делать! Маслоу указывал: «...взлеты и вдохновение дешева сто­ят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы». Пос­ледняя очень часто сопровождается разочарованием, подавленностью. И только сила устойчивого интереса позволяет их преодолеть.

Эмоция интереса сопровождается оптимальным функционированием всех органов и систем. Человека, испытывающего интерес, можно сравнить с автомоби­лем, который со скоростью 90 км в час едет по гладкой дороге, что приводит к минимальным расходам топли­ва, снашиванию ходовой части и максимальному пробе­гу. Однако и у него есть недостаток. При длительном устойчивом интересе можно «загнать» себя. Вспомни­те, как с неослабевающим интересом вы могли всю ночь читать захватывающий детектив, не чувствуя сонливос­ти. Но ведь на другой день продуктивность вашей рабо­ты снижалась. И хотя вам сейчас и интересно, но уже полночь, идите спать. А завтра мы поговорим о второй положительной эмоции.

Радость

Радость нельзя вызвать произвольно. Это не пере­живание, за которым можно гнаться и которого можно добиться. Достигнутый успех не всегда приводит к ней. Мои читатели, когда вы окончили школу, было ли у вас чувство радости? А когда окончили институт? У мно­гих, верно, возникло чувство облегчения, а может быть, и тревоги: «Что будет дальше?» Нередко и повышение по службе сопровождается не радостью, а страхом перед новой ответственностью и поражением. Но как вы были рады, когда, тяготясь одиночеством в чужом городе, неожиданно встретили малознакомого вам человека, с которым практически не общались дома! И сразу на лице появилась улыбка радости.

Радость – не чувство удовольствия, не веселье, хотя она может быть связана с последним. В наиболее чис­той форме радость – это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, ко­торое производилось не с целью получения выгоды (ра­дость – побочный продукт).

Гимн радости пропела К. Изард: «Радость характе­ризуется чувством уверенности и значительности, чув­ством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с труд­ностями и наслаждаться жизнью. Радость... сопро­вождается удовлетворенностью окружающим и всем миром».

Некоторые ученые считают, что на другом полюсе радости находятся боль, страх, страдание. Как указы­вает Томкинс, радость возникает тогда, когда уменьша­ется стимуляция нервной системы. Когда малыша под­брасывают, у него возникает страх, а когда ловят – чув­ство радости. Люди, которые не могут испытывать чув­ство радости напрямую от интересного творческого тру­да, выбирают профессии, связанные с повышенной опас­ностью (альпинисты, монтажники, высотники, моряки и т. п.). Когда им удается избежать опасности, у них воз­никает чувство радости.

Многие невротичные натуры получают радость, видя чужие страдания. Для того чтобы ближе наблюдать их, они готовы оказать бескорыстную помощь. Часто эти люди сами неблагополучны. Их девиз: «Для себя ниче­го не могу сделать, а за другого глотку перегрызу». О таких людях писал Ф. Ницше: «Сострадательные нату­ры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способ­ные одновременно и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, они не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое не­удовольствие» .

Как-то я консультировал одного физика, который в это время оформлял свою докторскую диссертацию. В работе был ряд принципиально новых и, естественно, спорных положений, по поводу которых он советовался со своим другом-неудачником, которого ценил как хорошего математика. Последний довольно активно интересовался его работой, давал массу советов, при­нятие которых требовало практически полной переделки рабо­ты. Каждая беседа с ним у моего подопечного вызывала массу сомнений, мучительные переживания, бессонницу, головные боли, подъем артериального давления и пр. Я посоветовал ему прекратить контакты с математиком и строить работу по свое­му плану. И действительно, дело пошло веселее, диссертация была завершена. Математик стал просить почитать ее и очень удивился, когда ему в этом отказали. Мой подопечный разъ­яснял другу, что переделывать работу он не собирается, а поскольку ценит его мнение, то не хочет лишний раз рас­страиваться и переживать будет одян раз – после провала. Работу же даст ему сразу после защиты. Прошло около года, прежде чем она состоялась. То он дело математик выражал желание почитать диссертацию, используя для этого всяческие предлоги.

А теперь отгадайте, сколько раз он просил работу после ус­пешной защиты. Правильно. Ни разу! Он даже отказался взять ее, когда ему это предложили. Ф. Ницше же говорил:

«Сорадость, а не сострадание создает друга».

Ученые утверждают, что очень трудно говорить о причинах радости, поскольку ее переживание не обяза­тельно следует из какой-то ситуации или действия. Это скорее побочный продукт правильно организованной деятельности. Радость может возникать от упражнений, улучшающих физические возможности, при еде, питье, которые удовлетворяют голод и жажду, или вследствие чего-то, что уменьшает гнев, отвращение, презрение, страх или стыд. Но самое главное – радость появляется на различных этапах творческой работы, при откры­тии, при завершающем творческом достижении и при триумфе.

Радость может возникнуть при узнавании чего-то знакомого. Для радости это то же самое, что новизна для интереса. Знакомые и друзья обновляют ваш инте­рес к себе, проявляя себя с новой стороны, а это приво­дит к более глубокому узнаванию человека, приносяще­го радость. В длительной дружбе и любви этот цикл про­должается до бесконечности.

Поэтому всякий раз, когда в нас появляется веселость, мы должны идти ей навстречу; она не может появиться не вовремя. «...Что нам могут дать серьезные занятия – это еще вопрос, тогда как веселость нам при­носит непосредственную выгоду». Следует только из­бегать той радости, которую ученый Шехтель назвал магической. Во время этого кратковременного пере­живания все обещает быть прекрасным и совер­шенным. Происходит «магическая трансформация мира». Человек, испытывающий магическую радость, рассматривает удовлетворение желания не как результат собственных усилий, а как подарок судьбы. Он ведет себя так, будто все его желания уже стали действительностью. Это положение иллюстрируется известным анекдотом, где мужчина, решивший, что он выиграет по лоте­рейному билету машину, вступил в конфликт со своим сыном по поводу того, кто и где будет сидеть в машине. Так как к согласию они не пришли, то папаша выгнал сына из машины и только потом вспомнил, что машины у них пока еще нет.

Поскольку при магической радости возникает чув­ство исключительности, подчеркивает Шехтель, оно мо­жет вызвать напряжение в отношениях с другими и чув­ство изоляции. Нам приходится видеть проявление этой магической радости у студентов, чувствующих себя уже докторами наук, у актеров, считающих себя звездами! Люди, стоящие в очереди за дефицитным товаром, час­то ведут себя так, как будто его уже приобрели. Если вдруг товар им не достается, они переживают это так, словно имели его и потеряли.

Реальная радость основывается не на пассивном предвосхищении событий. Она обнаруживается в лю­бой повседневной деятельности. Как гласит восточная мудрость, «задача каждого человека – прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». У некоторых людей весь процесс жизни связан с радостью. Они на­слаждаются уже тем, что живут. Такие люди идут по жизни более медленно и спокойно. Радость усиливает отзывчивость и, как считает Томкинс, обеспечивает соци­альное взаимодействие. Повторяющаяся радость увели­чивает устойчивость человека к стрессам, помогает ему справиться с болью, быть уверенным и мужественным.

Интенсивный интерес держит в напряжении. Неизбеж­ные барьеры, стоящие на пути к достижению целей, могут вызвать страх и гнев, неудачи и необходимость ловчить, приспосабливаться, стыд, чувство вины. Ра­дость же успокаивает человека.

Комбинация интереса и радости является основой любви. К человеку, являющемуся источником длитель­ного интереса и радости, развивается сильная привязан­ность. Радость окрашивает весь мир в более яркие крас­ки. Он видится сквозь розовые очки, а человек в радос­ти становится уверенным, устойчивым и великодуш­ным. Только от такого и можно принимать помощь. Ин­теллектуальная работа при наличии интереса сама по себе приносит радость. Но если возникает переутомле­ние, то замедление интеллектуальной работы, вызван­ное радостью, создает наиболее благоприятные условия для отдыха и восстановления сил.

Счастье – не синоним радости, но эти понятия тесно связаны. Счастливый радуется чаще, чем несчастный. Счастливые люди более успешны в жизни, уверены в себе, оптимистичны. Их действия последовательны, целенаправленны и результативны. Они получают удов­летворение от процесса труда, а не только от его резуль­тата, и радость от межличностных отношений, будь то дружба или любовь. Они более способны делать то, что должна делать нормальная личность по 3. Фрейду: лю­бить и работать. Переживая радость, люди наслаждают­ся мигом, а не критикуют его.

Что же мешает радоваться? Устаревшие правила и инструкции, иерархизированные отношения между людьми, догматизм в отношении воспитания детей и секса. Все то, что Э. Берн называет Родителем.Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреж­дений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.

Есть два пути: один путь — приспособить к себе мир, переделав его и перевоспи­тав всех людей. Это путь в никуда. По нему идут все невротики. Они готовы переделать всех и вся, но только не себя. Второй путь – приспособиться к миру и пере­делать себя. Это путь здоровья. Можно избегать холода, жары, поднятия тяжестей, а можно закаляться, трени­роваться и получать удовлетворение от тех же факто­ров. Можно отгородиться от людей и не испытывать их «уколов», а можно обучиться технике общения и полу­чать радость от него.

Наши рекомендации