Стандартная техника наведения транса для всех кассет

(Первые десять секунд слышатся только звуки прибоя и океанских волн, затем возникает мой голос на фоне синхронного ритма ударов метронома.) Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку кресла и слушайте ритм ударов метронома, сопровождающих мой голос. Каждый удар метронома будет все глубже и глубже погружать вас в состояние расслабления. Слушайте, как я буду считать в обратном порядке от двадцати до одного. На каждый счет каждая мышца вашего тела будет расслабляться все больше и больше, пока я не досчитаю до одного, и тогда вы уже будете в очень глубоком и расслабленном гипнотическом трансе. Двадцать, девятнадцать, восемнадцать... вы глубоко-глубоко расслаблены. Семнадцать, шестнадцать, пятнадцать... вниз, вниз, вниз. Четырнадцать, тринадцать, двенадцать... очень-очень глубоко. Одиннадцать, десять, девять... глубоко-глубоко расслаблены. Восемь, семь, шесть... вас очень клонит в сон. Пять, четыре, три... вы глубоко-глубоко расслаблены. Два, один... глубокий, глубокий сон. Двадцать, двадцать, двадцать... сейчас вы в глубоком расслабленном состоянии гипноза. Теперь снова слушайте, как я буду считать в обратном порядке, на этот раз от семи до одного. Пока я буду считать обратно от семи до одного, вы будете слышать удары метронома, сопровождающие мой голос, которые будут слышны все тише и тише, все тише и тише с каждым счетом, до тех пор, пока я не дойду до одного. На счет один вы уже не будете ничего слышать, кроме моего голоса. Вы обнаружите себя в очень-очень глубоком и расслабленном гипнотическом трансе.

Сейчас вы сможете постепенно забывать про удары метронома, пока я не досчитаю до одного, и тогда их не будет совсем. Семь... глубже, глубже, глубже, вниз, вниз, вниз. Шесть... глубже, глубже, глубже, вниз, вниз, вниз. Пять... глубже, глубже, глубже, вниз, вниз, вниз. Четыре... глубже, глубже, глубже, вниз, вниз, вниз. Три... глубже, глубже, глубже, вниз, вниз, вниз. Два... глубже, глубже, глубже, вниз, вниз, вниз. Один... глубоко-глубоко расслаблены, глубокий-глубокий сон. Двадцать, двадцать, двадцать... сейчас вы в замечательном, глубоко расслабленном гипнотическом трансе. В дальнейшем повторение три раза подряд числа двадцать вашим собственным голосом очень быстро и легко вызовет у вас замечательный глубокий гипнотический транс. И с каждым разом в процессе вашей практики самогипноза вы заметите, как это происходит все быстрее и глубже.

Здесь вы можете вставить любые гипнотические инструкции и завершить состояние транса следующим текстом:

Сейчас, через несколько секунд... когда я сосчитаю до пяти... вы откроете глаза и проснетесь. Вы будете чувствовать себя еще лучше после такого глубокого, освежающего сна. Вы будете ощущать себя полностью расслабленным... как ментально, так и физически... совершенно спокойным и уравновешенным... без малейшего намека на дремоту или усталость.

И в следующий раз... вы не только сможете гораздо быстрее и легче погрузиться в такой гипнотический сон... но вы сможете погрузиться в него еще глубже.

Один... два... три... четыре... пять... вы полностью проснулись с ощущением свежести.

ПРЕДГИПНОТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Один из лучших способов рассеять страхи в отношении гипноза и установить профессиональные отношения с клиентом состоит в том, чтобы провести с ним содержательную предгипнотическую беседу. В следующих параграфах обобщаются основные моменты, затрагиваемые мной в такой беседе.

Я начинаю с того, что спрашиваю пациентов о том, что они знают или слышали о гипнозе, и что, согласно их ожиданиям, должно произойти во время и после погружения в гипноз. Большинство пациентов черпают «свои» представления о гипнозе из газетных заметок, скандальных статей в журналах, публичных развлекательных программ, кино и телевидения. Обычно они предполагают, что будут полностью без сознания во время сеанса и после выхода из транса совершенно забудут о том, что с ними было.

Я объясняю пациентам, что гипнотический сон и обычный сон — это совсем не одно и то же. Хотя во время транса их глаза все больше и больше чувствуют тяжесть и усталость, и, наконец, закрываются, так же как и при обычном сне, тем не менее в трансе, даже закрыв глаза, пациенты остаются в состоянии бодрствования и слышат, чувствуют и осознают происходящее так же хорошо, как и с открытыми глазами.

Я сообщаю пациентам, что им не следует ожидать, что они забудут все, что происходило во время транса, после того как выйдут из него. Посмотрев демонстрации гипнотических сеансов по телевидению, в которых, как правило, участвуют специально подготовленные субъекты, люди часто делают вывод, что если когда-нибудь они тоже позволят себя загипнотизировать, с ними произойдет все то же самое, что они видели на экране телевизора. Самым важным следствием этого бывает то, что люди полностью уверены в потере памяти после состояния транса. И когда впоследствии, выйдя из транса, они обнаруживают, что помнят все, что происходило во время сеанса, они приходят к твердому убеждению, что вообще не были в состоянии гипноза. Соответственно, если вам не удастся заранее исправить их неверные представления о гипнозе, то в результате вы неизбежно столкнетесь точно с таким же скептицизмом и разочарованием из-за неоправданных ожиданий, которые мы только что обсудили. Обычно я даю понять пациентам, что лишь немногие люди способны достигать такой глубины транса, чтобы ничего не помнить, и что для обычных терапевтических целей это не только не обязательно, но и не желательно.

Я объясняю пациентам, что хотя сила воли гипнотизера и является важнейшим фактором при наведении гипнотического транса, именно их сила воли играет самую важнейшую роль. В обществе бытует распространенное мнение, что как только вы позволите себя загипнотизировать, у вас не останется другого выбора, кроме как послушно исполнять все команды гипнотизера, и что именно его огромная сила воли заставляет вас предаться ему полностью, так что вы вынуждены автоматически выполнять все его приказы. Здесь возникает еще одно препятствие — страх подчинения чужой воле, страх потерять контроль над собой, о котором мы уже упоминали.

В таких случаях я отвечаю пациентам, что если бы это была правда, едва ли нашлось бы много желающих позволять себя гипнотизировать, и лично я бы не согласился. Если бы гипноз осуществлялся только за счет силы воли гипнотизера, превосходящей силу воли пациента, тогда людей с ослабленной волей ввести в гипнотический транс было бы легче, чем людей, обладающих сильной волей, а это определенно не так, в действительности все как раз наоборот.

Я убеждаю пациентов в том, что им совершенно нечего бояться стать подвластными гипнотизеру и что человека невозможно принудить сделать или сказать то, что он не хочет. Я объясняю, что если бы даже кто-то попытался принудить их сделать нечто такое, чего они не хотят, это сразу же вызвало бы очень сильный внутренний конфликт «я должен, но я не могу». Возникает противоречие, в таких случаях люди обычно сами сразу же выходят из состояния транса.

Я полностью откровенен с пациентами и честно говорю, что если они позволят мне ввести себя в очень глубокий транс, тогда, без сомнений, они будут чувствовать себя вынужденными послушно исполнять мои указания, но только до той степени, до которой они готовы это делать, временно предоставляя мне право исполнять для них роль авторитета. В любом случае я не способен принудить их делать что-то вопреки их моральным и этическим принципам.

«Могущество» гипноза — это сила самого человека, которого гипнотизируют, а НЕ «могущество» гипнотизера. Слова имеют силу ровно настолько, настолько они способны вызывать образы в умах слушателей. По сути, явление гипноза состоит в принятии субъектом некоторых образов и идей.

Любой человек, умеющий говорить и читать, вполне способен ввести другого человека в транс. И почти каждый человек после некоторого обучения в большей или меньшей степени способен воспринимать гипнотические внушения. Внушения, подобные гипнотическим, играют большую роль в нашей повседневной жизни. Мы постоянно испытываем на себе их воздействие, и они могут быть намеренно и целенаправленно использованы для нашего физического и эмоционального блага.

Я прошу пациентов НЕ СТАРАТЬСЯ слишком сильно, а просто расслабиться. Энергичные усилия в том, чтобы быть загипнотизированным, становятся препятствием для принятия субъектом гипнотических внушений, так же как и сильное сопротивление гипнозу.

Я рассказываю пациентам, что может произойти, если во время их пребывания в трансе я умру. Не смейтесь, этот очень распространенный вопрос. Реакция субъекта в трансе на внезапное исчезновение гипнотизера может быть различной, в зависимости от глубины транса и от того, в каком он состоянии. В легком трансе субъект может легко проснуться сам, по собственной воле. Пациент же, погруженный в сомнамбулический (очень глубокий) транс, либо произвольно выйдет из состояния гипноза, либо его гипнотический транс естественным образом перейдет в обычный сон, и тогда он проснется как обычно, после того как достаточно отдохнет.

И, наконец, я говорю пациентам: «На самом деле я вас не гипнотизирую. За всю свою жизнь я не загипнотизировал ни одного человека! Однако многие люди входили и входят в глубокий гипнотический транс потому, что действительно этого хотят. Я не могу заставить вас закрыть глаза, внушая, что они должны закрыться, до тех пор, пока вы не позволите своим глазам закрыться. Я не могу заставить вас считать про себя, пока вы не захотите этого сами. Я даже не могу определить, считаете ли вы про себя или нет. Я не могу заставить вас поднять руку, если вы не позволите ей подняться, разве нет? Таким образом, наши взаимоотношения это сотрудничество, а не ментальное «перетягивание каната».

Когда пациентами являются дети, все эти предварительные объяснения можно пропустить. Дети, если только они не замкнутые или нервные, обычно гораздо легче входят в гипнотический транс, чем взрослые. Дети настроены менее критично и обычно более податливы убеждениям и внушениям. Тогда терапевт может практически полностью положиться на «фактор авторитета» в сочетании с понимающим и благожелательным подходом.

Обычно я говорю маленьким детям, что хочу научить их тому, как погружаться в такой особый вид сна, при котором, хотя их глаза закроются точно также, как закрываются при обычном сне, это будет совершенно другой сон, потому что они смогут слышать все, что я говорю, и даже смогут говорить со мной не просыпаясь. Если я при этом уже заслужил доверие ребенка и пробудил в нем интерес к происходящему, то обычно это все, что требуется для его успешного вхождения в транс.

Время, потраченное на устранение неверных представлений, сомнений и страхов пациента, никогда не потрачено впустую. Оно не только способствует быстрому и успешному погружению в транс, но и значительно уменьшит вероятность неудачи. Объяснив пациентам все, что я хотел им разъяснить, я всегда спрашиваю, есть ли у них какие-нибудь вопросы. Отвечая на их вопросы, я рассеиваю все малейшие остатки сомнений и страхов, устанавливая, таким образом, полное доверие и сотрудничество. Я совершенно ясно даю им понять, что гипноз, по сути, является совместной работой доктора и пациента; что роль, которую играют они, какой бы пассивной она не казалась, ничуть не менее важна, чем моя; и что без желания и сотрудничества с их стороны ничего не получится.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Каждый раз, когда встречается какое-то препятствие, важно вскрыть природу и истинную причину его возникновения. Возможно, что используемая вами техника наведения транса должна быть адаптирована к нуждам конкретного человека, однако это невозможно определить, пока не установлен характер возникшей проблемы. Самое лучшее — спросить непосредственно у самого пациента, какие трудности он испытывал при наведении транса и что конкретно он чувствовал. Ниже приведены наиболее распространенные причины сопротивления субъекта гипнозу.

Наши рекомендации