М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина
КЕМ БЫТЬ?
От 2 до 7 лет
Санкт-Петербург
«Паритет»
УДК 373 Б82
Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала
в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообладателя. Попытки
нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве.
Рисунки Т. А. Панкевич
Формирование грамматической стороны речи у дошкольников
Части речи | Возраст | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Лексика
Имена существительные | Воспитатель, помощник воспитателя (няня) Пылесос, швабра, полотенце, расческа, подушка, простыня, одеяло | Врач, медицинская сестра, музыкальный руководитель Шприц, фонендоскоп, бинт, градусник, пианино | Шофер, продавец, воспитатель Руль, педаль, кузов, сиденье, весы, чек | Милиционер, пожарный, военный, художник, писатель Кисть, мольберт, жезл, пожарный шланг | Тракторист, капитан, летчик, экскаваторщик, плотник, слесарь, каменщик, ткачиха, швея, портниха, балерина, певец Самолет, трактор, пароход, катер |
Глагопы | Моет, вытирает, пылесосит, споласкивает | Лечит, делает уколы, бинтует, измеряет температуру, поет, танцует | Продает, покупает, возит, ведет машину | Регулирует, тушит, защищает, рисует, пишет | Сеет, пашет, плавает, летает, танцует, поет |
Имена прилагательные | Цвет: желтый, синий, красный, зеленый Величина: большой, маленький Гладкий, пушистый Форма: круглый, квадратный | Цвет: 4- белый, черный, фиолетовый, оранжевый Форма: + треугольный Вкус: сладкий, кислый, горячий, холодный Размер | + Состояния: грустный, веселый, сердитый, печальный, грязный, чистый Этические чувства: хитрый, добрый Форма: + овальный, круглый, цилиндрический | Состояния: веселый, грустный, добрый, рассерженный, вспыльчивый, справедливый | Синонимы: шаловливый, озорной, хулиганистый |
Наречия | Жарко — холодно, плохо — хорошо, мало — много | Высоко, далеко — близко, тихо, сладко | Направо — налево | Сравнительная степень: правее — левее, выше — ниже | Повторение |
Местоимения | Я, мы | +он, она, они | + мой, моя, мои | +нам, мне, им | Повторение |
Числительные | Один | Один, два, пять Порядковый счет в пределах пяти | Порядковый счет в пределах пяти | Порядковый счет в пределах 10 | Порядковый счет в пределах 20 |
Предлоги, служебные части речи | В, на, под | + над, из, за | + У,с | Около, между | В — из, от — к, под— над |
Словообразование
Имена существительные | Суффиксы -ик-, -чик-: шарфик, костюмчик (на уровне понимания) | Суффиксы -енок-, -онок-: повар — поваренок | Уменьшительно-ласкательный суффикс -чк-Сложные слова | Сложные слова: землекоп, лесоруб | Пчеловод, трубочист, водолаз, хлебопек |
Части речи | Возраст | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Глаголы | Множественное число Звукоподражательные глаголы: тикает (тик-так) | Приставки: во-; вы-, при-, у-: улетел, вылетел, прилетел, влетел Повелительное наклонение: Ляг! Лежи! Беги! Поезжай! | Совершенный и несовершенный вид: едет — приехал, летит — прилетел Возвратные и невозвратные формы: моет — моется, лечит — лечится | Приставки пере-, при-, с-Причастия: летающий, танцующий, пишущий Суффиксы: умыть — умываю Возвратные и невозвратные формы | |
Имена прилагательные | Ум еньшительно- ласкательные суффиксы (на уровне понимания) | Суффикс -еньк-: красный — красненький Уменьшительно-ласкательный суффикс | Притяжательные: нянин, папин, мамин Качественные Образование от существительных: кожа — кожаный, стекло — стеклянный | Сравнительная степень: красивый — красивее, новый — новее, мягкий — мягче, теплый — теплее | Прилагательное + прилагательное: желто-зеленая Образование от слияния двух слов: одеяло из ваты — ватное |
Наречия | Сравнительная степень: весело — веселее, красиво — красивее | От имен прилагательных: красивый — красиво, веселый — весело |
Словоизменение
Имена существительные | По числам и родам: воспитатель — воспитатели, няня — няни | По числам, родам, падежам | По числам, родам: туфель, носков, сапог | По падежам с числительными: написал одну картинку | С наречиями много, мало: в оркестре много скрипок, мало контрабасов |
Глаголы | По числам: вытирает — вытирают, поет — поют | По родам в прошедшем времени: пел — пела, лечил — лечила, бинтовал — бинтовала | По числам и родам: ехала, ехал, ехали | По временам: играю, играл, буду играть; рисую, рисовал, буду рисовать | + по лицам, по видам, возвратная форма |
Имена прилагательные | По числам: красный — красные По родам: красный, красная | По родам и числам: белый халат, белая шапка | Притяжательные: мамин, папин | Р. п. со значением части: кусок пирога | Повторение |
Наречия | — | — | Сравнительная степень: быстро — быстрее | — | — |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Года
(1 младшая группа)
Игра «Кто рядом со мной!»
Чему учится ребенок: внимательно рассматривать картинки; показывать на картинках сотрудников детского сада — воспитателя, помощника воспитателя (няню); называть их.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 1).
Ход игры: покажите ребенку картинку. Предложите ее рассмотреть. Задайте вопросы по ее содержанию.
Кто нарисован на картинке? (Дети, тетя.)
Как называется тетя, которая весь день играет, занимается, гуляет с детьми в детском саду? (Воспитатель.)
Прочтите рифмовку:
Очень рада детвора —
В детский сад идти пора!
Кто встречает утром
Маленьких ребят?
Кто рисует с ними, пляшет и поет,
Гладит по головке и гулять ведет?
Знаешь ты, и знаю я —
Это воспитательница добрая моя!
Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки. Где работает воспитательница? (В детском саду.)
Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.) Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в детском саду. Постарайтесь искренне сочувствовать его бедам и радоваться успехам.
Игра «Помоги мне»
Чему учится ребенок: понимать правила поведения детей в группе; использовать в речи отрицательную частицу «не».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Расскажите ему, что сегодня воспитательница была чем-то расстроена и просила детей не делать то, что они не должны делать. Предложите ребенку помочь своей воспитательнице исправить ошибку, добавив отрицательную частицу «не» там, где она должна стоять.
Прочтите рифмовку:
Когда спим, тогда играем. Если спим, то не играем. Когда ем, я говорю.
Если ем, неговорю.
Всех детей толкаю, Тогда, когда играю. Если я играю. Детей я не толкаю.
Игра «Прятки»
Чему учится ребенок: объединять усвоенные слова в двухсловное предложение; употреблять в речи имена детей и взрослых; понимать значение предлогов «за», «под»; понимать значение имен существительных, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оснащение; сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).
Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части листа предметы мебели. Наклейте их на сюжетную картинку около детей таким образом, чтобы их можно было отогнуть.
Вспомните с ребенком о том, кто есть в его группе в детском саду. (Воспитательница, помощник воспитателя (няня), дети — мальчики и девочки.) Попросите малыша назвать имена детей группы: сначала — имена мальчиков, а потом имена девочек.
Покажите ребенку сюжетную картинку. Попросите его придумать для каждого ребенка имя. Прочтите рифмовку:
В группе я не один, хоть и всеми любим! В нашей группе, в нашей группе, Много маленьких ребят. Много маленьких ребят, В прятки все играть хотят!
Предложите малышу поиграть с детьми в прятки. Попросите его закрыть глаза. В это время закройте детей на сюжетной картинке приклеенными картинками.
Предложите ребенку найти ... Машу.
Попросите его рассказать о том, где она спряталась. (Под диваном.)
Игру начинайте с поисков одного или двух детей. Постепенно увеличьте число спрятанных детей до 5.
Игра «Что мне делать!»
Чему учится ребенок: употреблять в речи глаголы повелительного наклонения; формировать двухсловную фразу.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 3).
Ход игры: покажите ребенку картинку. Расскажите ему о том, что на ней нарисовано. (Детский сад для кукол.) Одна кукла—воспитатель, а вторая — помощник воспитателя (няня). Но куклы не знают, что им нужно делать.
Предложите ребенку помочь кукле-няне и кукле-воспитателю. Вместе внимательно рассмотрите сюжетные картинки. Попросите ребенка сказать куклам, что они должны делать.
Лексический материал
Няня моет посуду и моет пол.— Мой посуду. Мой пол.
Воспитатель рисует и лепит вместе с детьми.— Рисуй. Лепи.
Усложнение: увеличьте количество игровых ситуаций.
Игра «Накрываем на стол»
Чему учится ребенок: понимать значение слов, образованных при помощи суффиксов -чк-; -ечк-; -ик-„
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 5).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его рассказать, кто на ней изображен. (Няня.) Что делает няня? (Накрывает на стол.) Спросите ребенка: «Что няня нальет в глубокую тарелку?» (Суп.) «А что в кружку?» (Компот.)
Предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете няней в настоящем детском саду, в ребенок — в кукольном детском саду. Прочтите рифмовку:
На стол я буду накрывать, Посуду нужно собирать.
Скажите, что большая посуда будет вашей, а ребенку предложите играть с маленькой посудой. Скажите: «Я поставлю на стол большую тарелку. А ты?» — «Я поставлю на столик маленькую тарелочку».
Лексический материал:
Чашка — чашечка, ложка—ложечка, блюдце—блюдечко.
Игра «Складываем игрушки»
Чему учится ребенок: различать предлоги, выражающие пространственные взаимоотношения двух предметов,— «на», «в».
Оснащение: настоящие игрушки.
Ход игры: подготовьте заранее игровую ситуацию — разбросайте по комнате игрушки: машинку, книжку, картинку, мяч, куклу. Предложите ребенку дать оценку увиденному. Поиграйте в детский сад. Скажите, что вы будете воспитательницей, а он — ребенком.
Прочтите рифмовку:
. Ваша воспитательница
Строгая всегда. Если вы играете, То вместе убираете Книжки и картинки, Игрушки и машинки!
Дайте ребенку поручение: «Возьми машинку. Поставь ее наполку. Возьми мяч. Положи его в корзину. Возьми куклу. Посади ее настул. Возьми картинку. Положи ее в стол». Усложнение: увеличьте количество игрушек
Игра «Я — мы»
Чему учите я ребенок: согласовывать местоимения «я», «мы» с глаголами единственного и множественного числа.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: игру лучше проводить с несколькими детьми. Предложите взрослому, играющему с ребенком, стать воспитателем. Попросите его провести физкультурное занятие. Объясните правила игры: «Воспитатель будет выполнять движения и рассказывать о том, что он делает. Дети будут повторять это движение и говорить, что они делают».
Прочтите рифмовку:
Что мы делали — покажем.
И покажем, и расскажем!
Покажите первое движение, предложите его повторить. Попросите рассказать, что он делает. Например: «Я иду, а мы...идем». Лексический материал Я прыгаю, а мы... прыгаем. Я кувыркаюсь, а мы... кувыркаемся. Усложнение: подберите другие движения.
Игра «Салфетки»
Чему учится ребенок: различать и называть предметы по форме (круглая, квадратная); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 6); вырезанные из цветной бумаги салфетки.
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делает мальчик?» (Помогает няне, собирает салфетки.) Прочтите рифмовку:
Я дежурная сегодня — няне помогаю. Круглые, квадратные салфетки собираю.
Предложите ребенку помочь няне собрать салфетки и разложить их в миски такой же формы, как салфетка (квадратные, круглые). Попросите назвать форму и цвет каждой салфетки.
Усложнение: предложите ребенку разложить салфетки в соответствии с их формой, величиной, цветом по вашей просьбе: все большие, все синие, большие красные, маленькие зеленые, отдельно круглые и квадратные и т. д.
Года
(2 младшая группа)
Игра «Музыкальное занятие»
Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 7), карандаш.
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию.
Кто изображен на картинке? (Музыкальный руководитель, дети.)
Что делает музыкальный руководитель? (Играет на пианино, поет.)
Как одеты дети? (В костюмы Петрушек.)
Какого цвета костюм у каждого Петрушки?
Предложите ребенку назвать каждый предмет костюма, назвать его цвет. Например: красный колпак, красные штаны, красная кофта.
Что будут делать Петрушки? (Играть на дудочках.)
Предложите ребенку найти в нижней части листа дудочку такого же цвета, как костюм Петрушки. Попросите провести дорожку от дудочки к Петрушке; еще раз назвать цвет костюма и дудочки у каждого Петрушки.
Игра «Помогаем няне»
Чему учится ребенок: различать величину предметов; правильно называть их величину (длинный — короткий); согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию.
Что изображено на картинке? (Ванная комната в детском саду.)
Что висит в шкафчиках? (Полотенца.)
Кто их повесил? (Няня.)
Предложите ребенку рассмотреть и назвать величину полотенец, висящих на верхнем крючке. (Длинные.) На нижнем крючке? (Короткие.)
Расскажите, что длинными полотенцами дети вытирают ... (лицо и руки). Спросите у ребенка, что вытирают короткими полотенцами? (Ноги.)
Предложите ребенку помочь няне и развесить оставшиеся полотенца. Попросите его назвать величину полотенец, изображенных в нижней части листа. Предложите ребенку ответить, на какой крючок их следует повесить.
Игра «Кто нарисовал!»
Чему учится ребенок: различать мужской и женский род у глаголов прошедшего времени.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 10).
Ход игры: объясните ребенку, что в группе могут быть дети с одинаковыми именами (мальчик Саша и девочка Саша; мальчик Женя и девочка Женя; мальчик Валя и девочка Валя). Расскажите, что воспитатель проводила занятие по рисованию. Дети нарисовали очень красивые рисунки. Воспитатель решила рисунки подписать.
Она взяла рисунок, нарисованный девочкой Валей, и спросила: «Кто нарисовал этот рисунок?» Предложите ребенку продолжить фразу после многоточия: «Валя ответила: „Я... нарисовала этот рисунок"».
Воспитательница взяла рисунок у мальчика Вали и спросила: «А кто нарисовал этот рисунок?» Мальчик Валя ответил:«Я ...нарисовал этот рисунок».
Игру с остальными именами проведите по аналогии. Голосом выделяйте окончания глаголов мужского и женского рода.
Игра «Танцуем парами»
Чему учится ребенок: соотносить числительные «один», «два» с соответствующим количеством предметов; использовать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: вспомните с ребенком и предложите ему рассказать о том, что делают дети на музыкальном занятии. (Танцуют и поют.) Предложите рассказать о том, кто с кем любит танцевать (в его группе). (Например: Ваня с Таней.) Попросите ребенка подумать и сказать, сколько детей в одной танцующей паре? (Двое.) Сколько в одной паре мальчиков? (Один мальчик.) А сколько в одной паре девочек? (Одна девочка.) Сколько музыкальных руководителей на музыкальном занятии?
Прочтите рифмовку:
Чок, чок, каблучок! Мы танцуем гопачок!
Усложнение: проведите игру с предметными картинками. Предложите ребенку составить лары танцующих детей. Предложите рассказать о том, сколько в паре мальчиков, девочек, детей.
Игра «Подумай и назови»
Чему учится ребенок: подбирать имена существительные к глаголам.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: покажите ребенку картинку. Помогите ее рассмотреть. Скажите:
Мамы разные нужны. Мамы всякие важны...
Предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть действие, а ребенка попросите подбирать к этому действию человека, его выполняющего, и называть его профессию.
Моет посуду... (няня). Делает укол ... (врач). Учит рисовать ... (воспитатель).
Предложите ребенку назвать необходимые для каждой профессии предметы — губка, шприц, кисточка. Задайте вопросы.
Чем няня моет посуду? (Губкой.)
Чем врач делает укол? (Шприцем.)
Чем рисует воспитатель? (Кисточкой.)
Предложите ребенку выполнить имитацию названных действий.
Игра «Веселое занятие»
Чему учится ребенок: образовывать множественное число глаголов настоящего времени.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 11).
Ход игры: предложите ребенку вспомнить и рассказать, что он делал на музыкальном занятии. (Пел, танцевал, играл.) Задайте вопросы.
Кто тебя учил петь и танцевать? (Музыкальный руководитель.)
Как зовут музыкального руководителя?
Предложите рассмотреть картинки и сказать, что делал на занятии мальчик Ваня и что делали остальные дети.
Лексический материал
Ваня пел—дети пели.
Ваня танцевал—дети танцевали.
Ваня прыгал—дети прыгали.
Ваня приседал—дети приседали.
Ваня кружился—дети кружились.
Игра «Чья шапка!»
Чему учится ребенок: определять род имен существительных, употреблять в речи притяжательные местоимения.
Оснащение: подберите картинки, изображающие перечисленные в игре предметы одежды (можно использовать детскую или кукольную одежду).
Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ про рассеянного мальчика Ванечку: «Жил да был в детском саду мальчик. И звали его Ванечка. Собираются дети на прогулку, а он всю одежду разбросает и не найти ее никак. Дети пошли гулять, а он сидит и горюет. Тут на помощь спешит воспитатель — скорая помощь».
Предложите ребенку назвать имя любимого воспитателя. Прочтите рифмовку:
На прогулку собираемся, Очень быстро одеваемся. И всегда поможет нам Наша воспитательница, Деткам помогательница!
Предложите ребенку поиграть ввоспитательницу и Ванечку-растеряшу.
Возьмите на себя роль Ванечки, а ребенку предложите роль воспитательницы. Покажите разбросанные Ванечкой предметы одежды и спросите ребенка, чья это одежда. Например: «Чей шарф?—Мой шарф».
Лексический материал
Чья шапка?—Моя шапка.
Чья куртка?—Моя куртка.
Чьи ботинки? — Мои ботинки.
Предложите ребенку-Ванечке собрать все предметы одежды и разместить их в шкафу. юсите его рассказать, куда он положил каждый предмет одежды.
Игра «Играем с песком»
Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные единственного числа в именительном и винительном падежах.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: вспомните вместе с ребенком о том, какая песочница есть во дворе. Предложите вспомнить и назвать ее цвет, величину, форму. Предложите ребенку рассказать, что делают дети с песком (лепят, возят, пересыпают). Попросите вспомнить и рассказать о том, кто научил детей лепить из песка и пластилина. (Воспитатель.)
Попросите ребенка подробно рассказать, как нужно лепить из песка. Спросите, можно ли лепить из сухого песка. Какой песок нужен для того, чтобы лепить? (Влажный.) Попросите вспомнить и рассказать, что можно лепить из песка. (Куличики, пирожки, замки, крепости...)
Игра «Вредная девочка»
Чему учится ребенок: подбирать антонимы и называть их.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).
Ход игры: вспомните вместе с ребенком, что в детском саду все дети разные. Одни очень послушные и добрые. А другие очень вредные. Расскажите ребенку, что в одном детском саду была одна девочка... вредная, плаксивая, капризная. Что бы ни сказала воспитательница, она сразу повторяла наоборот.
Предложите ребенку от имени вредной девочки закончить начатое вами предложение:
«Вкусное печенье, нет, не вкусное печенье.
Сладкая конфета, нет... горькая конфета.
Веселый мальчик, нет... грустный мальчик.
Длинный шарф, нет...короткий шарф».
Усложнение: увеличьте количество лексического материала.
Лет
(средняя группа)
Игра «Шофер идет в гараж»
Чему учится ребенок: формировать единственное и множественное число имен существительных (мужского, женского, среднего рода).
Оснащение: игрушечные машины или предметные картинки с их изображением.
Ход игры: поставьте в ряд игрушки (или разложите предметные картинки): легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор. Предложите ребенку ответить на ваши вопросы.
Как называется человек, который водит автобус, троллейбус, легковой автомобиль? (Водитель или шофер.)
Как называется место, где стоят машины? (Гараж.)
Назови автомобили, стоящие около гаража. (Автобус, легковая машина, грузовая машина.)
Создайте игровую ситуацию—расставьте игрушки или разложите картинки в соответствии с описанием игры. Попросите ребенка: «Рассмотри автомобили, стоящие в гараже справа. Скажи, как можно назвать их одним словом. (Автобусы.) Назови автомобили, стоящие слева. (Грузовые автомобили.)»
Предложите поиграть в игру «Один — много». Попросите ребенка образовывать множественное число по образцу.
Если одно, то колесо, а если много, то ...(колеса).
Если один, то троллейбус, а если много, то ... (троллейбусы).
Если один, то трактор, если много, то... (тракторы).
Если один, то шофер, а если много, то ... (шоферы).
Игра «В кабине, в кузове»
Чему учится ребенок: формировать окончания имен существительных в винительном падеже.
Рис. 1. К игре «Кто рядом со мной?»
Рис. 2. К игре «Прятки»
Рис. 3. К игре «Что мне делать?»
Рис. 4. К игре «Большие и маленькие дети»
Рис. 5. К игре «Накрываем на стол»
Рис. 6. К игре «Салфетки»
Рис. 7. К игре «Музыкальное занятие»
Рис. 8. К игре «Помоги медицинской сестре»
Рис. 9. К игре «Помогаем няне»
Рис. 10. К игре «Кто нарисовал?»
Рис. 11. К игре «Веселое занятие»
Рис. 12. К игре «Вредная девочка»
Рис. 13. К игре «Найди, угадай, назови»
Рис. 14. К игре «В кабине, в кузове».
Рис. 15. К игре «Кто, что, для кого?».
Рис. 16. К игре «Грустный, веселый, сердитый».
Рис. 17. К игре «Продавец обувного магазина».
Рис. 18. К игре «Что кому?».
Рис. 19. К игре «Без чего?».
Рис. 20. К игре «Все профессии нужны, все профессии важны».
Рис. 21. К игре «Послушай, найди, покажи».
Рис. 22. К игре «Многозначность слов».
Рис. 23. К игре «Мы такие разные».
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 14).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите назвать недостающие детали грузовой машины. Задайте вопросы: «Чего нет у грузовой машины?» (Дверцы, борта.) «Как открывается дверь кабины? Кто сидит в кабине?» (Водитель сидит в кабине.) «Как называется человек, который едет с водителем в машине?» (Пассажир.) «Где сидит пассажир?» (Пассажир сидит в кабине около водителя.) Вырежьте в нижней части листа дверцу от кабины грузовой машины и боковой борт. Приклейте их к нарисованной грузовой машине таким образом, чтобы можно было их отогнуть.
Если у ребенка есть набор «Лего», предложите ему сконструировать грузовой автомобиль. Попросите посадить в кабину пассажира и водителя. Спросите, кто и где сидит в кабине автомобиля? Игру с кузовом проведите по аналогии. (В кузове лежит песок, кирпичи.) Вы можете вместе с ребенком нарисовать любой груз для изображенного на рисунке грузовика.
Игра «Кто, что, длякого?»
Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 15).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его определить и назвать их профессии. Затем спросите, что изображено на предметных картинках в нижней части листа. Наклейте стикеры с липким слоем над изображенными людьми разных профессий. Показывайте поочередно на пианино, кастрюлю и шапочку врача и спрашивайте: «Кому этот предмет нужен для работы?»
Задайте вопросы.
Чем повар режет овощи? (Ножом.)
Чем врач делает уколы? (Шприцем.)
На чем играет музыкант? (На музыкальных инструментах.)
Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару.) Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу.) «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю.) «Кто работает с детьми?» (Воспитатель.)
Игра «Повар готовит обед»
Чему учится ребенок: пополняет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; согласовывать имена числительные «два», «пять» с именами существительными.
Оснащение: натуральные овощи.
Ход игры: предложите ребенку вспомнить, как называется профессия человека, который готовит вкусные обеды. (Повар.) Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите ребенку рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите его сосчитать их. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой.
Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеленого горошка.
Попросите ребенка нарисовать рецепт салата. (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.) Поднимите салфетку и еще раз попросите ребенка перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат.
Игра «Хвастуны»
Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Жили-были два мальчика. Жили они оба на одной улице, в одном доме. Ходили они в один детский сад. Но один мальчик был старше второго на один год, поэтому ходили они в разные группы. Да и воспитатели у них тоже были разные, а любили они их одинаково—очень сильно. Сидят мальчики на скамейке и спорят».
Предложите ребенку закончить начатую вами фразу: «„Моя воспитательница красивая".— „А моя еще ... красивее".— „Моя воспитательница добрая".— „А моя еще ... добрее".— „Моя воспитательница милая".— „А моя еще ... милей".— „Моя высокая".— „А моя еще ... выше".
Долго спорили ребята, а к общему мнению так и не пришли. А мне кажется, что все, кто работает с детьми, добрые, красивые и милые!»
Игра «Закончи предложение»
Чему учится ребенок: согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу и продолжить ее.
Он лечил. Она...лечила. Они...лечили.
Он варил. Она... варила. Они... варили.
Он воспитывал. Она ...воспитывала. Они ...воспитывали.
Он тормозил. Она... тормозила. Они... тормозили.
Он выгрузил. Она... выгрузила. Они... выгрузили.
Он пел. Она...пела. Они...пели.
Усложнение: используйте в игре глаголы, характерные для разных профессий.
Игра «Продавец обувного магазина»
Чему учится ребенок: формировать категории множественного числа родительного
падежа.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 17).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы.
В каком магазине работает продавец? (В обувном.)
Почему ты так решил? (Потому, что на полках стоит много обуви.)
Попросите ребенка: «Рассмотри картинку и скажи, что держит в руке продавец». (Один
сапог.)
«Найди сапоги на второй полке. Скажи, что стоит на второй полке?» (Две пары сапог.) «Найди и покажи на второй полке высокие сапоги. Скажи, сколько пар высоких сапог
стоит на второй полке?» (Одна пара.)
«Сколько пар женских сапог стоит на второй полке?» (Две пары.) Спросите ребенка, сколько туфель стоит на верхней полке. (Много туфель.) «Сколько пар из них женских? (Семь пар.) А сколько мужских?» (Ни одной.) «Как называется человек, продающий обувь?» (Продавец обувного отдела.) «Как называется человек, покупающий обувь в обувном магазине?» (Покупатель.)
Игра «Что кому!»
Чему учится ребенок: понимать и использовать в речи обобщающее слово «профессия»; расширяет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия транспортных профессий (водитель, летчик, машинист) и творческих (композитор, писатель, художник).
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 18).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть на картинке разные виды транспорта (грузовую машину, легковую машину, самолет, поезд). Предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его рассказать, как называется профессия каждого человека. Попросите ребенка соединить цветным карандашом человека определенной профессии с тем видом транспорта, на котором он работает.
Летчик летает на самолете.
Машинист водит паровоз.
Водитель водит легковую, грузовую машину.
Предложите ребенку послушать рифмовку:
Летчик рукой прижимает штурвал, Водитель справляется ловко с рулем, А машинист как ведет паровоз? Он рычаги нажимает, В дальний путь паровоз отправляет!
Игра «Без чего!»
Чему учится ребенок: закреплять в речи формы родительного падежа имен существительных.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 19); цветные карандаши или фломастеры.
Ход игры: расскажите ребенку, что прежде чем отправиться в дальний путь, необходимо проверить техническое состояние транспорта. Предложите ребенку посмотреть внимательно и сказать, что неисправно у паровоза, легковой машины, самолета, вертолета.
Чего нет у паровоза? (Трубы.)
Чего нет у легковой машины? (Дверцы.)
Чего нет у самолета? (Крыла.)
Чего нет у вертолета? (Лопастей.)
Чего нет у парохода? (Кормы.)
Предложите ребенку найти в нижней части листа недостающие детали. Попросите соединить их цветными карандашами с теми видами транспорта, которые их «потеряли». Назовите профессии людей, которые чинят транспорт.
Паровоз чинит... (ремонтник).
Корабль чинит... (судоремонтник).
Легковую машину чинит... (автослесарь).
Самолет и вертолет чинит... (механик).
Игра «Отгадай загадку»
Чему учится ребенок: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать текст загадки. Попросите его рассказать, о чем она. Предложите назвать отгадку и рассказать, как он догадался.
Кто в дни болезней всех полезней, И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)
Ходит он по этажам, Вести в дом приносит нам, Телеграммы, письма, бланки, Сумка у него на лямке... Угадай, кто же он? Ну, конечно...
(Почтальон.)
Очень сложная работа — Всех доставить на работу. Чтоб никто не опоздал, Чтобы день прекрасным стал.
(Шофер.)
Кто в самолете всех главней, Кто мчится выше туч, И пассажиров вмиг доставит Туда, где их сегодня ждут?
(Летчик)
Кто в магазине день-деньской Продает продукты — овощи и фрукты?
(Продавец) Наши рекомендации