Диспраксия развития: что это такое?
Диспраксия развития - нарушение работы мозга, затрагивающее организацию тактильных, а иногда также вестибулярных и проприоцептивных ощущений и препятствующее планированию движений. Слово развитие озна- чает, что проблема возникает в ранний период жизни ребенка и, по мере взросления, влияет на его развитие.
Плохую сенсорную интеграцию воочию увидеть нельзя, а вот плохую двигательную координацию можно. Следовательно, диспраксия кажется двигательным нарушени- ем, - так же, как в случае некоторых других видов наруше- ний сенсорной интеграции кажется, что проблема заклю- чается в трудностях с обучением. Мы не можем увидеть саму проблему, нам доступна лишь ее физическая проек- ция, видимые проявления. Пытаясь помочь таким детям, следует помнить, что проблема - внутри ребенка, в том, как его мозг обрабатывает ощущения.
Проявления диспраксии развития
Ребенок с диспраксией не умеет правильно планировать движения, поэтому нередко тратит на это огромные уси- лия. Пытаясь приобрести навыки в какой-либо игре или виде спорта, он вынужден каждый раз заново планиро- вать действия. Он хочет научиться, старается изо всех сил, но схема тела не говорит ему, как именно надо учиться.
Большинство детей, впервые взяв в руки игрушку, мгновенно сообразят, что с ней делать. Увидев среди игро- вых снарядов цилиндр, они заберутся внутрь и покатят- ся; добравшись до турников, начнут по ним лазить, а из
Диспраксияразвития 131
набора кубиков быстро соорудят башню. Иногда они игра- Точная детальная схема тела нужна и для использова-
ют совсем не так, как предполагали производители игруш- ния инструментов, ибо инструмент фактически служит про-
ки, но ребенок дружит со своей нервной системой и знает, должением тела. Мелки, фломастеры, карандаши - самые
как получить удовольствие. распространенные инструменты, поэтому учителя часто
Ребенок же с диспраксией хуже чувствует свое тело и обращают внимание на трудности, возникающие у ребенка
его возможности. Он не видит, как можно развлечься. В именно при обучении письму. Встречаются жалобы типа:
цилиндр-то он залезет, но ему не придет в голову пока- «Он вечно создает беспорядок и должен учиться аккуратно-
титься. Он может вообще принять его за мусорный бак сти». Но ребенок не в состоянии «научиться аккуратности»,
и оставить без внимания. Вместо того чтобы играть с пока его телесные ощущения не будут интегрированы.
игрушками и искать им интересное применение, такой Родителей нередко сбивает с толку то, что ни с сидени-
ребенок будет попросту двигать их туда-сюда или выстра- ем, ни с ходьбой проблем у ребенка не возникало. Они пом-
ивать в ряды. Цилиндры, трехколесные велосипеды, тур- нят, что он впервые сел и научился ходить в положенное
ники и другое оборудование теряют в данном случае поч- время, он может спокойно подойти к креслу и забраться на
ти весь смысл, потому что плохо развита схема тела. него, - поэтому ждут, что он научится одеваться и завязы-
_____________________________________________ ___________ вать шнурки так, как делают все его сверстники. Однако
Ребенок с диспраксией хуже чувствует свое тело сидение и ходьба «вмонтированы» в нервную систему и
и его возможности. Он не видит, как можно развлечься.__ обычно развиваются в определенном возрасте. Другие зада-
чи, например одевание, завязывание шнурков, - это при-
Смышленый ребенок с диспраксией видит, как игра- обретенные навыки, им нужно обучаться, и ребенок должен
ют другие дети, и понимает, что они делают, но сам спла- уметь планировать движения, чтобы их освоить. Родители,
нировать свою игру не в состоянии. Влекомый желанием не понимая, что двигательное планирование, или праксис,
играть, он дергает или толкает игрушки слишком сильно, - это не то же самое, что развитие навыков, «встроенных»
нередко ломая их. Неуклюжесть движений может стать в нервную систему, сетуют: «Он может это сделать, если
причиной беспорядка и чревата дополнительным риском. захочет или постарается как следует». Они не осознают,
Иногда дети сознательно ломают игрушки, чтобы спра- сколько усилий вынужден прикладывать их ребенок.
виться с фрустрацией и чувством своей никчемности. Путаницы добавляют и освоенные ребенком негенера-
Плохо развитая схема тела мешает одеваться, засте- лизованные навыки*. Если ребенок с диспраксией интел-
гивать пуговицы и молнии. Разве легко аккуратно одеть-
ся, если не знаешь, как устроено твое тело? * О генерализованных и негенерализованных навыках см. при-
Особенно трудно справиться с завязыванием шнурков. мечание научного редактора на с. 86.
лектуально развит, он научится выполнять определенную задачу, например застегивать пуговицы: будет долго практиковаться, пока его мозг не сформирует это конкретное двигательное сообщение. Тем не менее такой навык не превращается в генерализованное умение планировать движения, поэтому другие задания, пусть и сходные, вызовут прежние трудности. Негенерализованные навыки никогда не помешают, но они не помогают мозгу научиться чему-то новому.
Один малыш однажды объяснил нам: «Я не могу думать и что-то делать одновременно». Необходимость обдумывать каждое незнакомое движение съедает много энергии. Нужны огромные умственные усилия, чтобы разобраться в задаче, если - из-за нарушения сенсорной интеграции - способность спонтанно планировать движения отсутствует. Некоторым детям с диспраксией, вероятно, просто не имеет смысла тратить всю энергию на дей-
ствие. которое у других получается быстро и легко.
Интеллектуально развитый ребенок с диспраксией, долго практикуясь, научится выполнять определенную задачу, например застегивать пуговицы, однако он все равно не может планировать движения для других, пусть и сходных, навыков.
Влияние диспраксии на школьную учебу Раз мозг не выполняет одно действие, можно ожидать, что он не выполнит и другое, или даже целый ряд других. Многие дети с диспраксией испытывают трудности с обучением, но не все. И с этим нарушением можно прилично учиться, только делать это гораздо труднее, чем при нормальном развитии. Развитый интеллект облегчает обучение, но не обязательно помогает ребенку лучше себя чувствовать в классе.
Начальные навыки обучения зависят от способности организовать сенсорные импульсы, особенно импульсы. идущие от глаз и ушей, но также и от вестибулярных. тактильных и проприоцептивных сигналов. Как мы увидим в главе 8, зрительная перцепция зависит от ощущений движения и положения тела, а также от ощущения действия силы тяжести. Если сенсорные системы не в состоянии работать как следует, обработка зрительной информации и чтение могут быть затруднены.
Плохо организованная схема тела влияет на письмо. раскрашивание и рисование. Кроме того, нарушение формирования схемы тела делает ребенка неловким и неуклюжим на детской площадке - среди сверстников такой ребенок явно будет чувствовать себя не в своей тарелке. Другие дети могут над ним смеяться и не принимать его в игру. Результатом этого может стать чувство бессилия и неуспешности, которое будет проявляться у ребенка и в классе.
Диспраксияразвития133
Этапы развития навыков двигательного планирования 5 лет надевает почти любую одежду
Некоторые задачи и возрастные периоды, в течение некоторых (шнурки на обуви пока не завязывает);
почти все дети осваивают успешное планирование этих задач. рисует мелками крестики;
самостоятельно пользуется туалетной бумагой;
сооружает домик или навес из одеял и мебели;
возраст задача вырезает нарисованные на бумаге фигурки
6 мес. играет с погремушками, кубиками, раскидайчиками и т.п., 6 лет прыгает на одной ноге;
а не просто хватает, поднимает или пытается их сжевать пишет свое имя печатными буквами;
1 год манипулирует предметами: разбирает, вкладывает раскрашивает заданные фигурки в раскрасках;
один в другой, меняет порядок их расположения, пользуется ластиком;
стучит ими друг о друга, извлекая звуки, играет в игру «поймай мяч»
а не просто двигает к себе или толкает 7 лет моется целиком с посторонней помощью;
2 года пользуется ложкой во время еды; может пользоваться молотком, отверткой, плоскогубца-
держит чашку и пьет из нее; ми, но не очень ловко;
чиркает мелками намазывает хлеб маслом с помощью ножа;
завязывает шнурки на обуви 3 года надевает и снимает пальто или платье;
пользуется вилкой; 8 лет пишет свое имя скорописью;
разворачивает конфеты скрепляет две вещи безопасной булавкой;
или пластинки жевательной резинки; пользуется портновской булавкой, иглой,
вытирает руки полотенцем скрепками и т.д.;
перепрыгивает через веревку
4года застегивает пуговицы с нетугими петельками;
наливает в стакан воду из кувшина; 9 лет пользуется столовым ножом;
моет руки; моется целиком без посторонней помощи;
режет ножницами; эффективно пользуется молотком, отверткой,
забирается на столы и стулья, под них, в коробки и т.п.; плоскогубцами
ездит на трехколесном велосипеде; прыгает в длину на одной ноге (игра в «классики»,
прыгает на двух ногах; девочки обычно осваивают такие прыжки раньше)
Ребенок с плохо организованными 10 лет бьет по яйцу ложкой, не проливая тактильными, двигательными и про- содержимого; приоцептивными ощущениями может разбивает яйцо, отделяет желток от белка;
быть неуклюжим и растерянным. чистит яблоко ножом;
копирует действия взрослого, который делает
из листа бумаги пилотку
Что чувствует ребенок с диспраксией?Большинство из нас, способных эффективно строить
взаимоотношения с физическими объектами, не осознает,
Нарушение двигательного планирования - не единствен- сколь ужасающими могут быть двигательные задачи для
ное проявление диспраксии. Она мешает во многих (но не ребенка, который не в состоянии с ними справиться, а ес-
во всех) жизненных обстоятельствах. Мозг, неспособный ли и справляется, то лишь после тяжелой борьбы. Пред-
организовать телесные ощущения, как правило, путает- ставлять, как это выглядит, когда дело сделано, и при этом
ся, пытаясь упорядочить все те ощущения, которые мы быть не в состоянии его сделать, - прямая дорога к жесто-
получаем в присутствии множества людей или вещей. кой фрустрации. Это похоже на попытки утолить голод,
Ребенок не справляется с модуляцией множественных когда обе твои руки загипсованы по плечи. Ребенок с дис-
ощущений и испытывает перегрузку. Его нервная систе- праксией чувствует себя в тупике. Страдает не только его
ма уязвима для стрессов в ситуациях, привычных другим осознание себя, но и отношения с окружающей средой.
людям. К тому же его ответы столь неадекватны, что ему Контроль над жизнью утрачивается, уступая место чув-
приходится делать одно и то же дважды, вторым заходом ству бессилия и никчемности. Ребенок может попытаться
ликвидируя беспорядок, устроенный при первой попытке. компенсировать его, контролируя других детей или мани-
Схема тела при диспраксии развита очень плохо, по- пулируя ситуацией. Время от времени он делает попытки
этому такие дети осознают свое физическое бытие доволь- сохранить личностную целостность, выказывая упрям-
но смутно. У них наблюдается кризис идентичности. Не ство и несогласие.
зная, кто он и что он, ребенок боится притворяться или Дети с диспраксией часто полагают, что контролиро-
фантазировать. Однажды я сказала девочке с диспракси- вать окружающую среду им мешает кто-то другой или са-
ей, что она выглядит как принцесса; в ответ раздался крик: ма среда. Для них характерны такие выражения, как
«Я не принцесса! Я Памела!» Столь хрупкая связь с физи- «Стена меня ударила» или «Это ты шатаешь кресло». Ви-
ческой идентичностью рождает сильное чувство эмоцио- новат в ошибке всегда кто-то другой, - даже, бывает, сама
нальной незащищенности. Ребенок превращается в раба Земля, если у ребенка есть гравитационная неуверенность.
собственного тела. Нарушение в нервной системе препят- И вот над этим фрустрированным, незащищенным,
ствует развитию личности. Неприятное поведение скрыва- растерянным ребенком «нависают» взрослые, преиспол-
ет огромную потребность ребенка в любви и поддержке. ненные благих намерений. Взрослые строят свои ожида-
______________________________________________ ния, исходя из интеллектуального уровня ребенка, а не
Большинство из нас не осознает, сколь ужасающими из его способности к двигательному планированию. Видя,
могут быть двигательные задачи для ребенка, что он хорошо освоил несколько негенерализованных на-
который не в состоянии с ними справиться._____________ выков или «запрограммированных» движений, они требу-
Диспраксияразвития135
ют от него такой же успешной работы и в других ситуаци- венной скоростью, ведь невозможно развиваться по чужому
ях. Не обращая внимания на хрупкость его эмоций, они сценарию. Оберегайте их от обстоятельств и заданий, вы-
хотят. чтобы он справлялся со стрессами и замешатель- зывающих страх. Покажите ребенку, что вы понимаете его
ством, преодолеть которые он не способен. и защищаете. Предоставляя ему какие-либо возможности,
Дети с диспраксией неврологически не готовы проти- учитывайте его уровень. Но самое главное, обратитесь к
востоять угрозам своему «я». Одна-единственная нелов- профессионалу, специально подготовленному в области
кость, например поломка карандаша, чревата бурной ре- сенсорной интеграции, как в теории, так и в практике,
акцией. Собравшись с духом и решившись выполнить за- чтобы найти правильные способы помочь своему ребенку.
дачу, но столкнувшись с трудностями, они могут навсегда
отказаться от попыток довести дело до конца. Ощущение
незащищенности усугубляется каждый раз, когда ребе- ! Советы родителям
нок замечает, что другие дети непринужденно делают то,
в чем он «провалился». Неудивительно, что дети с дис- Вот некоторые способы помочь ребенку развить способно-
праксией часто упрямы, несговорчивы и манипулятивны. сти к двигательному планированию (праксису).
Такие дети могут быть и эмоционально лабильными: - Возможно, вы заметили, что чем больше ваш ребенок
ребенок то радуется, то через минуту рыдает. Встречает- пытается освоить новые действия, тем сильнее он путает-
ся у них и нежелание взрослеть: в любой ситуации они ся, становится менее координированным и в результате
«строят из себя младенцев», не обладая неврологической все глубже погружается во фрустрацию. Старайтесь пред-
зрелостью, соответствующей своему возрасту. Такой ребе- упреждать такие ситуации, ободряйте ребенка словесно
нок нуждается в поддержке и ободрении родителей гораз- и поначалу помогите ему несколько раз выполнить новую
до дольше, чем его сверстники. Ему нужны взрослые, ко- задачу.
торые увидели бы мир таким, каким видит его он сам. - Тактильные, пространственно-телесные и двига-
______________________________________________ тельные ощущения - все они нужны, чтобы помочь ребен-
Нередко лучший подход к детям с диспраксией - ку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в про-
позволить им развиваться со своей собственной скоростью. странстве. Виды активности, стимулирующие эти ощуще-
ния, способствуют и более эффективному планированию
Нередко лучший подход к детям с диспраксией - защи- действий.
та их от внешнего давления и серьезных неудач. Пусть они
следуют своему внутреннему импульсу, если это приносит * Комментарий эксперта Шарон А. Чермак к темам, поднятым
хоть какую-то пользу. Пусть развиваются со своей собст- в этой главе, см. в Приложении А.
- Разделение задачи на более мелкие шаги, с которы- - Определенную трудность представляет временной ми легче справиться, позволит ребенку почувствовать расчет действий. Стимулируйте ребенка к таким видам свои силы и повысить самооценку. активности, для которых необходимо рассчитывать вре-
- Задания, в которых надо карабкаться, пролезать мя, место и направление движений. Например: попасть под предметами или сквозь них, например занятия на ногой или битой по катящемуся (летящему) шару, прыгать площадке с различного рода турниками и полосами пре- со скакалкой и т.п.
пятствий, помогут ребенку сформировать базовые навы- - Некоторым детям особенно трудно даются совсем не-
ки управления телом при передвижении, понять, как это знакомые задания: они не могут сообразить, с какого бо-
делается. ка подойти к делу. Подталкивайте ребенка к поиску но-
- Задачи, основанные на подражании, например игра вых способов играть с игрушками и использовать игровое
«делай как я» или копирование движений пальцев и рук оборудование. Также полезно пробовать разные положе-
под музыку*, стимулируют развитие такого вида плани- ния и направления, карабкаясь куда-либо или качаясь на
рования движений, при котором требуется наблюдение и качелях разных типов.
имитация. - Выясните, какие аспекты двигательного планирова-
- Вовлекайте ребенка в игры с простыми устными ин- ния (например, подражание, выполнение устных указаний, струкциями, например «Сказал Саймон»**, - это учит пла- выстраивание последовательности, новые идеи) даются нировать действия при отсутствии зрительных подсказок. вашему ребенку легче других, а какие - труднее. Исполь-
- Развивайте у ребенка способность планировать се- зуйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компен-рии действий, например определять, какие шаги надо сировать трудности, возникающие в «слабых» местах. предпринять, чтобы приготовить бутерброд, завернуть - Установка «я не могу» может войти у ребенка в при-подарок, сделать поделку своими руками. вычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему
легче вообще не пытаться выполнить действие. Некоторые дети с нарушением двигательного планирования все вре-
* Имеются в виду развивающие детские песенки с притоптыва- мя стремятся брать верх, чтобы управлять ситуацией
ниями, прихлопываниями и другими движениями. - Прим. перев. и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями. Во
** Распространенная английская детская игра «Simon Says» всех этих случаях помогайте ребенку справляться с зада-
(«Сказал Саймон»). Дети встают вокруг водящего и выполняют чами налаживать и поддерживать дружеские связи. Это
его команды, но только если водящий произносит слова «сказал крайне важно.
Саймон» («Подними руки! - сказал Саймон»). Если эти слова не Терапевт может предложить и более специфические
были сказаны, команду выполнять нельзя. Тот, кто ошибается, виды занятий, подходящие вашему ребенку.
выбывает из игры. - Прим. перев.
Диспраксияразвития137
Опросный лист □затрудняется переключаться с одного вида дея-
«Праксис (двигательное планирование)»тельности на другой?
□ не может навести порядок в комнате и на столе?
Нижеприведенные вопросы описывают некоторые при- □ подвержен физическому риску или часто натыка-
знаки и симптомы нарушения праксиса (двигательного ется/спотыкается о предметы?
планирования), которые чаще всего становятся заметны, □дольше сверстников осваивает навыки, такие как
когда ребенок пытается выполнить незнакомое действие завязывание шнурков, одевание, письмо, игры
или сделать что-то знакомое, но непривычным для себя с мячом (в которых надо поймать мяч) и т.д.?
способом. Большинство признаков и симптомов диспрак- □ пытается верховодить сверстниками, направить
сии развития заключено в том, чего ребенок не может игру так, чтобы обрести контроль над ситуацией?
делать, а не в том, что он делает. У ребенка необязатель-
но наличествуют все указанные признаки, и наоборот, Copyringht© 2005 by Western Psychological Services
отдельные симптомы могут встречаться у детей, не имею-
щих никаких проблем.
Замечаете ли вы, что ваш ребенок:
□неуклюж или неловок?
□избегает участия в спортивных играх или иных
видах физической активности, или они ему
не нравятся?
□с трудом придумывает для себя новые развлечения
или не понимает, как играть с теми или иными
игрушками?
□все время предпочитает следовать одной и той же
схеме игры или выбирает одни и те же игры?
□действует неэффективно: например, пропускает
какие-то шаги или выполняет ненужные действия
во время игры или занятия?
□с трудом приступает к выполнению задачи или
не может ее закончить?