Формирование грамматической стороны речи у дошкольников
Части речи | Возраст | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Лексика
Имена существительные | Воспитатель, помощник воспитателя (няня) Пылесос, швабра, полотенце, расческа, подушка, простыня, одеяло | Врач, медицинская сестра, музыкальный руководитель Шприц, фонендоскоп, бинт, градусник, пианино | Шофер, продавец, воспитатель Руль, педаль, кузов, сиденье, весы, чек | Милиционер, пожарный, военный, художник, писатель Кисть, мольберт, жезл, пожарный шланг | Тракторист, капитан, летчик, экскаваторщик, плотник, слесарь, каменщик, ткачиха, швея, портниха, балерина, певец Самолет, трактор, пароход, катер |
Глагопы | Моет, вытирает, пылесосит, споласкивает | Лечит, делает уколы, бинтует, измеряет температуру, поет, танцует | Продает, покупает, возит, ведет машину | Регулирует, тушит, защищает, рисует, пишет | Сеет, пашет, плавает, летает, танцует, поет |
Имена прилагательные | Цвет: желтый, синий, красный, зеленый Величина: большой, маленький Гладкий, пушистый Форма: круглый, квадратный | Цвет: 4- белый, черный, фиолетовый, оранжевый Форма: + треугольный Вкус: сладкий, кислый, горячий, холодный Размер | + Состояния: грустный, веселый, сердитый, печальный, грязный, чистый Этические чувства: хитрый, добрый Форма: + овальный, круглый, цилиндрический | Состояния: веселый, грустный, добрый, рассерженный, вспыльчивый, справедливый | Синонимы: шаловливый, озорной, хулиганистый |
Наречия | Жарко — холодно, плохо — хорошо, мало — много | Высоко, далеко — близко, тихо, сладко | Направо — налево | Сравнительная степень: правее — левее, выше — ниже | Повторение |
Местоимения | Я, мы | +он, она, они | + мой, моя, мои | +нам, мне, им | Повторение |
Числительные | Один | Один, два, пять Порядковый счет в пределах пяти | Порядковый счет в пределах пяти | Порядковый счет в пределах 10 | Порядковый счет в пределах 20 |
Предлоги, служебные части речи | В, на, под | + над, из, за | + У,с | Около, между | В — из, от — к, под— над |
Словообразование
Имена существительные | Суффиксы -ик-, -чик-: шарфик, костюмчик (на уровне понимания) | Суффиксы -енок-, -онок-: повар — поваренок | Уменьшительно-ласкательный суффикс -чк-Сложные слова | Сложные слова: землекоп, лесоруб | Пчеловод, трубочист, водолаз, хлебопек |
Части речи | Возраст | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Глаголы | Множественное число Звукоподражательные глаголы: тикает (тик-так) | Приставки: во-; вы-, при-, у-: улетел, вылетел, прилетел, влетел Повелительное наклонение: Ляг! Лежи! Беги! Поезжай! | Совершенный и несовершенный вид: едет — приехал, летит — прилетел Возвратные и невозвратные формы: моет — моется, лечит — лечится | Приставки пере-, при-, с-Причастия: летающий, танцующий, пишущий Суффиксы: умыть — умываю Возвратные и невозвратные формы | |
Имена прилагательные | Ум еньшительно- ласкательные суффиксы (на уровне понимания) | Суффикс -еньк-: красный — красненький Уменьшительно-ласкательный суффикс | Притяжательные: нянин, папин, мамин Качественные Образование от существительных: кожа — кожаный, стекло — стеклянный | Сравнительная степень: красивый — красивее, новый — новее, мягкий — мягче, теплый — теплее | Прилагательное + прилагательное: желто-зеленая Образование от слияния двух слов: одеяло из ваты — ватное |
Наречия | Сравнительная степень: весело — веселее, красиво — красивее | От имен прилагательных: красивый — красиво, веселый — весело |
Словоизменение
Имена существительные | По числам и родам: воспитатель — воспитатели, няня — няни | По числам, родам, падежам | По числам, родам: туфель, носков, сапог | По падежам с числительными: написал одну картинку | С наречиями много, мало: в оркестре много скрипок, мало контрабасов |
Глаголы | По числам: вытирает — вытирают, поет — поют | По родам в прошедшем времени: пел — пела, лечил — лечила, бинтовал — бинтовала | По числам и родам: ехала, ехал, ехали | По временам: играю, играл, буду играть; рисую, рисовал, буду рисовать | + по лицам, по видам, возвратная форма |
Имена прилагательные | По числам: красный — красные По родам: красный, красная | По родам и числам: белый халат, белая шапка | Притяжательные: мамин, папин | Р. п. со значением части: кусок пирога | Повторение |
Наречия | — | — | Сравнительная степень: быстро — быстрее | — | — |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Года
(1 младшая группа)
Игра «Кто рядом со мной!»
Чему учится ребенок: внимательно рассматривать картинки; показывать на картинках сотрудников детского сада — воспитателя, помощника воспитателя (няню); называть их.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 1).
Ход игры: покажите ребенку картинку. Предложите ее рассмотреть. Задайте вопросы по ее содержанию.
Кто нарисован на картинке? (Дети, тетя.)
Как называется тетя, которая весь день играет, занимается, гуляет с детьми в детском саду? (Воспитатель.)
Прочтите рифмовку:
Очень рада детвора —
В детский сад идти пора!
Кто встречает утром
Маленьких ребят?
Кто рисует с ними, пляшет и поет,
Гладит по головке и гулять ведет?
Знаешь ты, и знаю я —
Это воспитательница добрая моя!
Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки. Где работает воспитательница? (В детском саду.)
Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.) Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в детском саду. Постарайтесь искренне сочувствовать его бедам и радоваться успехам.
Игра «Помоги мне»
Чему учится ребенок: понимать правила поведения детей в группе; использовать в речи отрицательную частицу «не».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Расскажите ему, что сегодня воспитательница была чем-то расстроена и просила детей не делать то, что они не должны делать. Предложите ребенку помочь своей воспитательнице исправить ошибку, добавив отрицательную частицу «не» там, где она должна стоять.
Прочтите рифмовку:
Когда спим, тогда играем. Если спим, то не играем. Когда ем, я говорю.
Если ем, неговорю.
Всех детей толкаю, Тогда, когда играю. Если я играю. Детей я не толкаю.
Игра «Прятки»
Чему учится ребенок: объединять усвоенные слова в двухсловное предложение; употреблять в речи имена детей и взрослых; понимать значение предлогов «за», «под»; понимать значение имен существительных, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оснащение; сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).
Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части листа предметы мебели. Наклейте их на сюжетную картинку около детей таким образом, чтобы их можно было отогнуть.
Вспомните с ребенком о том, кто есть в его группе в детском саду. (Воспитательница, помощник воспитателя (няня), дети — мальчики и девочки.) Попросите малыша назвать имена детей группы: сначала — имена мальчиков, а потом имена девочек.
Покажите ребенку сюжетную картинку. Попросите его придумать для каждого ребенка имя. Прочтите рифмовку:
В группе я не один, хоть и всеми любим! В нашей группе, в нашей группе, Много маленьких ребят. Много маленьких ребят, В прятки все играть хотят!
Предложите малышу поиграть с детьми в прятки. Попросите его закрыть глаза. В это время закройте детей на сюжетной картинке приклеенными картинками.
Предложите ребенку найти ... Машу.
Попросите его рассказать о том, где она спряталась. (Под диваном.)
Игру начинайте с поисков одного или двух детей. Постепенно увеличьте число спрятанных детей до 5.
Игра «Что мне делать!»
Чему учится ребенок: употреблять в речи глаголы повелительного наклонения; формировать двухсловную фразу.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 3).
Ход игры: покажите ребенку картинку. Расскажите ему о том, что на ней нарисовано. (Детский сад для кукол.) Одна кукла—воспитатель, а вторая — помощник воспитателя (няня). Но куклы не знают, что им нужно делать.
Предложите ребенку помочь кукле-няне и кукле-воспитателю. Вместе внимательно рассмотрите сюжетные картинки. Попросите ребенка сказать куклам, что они должны делать.
Лексический материал
Няня моет посуду и моет пол.— Мой посуду. Мой пол.
Воспитатель рисует и лепит вместе с детьми.— Рисуй. Лепи.
Усложнение: увеличьте количество игровых ситуаций.