Восстановительного обучения и его основные принципы.
С нейропсихологической точки зрения, рассмотрение различных патологических синдромов, относящихся к высшей психической деятельности, проясняет целый ряд сложных диагностических, лечебных и реабилитационных вопросов. Это способствует укреплению взаимопонимания между специалистами, участвующими в комплексной реабилитации больных, выработке единого терминологического языка, методологических подходов к комплексному лечению больного.
Нарушения психических функций принято обозначать как психические дизонтогении. Они изучаются в рамках разных дисциплин: психиатрии, неврологии, патопсихологии. Однако дизонтогении являются также предметом нейропсихологии. Отличительной чертой традиционного нейропсихологического подхода к проблеме является то, что в нем рассматриваются нарушения тех ВПФ, дефекты развития или потеря которых не приводят к изменениям сознания и слабоумию в психиатрическом смысле этих состояний. Нейропсихология понимает расстройства ВПФ как дисфункции, протекающие на фоне относительно сохранной ориентировки в окружающем и в своем состоянии. Следует отметить, однако, что в настоящее время нейропсихология выходит за рамки своей традиционной компетенции. Так, например, имеются серьезные попытки с точки зрения нейропсихологии осмыслить мозговые механизмы психических заболеваний, в результате чего складывается новая, чрезвычайно продуктивная научная дисциплина — нейропсихиатрия.
Основное внимание в современной нейропсихологии уделяется следующим видам патологии ВПФ:
1. Нарушения неречевых ВПФ, обусловленных локальнымипоражениями какой-либо определенной зоны мозга. К ним относятся различные виды агнозии, апраксиии апрактоагнозии(сочетание апраксии и агнозии), модально-специфических видов памяти, внимания, мышления.
2. Нарушения речевой функции, обусловленные локальными поражениями мозга (афазия).
3. Нарушения речевой и неречевых ВПФ, обусловленные диффузными поражениями мозга (различного рода дегенеративные, объемные процессы, сосудистые расстройства, нейроинфекции и т.п.).
Причины, приводящие к нарушениям ВПФ, принято делить на органические и функциональные. Хотя на сегодняшний день критерии такого деления подвергаются пересмотру, такое деление для практических целей остается широко употребляемым.
У взрослыхнарушения ВПФ органического генезавыступают в виде:
1. Последствий мозговых инсультов (нарушений мозгового кровообращения).
2. Черепно-мозговых травм.
3. Опухолей мозга и хирургических вмешательств по поводу их удаления.
4. Первично-атрофических (Альцгеймер, Пик).
5. Дегенеративных процессов (рассеянный склероз, болезнь Паркинсона).
Нарушения ВПФ функционального генеза у взрослыхносят в основном стрессогенный или психогенный характер (расстройства адаптации, невротические состояния и неврозы, соматоформные вегетативные дисфункции). Здесь может иметь значение длительное пребывание в стрессогенной или психогенной среде или же одномоментные шоковые состояния по разным поводам. Второй группой функциональных нарушений являются трудности реализации психических процессов вследствие эндогенных факторов, не приводящих к очаговому изменению нейронной ткани, а преимущественно связанных с нарушением межполушарного баланса (БАР и шизофрения).
В связи с развитием диагностических методов и выявлением большого числа нарушений деятельности мозга (особенно в период ВОВ) стали подниматься вопросы нейропсихологической реабилитации, которые окончательно оформились в новое направление с середины 60-х годов. Большое внимание на первом этапе уделялось восстановлению выраженных форм агнозий, афазий, счета и других интеллектуальных операций, препятствующих нормальному функционированию человека в обществе. В более поздние периоды акцент стал перемещаться на скрытые формы нейропсихологической патологии, которые опосредованно влияют на неполноценность формирования модели мира, а на ее основе и неполноценного выбора, прогнозирования и регуляции поведения. На современном этапе внимание уделяется не только нарушенным функциям, но и недоразвитым или замедленным в своем развитии, что привело к возникновению наряду с восстановительным и коррекционного метода.
Различное понимание локализации сложных психофизиологических процессов в коре головного мозга привело в историческом аспекте к неодинаковым взглядам на возможность восстановления нарушенных функций путем их компенсации.
Узкие локализационисты не могли прийти к иному выводу, как признание того, что радикальные поражения мозговых «центров» должны вести к некомпенсируемым дефектам; поэтому факты наступающей компенсации оставались для всех, придерживающихся подобных теорий, труднообъяснимыми явлениями. С принципиально близкими трудностями встретились авторы, исходившие из идей антилокализационизма. Рассматривая всю массу коры головного мозга, выходящую за пределы первичных, проекционных зон коры, как однородное «ассоциативное» или «интеграционное» поле, эти исследователи склонны были думать, что поражение этого поля в любом участке ведет к принципиально одинаковым последствиям. По их мнению, эффект такого поражения (тем более выраженный, чем большая масса мозга подвергается удалению) неизбежно ведет к общему нарушению ассоциативной (замыкательной) деятельности коры, общему обеднению навыков, к тому, что устранение большой массы мозга «снижает поведение на более примитивный уровень», ведет к «распаду высшего, категориального поведения». Возможность компенсации дефекта в этих случаях чаще всего оценивалась очень скромно, и даже самые крупные авторы приходили к мысли, что единственной формой помощи больным с такими поражениями мозга является создание для них новой, упрощенной среды, требования которой были бы адекватны их дефектам.
Однако упомянутые концепции не могут считаться правильными. Современная психология знает, что сложные формы психологических процессов (которые лишь условно назывались «психическими функциями») не являются непосредственным отправлением того или иного участка ткани, но представляют собою сложные формы деятельности, радикально меняющие свою структуру по мере развития, и уже по одному этому их центральные механизмы не могут быть соединены с постоянными, узко ограниченными «центрами» мозгового аппарата.
В то же время клинике хорошо известно, что вся масса непроекционных зон коры больших полушарий отнюдь не является однородной, и поражения передних и задних отделов, правого и левого полушария вызывают совершенно разные симптомы. Именно в силу этого локальные поражения, расположенные в различных участках коры большого мозга (архитектоника которой сейчас хорошо известна), ведут к функциональным выпадениям, тяжесть которых совершенно не пропорциональна массе пораженного вещества. Маленький очаг в зоне Брока или в нижней теменной области левого полушарий может привести к неизмеримо большим изменениям в функциях, чем большой очаг, расположенный в правой височной области. Известно, наконец, что чисто количественные определения вообще не могут отражать последствия локальных мозговых поражений. Каждый очаг непосредственно выводит из работы ту или иную предпосылку функциональной системы, иначе говоря, имеет «функциональную топику», от которой зависят его последствия, и если одни очаги действительно ведут к нарушению сложных «абстрактных» мотивов, то другие оставляют эти высшие формы поведения совершенно незатронутыми, хотя и приводят к отчетливому разрушению ряда специальных операций.
Эти факты свидетельствуют о том, что вопрос о «локализации функций» в коре головного мозга и о возможных путях компенсации дефекта чрезвычайно сложен, что и заставляет искать новые пути для его разрешения. Головной мозг человека является аппаратом, позволяющим осуществлять гораздо более сложные функциональные связи, чем это имеет место у животных. Часть из них возникла еще на ранних этапах филогенеза, Другая чисть (например, предметная деятельность, речь) сложилась в процессе общественно-исторического развития. Субстратом их являются иерархически организованные нейрональные структуры, каждая из которых особым образом участвует в осуществлений той или иней деятельности.
Работы по сравнительной неврологии разных уровней нервной системы, с одной стороны, и цитоархитектонические и клинические исследования последних десятилетий, с другой, показали всю сложность построения этих систем мозговой коры человека и дали возможность сформулировать некоторые общие принципы их работы. Мы знаем, что проекционные зоны коры головного мозга составляют лишь очень небольшую часть всех функциональных систем мозговой коры. Своеобразие этих аппаратов заключается в высокой специфичности их нейронных структур, которые служат проекцией в мозговой коре той или иной рецепторной или эффекторной системы. Поэтому поражение той или иной проекционной зоны мозговой коры ведет к необратимому выпадению определенной, четко ограниченной функций в узком смысле этого слова (например, функции зрения, кожной чувствительности, двигательных импульсов и т.п.); обычно эта функция после разрушения соответствующего участка коры уже не восстанавливается, и ее компенсация возможна лишь в очень узких пределах.
Эти первичные образования мозговой коры входят как обязательные компоненты в построение сложных функциональных систем, составляя их рецепторное или эффекторное звено. Поэтому совершенно очевидно, что при разрушении этих первичных зон выпадает собственная функция того или иного органа, но все те сложные афферентные синтезы, которые направляли работу этого органа еще не исчезают. Соответствующие высшие кортикальные аппараты остаются неповрежденными, и больной может легко осуществить данное действие, перенося его с поврежденного органа на здоровый. Вот почему больной с парезом руки может относительно легко переключиться на выполнение действия другой рукой, больной с частичным выпадением поля зрения начинает пользоваться оставшимся полем зрения и т.п.
Проекционными зонами мозговой коры не заканчивается, а только начинается организация афферентных и эффекторных процессов, которые участвуют в регуляции сложных функциональных систем человеческой деятельности. Существенная роль в этой регуляции принадлежит ряду более сложных вторичных и третичных корковых зон, выходящих за пределы проекционных зон. Поражение этих зон («ассоциативных») никогда не приводит к однородным результатам и вызывает совершенно неодинаковую структуру распада функциональной системы, в зависимости от того, какую роль играет выпавший участок в интеграции стимулов. Если при поражении первичных зон всегда страдает лишь двигательная или рецепторная компонента той или иной системы, то при поражении интегративных полей нарушается одна из предпосылок, необходимых для создания синтетического афферентного поля, поэтому в той или иной степени страдает вся система. Этот распад системы может быть компенсирован различными путями в зависимости от особенностей поражения.
Современная наука о нейропсихологической реабилитации ВПФ включает изучение следующих вопросов:
· Патогенез дефекта – следует понимать совокупность причин и следствий, действия которых в каждый определенный момент определяют сущность организма и болезни. Патогенез, как и любое другое явление объективного мира, обладает способностью самодвижения. Основное противоречие, определяющее движение патогенеза, - это противоречие между повреждающими организм действием этиологических факторов и патологических реакций (механическое повреждение, объемные процессы, сосудистая патология) и действиями саногенетических реакций. Данное противоречие реализуется через баланс полезных приспособительных (компенсаторных) результатов функциональных систем и результатов действия патологических систем. Соотношение реактивности организма, определяемое конституциональными факторами, и повреждающих воздействий, позволяет судить о возможностях восстановления тех или иных психических процессов.
· Психофизиологические механизмы нарушений – как известно, результат действия любой ФС – это удержание в определенных пределах или изменение показателя функций организма с целью поддержания из оптимальности для приспособительных (адаптивных) реакций. Любое отклонение параметров гомеостаза от оптимальной величины – это не только результат взаимодействия этиологического фактора и организма, но и следствие несостоятельности срочной (аварийной) компенсации. Аварийная компенсация – это генетически детерминированная реакция систем регуляции, которая мобилизует аппараты регуляции и эффекторы для восстановления оптимальных величин параметров полезных приспособительных результатов, которые патологически изменились в результате взаимодействия организма и этиофактора. Ради реадаптации избирательная мобилизация регуляторных, а также исполнительных аппаратов происходит на всех структурно-функциональных уровнях. Таким образом, результат становится системообразующим фактором. Поэтому иначе норму ФС можно обозначить, как системообразование для достижения полезного приспособительного результата. В настоящее время накоплен богатый материал о конкретных механизмах психической деятельности в норме и патологии, который позволяет уверенно говорить о том, что психика – есть результат интегральной деятельности целостного организма. При этом одним из принципиальных механизмов деятельности мозга является нейрохимический, реализуемый посредством функционирования синапсов. Качественные, количественные, динамические характеристики нейротрансмиттеров, нейромодуляторов и других эндогенных БАВ а также психоактивных соединений экзогенного происхождения, в том числе и синтетические, могут оказывать влияние практически на все ПП и формировать психическое состояние в целом.
Кроме того, выраженное влияние на психику оказывает аффекторная сигнализация как о факторах внешней среды, так и о состоянии внутренней среды, висцеральных систем, ОПА. Недостаточная афферентация обусловливает дефициты и в реализации ВПФ, а полная сенсорная депривация достаточно быстро приводит к распаду ПД. Следует помнить, что на деятельность мозговых структур значительное влияние оказывает и вегетативное обеспечение – в первую очередь, региональная гемодинамика. С ней связаны внутричерепное давление, доставка кислорода, питательных веществ (главным образом, глюкозы), БАВ, а также удаление промежуточных и конечных продуктов метаболизма, поддержание постоянства внутренней среды (цереброспинальной жидкости), в том числе и температурного режима.
Поэтому при оценке повреждающего воздействия следует учитывать всю совокупность нарушений функционирования на всех основных уровнях реализации психических процессов (нейрохимический, нейрофизиологический, нейропсихологический).
Можно выделить следующие основные механизмы нарушений нормального системообразования:
1. Дефицит энергии и массы в основных компонентах ФС (афферентации, эффекторов и регуляции) вследствие повреждающего фактора или как результат патологических реакций организма в ответ на результат данного воздействия. Проявляется тремя видами нейропсихологических расстройств: первичными локальными симптомами (агнозии, апраксии, афазии), модально-неспецифические нарушения ВПФ (количественные) вследствие изменения генерализованных процессов неспецифической активации, модально-неспецифические расстройства селективности, избирательности протекания психических процессов, а также нарушения произвольной организации психической деятельности и ее речевой регуляции вследствие локальных избирательных изменений биоэлектрической активности мозга.
2. Мобилизация патологической системы регуляторных, а также исполнительных аппаратов как причина расстройств ФС и невозможности образования систем компенсации, адаптации и саногенеза. Нередко организм не способен быстро элиминировать последствия воздействий на него этиологического фактора. В таких случаях длительный сверхинтенсивный афферентный поток выступает фактором дизрегуляции, усиливаясь до патогенного уровня. Включается механизм физиологической инактивации морфологически сохранных структур, который заключается в развитии «парабиотического торможения». Это по отношению к реализации ВПФ является примером патологической регуляции, поскольку затормаживание на физиологическом уровне препятствует адекватному функционированию на уровне психическом.
3. Вторичные по отношению к дефициту результата определенной ФС расстройства других ФС, в свою очередь обусловливающих дополнительные дефициты. Примерами могут служить нейроциркуляторные дистонии с кардиальным, астено-невротическим, вазомоторным (церебральным) синдромом и с синдромом респираторных расстройств, включая больных с нейропсихической формой бронхиальной астмы, которые первично приводят к нарушению вегетативного баланса (искажению биоритмологических закономерностей в кардиоритме, дыхании и т.д.) и к вероятному нарушению внутри- и межцентрального баланса основных нервных процессов (активации и торможения), что вторично влияет на изменение нейродинамических параметров психической активности.
· Психологическая структура нарушений – учет уровневой организации ПФ, соотношения первичных и вторичных дефектов, модально-специфических компонентов и неспецифических расстройств, определение сохранных функций. Особое значение имеет учет взаимосвязи нарушений когнитивного и аффективного компонентов в процессе реализации интеллектуальной деятельности.
· Клиническая картина течения заболевания – важно в связи с тесной взаимосвязью физиологических ФС с психологическими ФС, для сочетанного и адекватного применения фармакологических средств и восстановительного обучения.
Анализ перечисленных выше вопросов позволяет расшифровать механизмы компенсации функций ЦНС и подойти к фундаментальным процессам пластичности и интегративной деятельности мозга в теоретическом плане, а на практике – непосредственно организовать процесс восстановительного обучения, разработать функциональные методы коррекции и реабилитации человека.
В силу перечисленных особенностей поражения, а также в зависимости от локализации, объема и ряда других факторов в настоящее время выделяют следующие виды восстановления ВПФ:
1. Восстановление функций путем растормаживания
2. Восстановление функций путем викариата
3. Восстановление функций путем перестройки функциональных систем
4. Восстановление с применением фармакотерапии
5. Спонтанное восстановление ВПФ