Будущее Брэндона выглядит многообещающим.

Будущее Брэндона выглядит многообещающим. - student2.ru

приложения

Приложение А. Комментарииных состояний*, изучающей мозговые механизмы, лежа-

щих в основе эмоций. Обладая острой наблюдательностью

и будучи ученым-практиком, она увидела, что нарушение
сенсорной интеграции может существенно влиять на ре-

Готовя первое издание этой книги, Джин Айрес сопрово- гуляцию эмоциональной сферы. В сущности, значимость

дила все главы комментариями специалистов, попросив сенсорной интеграции невозможно переоценить.

авторов не только высказаться о проблеме, описываемой Дж. Айрес одной из первых связала идею регуляции,

в той или иной главе, но и дать соответствующую истори- или интеграции, с мозговыми механизмами, влияющими

ческую справку. Эти комментарии показывают, как кни- на поведение и эмоции. В этой книге она просто и понятно

га "Сенсорная интеграция и ребенок» повлияла и продол- описывает нарушения интеграции у детей. Новаторская

жает влиять на научные исследования, образование и идея ее ранней работы заключается в том, что процессы,

клиническую практику в области эрготерапии. идущие в мозгу, могут быть причиной отклоняющегося по-

ведения, связанного с ослаблением процессов торможения
активности нервной системы, и вины ребенка тут нет. В
1. Что такое сенсорная интеграция?современных исследованиях говорится о том, что в лобных

Мери Шнейдер (Mary Schneider), Ph.D., и базальных областях мозга, ответственных за управление

сертифицированный лицензированный эрготерапевт. процессами торможения, наблюдается изменение химиче-

Профессор, Университет Висконсина, ского равновесия. Эти исследования подтверждают наблю-

Мэдисон, США дения Дж. Айрес, полагавшей, что у детей с нарушения-

ми сенсорной интеграции нарушено торможение импуль-
Со времени выхода в свет первого издания этой книги сов, несущих ненужную в данный момент информацию.
(1979 год) появилось множество исследований, которые Дж. Айрес хорошо понимала значение дружеских свя-
подтверждают выводы Джин Айрес о том, что обучение зей, принадлежащих к числу важнейших социальных на-
зависит от сенсомоторных функций, Хотя книга была на- выков. Согласно опросам, одна из главных проблем, бес­-
писана еще в 1970-х годах, ее содержание до сих пор не покоящих родителей ребенка с нарушениями сенсорной
устарело и доступно читателю любого уровня подготовки. интеграции, - его неспособность общаться и играть со

В первой главе Дж. Айрес дает превосходный обзор
основ сенсорной интеграции и ее влияния на обучение, по- * Англ. Affective neuroscience. Это новая дисциплина для рос-
ведение и эмоции. Дж. Айрес была пионером в этой обла- сийской науки, и ее название еще не вошло в широкое употре-­

сти, которую теперь называют нейробиологией аффектив- бление. - Прим. перев.

14 Ребенок и сенсорная интеграция

сверстниками так, как это делают другие дети (напри- временные исследоватачи действительно фиксируют связь

мер, на днях рождения). Все больше детей сталкивается между высоким уровнем гормонов стресса и нарушением

с социальными проблемами. Кроме того, в наши дни ре- сенсорной интеграции. В экспериментах с участием обе-

гистрируется все больше случаев аутизма, и благодаря зьян было установлено, что сбои в обработке сенсорной

новым научным работам общество начинает осознавать, информации связаны с изменениями в нейромедиаторах

что некоторые причины этого состояния связаны с плохой (химических веществах, участвующих в передаче электри-

сенсорной интеграцией, особенно в отношении регуля- ческого импульса в синапсах), которые способны нарушать

ции, подражания (имитации действий) и праксиса. коммуникацию между нервными клетками. В будущем эти

Количество детей, чьи проблемы лежат в области сен- технологии помогут нам точнее диагностировать наруше-

сорной интеграции, растет, и это подтверждается исследо- ния сенсорной интеграции. Идея раннего вмешательства

ваниями. Такого рода проблемы есть у 30% детей с наруше- уже получила в обществе широкую поддержку, поэтому мы,

нием развития (Baranak, Foster, & Berkson, 1997) и при- вероятно, сможем ставить такой диагноз на ранних этапах

мерно у 5-10% типично развивающихся детей (McIntosh, развития ребенка и проводить эффективную терапию,

Mikker, Shyu, & Hagerman, 1999). Маллиган (Mulligan) улучшая качество жизни не только детей, но и их семей.
провел исследование, протестировав более 10000 детей
посредством «Тестов на сенсорную интеграцию и праксис»

(SIPT, Mulligan, 1996, 1998, 2000), разработанных Дж. Ай- 2. Развитие сенсорной интеграции:

рее. В результате он выявил те же виды нарушений сен- от рождения до школы

сорной интеграции, что и она (Ayres, 1989). Последние Съюзан Г. Кнокс (Susan Н. Knox), Ph. D.,

эксперименты на животных свидетельствуют, что перене- сертифицированный лицензированный эрготерапевт,

сенный матерью стресс или химические вещества, кото- сертифицированный педиатр,

рые она принимала во время беременности, могут отри- член Американской ассоциации эрготерапевтов.

цательно сказаться на обработке сенсорной информации Почетный директор центра «Терапия в действии»

у ребенка, вот почему, возможно, растет число детей с та- (Therapy in Action)
кими нарушениями.

Со времени написания этой книги техника сканирова- Когда Дж. Айрес разрабатывала теорию сенсорной инте-
ния мозга шагнула далеко вперед, углубляя наше понима- грации, специалисты, работающие с детьми, использова-­
ние связи между мозговыми структурами и различными ли в качестве теоретического основания своей деятельно-
функциями тела. Дж. Айрес увидела, что за страхами мо- сти общую теорию развития. Дж. Айрес как теоретик ра-
жет скрываться нарушение сенсорной интеграции, и со- ботала в рамках такого подхода, но она связала развитие

ПриложениеА. Комментарии211

ребенка с функциями его мозга. Проанализировав пове- стегивая развитие. Современные экологические модели
ение детей в процессе развития, она обнаружила, что развития* показывают, что окружающая среда влияет да-
пеовые семь лет жизни играют ключевую роль для орга- же на гены, и способность ребенка адаптироваться к ее
низации ощущений в нервной системе. В этот период те- изменениям является ключевым условием успешного
рапия наиболее эффективна. Исследования последних преодоления жизненных трудностей и стрессов.
лет подтверждают идею о том, что раннее вмешательство Дж. Айрес придавала большое значение внутреннему
резко меняет траекторию развития ребенка во многих стремлению ребенка к решению трудных задач, которое
областях. Уровень современных знаний о формировании особенно отчетливо проявляется во время игр. Игра - ос-
нервной системы и иейропластичности позволяет также новное времяпровождение у детей. Сенсорная интеграция
утверждать, что мозг продолжает развиваться и у взрос- развивается через игровой опыт и организует игровое по-­
лых. Это означает, что терапевтические техники, осно- ведение. Этот принцип имеет сейчас огромное практиче-
ванные на принципах сенсорной интеграции, могут быть ское значение для развития детей. В 1980 году «Тесты на
эффективны в любом возрасте и их можно применять при сенсорную интеграцию и праксис» были пересмотрены, и
различных диагнозах и нарушениях. Дж. Айрес тогда выразила озабоченность снижением норм

Дж. Айрес описывала развитие и организацию нерв- по сравнению с предыдущими вариантами тестов. Она

ной системы иерархически, подчеркивая важность целост- считала, что это отражает снижение активности детей. В

ного интерактивного подхода. Эта концепция динамиче- XXI веке дело обстоит и того хуже: играм отводится мень-

ских взаимосвязей между развитием и мозговыми функци- ше времени и места, а видео, телевизорам и компьюте-

ями созвучна современному взгляду на поведение детей, рам - больше, и в результате двигательная активность

согласно которому человек является открытой системой, детей снижается. Отделы образования урезают в школь-

влияющей на окружающую среду и, в свою очередь, испы- ном расписании долю игр, включая каникулы, физкуль-

тывающей ее влияние. Дж. Айрес говорит об организа- туру, спорт и творческие программы, поскольку возраста-

ции нервной системы посредством адаптивных ответов: ет учебная нагрузка. Смещение фокуса с физической ак-

«Когда человек реагирует на то, что происходит с его те- тивности на малоподвижные виды развлечений - одна из

лом или в окружающем мире, изобретательно или с поль- причин ожирения и задержки развития двигательных

зой для себя». В то время развитие представлялось ли- навыков у детей. Дети не получают возможности осваи-

нейным и спонтанным, но Дж. Айрес осознала важность вать эти навыки посредством активного взаимодействия
взаимодействия ребенка со средой и подчеркивала, что

оно способствует формированию адаптивных ответов. * Экологические модели описывают рать, которую оказывает на

Адаптивные ответы, в свою очередь, усложняются, под- развитие человека окружающая среда. -Прим. перев.

с физической средой, поэтому количество детей, отправ- дования в этих областях, взятые по отдельности, не могли
ляемых на консультацию к эрготерапевтам из-за наруше- направить на верный путь терапевтический процесс, не­-
ний сенсорной интеграции и задержек развития, растет. обходимый детям, имеющим проблемы как с учебой, так
Игра - фундамент здоровой, продуктивной и счастли- и с поведением. Связав работу мозга и поведение, мы по-­
вой жизни как для детей, так и для взрослых. Родители и лучили мощный инструмент и модель для организации
специалисты могут существенно помочь в пропаганде игр вмешательства.

и других видов здоровой активности для детей. Семьи дол- Теория сенсорной интеграции основывается на функци-

жны целенаправленно включать активные и интерактив- ях и дисфункциях нервной системы, поэтому Дж. Айрес

ные игры в ежедневный распорядок дня. Организованные призывала нас изучать центральную нервную систему.

занятия, например спортивные, интересны, но нужны и Признавая сложность нервной системы и входящих в нее

менее структурированные игры, стимулирующие творче- структур, она была уверена, что все заинтересованные в

ство и порождающие более сложные адаптивные ответы. теории сенсорной интеграции должны представлять хотя

Одним из ключевых достижений Дж. Айрес стало вы- бы базовые принципы работы и функции нервной систе-

явление и исследование важнейшей роли, которую в раз- мы. Именно их она превосходно описывает в 3-й главе.
витии человека играют ощущения, и возможность успешно 3-я глава посвящена базовым структурам и функциям

взаимодействовать с физической средой. Сенсорная инте- нервной системы. Однако это не обзорная экскурсия. В

грация, обеспечивающая достойную и интересную жизнь, каждом разделе мы обнаруживаем интерпретацию свя-

- одна из основополагающих целей для всех, кто занимает- зей, наблюдаемых между мозгом и поведением. Дж.

ся вопросами воспитания, развития и благополучия детей. Айрес разворачивает перед нами свою теорию: в каких

областях мозга происходят процессы сенсорной интегра-
циии и как их дезорганизация сказывается на нашем по-
3. Нервная система: взгляд изнутриведении. Таким образом, мы узнаем о способности рети-
Шелли Дж. Лейн (Shelly J. Lane), Ph. D., кулярной формации поддерживать активацию нервной
сертифицированный лицензированный эрготерапевт, системы на уровне, соответствующем ситуации, о сенсор-
член Американской ассоциации эрготерапевтов. ных системах и их вкладе в оптимальное взаимодействие
Профессор, зав. кафедрой эрготерапии, со средой, постигаем сложность коры головного мозга в
Университет штата Вирджиния (США) связи с ее ролью в интерпретации входящих импульсов и

планировании адаптивных ответов. И наконец, мы пони-

Разрабатывая теорию сенсорной интеграции, Дж. Айрес маем, как эти структуры и их функции сказываются на

связала друг с другом изучение мозга и поведения. Иссле- обучении и поведении. Далее Дж. Айрес рассказывает о

ПриложениеА. Комментарии213

том, почему нарушение функций различных структур 4. Что такое нарушения сенсорной интеграции?

центральной нервной системы приводит к проблемам в Анита С. Банди (Anita С. Випау), Sc.D.,

обучении и поведении, и о том, каковы зависимости, су- сертифицированный эрготерапевт,

шествующие между этими структурами. Многие связи член Американской ассоциации эрготерапевтов.
между мозгом и поведением, изначально описанные ав- Профессор, зав. Школой эрготерапии и досуга,

тором, нашли подтверждение в работах позднейших уче- Университет Сиднея (Австралия)
ных. В последнее время ученые расширили наши знания

о влиянии протекающих в мозгу процессов на поведение, В начале этой главы Дж. Айрес сравнивает нарушения

рассматривая поведение, центральную нервную систему сенсорной интеграции с автомобильной пробкой и далее
и их взаимодействие через призму нейрохимии и нейро- рассказывает нам, как отличить их от других состояний

физиологии. Это еще на шаг приближает нас к понима- со схожими симптомами. Мы больше знаем о том, что де-

нию функций нервной системы и причин нарушений. лать с дисфункцией сенсорной интеграции, чем о ее при-

В других своих работах Дж. Айрес призывает нас изу- чинах, говорит она, и это утверждение верно я сегодня,
чать, исследовать и самим переосмысливать эти связи, несмотря на попытки современных ученых понять приро-
поскольку они далеко не всегда однозначны и очевидны. ду нарушений. Аналогично обстоит дело и с оценкой на-
В этой книге Дж. Айрес нарисовала свою картину, пред- рушений: предложенное Дж. Айрес описание множест-
ложив читателю собственное объяснение влияния мозга венных признаков нарушений сенсорной интеграции до­-
на поведение. Она была крайне заинтересована в том, полнительно усложнилось благодаря новым открытиям.
чтобы практическая нейробиология выстроила крепкий Однако сильнее всего гений Дж. Айрес проявился в
фундамент для теории сенсорной интеграции. Она счита- схематическом представлении теории сенсорной интегра-­
ла, что мы должны как можно больше узнать о централь- ции. Она выдвинула гипотезу о взаимосвязи ощущений и
ной нервной системе и ее работе. «Чем солиднее багаж со- нескольких уровней функционирования организма, свя-
ответствующих знаний читателя, тем больше он вынесет занньгх с сенсорной интеграцией, - от равновесия до само-
из этой книги» (Ayres, 1972, pp. ix). Предложенный Дж. оценки. В то время нейрофизиологи рассматривали мозг
Айрес выборочный обзор литературы по неврологии, ко- как иерархически организованный орган, Дж. Айрес и
торый может стать отправной точкой для всех, кто заин- сама говорит о «низших» и «высших» мозговых центрах.
тересован в этой теме, приводится в приложении В. Тем не менее ее схема скорее горизонтальная, а не верти-
Литература: кальная. Сделала она это сознательно, интуитивно или из
Ayres, A. J. (1972) Sensory integration and learning dis- чистого прагматизма - чтобы схема поместилась на одну
orders. Los Angeles: Western Psychological Services. страницу, - не суть, здесь важно то, что горизонтальная

ориентация позволила схеме выдержать проверку време- ощущений центральной нервной системой, что ближе к

нем. Сегодня мы считаем, что мозг организован гетерар- левой половине схемы. И основная трудность для родите-

хически* , и рассматриваем его структуры и функции ско- лей и педагогов будет заключаться в выявлении тех, кому

рее в горизонтальной, нежели в вертикальной плоскости. подходит терапия, основанная на сенсорной интеграции

Достоинство разработанной Дж. Айрес схемы в том, что и тех, кому она особой пользы не принесет. Эта задача не­
она позволяет нам «увидеть» отношения между элемента- простая, поскольку, по словам самой Дж. Айрес, «иногда
ми, составляющими теорию сенсорной интеграции. В ка- проблемы у детей [c нарушением сенсорной интеграции]
ком-то смысле автор подводит нас к окну, в роли которого могут выражаться совершенно по-разному».
выступает поведение: через него видны определенные моз- Конечно, это огромное достижение - не просто дать
говые функции. Однако, несмотря на всю ценность схемы, описание, соответствующее состоянию ребенка, но и най-
она содержит в себе некоторые ограничения. Например, ее ти нужный вид помощи, однако исследователи и теорети-
можно читать только слева направо, но не наоборот. Ины- ки полагают, что теория сенсорной интеграции полезна
ми словами, нельзя утверждать, что низкая самооценка прежде всего тем, что дает нам новую отправную точку
и рассеянность ребенка непременно вызваны плохой сен- для рассмотрения на первый взгляд необъяснимого пове-
сорной интеграцией. Многие дети не уверены в себе и не дения ребенка. Когда взгляд на поведение ребенка меня-
могут концентрировать внимание. В дополнение к это- ется, родители и учителя получают целый ряд новых
му, - если сенсорная интеграция действительно наруше- стратегий работы с ним. Теория сенсорной интеграции
на, - у ребенка будут проблемы с навыками и функциями помещает ребенка в новые рамки - и это часть ценного
(например, неправильная поза, тактильный дискомфорт), наследия, оставленного нам Джин Айрес.
которые уже более непосредственно связаны с обработкой

* Гетерархия (от греч. heteros - другой, различный, и arche - 5. Нарушение работы вестибулярной системы

власть) - организация управления системой, которая, в проти- Джейн А. Кумар (Jane A. Coomar), Ph.D.,
воположность иерархии, то есть строго вертикальному управле- сертифицированный лицензированный эрготерапевт,

нию сверху вниз, подразумевает отношения взаимозависимости, член Американской ассоциации эрготерапевтов.

горизонтальное распределение контроля и определенную авто- Директор Ассоциации эрготерапевтов, Уотертаун,

номию горизонтальных образований как по отношению к другим Висконсин, США

горизонтальным образованиям, так и по отношению к единому
центру. Модели организации центральной нервной системы,

основанные на гетерархических представлениях об управлении

нервными процессами, легли в основу системной теории органи- Джин Фйрес была одной из первых, кто открыл нам роль

зации центральной нервной системы. - Прим. перев. и науч ред. вестибулярной системы в развитии человека и (что, воз-

ПриложениеА. Комментарии215

можно, еще важнее) разработал систему оценок и страте- ной стимуляции, которые только можно найти на игровой

гии действий при нарушениях обработки вестибулярных площадке и в парках аттракционов. Мы получаем от дви-

стимулов, чреватых проблемами с обучением и поведени- гательного опыта большое удовольствие: природа так

ем. Она изобрела много разных видов качелей и других устроила затем, чтобы интенсивная вестибулярная стиму-

снарядов, предназначенных для того, чтобы все области ляция помогала детям выстраивать основание для мно-

вестибулярной системы ребенка могли получать оптималь- жества постуральных, зрительных и пространственных

ные по виду и продолжительности двигательные ощуще- навыков. Менее подвижным взрослым порой бывает труд-

ния во время игр - главной составляющей стимулирующей но справиться со стремлением ребенка к движению, но де-

терапевтической среды. Вестибулярная система - одна из тям ежедневно требуется весьма обширное пространство,

самых ранних систем организма по времени развития, чтобы лазать, качаться, прыгать и т.д., и это очень важно.
поэтому она служит фундаментом для формирования всех В четвертой главе Дж. Айрес описывает, как тесные

остальных сенсорных систем, играя стержневую роль в связи вестибулярной системы с проприоцептивной, зри-

том процессе, который Дж. Айрес назвала сенсорной ин- тельной и слуховой системами способствуют развитию

теграцией. постуральных. двигательных, речевых и социальных на-

Тщательно анализируя литературу по нейробиологии, выков, рассказывает о влиянии сбоев в обработке вести-

Дж. Айрес сделала вывод, что вестибулярная система слу- булярной информации, которые приводят к потере посту-

жит основой раннего развития. Вестибулярные рецепто- рального и зрительного контроля, нарушению динамиче-

ры 22-недельного плода такого же размера, как у взрос- ского и статического равновесия. В дополнение к этому,

лых, благодаря им плод непрерывно получает вестибу- У человека могут возникать депрессия, тревога, фобии

лярные сигналы от движений как собственных, так и или паника, связанные с невыявленными и неисправлен-

материнских. Эти чувствительные к гравитации рецепто- ными вестибулярными нарушениями. Определив роль

ры сильнее всего стимулируются на протяжении двух по- вестибулярной системы для физического и эмоциональ-

следних месяцев беременности, когда ребенок лежит ного благополучия человека, мы можем разобраться,

вниз головой, готовясь к рождению. как работать с вышеупомянутыми проблемами взрослых

Дети, обладая внутренним стремлением к движению, и детей.
с младенчества любят пространственные перемещения: Уже несколько десятилетий терапевты и родители на-

поначалу - когда их качают или носят на руках, потом - блюдают, что состояние детей и взрослых с вестибулярны-

когда они ползают и начинают ходить сами, еще позже - ми нарушениями значительно улучшается, если с ними

когда бегают, прыгают и лазают. Им нравится качаться, а работают эрготерапевты, использующие подход, основан-

в более старшем возрасте - пробовать все виды двигатель- ныйна развитии сенсорной интеграции. По мере углу-

бления знаний об обработке вестибулярных импульсов и черкивает, что, хотя видимые проявления диспраксии -

развития терапии мы все чаще комбинируем такой под- двигательные, проблема не только в движениях. Праксис,

ход с другими видами вмешательства. Также мы видим, по представлениям Дж. Айрес, являет собой связь между

что понимание принципов сенсорной интеграции уже когнитивными и двигательными функциями. Нейропси-

вышло за рамки эрготерапии, и теперь этот подход ис- хологи используют для этого термин «действие».
пользуют и другие специалисты, включая физиотерапев- Дж. Айрес провела важное различие между разными

тов, психиатров, психологов, офтальмологов, специали- видами двигательных нарушений, разделив планирова-

стов по развитию речи и многих других. Когда представ- ние движений, положение тела и запрограммированные

ление о вестибулярной системе, предложенное Дж. Айрес, движения. Она подчеркивала значимость контекста -

взяли на вооружение практики в каждой из этих обла- понятие, вошедшее теперь в научную литературу по эрго-

стей, различные виды вмешательства только выиграли, а терапии. Дж. Айрес указывала, что в знакомых ситуаци-

наши клиенты более полно ощутили значение слова ин- ях двигатапьное планирование может быть сведено к ми-

теграция в реальной жизни. нимуму, но если контекст изменился, меняется и задача.

Она также описала негативное влияние нарушения дви-­

гательного планирования на способность генерализовы-

6. Диспраксия развитиявать навыки и постулировала важность тех видов орга-

Шарон А. Чермак (Sharon A. Cermak), Ed.D., низации, которые выходят за рамки двигательной ак-

сертифицированный лицензированный эрготерапевт, тивности.

член Американской ассоциации эрготерапевтов. Опираясь на научные работы (Gubbay, 1975 и его

Профессор эрготерапии, предшественников, Walton, Ellis, & Court, 1962) того вре-

кафедра реабилитационных наук, меня, Дж. Айрес продолжила разрабатывать концепцию

Бостонский университет (США) схемы тела (складывающейся благодаря перцепции тела)

и ее связей с двигательным планированием. И здесь она

Читая эту книгу Дж. Айрес, всегда находишь для себя что- предложила новый взгляд на нарушение планирования

то новое. Ее открытия поразительны, они перевернули движений. Она подчеркивала различия между неспеци-

наше понимание нарушения двигательной координации фическими тактильными импульсами, которые выполня-

у детей. Описывая один из видов такого нарушения, харак- ют функцию подавления и возбуждения нервной системы

теризующегося трудностями в планировании движений, и связаны с модуляцией, и специфическими, необходи-

Дж. Айрес считает, что оно не первично, а вызвано непра- мыми для различения раздражителей, которые являются

вильной обработкой мозгом сенсорных сигналов. Она под- ключевыми для формирования адекватной схемы тела.

Приложение А. Комментарии217

Также ценно и ее описание уникальной роли, которую совет: помогая ребенку развивать двигательное планиро-
играет в двигательном планировании обработка тактиль- вание, не следует опираться на устные указания. Благо­-
вых кинестетических, проприоцептивных и вестибуляр- даря работам ученых (Missiuna, 2001; Chen, Tickle-Degen,
ных:импульсов. & Cermak, 2003) мы сегодня знаем, что применение ког-
Дж. Айрес всегда отличалась особой эмпатией при об- нитивных стратегий, основанных на языке, может быть
щении с детьми. Я помню ее слова: «Хотелось бы почув- очень эффективным способом помогать детям с наруше-
ствовать, что ощущает этот ребенок». Она считала очень нием координации развивать специфические навыки.
важным встать на место ребенка, иными словами, понять Однако Дж. Айрес считает, что человек будет действовать
его ощущения. Милтон Майероф (Milton Mayeroff, 1971) успешно лишь тогда, когда навыки будут перенесены
пишет: «Чтобы заботиться о другом человеке, я должен с когнитивной базы на сенсомоторную. Это важная идея.
понимать его и его мир так, словно я нахожусь внутри Дж. Айрес была права, когда указывала на то, что, пере-
этого человека. Я должен видеть его глазами, как выгля- оценивая сознание или долгое время полагаясь только на
дит этот мир, и что он значит. Вместо того чтобы смотреть него, мы мешаем эффективному выполнению задачи.
на него отстраненно, извне, я должен находиться вместе с Представьте себе рассуждающего горнолыжника: «при
ним внутри его мира, чтобы чувствовать изнутри, какой поворотах мое тело должно быть расположено так, чтобы
представляется ему жизнь, чем он стремится стать, и что лицо смотрело вниз, а плечи были развернуты», «мой вес
ему нужно для развития». должен приходиться на ту ногу, которая находится чуть
Этот отрывок отражает ход мысли Дж. Айрес, которая впереди», «поворачивая, я должен переместить вес» или
дает превосходные описательные примеры того, как ощу- «лыжные палки должны находиться впереди».
щаются нарушения двигательного планирования. Хотя Дж. Айрес не использовала термин аффорданс*,
Дж. Айрес описывает некоторые ключевые представ- она указывала, что дети с диспраксией развития не рас-
ления о терапии, которые остаются актуальными и сегод- познают действия, предлагаемые объектами (аффордан-
ня (Blanche, 2001; Kimball, 2002, Koomar, 2002; Reeves & сы). И здесь, по ее мнению, важно с помощью специально
Cermak, 2002). Среди них - важность поступающих одно-­
временно мощных импульсов (тактильных, кинестетиче- * Аффорданс (англ. affordance от глаг. to afford - давать, предо-
ских, вестибулярных и проприоцептивных), улучшающих ставлять, делать доступным) - в психологии означает: 1) потен-
наше ощущение тела, а также особая роль самостоятель- пиально возможные действия, которые человек может совер-
ных действий. Дж. Айрес подчеркивает, что действовать шать с объектами, исходя из их вида, 2) свойство объектов свои-
эффективно - значит действовать не задумываясь: раз- михарактеристиками подсказывать человеку, какие действия с

мышления могут мешать выполнению задачи. Отсюда ее ними можно совершить (интуитивная понятность, нагляд-

ность). -Прим. перев.

подобранного оборудования помогать ребенку. С одной 7. Тактильная гиперчувствительность

стороны, тяжелая работа в специально организованной Л. Диана Пархэм (L. Diana Parham), Ph.D.,

среде обеспечивает ребенка соответствующими импульса- сертифицированный лицензированный эрготерапевт,

ми, а с другой, - ребенок, манипулируя предметами, член Американской ассоциации эрготерапевтов.

узнает, что с ними можно делать. Это в высшей степени Адъюнкт-профессор,

согласуется с выводами Гибсона (Gibson, 2001), с теорией кафедра эрготерапии и деятельности человека,

двигательного контроля и теорией динамических систем Университет Южной Калифорнии, США

(Giuffrida, 2001).

Дж. Айрес говорит и о связях, существующих между Принадлежащее Дж. Айрес открытие состояния, назван-
эффективным взаимодействием со средой, отношениями ного «тактильной гиперчувствительностью», было одним
со сверстниками и самооценкой. Она уделяет особое вни- из важнейших и самых уникальных в изучении развития
мание эмоциональным последствиям нарушения двига- детей. Она первая выявила это состояние в начале 1960-х
тельного планирования и пытается встать на место ре- годов, когда разрабатывала свои тесты тактильной пер-
бенка, задавая вопрос: «Что чувствует ребенок с дис- цепции. Сегодня специалисты из разных областей при-
праксией?» Говоря, что «эта нервная система может не знают существование тактильной гиперчувствительности
справляться со стрессами, с которыми другие люди пре- и ее роли в нарушении поведения.

красно справляются», она тем самым признает эмоцио- Как и вестибулярная система, тактильная система яв-

нальную уязвимость ребенка с неврологическим нару- ляется одной из самых ранних по времени развития, воз-

шением. можно, даже самой ранней. В седьмой главе Дж. Айрес го-

В последнее время в литературе подчеркивается со- ворит о наличии двух основных видов (режимов) ответов

путствующий характер нарушений развития (Cermak, на тактильные раздражители: защитного и различитель-

Gubbay, & Larkin, 2002). Об этом говорила и Дж. Айрес: ного. Защитные реакции иногда называют «реакциями

«Раз мозг не выполняет какое-либо действие, логично избегания», поскольку они представляют собой попытки

предположить, что он не выполнит и ряд других». избежать прикосновения, означающего потенциальную

Диспраксию можно рассматривать и в отдельности, но опасность. Различительные ответы, напротив, служат для

мы знаем, что ей сопутствуют другие проблемы, напри- «доступа»: они предполагают активный поиск и использо-

мер нарушение внимания или сенсорной модуляции, вание тактильной информации для освоения среды или

трудности с обучением. Историческое значение работы эффективного выполнения движений. Оба вида реакции

Дж. Айрес состоит в том, что она расширила наше пони- на прикосновения формируются у ребенка еще до его рож-

мание диспраксии развития. дения. Первый ответ плода на тактильные стимулы - за-

Приложение А. Комментарии 219

щитный: отвернуть лицо от тактильного раздражителя. давления успокаивающе действует на большинство людей.
Однако, развиваясь, плод начинает использовать различи- (Не случайно многих успокаивает и расслабляет массаж.)
тельный ответ, поднося руку ко рту. Ультразвуковое иссле- Эрготерапевты используют большое количество техник
дование показывает, что некоторые дети в утробе матери для воспроизведения этого ощущения у детей, которых
часто сосут пальцы. Если мягко прикоснуться к уголку рта тактильные раздражители приводят в ступор или раз-
новорожденного, он повернется к тактильному стимулу, дражают. Примером такой техники служит игра «сэндвич
используя крайне примитивную форму различительной из подушек», когда ребенок лежит посередине огромной
реакции, чтобы активно искать ртом сосок. подушки или гимнастического мата, а терапевт кладет

Одно из самых значимых открытий Дж. Айрес состоит сверху еще одну подушку или мат. Они делают вид, что
в том, что у некоторых детей с трудностями в обучении и мажут сэндвич разными приправами: терапевт при этом
нежелательным поведением защитный режим тактильной достаточно сильно надавливает на «сэндвич». Давление
системы слишком сильно влияет на поведение. В таких сильно, но не настолько, чтобы навредить, и ребенок не
случаях дети скорее расстраиваются и теряют душевный только получает от такой игры удовольствие, но и успока-
комфорт, нежели получают удовольствие от стимулов. Не- ивается. Терапевты могут также предложить ребенку по-­
смотри на то что ребенок с тактильной гиперчувствитель- играть со специально приготовленным очень плотным те-
востью временами может наслаждаться отдельными так- стом, с силой водить ладонью по ковру, чтобы получился
тильными ощущениями, он избегает их гораздо чаще и узор, крепко обнимать ребенка, с усилием нажимать ему
реагирует на них резче, чем большинство детей. Избега- на плечи ладонями, надеть на него тяжелый жилет с на­-
ние нередко отрицательно сказывается на развитии дви- полнителем.

гательных навыков, особенно движений рук, поскольку Многие дети с тактильной гиперчувствительностью

ребенок не делает того, что позволяет оттачивать эти уме- сами стимулируют себя сильным давлением на тело, ища

ния. У таких детей часто встречаются социальные про- облегчения таким образом. Мы часто видим, что ребенок

блемы, ибо игры обычно предполагают чужие прикосно- трет кожу там, где его кто-то коснулся, или любит врезать-

вения - ненамеренные или предусмотренные правилами. ся в предметы, чтобы ощутить сильное давление на об-

Некоторых детей с тактильной гиперчувствительностью ширные участки кожи. Темпл Грэндин (Temple Grandin),

ошибочно считают агрессивными, поскольку они, бывает, специалист в области животноводства, у которой аутизм

отвечают на неожиданное прикосновение ударом. сочетался с сильной тактильной гиперчувствительностью,

Еще одним важным наблюдением Дж. Айрес было то, разработала для себя пневматического «обнимателя», с

что уверенное сильное надавливание на кожу обычно помощью которого она могла самостоятельно обеспечи-

приносит таким детям облегчение. В целом ощущение вать сильное давление на свое тело при перегрузке ощу-

щениями. Исследования воздействия этого устройства и нагрузку. Со времени публикации этой книги ее идеи, ка-

других способов оказания физического давления, напри- сающиеся гиперчувствительности, вошли в раздел «нару-

мер утяжеленных жилетов, показывают, что этот вид сен- шения регуляции» междисциплинарной системы диагно-

сорного опыта действительно успокаивает. стики для младенцев и детей младшего возраста. Нужны

Третье значимое достижение Дж. Айрес, которое мне дальнейшие исследования, чтобы помочь специалистам
хотелось бы отметить, - это ее идея о том, что гиперчув- разобраться в связях этих состояний с другими диагноза-
ствительность может быть связана не только с повышен- ми, встречающимися как у детей, так и у взрослых, и
ной чувствительностью к тактильным стимулам, она найти способы облегчить жизнь людей, для которых не-­
встречается и в других сенсорных системах, таких как выносимы обычные ощущения.
слуховая и обонятельная. Например, дети со слуховой ги-­
перчувствительностью нередко испытывают дискомфорт

или закрывают уши руками, слыша звуки, которые боль- 8. Зрительная перцепция и нарушения слуха и речи
шинство людей не беспокоят. Гиперчувствительность ча- Съюзан Смит Роули (Susanne Smith Roley), M.S.,
сто затрагивает сразу несколько сенсорных систем. Грейс сертифицирован

Наши рекомендации