Нарушения мышления при локальных поражениях головного мозга.
Описательное определение мышления, исходящее из внешней его стороны, это активная психическая деятельность, направленная на решение определённой задачи. Содержательно мышление в научной психологической литературе рассматривается как опосредованное аналитико-синтетическими операциями и словом обобщённое отражение действительности в её существенных признаках, связях и отношениях.
В нейро- и патопсихологии описываются многочисленные варианты нарушения мышления. Чаще всего рассматриваются три их группы:
- нарушение операциональной стороны мышления (снижения или искажения процесса обобщения).
- нарушение динамики мышления (болезненная лабильность, ускорение темпа мышления, либо его инертность).
- нарушение личностного (или мотивационного) компонента мышления (разноплановость, резонёрство, нарушения критичности и саморегуляции и др.).
Несколько особняком от этой классификации стоят бред и навязчивые мысли.
А.Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушений интеллектуальной деятельности.
Левая височная область – на фоне сенсорной или акустико-мнестической афазии грубо нарушаются те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей. Эти трудности возникают и в неречевых операциях, если требуется удерживать в памяти вербальный материал. Частичная компенсация этого мыслительного дефекта возможна только с опорой на зрительные образы.
Теменно-затылочные отделы – выпадение оптико-пространственного фактора приводит к дефектам пространственного анализа и синтеза отдельных элементов группы. Страдает гностическая сторона мыслительной деятельности.
Премоторные отделы левого полушария – при их повреждениях страдает временная организация всех психических актов, включая и интеллектуальные, что выражается в изменениях динамики мыслительного процесса. Нарушается свёрнутый, автоматизированный характер интеллектуальных операций, свойственный взрослому здоровому человеку.
Лобные префронтальные отделы – их поражения сопровождаются нарушениями интеллектуальных процессов в широком диапазоне – от бессимпотомных случаев до грубых дефектов. Это нарушения порождения мыслительной деятельности, аномалии организации, программирования, а также регуляции протекания мышления.
Медиобазальные отделы лобной области – дефекты интеллектуальной деятельности сводятся к феноменам, производным от нарушений неспецифического внимания и памяти, распростроняющимся как на обработку невербальных, так и вербально-логических задач.
При подходе к процессам мышления с позиции межполушарной асимметрии можно вычленить следующие особенности. Патология со стороны правого полушария приводит к двум типам нарушений пространственного мышления:
– ошибкам при решении наглядно-образных задач, связанных с
дефектами зрительного восприятия или зрительной памяти, либо с односторонним игнорированием зрительного поля;
- нарушениям более высокого абстрактного уровня анализа пространства, то есть собственно пространственного мышления, дефектам непосредственных симультанных синтезов пространственных отношений.
Для повреждений левого полушария с точки зрения интеллектуальных процессов относительно (но не исключительно) характерны нарушения категориального анализа, опирающегося на вербальные операции.
Из представленных описаний видно, что при различных по локализации поражениях мозга возникают не диффузные, а специфические и системные нарушения интеллектуальной деятельности, обусловленные различными уровнями и сторонами мыслительного процесса. При поражении лобных систем мозга страдает более высокий (понятийно-смысловой) уровень построения операций, а при поражении теменно-затылочных – более низкий (образный), связанный с гностической стороной интеллектуальной деятельности. Второй фактор, определяющий степень нарушения мыслительных процессов, - это ослабление или утрата контроля за их протеканием, определяемые потерей целенаправленности, мотивационной стороны деятельности вообще /1/.
21. Нарушения мышления при диффузных поражениях головного мозга.
Существует большая группа «интеллектуальных» симптомов, обусловленных диффузными мозговыми изменениями, вызываемыми широким спектром факторов. К их числу относятся генетические отклонения, родовые и дородовые травмы, перенесённые в детстве тяжёлые инфекции и их осложнения, менингиты, энцефалиты, интоксикации и ряд других отрицательных экзогенных и эндогенных обстоятельств. Все они приводят к образованию дефекта мозгового вещества и изначально нарушают нормальное функциональное и личностное развитие ребёнка.
Наиболее распространённым последствием влияния указанных патогенных факторов оказывается врождённая или приобретённая в раннем детстве умственная отсталость различной степени. Принято выделять четыре степени умственной отсталости – лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую. Границы между ними не всегда могут быть определены с искомой степенью точности.
В лёгких случаях умственной отсталости обычно регистрируются только функциональные изменения со стороны работы церебральных структур. В грубых случаях со стороны детского мозга отмечаются такие органические предпосылки, как позднее его развитие по весу, уменьшенная площадь коры, неразвитость рисунка борозд и извилин и т.д.
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или её отдельных функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов, задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание созревания. В клинике органических заболеваний мозга задержка развития может быть результатом нарушенного функционирования частично повреждённых структур или структур, функционально с ними связанных. ЗПР нередко диагностируют как начальный этап прогрессирующих заболеваний.
Своеобразным вариантом недоразвития психических функций, который может возникнуть в результате наследственного дизонтогенеза или раннего очагового поражения мозга, речевых, премоторных и других зон, является психический инфантилизм. Он характеризуется сочетанием эмоционально-волевой, личностной незрелости при практически нормальном интеллекте. В психологическом портрете таких детей встречаются не соответствующая возрасту повышенная внушаемость, игровая направленность и стремление к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечность и безответственность. В этих качествах просматривается некоторый диссонанс между отстающими в функциональном становлении лобных участков мозга по сравнению с полноценно развивающимися, а порой и развивающимися в опережающем темпе других участков коры.
Среди детей значительно распространены лёгкие проявления недостаточности тех или иных компонентов психики, психомоторики и нейровегетативной регуляции. Эти расстройства известны как «минимальная мозговая дисфункция». В этой категории описываются разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом.
Деменция (слабоумие) является стойким снижением познавательной деятельности и утратой уже приобретённых знаний и навыков. Последствия её в значительной степени обусловлены возрастом больного и причинами, вызвавшими дисфункцию мозга. Количественные потери тех или иных психических функций, а также качественная специфика возникших в рамках деменции сопутствующих расстройств, их окраска напрямую связаны со степенью развития функциональных аппаратов мозга, вовлечённых в патологический процесс, с уровнем, на котором они реализуются или затрагиваются.
В наиболее тяжёлых случаях органического поражения мозга и его сосудов может наблюдаться маразм – психический и физический распад личности, выражающийся в глубоком слабоумии и тяжёлом физическом истощении /1/.