Диспраксия развития: что это такое?

Диспраксия развития - нарушение работы мозга, затра­гивающее организацию тактильных, а иногда также ве­стибулярных и проприоцептивных ощущений и препятст­вующее планированию движений. Слово развитие озна- ­чает, что проблема возникает в ранний период жизни ребенка и, по мере взросления, влияет на его развитие.

Плохую сенсорную интеграцию воочию увидеть нельзя, а вот плохую двигательную координацию можно. Следо­вательно, диспраксия кажется двигательным нарушени- ­ем, - так же, как в случае некоторых других видов наруше- ­ний сенсорной интеграции кажется, что проблема заклю- ­чается в трудностях с обучением. Мы не можем увидеть саму проблему, нам доступна лишь ее физическая проек- ­ция, видимые проявления. Пытаясь помочь таким детям, следует помнить, что проблема - внутри ребенка, в том, как его мозг обрабатывает ощущения.

Проявления диспраксии развития

Ребенок с диспраксией не умеет правильно планировать движения, поэтому нередко тратит на это огромные уси­- лия. Пытаясь приобрести навыки в какой-либо игре или виде спорта, он вынужден каждый раз заново планиро- ­вать действия. Он хочет научиться, старается изо всех сил, но схема тела не говорит ему, как именно надо учиться.

Большинство детей, впервые взяв в руки игрушку, мгновенно сообразят, что с ней делать. Увидев среди игро- ­вых снарядов цилиндр, они заберутся внутрь и покатят­- ся; добравшись до турников, начнут по ним лазить, а из

Диспраксияразвития 131

набора кубиков быстро соорудят башню. Иногда они игра- Точная детальная схема тела нужна и для использова-

ют совсем не так, как предполагали производители игруш- ния инструментов, ибо инструмент фактически служит про-

ки, но ребенок дружит со своей нервной системой и знает, должением тела. Мелки, фломастеры, карандаши - самые

как получить удовольствие. распространенные инструменты, поэтому учителя часто

Ребенок же с диспраксией хуже чувствует свое тело и обращают внимание на трудности, возникающие у ребенка

его возможности. Он не видит, как можно развлечься. В именно при обучении письму. Встречаются жалобы типа:

цилиндр-то он залезет, но ему не придет в голову пока- «Он вечно создает беспорядок и должен учиться аккуратно-

титься. Он может вообще принять его за мусорный бак сти». Но ребенок не в состоянии «научиться аккуратности»,

и оставить без внимания. Вместо того чтобы играть с пока его телесные ощущения не будут интегрированы.
игрушками и искать им интересное применение, такой Родителей нередко сбивает с толку то, что ни с сидени-

ребенок будет попросту двигать их туда-сюда или выстра- ем, ни с ходьбой проблем у ребенка не возникало. Они пом-

ивать в ряды. Цилиндры, трехколесные велосипеды, тур- нят, что он впервые сел и научился ходить в положенное

ники и другое оборудование теряют в данном случае поч- время, он может спокойно подойти к креслу и забраться на

ти весь смысл, потому что плохо развита схема тела. него, - поэтому ждут, что он научится одеваться и завязы-

_____________________________________________ ___________ вать шнурки так, как делают все его сверстники. Однако

Ребенок с диспраксией хуже чувствует свое тело сидение и ходьба «вмонтированы» в нервную систему и

и его возможности. Он не видит, как можно развлечься.__ обычно развиваются в определенном возрасте. Другие зада­-
чи, например одевание, завязывание шнурков, - это при-

Смышленый ребенок с диспраксией видит, как игра- обретенные навыки, им нужно обучаться, и ребенок должен

ют другие дети, и понимает, что они делают, но сам спла- уметь планировать движения, чтобы их освоить. Родители,

нировать свою игру не в состоянии. Влекомый желанием не понимая, что двигательное планирование, или праксис,

играть, он дергает или толкает игрушки слишком сильно, - это не то же самое, что развитие навыков, «встроенных»

нередко ломая их. Неуклюжесть движений может стать в нервную систему, сетуют: «Он может это сделать, если

причиной беспорядка и чревата дополнительным риском. захочет или постарается как следует». Они не осознают,

Иногда дети сознательно ломают игрушки, чтобы спра- сколько усилий вынужден прикладывать их ребенок.

виться с фрустрацией и чувством своей никчемности. Путаницы добавляют и освоенные ребенком негенера-

Плохо развитая схема тела мешает одеваться, засте- лизованные навыки*. Если ребенок с диспраксией интел-

гивать пуговицы и молнии. Разве легко аккуратно одеть-

ся, если не знаешь, как устроено твое тело? * О генерализованных и негенерализованных навыках см. при-

Особенно трудно справиться с завязыванием шнурков. мечание научного редактора на с. 86.

лектуально развит, он научится выполнять определенную задачу, например застегивать пуговицы: будет долго практиковаться, пока его мозг не сформирует это кон­кретное двигательное сообщение. Тем не менее такой на­вык не превращается в генерализованное умение плани­ровать движения, поэтому другие задания, пусть и сход­ные, вызовут прежние трудности. Негенерализованные навыки никогда не помешают, но они не помогают мозгу научиться чему-то новому.

Один малыш однажды объяснил нам: «Я не могу ду­мать и что-то делать одновременно». Необходимость обду­мывать каждое незнакомое движение съедает много энергии. Нужны огромные умственные усилия, чтобы ра­зобраться в задаче, если - из-за нарушения сенсорной ин­теграции - способность спонтанно планировать движения отсутствует. Некоторым детям с диспраксией, вероятно, просто не имеет смысла тратить всю энергию на дей-

Диспраксия развития: что это такое? - student2.ru

ствие. которое у других по­лучается быстро и легко.

Интеллектуально развитый ребенок с диспраксией, долго практикуясь, научится выполнять определенную задачу, например застегивать пуговицы, однако он все равно не может планировать движения для других, пусть и сходных, навыков.

Влияние диспраксии на школьную учебу Раз мозг не выполняет одно действие, можно ожидать, что он не выполнит и другое, или даже целый ряд других. Многие дети с диспраксией испытывают трудности с обу­чением, но не все. И с этим нарушением можно прилично учиться, только делать это гораздо труднее, чем при нор­мальном развитии. Развитый интеллект облегчает обуче­ние, но не обязательно помогает ребенку лучше себя чув­ствовать в классе.

Начальные навыки обучения зависят от способности организовать сенсорные импульсы, особенно импульсы. идущие от глаз и ушей, но также и от вестибулярных. тактильных и проприоцептивных сигналов. Как мы уви­дим в главе 8, зрительная перцепция зависит от ощуще­ний движения и положения тела, а также от ощущения действия силы тяжести. Если сенсорные системы не в со­стоянии работать как следует, обработка зрительной ин­формации и чтение могут быть затруднены.

Плохо организованная схема тела влияет на письмо. раскрашивание и рисование. Кроме того, нарушение формирования схемы тела делает ребенка неловким и неуклюжим на детской площадке - среди сверстников такой ребенок явно будет чувствовать себя не в своей та­релке. Другие дети могут над ним смеяться и не прини­мать его в игру. Результатом этого может стать чувство бессилия и неуспешности, которое будет проявляться у ребенка и в классе.

Диспраксияразвития133

Этапы развития навыков двигательного планирования 5 лет надевает почти любую одежду

Некоторые задачи и возрастные периоды, в течение некоторых (шнурки на обуви пока не завязывает);

почти все дети осваивают успешное планирование этих задач. рисует мелками крестики;

самостоятельно пользуется туалетной бумагой;

сооружает домик или навес из одеял и мебели;

возраст задача вырезает нарисованные на бумаге фигурки

6 мес. играет с погремушками, кубиками, раскидайчиками и т.п., 6 лет прыгает на одной ноге;

а не просто хватает, поднимает или пытается их сжевать пишет свое имя печатными буквами;

1 год манипулирует предметами: разбирает, вкладывает раскрашивает заданные фигурки в раскрасках;

один в другой, меняет порядок их расположения, пользуется ластиком;

стучит ими друг о друга, извлекая звуки, играет в игру «поймай мяч»

а не просто двигает к себе или толкает 7 лет моется целиком с посторонней помощью;

2 года пользуется ложкой во время еды; может пользоваться молотком, отверткой, плоскогубца-

держит чашку и пьет из нее; ми, но не очень ловко;

чиркает мелками намазывает хлеб маслом с помощью ножа;

завязывает шнурки на обуви 3 года надевает и снимает пальто или платье;

пользуется вилкой; 8 лет пишет свое имя скорописью;

разворачивает конфеты скрепляет две вещи безопасной булавкой;

или пластинки жевательной резинки; пользуется портновской булавкой, иглой,

вытирает руки полотенцем скрепками и т.д.;

перепрыгивает через веревку
4года застегивает пуговицы с нетугими петельками;

наливает в стакан воду из кувшина; 9 лет пользуется столовым ножом;

моет руки; моется целиком без посторонней помощи;

режет ножницами; эффективно пользуется молотком, отверткой,

забирается на столы и стулья, под них, в коробки и т.п.; плоскогубцами

ездит на трехколесном велосипеде; прыгает в длину на одной ноге (игра в «классики»,

прыгает на двух ногах; девочки обычно осваивают такие прыжки раньше)

Диспраксия развития: что это такое? - student2.ru Ребенок с плохо организованными 10 лет бьет по яйцу ложкой, не проливая тактильными, двигательными и про- содержимого; приоцептивными ощущениями может разбивает яйцо, отделяет желток от белка;

быть неуклюжим и растерянным. чистит яблоко ножом;

копирует действия взрослого, который делает

из листа бумаги пилотку

Что чувствует ребенок с диспраксией?Большинство из нас, способных эффективно строить

взаимоотношения с физическими объектами, не осознает,

Нарушение двигательного планирования - не единствен- сколь ужасающими могут быть двигательные задачи для

ное проявление диспраксии. Она мешает во многих (но не ребенка, который не в состоянии с ними справиться, а ес-

во всех) жизненных обстоятельствах. Мозг, неспособный ли и справляется, то лишь после тяжелой борьбы. Пред-

организовать телесные ощущения, как правило, путает- ставлять, как это выглядит, когда дело сделано, и при этом

ся, пытаясь упорядочить все те ощущения, которые мы быть не в состоянии его сделать, - прямая дорога к жесто-

получаем в присутствии множества людей или вещей. кой фрустрации. Это похоже на попытки утолить голод,

Ребенок не справляется с модуляцией множественных когда обе твои руки загипсованы по плечи. Ребенок с дис-

ощущений и испытывает перегрузку. Его нервная систе- праксией чувствует себя в тупике. Страдает не только его

ма уязвима для стрессов в ситуациях, привычных другим осознание себя, но и отношения с окружающей средой.

людям. К тому же его ответы столь неадекватны, что ему Контроль над жизнью утрачивается, уступая место чув-

приходится делать одно и то же дважды, вторым заходом ству бессилия и никчемности. Ребенок может попытаться

ликвидируя беспорядок, устроенный при первой попытке. компенсировать его, контролируя других детей или мани-

Схема тела при диспраксии развита очень плохо, по- пулируя ситуацией. Время от времени он делает попытки

этому такие дети осознают свое физическое бытие доволь- сохранить личностную целостность, выказывая упрям-

но смутно. У них наблюдается кризис идентичности. Не ство и несогласие.

зная, кто он и что он, ребенок боится притворяться или Дети с диспраксией часто полагают, что контролиро-

фантазировать. Однажды я сказала девочке с диспракси- вать окружающую среду им мешает кто-то другой или са-

ей, что она выглядит как принцесса; в ответ раздался крик: ма среда. Для них характерны такие выражения, как

«Я не принцесса! Я Памела!» Столь хрупкая связь с физи- «Стена меня ударила» или «Это ты шатаешь кресло». Ви-

ческой идентичностью рождает сильное чувство эмоцио- новат в ошибке всегда кто-то другой, - даже, бывает, сама

нальной незащищенности. Ребенок превращается в раба Земля, если у ребенка есть гравитационная неуверенность.
собственного тела. Нарушение в нервной системе препят- И вот над этим фрустрированным, незащищенным,

ствует развитию личности. Неприятное поведение скрыва- растерянным ребенком «нависают» взрослые, преиспол-

ет огромную потребность ребенка в любви и поддержке. ненные благих намерений. Взрослые строят свои ожида-

______________________________________________ ния, исходя из интеллектуального уровня ребенка, а не

Большинство из нас не осознает, сколь ужасающими из его способности к двигательному планированию. Видя,
могут быть двигательные задачи для ребенка, что он хорошо освоил несколько негенерализованных на-­
который не в состоянии с ними справиться._____________ выков или «запрограммированных» движений, они требу-

Диспраксияразвития135

ют от него такой же успешной работы и в других ситуаци- венной скоростью, ведь невозможно развиваться по чужому

ях. Не обращая внимания на хрупкость его эмоций, они сценарию. Оберегайте их от обстоятельств и заданий, вы-

хотят. чтобы он справлялся со стрессами и замешатель- зывающих страх. Покажите ребенку, что вы понимаете его

ством, преодолеть которые он не способен. и защищаете. Предоставляя ему какие-либо возможности,

Дети с диспраксией неврологически не готовы проти- учитывайте его уровень. Но самое главное, обратитесь к

востоять угрозам своему «я». Одна-единственная нелов- профессионалу, специально подготовленному в области

кость, например поломка карандаша, чревата бурной ре- сенсорной интеграции, как в теории, так и в практике,

акцией. Собравшись с духом и решившись выполнить за- чтобы найти правильные способы помочь своему ребенку.
дачу, но столкнувшись с трудностями, они могут навсегда

отказаться от попыток довести дело до конца. Ощущение

незащищенности усугубляется каждый раз, когда ребе- ! Советы родителям
нок замечает, что другие дети непринужденно делают то,

в чем он «провалился». Неудивительно, что дети с дис- Вот некоторые способы помочь ребенку развить способно-

праксией часто упрямы, несговорчивы и манипулятивны. сти к двигательному планированию (праксису).

Такие дети могут быть и эмоционально лабильными: - Возможно, вы заметили, что чем больше ваш ребенок
ребенок то радуется, то через минуту рыдает. Встречает- пытается освоить новые действия, тем сильнее он путает-­
ся у них и нежелание взрослеть: в любой ситуации они ся, становится менее координированным и в результате
«строят из себя младенцев», не обладая неврологической все глубже погружается во фрустрацию. Старайтесь пред-
зрелостью, соответствующей своему возрасту. Такой ребе- упреждать такие ситуации, ободряйте ребенка словесно
нок нуждается в поддержке и ободрении родителей гораз- и поначалу помогите ему несколько раз выполнить новую
до дольше, чем его сверстники. Ему нужны взрослые, ко- задачу.
торые увидели бы мир таким, каким видит его он сам. - Тактильные, пространственно-телесные и двига-

______________________________________________ тельные ощущения - все они нужны, чтобы помочь ребен-

Нередко лучший подход к детям с диспраксией - ку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в про-

позволить им развиваться со своей собственной скоростью. странстве. Виды активности, стимулирующие эти ощуще-­
ния, способствуют и более эффективному планированию

Нередко лучший подход к детям с диспраксией - защи- действий.
та их от внешнего давления и серьезных неудач. Пусть они

следуют своему внутреннему импульсу, если это приносит * Комментарий эксперта Шарон А. Чермак к темам, поднятым

хоть какую-то пользу. Пусть развиваются со своей собст- в этой главе, см. в Приложении А.

- Разделение задачи на более мелкие шаги, с которы- - Определенную трудность представляет временной ми легче справиться, позволит ребенку почувствовать расчет действий. Стимулируйте ребенка к таким видам свои силы и повысить самооценку. активности, для которых необходимо рассчитывать вре-

- Задания, в которых надо карабкаться, пролезать мя, место и направление движений. Например: попасть под предметами или сквозь них, например занятия на ногой или битой по катящемуся (летящему) шару, прыгать площадке с различного рода турниками и полосами пре- со скакалкой и т.п.

пятствий, помогут ребенку сформировать базовые навы- - Некоторым детям особенно трудно даются совсем не-

ки управления телом при передвижении, понять, как это знакомые задания: они не могут сообразить, с какого бо-

делается. ка подойти к делу. Подталкивайте ребенка к поиску но-

- Задачи, основанные на подражании, например игра вых способов играть с игрушками и использовать игровое
«делай как я» или копирование движений пальцев и рук оборудование. Также полезно пробовать разные положе-
под музыку*, стимулируют развитие такого вида плани- ния и направления, карабкаясь куда-либо или качаясь на
рования движений, при котором требуется наблюдение и качелях разных типов.

имитация. - Выясните, какие аспекты двигательного планирова-

- Вовлекайте ребенка в игры с простыми устными ин- ния (например, подражание, выполнение устных указаний, струкциями, например «Сказал Саймон»**, - это учит пла- выстраивание последовательности, новые идеи) даются нировать действия при отсутствии зрительных подсказок. вашему ребенку легче других, а какие - труднее. Исполь-

- Развивайте у ребенка способность планировать се- зуйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компен-рии действий, например определять, какие шаги надо сировать трудности, возникающие в «слабых» местах. предпринять, чтобы приготовить бутерброд, завернуть - Установка «я не могу» может войти у ребенка в при-подарок, сделать поделку своими руками. вычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему

легче вообще не пытаться выполнить действие. Некоторые дети с нарушением двигательного планирования все вре-

* Имеются в виду развивающие детские песенки с притоптыва- мя стремятся брать верх, чтобы управлять ситуацией

ниями, прихлопываниями и другими движениями. - Прим. перев. и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями. Во
** Распространенная английская детская игра «Simon Says» всех этих случаях помогайте ребенку справляться с зада-

(«Сказал Саймон»). Дети встают вокруг водящего и выполняют чами налаживать и поддерживать дружеские связи. Это

его команды, но только если водящий произносит слова «сказал крайне важно.

Саймон» («Подними руки! - сказал Саймон»). Если эти слова не Терапевт может предложить и более специфические

были сказаны, команду выполнять нельзя. Тот, кто ошибается, виды занятий, подходящие вашему ребенку.

выбывает из игры. - Прим. перев.

Диспраксияразвития137

Опросный лист □затрудняется переключаться с одного вида дея-
«Праксис (двигательное планирование)»тельности на другой?

□ не может навести порядок в комнате и на столе?
Нижеприведенные вопросы описывают некоторые при- □ подвержен физическому риску или часто натыка-
знаки и симптомы нарушения праксиса (двигательного ется/спотыкается о предметы?
планирования), которые чаще всего становятся заметны, □дольше сверстников осваивает навыки, такие как
когда ребенок пытается выполнить незнакомое действие завязывание шнурков, одевание, письмо, игры
или сделать что-то знакомое, но непривычным для себя с мячом (в которых надо поймать мяч) и т.д.?
способом. Большинство признаков и симптомов диспрак- □ пытается верховодить сверстниками, направить
сии развития заключено в том, чего ребенок не может игру так, чтобы обрести контроль над ситуацией?
делать, а не в том, что он делает. У ребенка необязатель­-
но наличествуют все указанные признаки, и наоборот, Copyringht© 2005 by Western Psychological Services
отдельные симптомы могут встречаться у детей, не имею-­
щих никаких проблем.

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

□неуклюж или неловок?

□избегает участия в спортивных играх или иных

видах физической активности, или они ему

не нравятся?

□с трудом придумывает для себя новые развлечения

или не понимает, как играть с теми или иными

игрушками?

□все время предпочитает следовать одной и той же

схеме игры или выбирает одни и те же игры?

□действует неэффективно: например, пропускает

какие-то шаги или выполняет ненужные действия

во время игры или занятия?

□с трудом приступает к выполнению задачи или

не может ее закончить?


Наши рекомендации