Формирование грамматической стороны речи у дошкольников

Части речи Возраст
    2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

Лексика

Имена существи­тельные Воспитатель, помощ­ник воспитателя (няня) Пылесос, швабра, полотенце, расческа, подушка, простыня, одеяло Врач, медицинская сестра, музыкальный руководитель Шприц, фонендо­скоп, бинт, градусник, пианино Шофер, продавец, воспитатель Руль, педаль, кузов, сиденье, весы, чек Милиционер, пожар­ный, военный, худож­ник, писатель Кисть, мольберт, жезл, пожарный шланг Тракторист, капитан, летчик, экскаватор­щик, плотник, слесарь, каменщик, ткачиха, швея, портниха, бале­рина, певец Самолет, трактор, пароход, катер
Глагопы Моет, вытирает, пы­лесосит, споласкивает Лечит, делает уко­лы, бинтует, измеряет температуру, поет, танцует Продает, покупает, возит, ведет машину Регулирует, тушит, защищает, рисует, пи­шет Сеет, пашет, плавает, летает, танцует, поет
Имена прилага­тельные Цвет: желтый, синий, красный, зеленый Величина: большой, маленький Гладкий, пушистый Форма: круглый, квадратный Цвет: 4- белый, чер­ный, фиолетовый, оранжевый Форма: + треуголь­ный Вкус: сладкий, кис­лый, горячий, холод­ный Размер + Состояния: груст­ный, веселый, серди­тый, печальный, гряз­ный, чистый Этические чувства: хитрый, добрый Форма: + овальный, круглый, цилиндриче­ский Состояния: веселый, грустный, добрый, рас­серженный, вспыльчи­вый, справедливый Синонимы: шаловли­вый, озорной, хулига­нистый
Наречия Жарко — холодно, плохо — хорошо, мало — много Высоко, далеко — близко, тихо, сладко Направо — налево Сравнительная сте­пень: правее — левее, выше — ниже Повторение
Местоимения Я, мы +он, она, они + мой, моя, мои +нам, мне, им Повторение
Числительные Один Один, два, пять Порядковый счет в пределах пяти Порядковый счет в пределах пяти Порядковый счет в пределах 10 Порядковый счет в пределах 20
Предлоги, слу­жебные части речи В, на, под + над, из, за + У,с Около, между В — из, от — к, под— над  

Словообразование

Имена существи­тельные Суффиксы -ик-, -чик-: шарфик, костюмчик (на уровне понимания) Суффиксы -енок-, -онок-: повар — пова­ренок Уменьшительно-лас­кательный суффикс -чк-Сложные слова Сложные слова: зем­лекоп, лесоруб Пчеловод, трубочист, водолаз, хлебопек
Части речи Возраст
    2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Глаголы   Множественное чи­сло Звукоподражатель­ные глаголы: тикает (тик-так) Приставки: во-; вы-, при-, у-: улетел, выле­тел, прилетел, влетел Повелительное на­клонение: Ляг! Лежи! Беги! Поезжай! Совершенный и не­совершенный вид: едет — приехал, ле­тит — прилетел Возвратные и не­возвратные фор­мы: моет — моется, лечит — лечится Приставки пере-, при-, с-Причастия: летаю­щий, танцующий, пи­шущий Суффиксы: умыть — умываю Возвратные и невоз­вратные формы
Имена прилага­тельные Ум еньшительно- лас­кательные суффиксы (на уровне понимания) Суффикс -еньк-: красный — красненький Уменьшительно-лас­кательный суффикс Притяжательные: ня­нин, папин, мамин Качественные Образование от существительных: ко­жа — кожаный, стек­ло — стеклянный Сравнительная сте­пень: красивый — кра­сивее, новый — новее, мягкий — мягче, теп­лый — теплее Прилагательное + при­лагательное: желто-зе­леная Образование от сли­яния двух слов: одеяло из ваты — ватное
Наречия       Сравнительная сте­пень: весело — ве­селее, красиво — кра­сивее От имен прилага­тельных: красивый — красиво, веселый — весело

Словоизменение



Имена существи­тельные По числам и родам: воспитатель — воспита­тели, няня — няни По числам, родам, падежам По числам, родам: туфель, носков, сапог По падежам с чис­лительными: написал одну картинку С наречиями мно­го, мало: в оркестре много скрипок, мало контрабасов
Глаголы По числам: вытира­ет — вытирают, поет — поют По родам в прошед­шем времени: пел — пела, лечил — лечила, бинтовал — бинтовала По числам и родам: ехала, ехал, ехали По временам: играю, играл, буду играть; ри­сую, рисовал, буду ри­совать + по лицам, по видам, возвратная форма
Имена прилага­тельные По числам: крас­ный — красные По родам: красный, красная По родам и числам: белый халат, белая шапка Притяжательные: мамин, папин Р. п. со значением части: кусок пирога Повторение
Наречия Сравнительная сте­пень: быстро — быс­трее


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Года

(1 младшая группа)

Игра «Кто рядом со мной!»

Чему учится ребенок: внимательно рассматривать картинки; показывать на картинках сотрудников детского сада — воспитателя, помощника воспитателя (няню); называть их.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 1).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Предложите ее рассмотреть. Задайте вопросы по ее содержанию.

Кто нарисован на картинке? (Дети, тетя.)

Как называется тетя, которая весь день играет, занимается, гуляет с детьми в детском саду? (Воспитатель.)

Прочтите рифмовку:

Очень рада детвора —

В детский сад идти пора!

Кто встречает утром

Маленьких ребят?

Кто рисует с ними, пляшет и поет,

Гладит по головке и гулять ведет?

Знаешь ты, и знаю я —

Это воспитательница добрая моя!

Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки. Где работает воспитательница? (В детском саду.)

Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.) Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в дет­ском саду. Постарайтесь искренне сочувствовать его бедам и радоваться успехам.

Игра «Помоги мне»

Чему учится ребенок: понимать правила поведения детей в группе; использовать в речи отрицательную частицу «не».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Расскажите ему, что сегодня воспитательница была чем-то расстроена и просила детей не делать то, что они не должны делать. Предло­жите ребенку помочь своей воспитательнице исправить ошибку, добавив отрицательную частицу «не» там, где она должна стоять.

Прочтите рифмовку:

Когда спим, тогда играем. Если спим, то не играем. Когда ем, я говорю.

Если ем, неговорю.

Всех детей толкаю, Тогда, когда играю. Если я играю. Детей я не толкаю.

Игра «Прятки»

Чему учится ребенок: объединять усвоенные слова в двухсловное предложение; упот­реблять в речи имена детей и взрослых; понимать значение предлогов «за», «под»; понимать значение имен существительных, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оснащение; сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части листа предметы мебели. Наклейте их на сюжетную картинку около детей таким образом, чтобы их можно было отогнуть.

Вспомните с ребенком о том, кто есть в его группе в детском саду. (Воспитательница, помощник воспитателя (няня), дети — мальчики и девочки.) Попросите малыша назвать имена детей группы: сначала — имена мальчиков, а потом имена девочек.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Попросите его придумать для каждого ребенка имя. Прочтите рифмовку:

В группе я не один, хоть и всеми любим! В нашей группе, в нашей группе, Много маленьких ребят. Много маленьких ребят, В прятки все играть хотят!

Предложите малышу поиграть с детьми в прятки. Попросите его закрыть глаза. В это время закройте детей на сюжетной картинке приклеенными картинками.

Предложите ребенку найти ... Машу.

Попросите его рассказать о том, где она спряталась. (Под диваном.)

Игру начинайте с поисков одного или двух детей. Постепенно увеличьте число спрятанных детей до 5.

Игра «Что мне делать!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи глаголы повелительного наклонения; фор­мировать двухсловную фразу.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 3).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Расскажите ему о том, что на ней нарисовано. (Детский сад для кукол.) Одна кукла—воспитатель, а вторая — помощник воспитателя (няня). Но куклы не знают, что им нужно делать.

Предложите ребенку помочь кукле-няне и кукле-воспитателю. Вместе внимательно рассмотрите сюжетные картинки. Попросите ребенка сказать куклам, что они должны делать.

Лексический материал

Няня моет посуду и моет пол.— Мой посуду. Мой пол.

Воспитатель рисует и лепит вместе с детьми.— Рисуй. Лепи.

Усложнение: увеличьте количество игровых ситуаций.

Наши рекомендации