Основанной на сенсорной интеграции
Если взаимодействие с окружающей средой способствует развитию мозга, и мозг при наличии возможности организует сам себя, то зачем детям терапия? Почему нельзя пройти «терапию» дома или на игровой площадке? Далее в этой главе мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Типично развивающийся ребенок не нуждается в специальной терапии, так как естественные игры обеспечивают его необходимым мозгу сенсорным опытом и дают возможность целенаправленно реагировать на стимулы. Дисфункция нервной системы у ребенка с нарушением сенсорной интеграции препятствует обработке ощущении от игры, не давая развиваться адаптивным ответам, организующим мозг. Иными словами, играть-то ребенок играет, но к интеграции это не приводит. Здесь требуется об-
становка, специально приспособленная под нужды ребен- должен поощрять, побуждать и мотивировать их к выбору
ка. Ни дома, ни в школе такой, как правило, нет. занятий, развивающих мозг. Невозможно организовать
______________________________________________ мозг ребенка без его собственного участия, он должен де-
Общество весьма озабочено обучением, развитием языка лать это сам, однако очевидно, что без посторонней помо-
и интеллекта, и куда меньше - закладкой сенсомоторного щи тут не справиться.
фундамента для этих высших функций.________________ ________________________________________________
Терапевт должен поощрять, побуждать и мотивировать
Общество весьма озабочено обучением, развитием язы- ребенка к выбору занятий, развивающих мозг._________
ка и интеллекта, и куда меньше - закладкой сенсомотор-
ного фундамента для этих высших функций. Телевидение,
видеофильмы и компьютерные игры уже настолько зани- Важнейшие принципы терапии
мают детей, что качели и песочницы почти забыты. От пе- Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной ин-
дагогов в детских садах ждут, что они научат детей читать, теграции, является стимуляция сенсорных систем и кон-
тогда как часто им следовало бы искать возможности раз- троль над сенсорными «каналами» (особенно это касается
вивать у детей базовые сенсорные функции, которые по- двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и
том помогли бы им быстрее научиться и читать, и писать. кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно
Терапевты, использующие сенсорную интеграцию, зна- формировал адаптивные ответы, интегрирующие различ-
ют и неврологию, они могут оценить работу сенсорной си- ные виды ощущений. Осуществление этой идеи на прак-
стемы и создать среду, с которой ребенок сможет взаимо- тике, в работе с детьми, требует присутствия высококва-
действовать значительно эффективнее, чем прежде. Дети лифицированного терапевта и большого пространства со
с нарушением сенсорной интеграции обычно избегают специальным, пусть и простым, оборудованием. Когда те-
следовать внутренним побуждениям*, поэтому терапевт рапевт работает эффективно и организация нервной систе-
мы ребенка налажена, со стороны кажется, что ребенок
* Автор использует словосочетание, которое можно было бы пе- просто играет. Жизнь полна парадоксов, и это один из них.
ревести и как «внутренний двигатель». Имеется в виду внутрен- Терапия наиболее эффективна, если ребенок сам на-
ний механизм, побуждающий ребенка к активности, исследова- правляет свои действия, а терапевт лишь ненавязчиво ме-
няю, постоянным новым попыткам активного взаимодействия няет обстановку. Как правило, интеграция происходит, ко-
со всем, что его окружает. Именно это и стимулирует развитие гда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы
мозга. У ребенка с нарушением сенсорной интеграции этот вну- их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг,
тренний «двигатель» сломан, поэтому его исследовательская ак- как правило, способен организовать ощущения от этого за-
тивность и взаимодействие со средой снижены. - Прим. науч. ред.
Оценка и вмешательство177
нятия. В силу своего устройства мозг ищет и находит Процесс оценки
опыт, нужный для его развития. Именно к такому резуль- Прежде чем начинать вмешательство, мы должны всесто-
тату привели более 500 миллионов лет эволюции, и именно ронне оценить проблему. Для оценки состояния детей от
это ежесекундно старается делать мозг каждого ребенка. 4 до 9 лет терапевты, занимающиеся сенсорной интегра-
__________________________________________________ цией, используют тесты на сенсорную интеграцию и прак-
Когда терапевт работает эффективно, сие (SIPT*), чтобы измерить эффективность сенсорных
и организация нервной системы ребенка налажена, процессов и способность к двигательному планированию.
со стороны кажется, что ребенок просто играет.________ Эти тесты показывают, насколько хорошо ребенок инте-
грирует вестибулярные, зрительные, тактильные и про-
При более серьезных нарушениях, особенно при аутиз- приоцептивные ощущения, может ли планировать движе-
ме, ребенок нуждается во внешнем руководстве и структу- ния, координировать работу глаз и рук, а также измеря-
рировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать ют качество постуральных и глазодвигательных ответов.
страх, агрессия и другие эмоции. Иначе говоря, терапевт Терапевт оценивает и то, какие из систем гиперактивны,
помогает ребенку управлять негативными ответами и эмо- а у каких активность снижена. Возможна также оценка
циями, пока тот осваивает необходимый ему сенсорный зрительного, а иногда и слухового восприятия, если нет
опыт и формирует адаптивные ответы, ведущие к орга- заключения соответствующих специалистов. В дополне-
низации импульсов. Скажем, бить и пинать коробку бы- ние ко всему этому он выясняет, какая рука у ребенка ве-
вает полезно в плане как сенсомоторного, так и эмоцио- дущая и как у него латерализованы навыки.
нального развития. На основании стандартных тестов и наблюдений, а
Мы не пытаемся научить ребенка ни тому, что он де- также опросов родителей и педагогов терапевт делает
лает сию минуту, ни любым другим специфическим дви- выводы о потребностях ребенка. Одни дети нуждаются
гательным навыкам. Наша цель - помочь ему эффектив- преимущественно в двигательном опыте (вестибулярные
нее функционировать физически и эмоционально и, как импульсы), другие - в тактильном, а также в опыте, свя-
следствие, лучше учиться. Мы хотим, чтобы он мог осваи- занном с суставами и мышцами (тактильные и проприо-
атъ любые двигательные навыки, или школьные предме- цептивные импульсы), и в двигательной активности. Мно-
ты, или тип поведения, необходимые в жизни. Двигатель- гим нужно научиться модулировать вливающиеся в мозг
ная активность ценна тем, что она «поставляет» сенсорную сенсорные потоки, которые «виноваты» в гиперактивно-
информацию, организующую процесс обучения, подобно сти, рассеянности, чувстве незащищенности. Всем детям
тому, какдвижения древних животных привели в процессе
эволюции к появлению мозга, способного читать и думать. * SIPT – Sensory Intergration and Praxis Tests. - Прим. перев.
12 Ребенок и сенсорная интеграция
с нарушениями сенсорной интеграции нужно набраться 9. Эффективность терапии определяется тем, начинает
сенсорного опыта, порождающего адаптивные ответы, од- ли ребенок эффективно реагировать на задачи, с ко-
нако типы ответов для каждого ребенка разные. торыми он прежде не мог справиться.
Сенсорный опыт: тщательный выбор занятий
Основные принципыХотя терапия предполагает активное участие ребенка и
его свободный выбор, время от времени терапевты целе-
1. Сенсорные аспекты активности важны для развития направленно знакомят своих подопечных с новыми вида- и обучения. ми активности, доставляющими необходимые тактильные
2. Чтобы справляться с трудностями и осваивать новые и двигательные ощущения, а также ощущения, связанные навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и инте- с суставами и мышцами. Игры, активизирующие тактиль-грация ощущений. ную систему, снабжают многие части мозга важной базо-
3. Эффективная реакция на трудности и усвоение новых вой информацией. Тактильная стимуляция действует ли-навыков весьма существенны для развития сенсорной бо возбуждающе, либо подавляюще - в зависимости от то-интеграции нервной системы. го, какие части тела стимулируются, а также от силы
4. Организация сенсорной перцепции и эффективных тактильного сигнала, который бывает легким или глубо-ответов, как правило, улучшает не только развитие, ким (давление). Эффект от прикосновения значительно но и поведение детей. сильнее, чем принято думать. По этой причине пассивная
5. Освоение сложных навыков и типов поведения зави- тактильная стимуляция обычно не рекомендуется. сит от совокупности ответов на более простые задачи. Ощущения давления часто помогают организовать
6. Чем сильнее ребенок мотивирован к какому-либо за- ребенка, который либо сверхчувствителен к прикоcнове-нятию и чем сильнее в нем заинтересован, тем боль- ниям, либо гиперактивен или рассеян в ситуациях, когда ше шансов, что он выстоит перед трудностями и в ре- прикосновение его раздражает. Здесь может помочь, на-зультате будет действовать эффективнее. пример, популярная у терапевтов игра «гамбургер»: тера-
7. Терапия основана на игре, причем организация певт располагает ребенка между двумя матами и затем и выбор видов активности обусловлены интересами надавливает на верхний мат - якобы мажет «гамбургер» и предпочтениями ребенка. кетчупом, горчицей, соусом и другими приправами. Не-
8. Терапевтические виды активности предполагают, редко такая игра действительно успокаивает и организует что задачи, поставленные перед ребенком, ребенка. Также полезны действия (сжатие, растяжение), ему по силам. которые нагружают суcтавы, стимулируя их сенсорные
Оценка и вмешательство
Чем больше интереса ребенок испытывает к какому-то виду активности, тем больше шансов, что он справится с задачами, улучшающими соответствующие навыки.
рецепторы: например, висение на турни- ке, «скалолазание» и т.д.
Еще одним способом стимулировать сенсорные рецепторы большинства тка- ней тела, особенно связанных с костями, является вибрация. Ее можно вызывать с помощью разных устройств: таких как широко распространенные мышечные
массажёры или электрическая вибрационная доска, на которой можно лежать, стоять или сидеть. Вибрация костей тоже обеспечивает импульсами вестибулярную систему. В главе 3 мы описывали, как из органов, которые древние животные использовали для обнаружения вибрации воды и земли, в процессе эволюции развились вестибулярные и слуховые рецепторы. Так же как и другие виды сенсор- ных импульсов, вибрацию следует использовать осторожно, ибо ее влияние очень индивидуально.
Терапия, основанная на сенсорной интеграции, уде- ет большое внимание двигательным и гравитационным ощущеениям (вестибулярной чувствительности), и, вероят-
но, поэтому она эффективна в тех случаях, когда иные виды терапии не принесли пользы. Правильнее всего по-зволить ребенку «найти стимул в самом себе» - самому выбрать оборудование для игры, активизирующей сенсор-ную систему. Если его нервной системе нужно «воспря-
нуть духом», он, вероятнее всего, выберет снаряды, позво-
ляющие двигаться быстро и во многих направлениях.
Если же ребенок нуждается в обработке вестибулярных сигналов и ответах на них, он будет избегать лишних движений, и терапевт должен «обеспечить» его проприо-цептивными и тактильными ощущениями, помогающи- ми модулировать ответы вестибулярной системы.
Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения. Терапевт тщательно наблюдает за каждым ребенком, анализируя результаты воздействия нового сенсорного опыта. Бывает, результат проявляется не сразу. Особенно сильно влияют на мозг вестибулярные импульсы, причем они могут как организовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например дыхание и сердцебиение. Неспособность мозга обработать вестибулярные импульсы может привести к дезориентации, летаргии и, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним). Родители, педагоги и другие неподготовленные в области сенсорной интеграции специалисты не должны подвер- гать детей целенаправленным вестибулярным нагрузкам. Только терапевт, специально подготовленный для работы в области сенсорной интеграции, может проводить терапевтическое вмешательство, основанное на вестибуляр- ных стимулах, с целью повлиять на работу мозга.
___________________________________________________
Стремление к действию должно исходить от самого ребенка, даже если все его предыдущие попытки выполнить это действие был безуспешны._______________________
________________________________________________
Терапевтические занятия Сенсорная интеграция как вид терапии целостна:
Сенсорная интеграция осуществляется тогда, когда ребе- она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг.
нок спонтанно планирует и успешно реализует адаптив-
ный ответ на сенсорное ощущение. Как уже говорилось Неподготовленный наблюдатель увидит только, что
в начале этой главы, чтобы улучшить организацию нерв- ребенок двигается и получает от игры удовольствие. Но
ной системы, ребенок должен активно взаимодействовать терапевт понимает, что при этом у ребенка активизиру-
с окружающей средой. Стремление к действию должно ются определенные сенсорные системы и формируются
исходить от него самого, даже если все его предыдущие (или не формируются) конкретные двигательные ответы.
попытки выполнить это действие были безуспешны. Ре- Специалист сравнивает эти ответы с результатами пред-
бенок должен сам пройти все необходимые шаги, несмо- варительной оценки состояния ребенка, которая была
тря на трудности, с которыми он столкнулся в процессе сделана до начала вмешательства. В распоряжении спе-
развития. Оборудование для терапии, основанной на циалиста есть письменные отчеты и собственные выводы
сенсорной интеграции, разработано специально для об изменении состояния ребенка в результате предыду-
того, чтобы вовлекать детей в игры, которые дают им щих занятий. Наблюдая за ребенком, терапевт соотносит
нужные ощущения и тем самым организуют развиваю- информацию о нем со своими наблюдениями над другими
щийся мозг. детьми, имеющими сходное нарушение, а также с заклю-
Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она чениями других терапевтов, работающих по всему миру,
задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Ког- и с научными исследованиями в области неврологии. Со
да мышцы работают слаженно, формируя адаптивное стороны может показаться, что терапевт просто играет с
движение всего тела, они вместе с соответствующими су- ребенком, но на самом деле он работает, прилагая огром-
ставами посылают в мозг хорошо организованные ощу- ные усилия, чтобы эта «игра» улучшала работу нервной
щения. Движения, в которые вовлечено все тело, также системы. Профессия терапевта требует не только хоро-
порождают множество вестибулярных импульсов, помога- шей профессиональной подготовки и проницательности,
ющих объединить другие сенсорные системы. Способ- но и воображения.
ность организовать эти ощущения и адекватно на них Неврологические потребности сугубо индивидуальны
ответить способствует организации различных мозговых и со временем могут меняться, поэтому терапия должна
функций. Вырастая, дети, прошедшие терапию, говорят предоставлять ребенку широкий спектр возможностей в
о ней так: «Она помогла мне собрать воедино мою жизнь», плане движений и ощущений. Исходя из этого, терапев-
или «Раньше я много чего планировал, но без толку. А те- ты имеют на вооружении большую коллекцию снарядов,
перь я могу действовать». позволяющих ребенку качаться, вертеться, кататься, ка-
Оценка и вмешательство 181
рабкаться, ползать, скакать «верхом» и выполнять другие так и должно быть. Однако дети также нуждаются в раз-
движения, в которых задействованы все части тела. Кро- витии внутреннего «инструктора», с помощью которого
ме того, нужно иметь запас предметов, которые можно они устанавливают взаимоотношения с физической сре-
поднимать, бросать и т.д. Но самым главным снарядом дой и людьми. Уверенность в себе основана на способно-
является тело самого ребенка. сти самому направлять свои действия.
Ребенок сам выбирает инвентарь и гимнастические Локус контроля* закладывается на втором или третьем
снаряды для занятий. Если он путается в выборе, тера- году жизни, когда ребенок начинает осознавать, что он и
певт направляет его. Однако не все терапевтические про- его мама - отдельные существа и что он каким-то образом
цедуры можно превратить в развлечение. Иногда зада- может управлять собой. Как мы уже видели в главе 2,
ния бывают скучными, трудными и утомительными, и их управление в этом возрасте заключается в ходьбе, лаза-
нужно тщательно контролировать. В этих случаях тера- ньи, играх, изменении физического и социального окру-
певту приходится придумывать такие виды активности, жения. Ребенок может убежать от матери или сказать ей
которые позволили бы одновременно удерживать внима- «нет». Чем лучше интегрирована нервная система ребен-
ние ребенка и помогать ему справляться с трудными за- ка, тем успешнее он утверждает свою самостоятельность.
дачами. Провоцировать сенсорные импульсы всегда сле- Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции
дует с особой осторожностью, и терапевт должен уметь страдают из-за низкой самооценки. Нелегко быть уверен-
распознать момент, за которым последует сенсорная пе- ным в себе, если с твоим «я» что-то не в порядке, тем более
регрузка. Избыток ощущений вредит нервной системе, что из-за дисфункции твои навыки куда хуже, чем у окру-
а при нарушениях мозг очень уязвим в этом отношении. жающих. Еще будучи совсем маленьким, ребенок обнару-
Вот почему родителям и педагогам не рекомендуется на- живает у себя неспособность делать то, что его сверстни-
вязывать детям сенсорные стимулы и вовлекать их в иг- кам дается легко, он проводит сравнения и видит, что ре-
ры, предполагающие сильное сенсорное воздействие. Это зультат всегда не в его пользу. Следом приходит чувство
можно делать лишь под руководством терапевта, специа- неполноценности, зависимости от внешних сил, фрустра-
лизирующегося в области сенсорной интеграции и хоро- ция и обреченность на неудачу. Многие малолетние право-
шо владеющего как теорией, так и практикой. нарушители выросли именно с таким ощущением в душе.
Терапевтическая атмосфера * Локус контроля (от лат. locus - место) – свойство человека при-
Однои из целей терапии является развитие у ребенка са- писывать ответственность за результаты своей деятельности
мостоятельности, чтобы он мог управлять своей жизнью. внешним силам (внешний локус контроля] или собственным спо-
Образование в основном регулируется извне, и, вероятно, собностям и усилиям (внутренний локус контроля). - Прим. перев.
Бывает, что дети, приходящие к терапевту, боятся де- При хорошо организованной нервной системе этот эн-
лать почти все, кроме простейших вещей. Их страшит да- тузиазм не угасает почти никогда. Ощущения от воздей-
же то, что вполне им по силам. Они не хотят показывать ствия силы тяжести, двигательное планирование и дви-
свою неумелость. Зная по опыту, что окружающие обычно жения приносят наслаждение. Взрослые испытывают те
предъявляют к ним слишком большие требования или об- же чувства, давая волю внутренним стремлениям к опре-
виняют их в чем-либо, они ожидают того же и от терапев- деленным ощущениям и движениям. Некоторым из них
та. Страх заставляет ребенка сопротивляться внутренним для получения удовольствия требуются очень сильные ве-
стремлениям и избегать игр, которые могли бы помочь раз- стибулярные и проприоцептивные стимулы - такие люди
витию его сенсомоторных функций. Терапевту приходит- прыгают с парашютом, взбираются на горные вершины,
ся прилагать значительные усилия, чтобы преодолеть это гоняют на мотоциклах. Другим достаточно умеренных
сопротивление. Он должен завоевать доверие ребенка, стимулов - они занимаются плаванием, танцами, бегом.
помочь ему привыкнуть к терапевтической обстановке. _________________________________________________
Поскольку лишь сам человек может организовать свой При хорошо организованной нервной системе
мозг, задача терапевта - активизировать его внутренние энтузиазм ребенка на занятиях не угасает почти никогда.
стремления, предлагая посильные задачи. Терапевтичес
кие задания должны соответствовать способностям к сен- Внутреннее стремление к сенсорной интеграции есть
сорной интеграции и индивидуальным потребностям и у большинства маленьких детей, но оно нередко подавля-
мотивировать, а не пугать и без того уязвимого ребенка. ется чувством неполноценности и фрустрацией. Нужно бо-
Цель специалиста - помочь ребенку накопить вестибуляр- гатое воображение и крепкие навыки, чтобы организовать
ный, проприоцептивный и тактильный опыт и формиро- безопасную и привлекательную среду, в которой ребенок
вать адаптивные ответы, все более и более сложные. мог бы развивать самостоятельность и управлять собствен-
Если терапевтическая среда для ребенка оптимальна, ным развитием. Нужна здесь и смелость, чтобы позволить
он станет получать удовольствие от визитов и будет рад ему тратить время (впустую, как кажется на первый
прийти снова. Как только он начнет осознавать свой скры- взгляд) на сопротивление, попытки устроить все по свое-
тый потенциал и почувствует удовлетворение, вызванное му желанию, нащупать свой путь. Когда ребенку одному
улучшением работы нервной системы, терапевтические не справиться, на помощь приходит терапевт: вмешива-
занятия станут привлекать его все сильнее. Именно его ется, помогает, побуждает делать то, что не получается.
энтузиазм послужит свидетельством того, что окружаю- Терапевт старается сохранить равновесие между си-
щая обстановка обеспечивает мозг необходимыми для стемой и свободой - так, чтобы обеспечить конструктив-
развития ощущениями. ность действий подопечного. Поддерживать такой баланс
Оценка и вмешательство
нелегко. Свободная игра сама по себе не обязательно приводит к улучшению сенсорной интеграции. В противном случае многие дети с нарушениями решили бы свои проблемы самостоятельно. Однако и жестко структурированная деятельность тоже плоха: она подавляет развитие. Балансируя между системой и свободой, терапевт помога- ет ребенку организовывать работу нервной системы и одновременно стимулирует его внутреннее стремление к действию. Ребенку на занятии дается столько свободы, сколько он способен освоить, если только это не мешает терапевтическим целям. Терапевт контролирует среду, а ребенок - свои собственные действия. И первое, что обыч- но замечают родители у своего ребенка в процессе тера- пии, - это рост самооценки и укрепление уверенности в себе. Нервная система стала функционировать лучше, и человек успешнее управляет своей жизнью.
__________________________________________________
Первое, что обычно замечают родители у своего ребенка в процессе терапии, - это рост самооценки и укрепление уверенности в себе._________________________________
Терапевтические занятия.Дети с нарушением сенсорной интеграции нередко интуитивно выбирают имен- но те виды активности, которые обеспечивают мозг недостающими ощущениями и ставят двигательные задачи, помогающие организовать эти ощущения. Ученые-невро-логи выяснили, что и животные, и люди получают внутренние сигналы, заставляющие их делать то, в чем они сильно нуждаются «здесь и сейчас», хотя они этого и не
осознают. Например, когда животное испытывает недо-
Дети с нарушением сенсорной интеграции нередко интуитивно выбирают именно те виды активности, которые обеспечивают мозг недостающими ощущениями и ставят двигательные задачи, помогающие организовать эти ощущения.
статок в каких-то витаминах, оно начинает есть пищу, содержащую эти витамины, даже если она не входит в его обычный рацион. Пополнив запас витаминов, звери
возвращаются к привычному для себя питанию. Очевид- но, что они ничего в правилах питания не смыслят и сознательно пищу не выбирают, но тело подсказывает им, что и в каком количестве нужно есть.
На терапевтических занятиях дети тоже подчиняют- ся внутренним сигналам. Их действия обусловлены, хотя ребенок думает, что он просто играет. Как правило, он тем самым «закладывает кирпичики» в фундамент свое- го развития. Терапия не есть нечто строго заданное, ее содержание меняется от ребенка к ребенку и от занятия к занятию.
Приведу пример мальчика (назовем его Биллом), который выбирал себе занятие во время нашего общения. Лучшего мне было не придумать! Попытайся я изменить его выбор, он, вероятно, утратил бы энтузиазм и, следовательно, достиг бы меньшего. В школе у Билла обнаружи-
ли проблемы с обучением. Эрготерапевт провел оценку пастей вертолетного винта. Центробежная сила стимули-
функций мальчика, связанных с сенсорной интеграцией. ровала гравитационные рецепторы иначе, чем при игре в
и выявил признаки нарушения обработки вестибулярных «хоккей на подвесках», где тело располагалось на животе.
импульсов. Чтобы держать прямо голову и тело, сопротивляясь цен-
Сначала Билл захотел поиграть с терапевтом в «хок- тробежной силе, требуется сильное сокращение мышц-
кей на подвесках». Оба расположились в сетках, подве- сгибателей передней части шеи и туловища, а не задней
шенных к потолку, в позе лежа на животе на расстоянии как при игре в «хоккей». Поэтому внутренний «инструктор»
метров трех друг от друга. Сетки были подвешены так подсказал мальчику выбрать две разных игры - -хоккей»
низко, что они могли двигаться, отталкиваясь руками от и «вертолет», стимулирующие разные вестибулярные и
пола. Вооружившись пластиковыми клюшками, они пере- мышечные рецепторы и, следовательно, дополняющие
кидывали друг другу мягкий мяч: в основном по полу, но друг друга.
иногда еще стучали им о стены. Чтобы дотянуться до мя- «Вертолет» подразумевает крайне интенсивную вести-
ча, нужно было качаться, вертеться в разных направле- булярную стимуляцию, и раз Билл «летал» целых десять
ниях, двигаться вперед-назад, иногда изгибаться. Все эти минут, значит, что он сильно в ней нуждался. Потом он
движения порождали огромное количество вестибуляр- принялся играть в «поплавок»: это большая закрытая
ных сигналов. Из-за пониженной активности вестибуляр- пластиковая емкость, которая свободно скатьзит вдоль
ной системы Билл не очень хорошо удерживал голову, у двух веревок длиной около 4,5 м. Мальчик держал верев-
него быстро уставала шея. Однако игра доставляла ему ки с одного конца, терапевт - с другого. Им нужно было
столько удовольствия, что он увлекся. Сильные сокраще- по очереди взмахивать руками так, чтобы поплавок за-
ния шейных мышц, которые заставляли мальчика подни- скользил по веревкам к партнеру, и одновременно сле-
мать голову, борясь с силой тяжести, обеспечивали его дить за ним, перемещая фокус с очень близкого расстоя-
сильными проприоцептивными стимулами, как и движе- ния вдаль и обратно. Как и многие дети с укороченным
ния глаз, следящих за мячом. Вестибулярные и проприо- нистагмом, Билл плохо координировал движения глаз
цептивные сигналы помогали Биллу не промахиваться, и сторон тела. Тем не менее, «скормив» мозгу столько ве-
когда он ударял по мячу. Ствол и полушария мозга рабо- стибулярных импульсов во время полета на «вертолете»,
тали слаженно и интегрировали вестибулярные, пропри- он смог обрабатывать ощущения от игры в «поплавок» эф-
оцептивные и зрительные ощущения. фективнее, чем если бы до этого не поиграл в «вертолет».
Затем Биллу захотелось полетать с другим мальчиком Следующим номером программы были скачки на «ки-
на «вертолете». Игра называлась так потому, что они си- те» - сиденье, подвешенном на эластичной веревке. Ребе-
дели каждый в своем кресле и кружились наподобие ло- нок сидит на нем, касаясь ногами мата, и толкает себя
Оценка и вмешательство185
вверх-вниз, словно оседлав кита. Таким образом он полу- роль пряток не слишком велика, но эта игра все равно да-
чил еще порцию вестибулярных импульсов, но уже двига- ет ребенку то, в чем он нуждается.
ясь по вертикали. Ощущения от вертикального переме- Посещая терапевта, Билл стал быстро прогрессиро-
щения объединились с ощущениями от горизонтального вать в учебе. Изменения стали заметны спустя всего лишь
(«хоккей»), а также вращательного («вертолет») движения. два месяца - гораздо быстрее, чем в случае с детьми, чьей
Скача на «ките», Билл смотрел на терапевта и болтал с сенсорной интеграции мешают сильные эмоции. Дела у
ним, что требовало эффективной стабилизации глаз, ведь мальчика быстро шли в гору потому, что он обладал мощ-
им приходилось фокусироваться на неподвижном объек- ным внутренним стремлением искать необходимые ему
те, в то время как тело перемещалось вверх-вниз на рас- стимулы и мог действовать самостоятельно.
стояние около метра.
Эти упражнения дали Биллу столько вестибулярных Сравнение сенсорно-интегративной терапии
импульсов, сколько мозг был способен организовать. Даль- с другими видами терапии
ше мальчик дриступил к строительству, водружая маты Терапия, ориентированная на развитие сенсорной инте-
на небольшие турники. Здесь требовалась зрительная грации, - это ветвь эрготерапии, дисциплины, в которой
ориентация в пространстве, и, безусловно, только что по- поведение человека рассматривается с нейробиологиче-
лученные вестибулярные и проприоцептивные сигналы ской точки зрения. Термин эрготерапия означает, что те-
подготовили его мозг к организации зрительной перцеп- рапевт помогает пациенту выполнять целенаправлен-
ции. Построив укрытие, Билл прятался в нем, а затем, ные, полезные действия. Большинство видов активности
рыча, неожиданно выпрыгивал прямо на терапевта. в терапии, основанной на сенсорной интеграции, целена-
Прятки - игра, характеризующая определенный этап правленны, ведь у ребенка есть цель, ради которой он
развития, популярная у детей - как в обычной жизни, ими занимается. Не размышления и рассуждения, а це-
так и в терапевтической среде, - когда их вестибулярная ленаправленная практика - вот лучший способ улучшить
функция улучшилась уже настолько, что позволяет эф- «производительность» человека, когда проблема коренит-
фективно ориентироваться в пространстве. Прятки по- ся в работе его мозга. Наряду с эрготерапией, принципы
зволяют почувствовать, что ты можешь контролировать подхода, основанного на развитии сенсорной интеграции,
пространство и отношения с людьми. Дети вступают в эту включают программы из других областей и дисциплин:
стадию развития без поощрения или примера. Бывает, физической терапии, развития речи и коммуникации, об-
Они своими прятками раздражают окружающих, которые разования и медицины развития. Ниже сравниваются и
не понимают значения этой игры для формирующейся са- сопоставляются некоторые наиболее распространенные
моидентичности ребенка. Безусловно, терапевтическая подходы к вмешательству.
Психотерапия.Терапия, основанная на сенсорной рапия, основанная на сенсорной интеграции, затрагивает
интеграции, отличается от классической психотерапии эмоциональное и социальное развитие, но только в каче-
тем, что пытается помочь ребенку справляться с пробле- стве следствия, вырастающего на базе более фундамен-
мами повседневной жизни, повышая эффективность ра- тальных функций, связанных с интеграцией обработки
боты мозга. Психотерапия обычно основывается на ана- сенсорных сигналов.
лизе отношений между людьми и причин их поступков. Перцепционно-двигательная тренировка.Тера-
Разговор о проблемах - не лучший способ развивать мозг, пия, основанная на сенсорной интеграции, не является
нуждающийся в сенсорной стимуляции и адаптивных от- перцепционно-двигательной тренировкой, с помощью ко-
ветах тела, однако беседа может помочь спустя какое-то торой ребенок усваивает определенную перцепцию и
время разобраться в мыслях и эмоциях. специфические навыки, например складывание голово-
Терапия, основанная на сенсорной интеграции, и пси- ломки или прыжки на «кузнечике». Специфические дви-
хотерапия имеют кое-что общее. В обоих случаях клиент гательные навыки стоит осваивать ради них самих, но
должен выполнять работу самостоятельно, а терапевт - помочь ребенку с глубокими нарушениями, затрагиваю-
лишь обеспечивать возможность такой работы. В обеих щими учебу и поведение, они вряд ли могут.
сферах бывают времена, когда предпринимаемые клиен- Образование.Подготовка школьных учителей ориен-
том усилия кажутся сизифовым трудом, ибо не приносят тирована на интеллектуальное общение с детьми, а не на
видимых результатов. Но поскольку единственный способ нейробиологические основы интеллекта. Поэтому льви-
развиваться предполагает личные усилия, развитие не- ная доля образовательных задач подходит детям с типич-
минуемо будет проходить периоды подъемов и спа- ной сенсорной интеграцией и слишком трудна для детей
дов. Это лучшее, что каждый из нас может сделать. с нарушением таковой.
Игровая терапия.Это вид психотерапии для детей. К услугам семей, в которых есть ребенок с нарушени-
Терапия, основанная на сенсорной интеграции, со сторо- ем сенсорной интеграции, предлагается много образова-
ны выглядит как игра, поэтому ее можно ошибочно при- тельных и терапевтических подходов, и, случается, роди-
нять за одну из форм игровой терапии. Последняя, как тели жалуются на то, что они теряются, не понимая, как
правило, не ориентирована на игру как способ целена- все эти подходы согласуются между собой. Ключевые
правленно повлиять на работу мозга, и игровые терапев- принципы, представленные в этой главе, могут помочь
ты не проходят специальной подготовки в области сенсор- родителям разобраться, согласуются или противоречат
ной интеграции. Игровая терапия исповедует в основном предложенные им или уже опробованные ими подходы
психодинамический подход, при котором ребенок получа- с тем, как воздействует на ребенка терапия, основанная
ет эмоциональный и социальный опыт. Несомненно, те- на сенсорной интеграции.
Оценка и вмешательство
Почему терапия, основанная на сенсорной интеграции, действенна?
Ответить на этот вопрос нам помогут исследования, о которых говорится в Приложении В. Здесь остается еще немного сказать о детях, имеющих проблемы с обучением и развитием.
Мозг, особенно на ранних стадиях развития, - очень гибкая система, способная меняться естественным образом. По мере взросления эта гибкость в определенной степени утрачивается. Совсем маленьким детям (до 2-х лет), чей мозг еще не потерял способности выстраивать новые связи между нейронами, терапия помогает их выстроить. Детям постарше она помогает организов